Рабочая программа по региональной экологии

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Аргунская средняя общеобразовательная школа


рассмотрено согласовано утверждаю

на заседании методического заместитель директора по УВР директор МОУ Аргунская СОШ

объединения Гвоздев И.В. Шестакова О.П.

протокол №_____ "____"______________20___г. приказ №________________

от "____"___________20_____г. от "____"_____________20_____г.



рабочая учебная программа

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

8 класс





Яковлева Надежда Васильевна

учитель географии












с.Аргунск

2015

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся старшей ступени школы Регионального образовательного стандарта по экологии, на основе программы регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Забайкальского края "Региональная экология" авторов В.П.Горлачева, Е.А.Игумновой, О.В.Корсуна.

Программа адаптирована к классу со средними способностями, в котором обучаются 12 человек, из которых четверо учатся на "4"и "5", один отличник, неуспевающих нет. Класс активный. Ребята с интересом работают на уроках, любознательны. Двое учащихся обладают слабыми знаниями , требуют постоянного контроля со стороны. Трое учащихся могут работать на четыре, этим ребятам нужна дополнительная подготовка. Четверо учащихся могут быть отличниками, нужно им уделять на уроке внимание, готовить задания повышенного уровня.

Цель: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;

  2. Понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;

  3. помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;

  4. Воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;

  5. Развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учетом специфики Забайкальского края;

  6. Приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь характеризовать:

  • Значение окружающей среды для жизни человека в условиях Забайкалья;

  • Особенности городских и промышленных экосистем на примере населенных пунктов Забайкальского края;

  • Региональные особенности растениеводства и животноводства, связанные с влиянием условий среды;

  • Влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека;

  • Демографическую ситуацию в регионе;

  • Влияние деятельности человека на среду обитания и ее последствия;

  • Основные экологические проблемы края и пути их решения.

Уметь обосновывать:

  • Необходимость озеленения населенных пунктов и лесовосстановления в крае;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Меры профилактики и защиты организма от заболеваний;

  • Причины возникновения и меры борьбы с почвенной эрозией;

  • Причины снижения численности нуждающихся в охране видов животных и растений края;

  • Влияние климатических, географических и геохимических особенностей Забайкалья на загрязнение атмосферы, почвы и воды;

  • Роль охраняемых территорий и Красной книги Читинской области и АБАО.

Приводить примеры:

  • Влияния абиотических и биотических факторов на живые организмы в условиях Забайкалья;

  • Приспособлений организмов к условиям среды обитания в Забайкалье;

  • Типичные для края экосистем, их основных компонентов;

  • Простейших пищевых цепей с использованием встречающихся в Забайкалье животных и ратений;

  • Типичных агроэкосистем Забайкалья;

  • Способов рекультивации нарушенных земель;

  • Заболеваний, связанных с геохимическими, климатическими, природно- очаговыми факторами, характерными для региона;

  • Рационального и нерационального использования почвенных , минеральных, водных ,биологических ресурсов;

  • Нуждающихся в охране видов животных и растений края;

  • Основных источников и видов загрязнения окружающей среды в Забайкалье;

  • Организаций Забайкальского края, ведущих мониторинговые исследования состояния окружающей среды, и их основных функций.

Уметь применять знания на практике:

  • Сравнивать особенности природных и искусственных сообществ Забайкалья;

  • Оценивать влияние антропогенных факторов на экосистемы Забайкалья;

  • Оценивать экологические последствия сжигания различных видов топлива, использования двигателей в хозяйстве и на транспорте, проведений горных работ на территории Забайкалья;

  • Соблюдать правила техники безопасности при работе с токсичными веществами, лабораторной посудой, приборами и оборудованием в школе и дома;

  • Соблюдать правила поведения в конкретной ситуации, способствующей защите окружающей среды от загрязнения;

  • Проводить простейшие опыты для изучения жизнедеятельности растений и животных;

  • использовать различные методы при изучении социоприродного окружения школы.





















Учебно- тематический план



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во п.р.

Кол-во к.р.

1

Введение

2

1


2

Проблема сохранения чистоты воздушной среды в крае

5

2


3

Проблема сохранения чистоты водной среды в крае

5

4


4

Проблема сохранения почв в крае

5

1


5

Проблема сохранения биоразнообразия в крае

6

1


6

Проблема сохранения здоровья человека в крае

4

2


7

Социально- экологические проблемы региона

7

3


8

Итого

34

14




Содержание программы(34 часа).

