Мыслить глобально - действовать локально

Ученые всего мира сходятся во мнении, что через несколько десятилетий экологические проблемы могут обернуться трагедией – исчезновением всего живого на нашей планете. По слова академика Н.М. Мамедова, «человечество ныне находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно устранить региональные и глобальные экологические изменения. Но для этого необходимы всестороннее исследование создавшейся ситуации, знание закономерностей взаимодействия общества и природы». Поэтому так...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локальноМыслить глобально - действовать локально

Муниципальный этап областного конкурса методических материалов.





Номинация: Методическая разработка мероприятия

Тема: Зеленая планета глазами детей.

Название работы: Экологический урок

«Мыслить глобально - действовать локально».

Район: Починковский

Образовательная организация: Муниципальное образовательное учреждение Пузско-Слободская общеобразовательная школа

Сведения о конкурсанте:

  1. Наумова Ольга Сергеевна

  2. Дата рождения: 1964год, 25 августа.

  3. Место работы: Муниципальное образовательное учреждение Пузско-Слободская общеобразовательная школа

  4. Должность: учитель географии

  5. Стаж работы в заявленной должности: 15 лет

  6. Квалификационная категория: первая

  7. Сведения об образовании: высшее, Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара.

  8. Домашний адрес: С. Пузская Слобода, Ул. Первомайская,д.45, Починковский район, Нижегородская область.

Телефон: 89200315931

  1. Руководитель образовательной организации: Фелофеева Татьяна Ивановна.

  2. Телефон: 88319732215, [email protected]).






Методическая разработка мероприятия

Тема: Зеленая планета глазами детей.



Экологический урок

«Мыслить глобально - действовать локально».

В судьбе своей всегда России верная,

Объятьем славных рек обручена

Моя Нижегородская губерния

Лесная и степная сторона.

Ведь здесь незримой связаны порукою:

Прозрачный Китеж и живая быль,

Таежный шум над светлою Ветлугою,

И Болдина седеющий ковыль.

Ю. Андрианов

Цели: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к водным объектам как невозобновимому, жизненно важному ресурсу. (Слайд 2)

Задачи: (Слайд 3)

- сформировать представление детей об остроте экологических проблем на планете Земля;

- подчеркнуть значимость пресной воды для человечества;

- изучить и оценить экологические проблемы малых рек Нижегородской области;

- наметить пути решения экологических проблем.



-1-

Оборудование: географическая карта Нижегородской области; географические атласы Нижегородской области; глобус; схема «Мировой круговорот воды в природе»; картины с изображением реки, озера, родника, ледников; выставка экологических плакатов; фотовыставка «Экологические акции», приборы для проведения опытов. (Слайд 4)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Ученые всего мира сходятся во мнении, что через несколько десятилетий экологические проблемы могут обернуться трагедией - исчезновением всего живого на нашей планете. По слова академика Н.М. Мамедова, «человечество ныне находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно устранить региональные и глобальные экологические изменения. Но для этого необходимы всестороннее исследование создавшейся ситуации, знание закономерностей взаимодействия общества и природы». Поэтому так важно каждому из нас, изучать экономические проблемы и находить пути их решения. Перефразировав слова А. де Сент-Экзюпери, можно сказать - каждый из нас в ответе за свою малую родину и целую планету! (Слайд 5)

Наиболее острые экологические проблемы в мире связаны с водными объектами. А ведь вода - это жизнь. Так гласит древняя мудрость. Всем живым существам, в том числе и человеку, постоянно необходимо определенное количество воды. Однако человеку вода нужна не только для утоления жажды, причем воды ему нужно очень много. Количество воды, расходуемое на бытовые нужды, в несколько раз превышает то, которое было бы просто выпить. Огромное количество воды используется в

-2-

промышленности, расходуется на полив полей и т.д. Вот и получается, что вода оказывается не только основой жизни, но и основой многих направлений хозяйственной деятельности. (Слайд 6)

Нашу планету называют планетой Вода, потому что ¾ ее поверхности покрыто водой. Но среди этого огромного водного богатства доступной и пригодной для питья воды очень мало. (Слайд 7)

97,3% - соленая вода морей и океанов;

2,3% - пресная вода.

в т.ч. 77,2% всей пресной воды - ледники,

22,4% пресной воды - подземные воды.

Только 0,4% пресных вод - озера, реки и ручьи.

Чтобы почувствовать, как мало это количество проведем опыт:

(Слайд 8)

  1. Наливаем в 3-х литровую банку воды - это вся вода на Земле (моря, океаны, озера, реки, подземные воды, ледники).

