Авторская работа «Организация деятельностного подхода на уроках географии»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Авторская работа по теме:

«Организация деятельностного подхода на уроках географии»















Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическая обоснованность работы.

1.1 Построение образовательного пространства на основе

деятельностного подхода…………………………………………………….6

1.2. Что такое деятельностный подход в образовании?.................................9

1.3.Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время как фактор социализации личности……………………12

Глава II. Практическая реализация работы.

2.1.задания для организации самостоятельных и практических работ ……21

2.2. Тема урока «Закономерности распределения основных элементов

климата на территории России»……………………………………………..23

2.3.Открытый урок «Города Австралии……………………………………..33

Заключение ……………………………………………………………………41

Список литературы……………………………………………………………42






Введение.

Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности являются уроки с использованием проблемной технологии. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. При такой организации работы, ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.

Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При использовании деятельностного подхода резко растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется лишь небольшая часть от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.

Творческие, мыслящие люди начинают формироваться ещё в школе. Чтобы научить ребёнка мыслить, исследовать, действовать, нужно научить его решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию исследовательской активности. Строить работу в этом направлении мне помогает одно из основных положений педагогической науки: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. На уроках учащиеся предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения.

Меня как учителя постоянно волнует желание сделать изучение географии практически осмысленным и необходимым детям. Стараюсь находить такие формы работы на уроках, через которые мои ученики увидели бы практическое значение своих знаний.

ЦЕЛЬ: Проектирование процесса обучения по предметам естественного цикла для создания оптимальных условий по раскрытию интеллектуального потенциала учащихся, формированию творческой личности, успешно функционирующей в системе современных отношений.

ЗАДАЧА: Формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю".

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, стараюсь организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Ясное определение целей обучения служит основой

- для определения содержания и методов обучения,

- для оценки результатов обучения,

- для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса,

- а в конечном итоге - развитию личности учащегося.

Почему важно определение целей обучения

Причина 1. Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,

сознательно направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.

Причина 2. Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.

Что значит "хорошо определить" цели обучения?

Четко сформулировать:

- ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый?

- определенность условий - при каких условиях он это сможет делать?

- информация о критериях - насколько хорошо он это сможет делать?

«Ясность исполнения»

Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый.

Она описывает процесс или результат исполнения действий ученика, соответствующих поставленной цели. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Таким образом, делая вывод из выше указанного можно выделить следующею гипотезу: использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.






Глава I. Теоретическая обоснованность работы.

  1. Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:

1. взаимодействие,

2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.

В современном понимании знать - значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Основные принципы системы, используемой в практике через деятельность:

- учёт интересов учащихся;

- учение через обучения мысли и действию;

- познание и знание - следствие преодоления трудностей;

- свободная творческая работа и сотрудничество

Деятельностный подход требует определенной формы организации, особого содержания, различных способов работы и их последовательности, специально подготовленного учителя, средств обучения. При этом выделяются три главных объекта: деятельность обучаемых, деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае - мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели.

Учебная деятельность включает в себя систему деятельностных шагов, называемой технологией деятельностного метода обучения:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

2. Актуализация и фиксирование им индивидуального затруднения в пробном действии;

3. Выявление места и причины затруднения;

4. Построение проекта выхода из затруднения;

5. Реализация построенного проекта;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8. Включение в систему знаний и повторение;

9. Рефлексия учебной деятельности.

Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении географии

Модель обучения можно представить в виде следующей схемы:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

Учебное действие - действие по созданию образа.

Образ - слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие - я умею! У меня получится!

Эмоционально - ценностная оценка -

"Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии

"Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить" это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере? Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его "внутреннего" содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более творческих способностей школьника. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практи­ческие навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.

Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.

1.2. Что такое деятельностный подход в образовании?

Образование - это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней,

как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С.И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть в

сущности теория жизни». Или, как пишет известный финский психолог

Тимо Ярвилехто, «жизнь - это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни. Учение как раз и представляет собой постоянное изменение

системы, состоящей из организма и среды... Жизнь - это рождение деятельностных единиц в системе организм-среда... Для того чтобы деятельность этой системы могла приносить результаты при постоянном изменении ситуации и поведенческих возможностей, системе организм-среда

необходимо все время организовываться по новому» .