Введение(2 часа).

Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество. Природные и социальные особенности региона.

Учащиеся должны:

уметь характеризовать Значение окружающей среды для жизни человека в условиях Забайкалья

Проблема сохранения чистоты воздушной среды в крае(5 часов).

Динамика атмосферных процессов на территории края. Концентрации загрязняющих веществ. основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы. Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы. радон как природный газ. радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях. Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях.

Учащиеся должны:

уметь обосновывать Необходимость озеленения населенных пунктов и лесовосстановления в крае;

Проблема сохранения чистоты водной среды в крае(5 часов).

Водные ресурсы края. Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоемах. Проблемы водных экосистем на территории края. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды(бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод края. Эвтрофикация и зарастание водоемов. Трансграничные переносы загрязненных вод. Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды края. Качество воды, биологическая индикация качества воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал.

Проблема сохранения почв в крае(5 часов).

Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком. Основные типы почв. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжелыми металлами. Почвенная эрозия: виды, примеры, причины. Особенности ведения с/х в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота. Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых. Проблема утилизации бытовых отходов. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Учащиеся должны:

уметь характеризовать влияние деятельности человека на водную среду и ее последствия.

Проблема сохранения биоразнообразия в крае(6 часов).

Биологическое разнообразие: его уровни. Видовое разнообразие, причины его снижения. Разрушение естественных экосистем, использование ядохимикатов, браконьерство как причины снижения численности видов растений и животных. исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений. Экосистемное разнообразие. Особенности типичных экосистем Забайкалья. Низкая устойчивость экосистем Забайкалья и ее причины. Забайкальская тайга как часть пояса бореальных лесов, их биомасса и продуктивность, проблемы. Особенности степей края, их виды. Степь и деятельность человека. Изменение потоков энергии в степных экосистемах в результате развития скотоводства. Стадии сукцессии формирующегося на месте залежи степного сообщества.

Учащиеся должны:

Приводить примеры:

Влияния абиотических и биотических факторов на живые организмы в условиях Забайкалья;

Приспособлений организмов к условиям среды обитания в Забайкалье;

Типичные для края экосистем, их основных компонентов;

Простейших пищевых цепей с использованием встречающихся в Забайкалье животных и ратений;

Типичных агроэкосистем Забайкалья;

Проблема сохранения здоровья человека в крае(4 часа).

Биологическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье. Эколого- географические особенности края, их влияние на здоровье человека. Особо опасные и природно- очаговые заболевания в Забайкалье. Социально- обусловленные инфекции в Забайкалье. Здоровый образ жизни. Адаптация к условиям Забайкалья и возможности управления адаптацией.

Учащиеся должны:

приводить примеры заболеваний, связанных с геохимическими, климатическими, природно- очаговыми факторами, характерными для региона;

уметь обосновывать Меры профилактики и защиты организма от заболеваний;

Социально- экологические проблемы региона(7 часов).

Экологические факторы выживания людей. Природа и общество: корни и конфликты. Демографическая обстановка. причины естественной убыли населения. Специфика городских и промышленных экосистем. Растения и животные в экосистемах населенных пунктов. Человек в искусственной экосистеме. Экология моего дома. Энергетические проблемы. Возможности энергосбережения. Перспективы развития ветровой и солнечной энергетики. Концепция устойчивого развития. Роль экосистем в поддержании состояния биосферы. Трансграничный характер экосистем. Забайкальский край как регион мирового водораздела. Экологическая политика. Экологический туризм.

Учащиеся должны:

приводить примеры организаций Забайкальского края, ведущих мониторинговые исследования состояния окружающей среды, и их основных функций.

уметь характеризовать демографическую ситуацию в регионе;

Критерии оценивания

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования экологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ не совсем самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.



Наряду с существующими критериями оценивания проверка достижений каждым школьником требований Регионального образовательного стандарта по экологии проводится с помощью специально разработанной системы заданий- измерителей. С целью обеспечения наибольшей объективности проверки в программу контроля включаются задания- измерители разнообразного характера: различного вида тесты, задания со свободно конструируемым ответом, практические задания. Это позволит проверить не только уровень усвоения учащимися основного объема знаний по экологии, но и практических умений, выявить характер владения ими. Вся работа оценивается по системе "выполнения" или "невыполнения", "достиг" или "не достиг" уровня требований.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, участие в семинарах, ролевых играх, выполнение заданий рабочей тетради


Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Практическая работа

д/з

Дата проведения

Введение

1

Экология в современном мире

1

ИНМ

беседа




2

Забайкальский край: 50 вопросов и ответов о расположении, природе и климате нашего края.