  2. Отливаем 1/3 стакана - это пресная вода на Земле.

  3. Берем пипетку, отбираем из стакана немного воды и капаем одну каплю на стеклышко - это пресная вода, которая содержится в реках и озерах, т.е. та вода, которая доступна для человека и животных.



-3-

Учащиеся делают вывод: можно видеть, насколько мало количество воды на Земле, и как ее нужно, беречь.



  1. Изучение экологических проблем водных объектов Нижегородской области.

Речная сеть нашей области густа и включает свыше 9000 рек и ручьев. По территории области протекают крупнейшие реки европейской части России - Волга и ее правый приток Ока. В Починковском районе, где мы живем, протекают небольшие реки, относящиеся к бассейну Волги: река Алатырь и ее притоки, в том числе река Рудня. Основная протяженность всей речной сети приходится на долю именно малых рек и ручьев. Практически везде они подвержены еще более мощному антропогенному воздействию, чем крупные водотоки. А ведь именно малые реки формируют сток крупных рек, велико их значение в жизни сел и городов. Наше село Пузская Слобода располагается на двух небольших речках Алатыре и Альзе. (Слайд 9)

Значение рек в жизни села Пузская Слобода Починковского района:

- В течение многих десятилетий на Алатыре устанавливались плотины, речная вода приводила в действие мельницу, заходила во все низины, протоки, создавая благоприятные условия сенокосным угодьям и пашне.

- Расположение улиц обусловливалось наличием рек Алатырь и Альзя, а также тем, что через село пролегал тракт, связывающий города Нижний Новгород, Арзамас, Саранск, Пензу, Симбирск. (Слайд 10)



-4-

Давайте рассмотрим основные экологические проблемы водных объектов Нижегородской области:

- обмеление малых рек;

- загрязнение водоемов. (Слайд 11)

1)Ученые-экологи бьют тревогу - большинство малых рек находится на стадии обмеления или уже исчезновения. Почему мелеют малые реки и можно ли их спасти? (Слайд 12)

Вырубка лесов

Возрастающие водозаборы

Отбор подземных вод

Разрушение русла реки

Сток не регулирован

Осушение болот

Изменение свойств почвы

Понижение грунтовых вод







Распашка поймы реки

Обмеление и исчезновение малых рек






(Причины обмеления и исчезновения малых рек. Схема составлена по Ф.М. Баканиной)


-5-

Воздействие человека направлено на различные компоненты природных комплексов, изменение которых обусловило возникновение рассматриваемой нами проблемы. Давайте предложим пути решения и заполним таблицу. (Слайд 13)

Проблемы обмеления малых рек Нижегородской области.


п/п

Причины возникновения проблем

Пути решения

1.

Вырубка лесов, особенно пойменных, играющих существенную водоохранную роль.

Восстановление лесов области и в первую очередь по берегам рек.

2.

Осушение болот.

Объявление болот памятниками природы и их охрана.

3.

Мелиорация пойм, которая увеличивает эрозию.

Проведение работ по рекультивации пойм.

4.

Хозяйственная деятельность человека приводит к разрушению русел рек, это обуславливает заиливание и обмеление рек.

Укрепление берегов путем берегозащитных посадок из ивы и других влаголюбивых растений.

5.

Возрастающие водозаборы.

Применение новых водосберегающих технологий.

6.

Интенсивный забор подземных вод.

Создание прудов-накопителей с хорошей фильтрацией воды.

7.

Понижение уровня грунтовых вод.

Возрождение родников.

8.

Отсутствие регулирование стока малых рек.

Создание запруд и мелких плотин.

9.

Несовершенная обработка пахотных земель.

Охрана почв.


-6-

2) К проблемам водопользования относится масштабное изъятие водных ресурсов для промышленно-хозяйственных нужд и сброс загрязненных сточных вод в водоемы области. Для удовлетворения хозяйственно-питьевого водопотребления Нижегородской области из поверхностных и подземных источников изымается до 1200 млн.м3 воды в год. (Слайд 14)

Структура использования вод по видам водопользования

в Нижегородской области.

Нерациональное использование воды предприятиями и населением ведет к истощению водных ресурсов области.



-7-

3)Другой, не менее значимой проблемой, является проблема сброса неочищенных от загрязнителей сточных вод в водоемы области. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2009 году было сброшено 1070 млн.м3 сточных вод. Из них 33% составили недостаточно очищенные сточные воды и 2,4% - воды без очистки. (Слайд 15)

Кто загрязняет воду? (Слайд 16)

Организуется мозговой штурм на тему:

«Как деятельность человека способствует загрязнению водных ресурсов» (промышленность, сельское хозяйство, строительство, свалка мусора, токсические отходы, сброс неочищенных бытовых сточных вод).

