- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по предмету
Рабочая программа по предмету
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шульмина А.П. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №52»
Рассмотрено
На заседании ПС _________
_/____________/
ФИО
Протокол № 90 от «27 »
августа 2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 52»
Т.В.Пономарева/______________/
ФИО
Приказ №.224 осн. от 28.08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шульминой Анны Петровны,
I квалификационная категория
По географии, 9 класс.
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
В.П.Дронова «География России.Население и хозяйство.9 класс»
(География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы./сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2010)
Барнаул
2015
Пояснительная записка
Изучение географии населения и хозяйства России направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного представления о населении и хозяйстве страны, о месте России в современном мире;
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
- выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
- развитие географического мышления;
Задачи
- Формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регион и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства;
- Показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально экономических проблем России и её регионов;
- Формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
- Создание образа своего родного края.
Внесенные изменения
Авторская программа В.П.Дронова, рассчитанная на 67 часов, реализуется в рабочей программе в объеме 66 часов, что согласуется с количеством учебных недель (34,5 недели). В рабочую программу включены интегрированные занятия по междисциплинарной программе «Здоровье», разработанной авторским коллективом под руководством д.м.н. В.Н.Касаткина
Формы контроля:
Индивидуальный и фронтальный устный опрос, взаимоопрос, письменная работа в парах, групповая, индивидуальная, проектная самостоятельная работа (реферат, доклад, презентация), самоконтроль.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
-основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать): -основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-географические районы, их территориальный состав;
-отрасли местной промышленности.
Описывать: -природные ресурсы;
-периоды формирования хозяйства России;
-особенности отраслей;
-традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-экономические связи районов;
-состав и структуру отраслевых комплексов;
-основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять: -различия в освоении территории;
-влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-размещение главных центров производства;
-сельскохозяйственную специализацию территории;
-структуру ввоза и вывоза;
-современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать: возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Учебно-методическое обеспечение:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа,
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
-
География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост. С.В.Курчина.-М.: Дрофа,2010
Календарно - тематический план
№ урока
Дата
Наименование разделов и тем
Вс часов
Лабораторные работы
К/ р
Прим (корректировка)
1
3.09
Общая часть курса
Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России
Введение. Цели, задачи и содержание курса. Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ
28ч
3ч
2
5.09
Геоположение, ЭГП, ПГП России, Алтайского края
3
10.09
Государственная территория России
4
12.09
Население Российской Федерации
Исторические особенности заселения и освоения территории России
4ч
5
17.09
Численность населения. Естественное движение населения. Демографическая ситуация.
6
19.09
Национальный состав. Проблемы. География религий
7
24.09
Миграции населения. Особенности размещения населения. Городское и сельское население.
8
26.09
Географические особенности экономики Российской Федерации
Экономические системы. Структурные особенности экономики России
3ч
9
1.10
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
10
3.10
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России
11
8.10
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Научный комплекс
18ч
12
10.10
Машиностроительный комплекс: значение, состав, факторы размещения
13
15.10
География машиностроения. ВПК.
Практикум 1: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
14
17.10
Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, состав. ТЭБ. Проблемы и перспективы.
15
22.10
Топливная промышленность. Нефтяная, газовая.
Практикум 2: «Характеристика нефтяного бассейна по карте и статданным»
16
24.10
Угольная промышленность.
Практикум 3: «Характеристика угольного бассейна по карте и статданным»
17
29.10
Электроэнергетика. Типы электростанций. Энергосистемы.
18
12.11
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Факторы размещения. Металлургические базы.
Практикум 4: «Характеристика металлургической базы по карте и статданным»
19
14.11
Цветная металлургия.
Практикум 5: «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
20
19.11
Химико-лесной комплекс. Состав, значение. Химическая промышленность. Факторы размещения.
Практикум 6: «Характеристика базы хим. промышленности по карте и статданным»
21
21.11
Лесная промышленность. Крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.
22
26.11
Агропромышленный комплекс. Место и значение в хозяйстве, состав.