1

К

Фронтальный опрос

Составление вопросов о природе края и своего населенного пункта с помощью конструктора для составления вопросов



Проблема сохранения чистоты воздушной среды в крае

3

Особенности атмосферных процессов на территории края.

1

К

Выборочная проверка тетрадей




4

Загрязнение воздуха.

1

К

Фронтальный опрос




5

Источники атмосферного загрязнения.

1

К

Проверка схемы

Составление схемы территории с важными источниками загрязнения



6

Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека.

1

УП

Фронтальный опрос

Составление характеристики газа радона



7

Очистка воздуха.

1

К

Беседа




Проблема сохранения чистой водной среды в крае

8

Водные объекты края.

1

К

Проверка табл.

Составление табл. "Комплексная характеристика роли водного объекта"



9

Вода и жизнь.

1

УП

Отчет по п.р.

Составление описания водной экосистемы по плану



10

Загрязнение воды в крае.

1

К

Беседа




11

Рациональное использование воды.

1

К

Беседа

Расчет расхода воды в семье. Меры по рациональному использованию воды.



12

Чистая вода.

1

УП

Отчет по п.р.

Определение физико- химических свойств воды водных источников в своей местности



Проблема сохранения почв в крае

13

Ландшафт как среда жизни.

1

ИНМ

Фронтальный опрос

Составление характеристики экосистемы по плану



14

Почвы края.

1

ИНМ

Беседа




15

Почвенная эрозия.

1

ИНМ

Беседа




16

Добыча полезных ископаемых.

1

ИНМ

Работа в раб. тетради




17

Сохраним землю чистой.

1

С

Участие в семинаре




Проблема сохранения биоразнообразия в крае

18

Биологическое разнообразие- разнообразие жизни.

1

ИНМ

Эвристическая беседа




19

Проблемы сохранения растительного и животного мира края.

1

К

Работа в раб.тетради




20

Многообразие экосистем.

1

К

Работа с картой




21

Таежные богатства.

1

К

Выборочная проверка тетрадей

Составление описания лесной экосистемы



22

Судьба степей.

1

УП

Работа в раб.тетради




23

Сохранить для потомков.

1

ИНМ

Беседа




Проблема сохранения здоровья человека в крае

24

Здоровье и болезнь.

1

К

Фронтальный опрос

Оценка влияния факторов социальной среды на здоровье



25

Здоровье и окружающая среда.

1

ИНМ

Беседа




26

Инфекционные заболевания.

1

К

Беседа




27

Здоровый образ жизни.

1

К

Проверка табл.

Заполнение табл. "Личное отношение к правилам здорового образа жизни"



Социально- экологические проблемы региона

28

Использование природных ресурсов.

1

К

Работа в раб.тетради




29

Демографические процессы в крае.

1

УП

Проверка табл.

Заполнение табл. "Список мероприятий , позитивно влияющих на демографическую ситуацию"



30

Населенный пункт как экосистема.

1

К

Составление проекта

Составление проекта "Озеленение своего населенного пункта"



31

Энергетические проблемы края.

1

Ролевая игра

Участие в ролевой игре




32

Устойчивое развитие региона.

1

К

Проверка табл.

Составление табл. "Характеристика экологической ситуации населенного пункта"



33

Что я могу сделать для сохранения природы.

1

С

Участие в семинаре




34

Обобщение и систематизация изученного в курсе "Региональная экология"

1

УЗЗ

Итоговые задания





УМК:

  1. Региональная экология. Учебник для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края. В.П.Горлачев, О.В. Корсун, Е.А.Игумнова, Л.Н.Золотарева. Чита, "Экспресс-издательство" 2011.

  2. Региональная экология .Практикум для организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учреждений.

Дополнительная литература:

  1. Атлас растения Забайкалья

  2. Флора, растительность и растительные ресурсы Забайкалья.

  3. Экологические экскурсии в природу Забайкалья. О.В.Корсун.

© 2010-2022