- Преподавателю
- География
- Статья География-способ познания окружающего мира, в соответствии с ФГОС
Статья География-способ познания окружающего мира, в соответствии с ФГОС
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Канафеева Т.В. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
| |
| |
География - способ познания окружающего мира География - способ познания окружающего мира. Среди объектов изучения современной географии главными являются: население, хозяйство и его отрасли, природные условия и ресурсы, пространственные формы их взаимодействия (экономические районы, ТПК, населенные пункты и т.д.). В ходе исторического развития география из «описательной» науки превратилась в науку преобразовательного характера. Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением, для которого характерны свои проблемы. Задачи географической науки: описывать, объяснять, предсказывать, управлять, создавать новые объекты. География должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т.е. выполнять прикладные (практические) задачи. Основная цель географического образования заключается в овладении обучающимися законченной системой знаний и умений. А также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности обучающихся. В соответствии с основной целью географического образования необходимо:
|
|
|
|
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
Умение пользоваться географической картой - языком международного общения.
Умение пользоваться современными информационными технологиями;
Владение научными географическими понятиями;
Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.
Географический метод
Осуществляемые действия
Примеры заданий
Метод наблюдения
Определить цель наблюдения;
Произвести отбор источников информации;
Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;
Провести наблюдение за погодой;
Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.
Метод географического описания
Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Составлять географическую характеристику территорий.
По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.
Историко-географический метод
Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.
Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.
Сравнительно - географический
Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.
Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.
Картографический
Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.
Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией - нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном - влажные леса?
Статистический
Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.
По климатограммам определите тип климата данной местности.
Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить и информационные и коммуникационные технологии. Их плюсы:
-
Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию
-
Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
-
Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).
Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.
Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится ученику и учителю помощником.
Использование мультимедийных средств
при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств.
-
на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
-
на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
-
на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.
Применение интерактивных карт на уроках географии
Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Изображение - это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
-
работа со слоями карты;
-
работа с дополнительным материалом;
-
использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты
Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
Работа с дополнительным материалом
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.
Применение мультимедийных презентаций
позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Подготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.
Урок - прежде всего встреча, общение, а потом уже предмет, методика. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он «путешествует» по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Использование интерактивной доски
значительно повышает эффективность урока за счет следующих возможностей:
-
инновационная наглядность изучаемого материала;
-
возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;
-
возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования и виртуального эксперимента;
-
повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебных предметов;
-
повышение качества усвоения материала;
-
Заключение
В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученик должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.