• Преподавателю
  • География
  • Конспект урока по географии в 5 классе по теме: «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней»

Конспект урока по географии в 5 классе по теме: «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней»

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии
в 5 классе (ФГОС)
по теме:

«Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней»


Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Рязанова Елена Владимировна, учитель географии МБОУ Тюменцевская СОШ

  2. Класс: 5

  3. Тема урока: Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

  4. Цель урока: продолжить формирование представлений об изучении Вселенной

  5. Задачи урока:

Обучающие - познакомить с представлениями о Вселенной ученых, сформировать понятие «галактика».

Развивающие - продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные - воспитывать умение работать в парах (мини-группах), слушать и слышать друг друга.

  1. Планируемые результаты:

Предметные - сформировать понятие «галактика»; продолжить формирование представлений об изучении Вселенной; познакомиться с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Метапредметные - познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, определять основную и второстепенную информацию.

- регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, оценивают достигнутый результат.

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные - формирование навыков организации своей деятельности в группе.

  1. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: комбинированный.

9. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы, после мотивационной установки (стихотворение, слайдовая презентация)

Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Выделять существенную информацию из разных источников. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Актуализация знаний учащихся

Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее полученными знаниями: Что такое Вселенная, какие представления древних людей о Вселенной вам известны.

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Высказывать своё мнение

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы.

Первичное усвоение новых знаний

Распределяет учащихся по группам (парам). Группы получают задания

Выполняют задания в группе

Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование

Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи

Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность

Первичная проверка понимания

Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности

Представляют результаты своей исследовательской деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Выслушивают ответы учеников, задают вопросы

Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы

Первичное закрепление знаний

Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать

Выслушивают ответы учеников

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Рефлексия

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Постановка домашнего задания

Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает творческое задание.


План урока.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

  2. Мотивационно-целевой этап.

Мы продолжаем изучать главу под названием «Земля во Вселенной». Загадочная, манящая космическая даль всегда привлекала людей - разгадать тайны Вселенной.

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на него,

И он глядел в лицо Вселенной.

Он лишь хотел всем только рассказать,

Что Солнце - это яркая звезда,

Вокруг которой движется Земля.

И на века осталась в памяти людей

Его непобедимая натура,

Что стоя в центре раскаленного костра

Он не отрекся от своих воззрений.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Правильно, мы продолжим изучение Вселенной и познакомимся с тем как изменялись представления о Вселенной с развитием науки. Тема нашего урока «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней» (1 слайд).


  1. Актуализация знаний.

Что вы знаете о Вселенной?

Какие представления о Вселенной были в древности?

Какие ученые древнего мира изучали Вселенную?

(Учащиеся высказывают свое мнение по всем предложенным вопросам)


  1. Первичное усвоение новых знаний. Вступительное слово учителя.

Много веков господствовало учение о Вселенной Клавдия Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и считалось истинным и неоспоримым. Но рост городов, развитие торговли и ремесла позволили европейцам узнать много новых стран и народов. Расцвет мореплавания в XIV - XVI веках привел к открытию новых земель, а первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана стало одним из доказательств шарообразности Земли. Все это дало новые знания и новые представления о Вселенной, с которыми мы сегодня познакомимся.

Группы учащихся получают задание, знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания. Учитель во время выполнения работы помогает и корректирует действия учащихся.

Задания для групп.

1 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Николае Копернике и подготовьте небольшое сообщение о нём.

2 группа.

Внимательно изучите пункт 1 (стр. 46-47) и попробуйте изобразить (схематично) модель Вселенной, предложенную Н. Коперником. Расскажите о ней.

3 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Джордано Бруно и подготовьте сообщение о нем.

4 группа.

Внимательно изучите пункт 2 (стр. 47) и подготовьте сообщение о модели Вселенной предложенной Д. Бруно. Внимательно слушайте сообщение о модели Вселенной Н.Коперника и определите: чем отличались модели Вселенных двух ученых?

5 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Галилео Галилее и подготовьте сообщение о нем.

6 группа.

Внимательно изучите пункт 3 (стр. 47-48) и определите, какой вклад в изучение Вселенной внес Галилео Галилей.

7 группа.

Внимательно изучите текст на стр. 51 о Уильяме Гершеле и подготовьте сообщение о нем.

8 группа.

Внимательно изучите пункт 4 (стр. 48-49) и попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка современную модель Вселенной, расскажите о ней.

Физминутка.


  1. Первичная проверка понимания

Группы презентуют выполненные работы, учитель корректирует и актуализирует полученные знания. По ходу выступления групп демонстрируются слайды с портретами ученых.


  1. Первичное закрепление

Каждому учащемуся достается карточка с фамилией ученого (Н. Коперник, Д. Бруно, Г.Галилей, У.Гершель), слушая вопросы учителя, карточку поднимают те ученики, у которых карточка с фамилией ученого, о котором идет речь.

  1. Кто утверждал, что центром мира является Солнце? (Н. Коперник)

  2. Он увидел неровности на Луне и темные пятна на Солнце. (Г. Галилей)

  3. Он считал, что Вселенная бесконечна. (Д. Бруно)

  4. Он сделал самый большой телескоп. (У. Гершель)

  5. Он говорил, что Солнце это центр лишь солнечной системы. (Д. Бруно)

  6. Он открыл у Юпитера спутники. (Г. Галилей)

  7. Он прославился открытием планеты Уран. (У. Гершель)

  8. О ком говорилось в стихотворении в начале урока. (Д. Бруно)


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Изучить § 9, ответить на вопросы «Проверь свои знания» (стр. 51)

  1. Выполнить задания в РТ на стр. 24-25 ( 1-4)

  2. Выполнить задания в РТ на стр. 25 (5)

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Звездное небо: ребята поднимают вверх звездочки, как они оценивают свою работу на уроке: оранжевая - «все понятно», желтая - «некоторые вопросы мне не понятны, нужно в них разобраться», розовая - «я ничего не понял».

Оценивание работы групп: учащиеся прикрепляют смайлик на доске рядом с номером той группы, которая наиболее хорошо, по их мнению, представила свою работу.



© 2010-2022