Еще более четко сформулировал ту же мысль Мераб Константинович Мамардашвили - замечательный философ, один из тех, чьи идеи лежат в

основе современной психологии, педагогики, культурологии. Он говорил:

«Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий... То есть Человек

есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется.

С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме. И добавлял при этом:

человек - уникальное существо, потому что он способен складываться, формироваться, развиваться вокруг чего то внешнего, внечеловеческого».

Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество, и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром. Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек-мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное,

творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно

действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных

отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Как говорил в упомянутой выше книге С.И. Гессен, все «образование в

школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала

будущая цель образования личности к свободному самоопределению».

Эта мысль принадлежит Л.Н. Толстому и позже была развита П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским. Так, П.Ф. Каптерев еще в начале XX века подчеркивал, что «не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в

любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, система «Школа 2100» или школа П.Я. Гальперина-

Н.Ф. Талызиной. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности

ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Иными словами, сознание и общение не только неразрывны с деятельностью - они ею определяются.

Значит, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!

Что же следует из этого для нас, педагогов, - учителей, авторов программ

и учебников?

Здесь могут быть даны различные ответы. Так, например, В.В. Давыдов в

цитированной выше книге и других своих работах развертывает совершенно особую концепцию, часто называемую «теорией учебной деятельности» и реализующуюся в практике школьного обучения грамоте, родному языку, математике, литературе и другим предметам. Разделяя большую

часть теоретических позиций «давыдовского» направления, мы («Школа

2100») кое в чем с этим направлением расходимся, хотя эти расхождения не являются, с нашей точки зрения, принципиальными. То же можно сказать о системе Л.В. Занкова, о работах их последователей и др. Поэтому попытаемся сформулировать те положения педагогической психологии и дидактики, связанные с деятельностным подходом, которые нас не разделяют, а, наоборот, объединяют.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно практическим действиям, либо умственным действиям. Психология учит нас, что акт деятельности или отдельное действие всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, направлен(о) на материальный или нематериальный предмет, вообще имеет определенную психологическую структуру. Но действие, будь оно практическим, материальным или умственным, всегда, кроме того, опосредовано орудием или знаком, вообще различными средствами. Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. То, что мы называем знаниями, - это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. То, что называется навыками, - это способность ученика осуществлять «технологическую» сторону деятельности учения (в психологии мы говорим в этом смысле о психологических операциях). Итак, даже если непосредственным содержанием процесса обучения «здесь и сейчас»является передача знаний или формирование навыков, мы не должны упускать из виду, что они «встроены» в обучение деятельности. А значит, нам не нужны «лишние» знания, которые нефункциональны, не могут быть использованы ребенком в процессах его учебной или практической деятельности; значит, мы не имеем права просто «натренировать» ребенка в выполнении каких то операций (приемов) -они должны быть для него осмыслены, взаимосвязаны, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения задачи, а в идеале - найти свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения.

Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как

система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному». Если, по Выготскому, поведение человека представляет собой лишь одну из

не многих осуществившихся возможностей, то деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе

обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной

среды). Иными словами, установки на творчество. В.В. Давыдов абсолютно точно замечает, что «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности.


1.3.Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время как фактор социализации личности

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в "Концепции модернизации российского образования" говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География -один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

омогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как "Оболочки Земли", "Глобальные проблемы человечества", "Народы и страны". В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их-правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)

Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки

Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы "Почему…", "Чем объяснить…", свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.

Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник - самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, поликультурности, ненасилия.

Использование ИКТ в обучении географии и экономики диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача -научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации, оценки информации, создания информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа технологий.

Мультимедиа-технологии как многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и проявления информационной компетенции. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования. Интерактивные технологиина основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма" сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных CD-ресурсов.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использование ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий.

Мультимедийные учебники имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Итак, компьютер стал и для меня, и для учеников помощником.

На уроках закрепления использую программы-контролеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала. Преимущество данных программ вижу в том, что ученик, совершивший ошибку, может снова вернуться к заданию. Школьник работает в своем темпе, соответствующем его природным задаткам.

На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы.

В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT , с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий и т.д. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT . Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Коллекцию презентаций использую, как демонстрационный материал к уроку.

Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет-ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по географии.

Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником. Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Урок-лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.

Урок-семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания ( в настоящее время использую задания для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с выполненной письменной работой.

Урок-зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. Провожу его по требованиям, сформулированным в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.

Уроки-практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.