Ответы учащихся записываются на доске, учащиеся отмечают те виды деятельности, которые, по их мнению, наносят наибольший вклад в загрязнение воды в своем населенном пункте.

Люди с давних времен закапывают мусор в землю. Посмотрим на опыте, как такие места могут стать источниками загрязнения поверхностных вод.

Опыт: В стеклянный тазик насыпаем песок 2-3 см толщиной. В одном конце делаем небольшое углубление и насыпаем перманганат калия. Подобным образом мусор зарывается в грунт. Немного наклоним тазик и спрыскиваем песок из пульверизатора, в том месте, где зарыт



-8-

«мусор». Так имитируем дождь. Учащиеся наблюдают за изменением цвета песка и делают выводы (загрязняющие вещества распространяются на большие расстояния, могут попасть в поверхностные и подземные воды, где берут воду для питья и приготовления пищи). (Слайд 17)

Учащиеся предлагают способы утилизации отходов.

Что делать для охраны вод? (Слайд 18)

Учащиеся предлагают способы охраны вод:

- экономить пресную воду;

- очищать водоемы;

- воспитание экологической культуры населения.

Свой вклад в дело охраны вод может внести каждый человек, и даже ребенок.

3.Как экономить воду.

Каждый человек может экономить воду, даже с помощью небольших изменений наших привычек. (Слайд 19)

1)Упражнение: как чистить зубы?

Учащиеся рассказывают сколько раз в день и как они чистят зубы.

Можно ли при этом сэкономить воду. Обсуждается вместе с учащимися.



-9-

ЗАДАЧА: Ваня при чистке зубов держит водопроводный кран все время открытым, при этом расходуется около 6 литров воды.

Сережа при чистке зубов открывает кран только на то время, когда моет щетку и полощет рот. В этом случае Сережа тратит около 1 литра воды.

В Починковском районе проживает около 30000 человек. (Слайд 20)

  1. Сколько воды будет израсходовано в день, если все будут чистить зубы как Ваня?

6*2*30000=360000л.

  1. Сколько воды будет израсходовано в день, если все жители будут чистить зубы как Сережа?

1*2*30000=90000л.

  1. Сколько воды можно сэкономить?

360000-90000=270000 л - ЕЖЕДНЕВНО!

2)Способы экономии воды в быту: (Слайд 21)

1. Установить счетчики потребления воды.

2. Использовать питьевую воду только по назначению.

3. использование сантехники с дозаторами воды.

4. Перед мойкой грязной посуды ее следует хорошо очистить от остатков еды.



-10-

5. Не мыть посуду при постоянно открытом кране.

6. Использовать стиральную машину при ее максимальной загрузке.

7. Сильно загрязненную одежду замачивать и застирывать.

8. мыть автомашины только в специально отведенных для этого местах.

9. Не поливать сад и огород в жаркое время суток.

10. использовать капельное орошение.

4.Подведение итогов.

Что могут сделать школьники для охраны вод:

- пропаганда экологической культуры среди младших школьников и населения; (Слайд 22)

- организация экологических конкурсов; (Слайд 23)

- участие в природоохранных акциях. (Слайд 24)

Каждый из нас несет ответственность перед памятью предков, перед будущими поколениями за сохранение уникальности планеты Земля. Единственным способом достигнуть такого результата является деятельность во имя этой великой идеи, которая наиболее емко выражается словами: «Мыслить глобально, действовать локально». Это значит стремиться к благополучию Планеты, действуя в том малом пространстве, в котором нам суждено жить. Для нас таким пространством является Нижегородская область, Починковский район.

(Слайды 25, 26)

-11-

5.Список использованной литературы.

(Слайд 27)


  1. Белякова М.М., Дмитриевский С.М., Клочкова Е.С., Новикова Л.Н. О Починках - с любовью. - Нижний Новгород:1997.


  1. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Экологическое краеведение. Учебное пособие. - Нижний Новгород: 2011.


  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 8 класс. - Русское слово: 2012.


  1. Коломыц Э.Г., Кулинич Г.С. География Нижегородской области. Учебное пособие. - Нижний Новгород Волго-Вятское книжное издательство: 1991.



  1. Кряжев А.Б. Географическое краеведение. Нижегородская область. Учебное пособие для учащихся 6 класса. - Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр:2012.


  1. Харитонычев А.Т. Природа Нижегородского Поволжья. - Горький Волго-Вятское книжное издательство: 1978.






© 2010-2022