Урок-практикум по теме: Жемчужина Сибири-Байкал

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - практикум по теме «Жемчужина Сибири - Байкал»

Цели и задачи урока.

1.Сформировать знания и представления об особенностях и главных чертах природы Байкала.

2.Углубить знания учащихся о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях.

3.Раскрыть уникальность и неповторимость озера Байкал.

4.Рассмотреть экологические проблемы Байкала и пути их решения.

5.Продолжит формирования умения работать с различными источниками географической информации.

6.Развивать навыки коллективной работы.

Тип урока - изучение нового материала.

Форма: групповая.

Оборудование. Физическая карта России, Юга Сибири, атласы, учебники, дидактический материал, использование ИКТ.

Ход урока.

Организационный момент.

После просмотра видеофрагмента «Байкал» учащимся ставится цели и задачи урока.

Байкал - это уникальное явление нашей планеты, «чудо природы во всех отношениях» (Л. С. Берг). Доказать уникальность и неповторимость озера наша задача на уроке.

В далёком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы именовали его в древности «б» - «северное море», эвенки - называли его Ламу - «море», буряты - монголы - «Байгаал-далай» - «большой водоём». Наиболее распространена версия, что «Байкал» - слово тюркоязычное, происходит от «бай» - богатый, «куль» - озеро, что значит «богатое озеро».

Изучение нового материала.

1.По физической карте Восточная Сибирь и карте Федеративное устройство России, «Народы», определите административные субъекты, расположенные в районе Байкала и народы, проживающие в данном регионе.

(Запись в тетрадях. Р. Бурятия, Р. Тыва, Иркутская область. Буряты, эвенки,русские).

2. Чем же объясняются удивительные качества Байкала, как возникло это чудо природы?

Уникальность Байкала.

- Возраст, глубина. Анализ тектонической карты, строение Байкальской котловины, физической карты и текста учебника. ( Запись учащимися.20-25 млн. лет, 1637 м глубина, байкальская геосинклинальная область, образовано в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры, берега расходятся до 2 см в год, землетрясения)

- Особенности природы. Анализ физической и климатической карт.

Определите температурный режим, количество осадков в районе Байкала. Объясните, минимальную для Сибири годовую амплитуду температур. Назовите ветра, их насчитывается более 13, и причины образования.

(Запись в тетрадях. Умеренный пояс, резко-континентальный тип климата, +16°, ­24°,400-600мм, зимой преобладает антициклон. В летний период вода в озере прогревается до глубины 200-250 м и, накапливает большое количества тепла, поэтому амплитуда незначительная. Баргузин, верховик, низовик, култук, сарма и другие. Причины: рельеф, разница температур и давления воды и суши).

- Уникальна вода Байкала. Используя информационный материал, приведите доводы уникальности. (Запись .Содержит 1/10 пресных вод всей планеты, полная смена происходит в течение 332лет, впадает 336 рек, вытекает одна Ангара, солёность 0,01 промилле, прозрачность воды 40м).

- Байкал уникален и неповторим по биологическому разнообразию. Чем данный факт можно объяснить? Приведите примеры флоры и фауны. (Планируемые записи. Чистота и прозрачность воды, возраст озера обеспечивает уникальность органического мира. В Байкале эндемичных животных около 60% и 15% эндемичных растений, например, голомянка, бычки - подкаменщики, омуль и т.д.).

3. В 1996 году в список ЮНЕСКО был включён природный объект под названием «Байкал». Это один из самых крупных объектов во всём списке ЮНЕСКО. Почему в качестве объекта Всемирного наследия, который надо охранять для будущих поколений, включено не только озеро, но и значительная часть территории его бассейна? Почему возникла проблема Байкала? Мы не можем исключить полностью из хозяйственного использования весь бассейн Байкала. Предложите свои варианты использование данной территории. (Планируемые ответы. Учащиеся перечисляют виды хозяйственной деятельности человека, записывают заповедники и национальные парки. Природоохранные мероприятия: регулировать вырубку и сплав леса и частично запрет; строительство очистных сооружений на предприятиях, расположенных на берегу озера и рек, впадающих в озеро; вести контроль за использованием удобрением и ядохимикатами в с/х; создать зоны отдыха; прививать экологическую культуру населению).

Планируемый результат. Устные выводы по результатам коллективного обсуждения.

Программой не предусматривается практическая работа по данной теме. Ученики с большим интересом изучают материал о Байкале, решают экономические и экологические проблемы, именно сообща, т.е. группой. После каждого задания заслушиваем ответы те, которые не повторяются при ответах. Каждая группа оценивает работу учеников своей группы.



© 2010-2022