Эта форма построения уроков позволяет сделать плавным переход к обучению на высшей ступени.

Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. Практикую изготовление учащимися оборудования или приборов из подручных материалов, предметов домашнего обихода.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.

Систематизация работ по темам облегчает подготовку к зачетам и экзаменам.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.

Разнообразие форм проведения мероприятий позволяет проявить себя каждому участнику школы, даёт возможность участвовать в их проведении всем желающим.

Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Как показал мой опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.

Остановлюсь подробнее на анализе модели построения исследовательской работы. При определении содержания и направления творческого поиска учитываю уже имеющийся опыт учащихся, а также их профессиональную направленность.

Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников:

Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности - обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).

Отработать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.

Освоить новые информационные технологии.

Мне, как учителю, предстоит освоить демократичные способы управления разными видами познавательной деятельности: обучение в деле, составление проектов, исследование. В процессе работы больше внимания уделяю оригинальности композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому личностному осмыслению проблемы.

Хочется научить делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу работы подводятся промежуточные итоги.

Немаловажное значение имеют внутренние результаты - личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая как в школе, так и на муниципальном и региональном уровне. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.

Для оценивания результативности исследовательских проектов были разработаны критерии. В их число вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и т. п. Данные показатели позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы; выявить специфику ведения исследовательской деятельности; оценить приобретенные навыки создания "продукта" проведения его презентации.

Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. Для этого была разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:

Теоретическая подготовка, практические навыки.

Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.

Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).

Подведение и анализ итогов.

Самообразование руководителя.

Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.









Глава II. Практическая реализация работы.

2.1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Приведите с целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции:

1. Выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен:

а) приток населения из других районов;

б) отток населения в другие районы.

2. Выписать в рабочую тетрадь основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют:

а) на перемещение населения внутри территории Российской Федерации;

б) на выезд населения из России в другие страны (какие);

в) на въезд населения в Россию из других стран (каких).

3. Заполнить таблицу «Миграция населения России».

4. Определить понятия:

• иммиграция;

• эмиграция.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ

Для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории Российской Федерации:

1. На контурную карту Российской Федерации нанести все города с населением более 1 млн. чел. Укажите рядом с пунсоном городов федерального значения количество проживающего в них населения.

2. Выделите на контурной карте районы с преимущественным проживанием (более 80%) городского населения и районы, где городское население составляет менее 50%.

3. На контурной карте Российской Федерации обозначьте города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ об одном из этих городов.

4. На контурной карте своей республики (края, области) обозначьте местонахождение наиболее крупных городов и сельских населенных пунктов. Сравните жизнь горожанина и селянина. Выделите преимущества и недостатки жизни в го­роде и на селе.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Вариант 1

Покажите на схеме очертания половозрастной пирамиды, характерной для традиционного типа воспроизводства населения.

Приведите примеры народов России, говорящих на языках алтайской семьи.

Перечислите народы России, для которых основным вероисповеданием является ислам.

4. Назовите основные преимущества жизни в крупном городе.

Вариант 2

Покажите на схеме очертания половозрастной пирамиды, характерной для современного типа воспроизводства населения.

примеры народов России, говорящих на языках индоевропейской семьи.

Перечислите народы России, для которых основным вероисповеданием является православие.

Назовите основные преимущества жизни в сельской местности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

При изучении нового материала даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:

1) прочитать текст учебника (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов - не более двух страниц, 8- 10-х - не более трех страниц);

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку;

6) обменяться карточками с партнером;

7) ответить на вопросы партнера (письменно);

8) оценить работу партнера.



2.2. Тема урока

«Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

Цель урока: создать условия для комплексного применения знаний в процессе конструирования вопросов и ответов творческого характера.

Тип учебного занятия: урок повторения и обобщения знаний.

Задачи урока

Образовательная: способствовать пониманию закономерностей распределения основных элементов климата на территории России, отработать понятие «коэффициент увлажнения».

Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развивающая: продолжить формирование умений конструировать вопросы творческого характера в процессе работы с текстом и рисунками учебника.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Средства обучения: настенные карты: климатическая карта России, физическая





Ход урока

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Приветствует класс, настраивает его на успешную работу

Здороваются. Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на успех в учебной деятельности

2. Целеполагание и мотивация

Сообщает о цели урока, разъясняет необходимость владения умениями, полученными на уроке, в изучении курса географии. Выбирает экспертов, выдает им специальный лист для выполнения графика успешной деятельности класса

Записывают цели изучения темы



3. Актуализация знаний и умений




Задание: в течение трех минут прочитать фрагмент статьи, сконструировать несколько вопросов по содержанию. Вопрос: при каких условиях можно быстро и качественно выполнить задание?