23
28.11
Земледелие и животноводство. Земельный фонд. Структура.
Практикум 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Качество продуктов питания
24
3.12
Легкая и пищевая промышленность
25
5.12
Инфраструктурный комплекс. Значение. Состав, транспорт: особенности, виды, крупнейшие узлы.
26
10.12
Связь. Сфера обслуживания: состав, роль, проблемы.
27
12.12
Жилищно-коммунальное хозяйство России: особенности, проблемы.
Поведение при бытовых авариях
28
17.12
Рекреационное хозяйство: география, перспективы развития в России.
29
19.12
Региональная часть курса
Районирование России. Общественная география крупных регионов
Районирование - важнейший метод географической науки. Принципы районирования.
38ч
30
24.12
Федеральные округа и экономические районы
Практикум 8: «Моделирование вариантов нового районирования России
31
26.12
ЗАПАДНЫЙ макрорегион - европейская Россия. Общая характеристика.
32
14.01
Центральная Россия. Состав, ЭГП, факторы развития, роль в экономике.
Практикум 9: «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»
33
16.01
Население, общие проблемы
Гигиена труда и отдыха
34
21.01
Главные черты хозяйства, специализация
35
23.01
Районы Центральной России. Москва и Московский регион.
36
28.01
Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород.
37
30.01
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
38
4.02
Северо-Западный район.
Состав, ЭГП, население, природные ресурсы.
Практикум 10: «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»
39
6.02
Хозяйство: особенности специализации. Роль Санкт-Петербурга. СЭЗ.
40
11.02
Практикум 11: «Объяснение взаимодействия природы и человека в Северо-Западном экономическом районе»
41
13.02
Европейский Север
Общая характеристика. Население
Нормы потребления пит. в-в в условиях севера
42
18.02
Хозяйство, отрасли специализации, проблемы охраны природы Севера
Практикум 12 «Составление и анализ схемы хоз. Связей Двино-Печорского подрайона»
43
20.02
Практикум 13: «Выявление условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»
44
25.02
Европейский Юг - Северный Кавказ.
Состав, ЭГП, природные ресурсы.
45
27.02
Население.
46
3.03
Хозяйство: АПК, рекреационное хозяйство. Проблемы Северного Кавказа.
47
5.03
Поволжье.
Состав, ЭГП, роль Волги.
48
10.03
Население: состав, религии, проблемы.
Практикум 14 : «Изучение влияния истории и развития территории на этнический и религиозный состав населения»
49
12.03
Хозяйство, особенности специализации.
50
17.03
Практикум 15: «Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения»
51
19.03
Урал.
Состав, ЭГП, значение, природные ресурсы.
52
24.03
Население.
53
7.04
Хозяйство, отрасли специализации, география и проблемы
Практикум 16: «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»
Медицинское страхование
54
9.04
ВОСТОЧНЫЙ макрорегион - азиатская часть России.
Общая характеристика.
Этапы, проблемы и перспективы развития.
55
14.04
Западная Сибирь.
Состав, ЭГП, природные ресурсы. Население.
56
16.04
Хозяйство. Проблемы и перспективы развития отраслей.
Хозяйственные районы.
57
21.04
Практикум 17: «Оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»
58
23.04
Алтайский край: «Разработка туристического маршрута наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона»
презентации
59
28.04
Восточная Сибирь
Состав, ЭГП. Население.
60
30.05
Сырьевые базы.
Экономика Восточно Сибири. Природно-хозяйственные районы.
61
5.05
Практикум 18: «Характеристика Норильского промышленного узла»
62
7.05
Практикум 19: «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в селе и городе»
63
12.05
Дальний Восток.
Состав, ЭГП, природные ресурсы.
64
14.05
Население, этапы освоения, расселение, миграции, проблемы коренных народов.
Особенности коренных народов при употреблении алкоголя
65
19.05
Хозяйство, отрасли специализации.
Практикум 12: «Обозначение на карте индустриальных, транспортных, научных, оборонных центров Дальнего Востока»
66
21.05
Обобщение по курсу « География России. Население и хозяйство»
1ч