Выполняют задание, анализируют условие успешного его выполнения


4. Изучение и применение нового материала

Разъясняет условия и последовательность работы школьников на занятии



Осознают основные правила работы на занятии



Игра № 1 «Подбери вопрос». Учитель сам записывает на доске вопросительные слова и выражения: Почему? Докажи, что... Какова взаимосвязь? Каковы причины? Каковы следствия? Что произойдет, если..? Объясни зависимость... Затем выбирает из текста два предложения и к каждому предложению подбирает вопросительное слово. Например:

  1. Распределение температуры воздуха на территории страны зависит от радиационного баланса. Почему?

  2. Зимой на территории России происходит интенсивное выхолаживание поверхности. Докажи, что это так


Читают вместе с учителем фрагмент текста учебника



Учащиеся заслушивают вопросы, находят в тексте предложения к вопросам




Игра № 2 «Найти опорное предложение».

Учитель напоминает учащимся, что такое опорное предложение. Он предлагает учащимся прочитать первую часть соответствующего параграфа учебника «Распределение температуры воздуха» и выбрать опорные предложения

Учащиеся читают текст учебника и

выбирают опорные предложения, а затем

зачитывают их вслух.

Примерные ответы:

- в январе положение изотерм мало

связано с географической широтой

  • четко прослеживается изменение январских температур при движении с запада на восток;



к востоку возрастает повторяемость холодного континентального воздуха умеренных широт и т. д.



Игра № 3 «Кто больше?»Учитель предлагает прочитать фрагмент параграфа учебника и выбрать как можно больше опорных предложений (работа продолжается в течение 3 минут). Через 3 минуты подводятся результаты работы. Кто отобрал 3 предложения? И больше?

Учащиеся работают с текстом учебника и находят опорные предложения. Ученик, который нашел больше всех опорных предложений, зачитывает их

вслух

  • в июле на всей территории страны средние месячные температуры положительны;

  • июльские изотермы направлены почти поширотно. Летние температуры имеют очень большое значение для развития растений;

  • летние температуры имеют очень большое значение для процессов почвообразования;

  • годовая амплитуда температур отражает приближенно степень континентальности климата;

  • наибольшая степень континентальности климата характерна для Забайкалья, Средней и ОВ Сибири


Игра № 4 «Моя познавательная задача».

Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей - смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать содержание статьи следующей рубрики параграфа (Распределение осадков) и сконструировать познавательную задачу исполь­зуя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске

Учащиеся конструируют познавательные

задачи.

Например: распределение осадков зависит

от циркуляции воздушных масс, рельефа,

температуры воздуха. Докажи





Игра № 5 «Кто быстрее?» (работа в творческих парах). Учитель предлагает прочитать три абзаца из рубрики (Коэффициент увлажнения), отобрать три опорных предложения, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения


Учащиеся конструируют познавательные задачи. Те, кто выполнил задание быстрее других, зачитывают свой вариант (один из пары читает задачу, другой дает ответ). Примеры познавательных задач:

  • при различных температурных условиях с поверхности испаряется разное количество воды. Докажи, пользуясь «Климатической картой» атласа и рис. учебника;

  • что произойдет, если фактическое испарение будет больше годовой суммы осадков. Класс обсуждает познавательные задачи и способы их решения



Игра № 6 «Слоеный пирог». Учитель предлагает за 10 мин. выполнить задание:

  1. Прочитать текст под рубрикой (Коэффициент увлажнения).

  2. Отобрать опорные предложения. 3. Закодировать информацию (ЛОС). 4. Скон­струировать познавательные задачи по типу учебной статьи. 5. Коротко записать вариант ответа


Учащиеся в парах выполняют задание, предварительно распределив обязанности (например, один конструирует познавательные задачи, а второй - отвечает).

Через 10 мин. по выбору учителя одна пара учащихся предлагает свой вариант выполненного задания, ЛОС записывает на доске



Игра № 7 «Конкурс на лучшее домашнее задание». Учитель предлагает прочитать статью, разбить ее на части, выбрать одну, озаглавить ее, сконструировать познавательную задачу. Условия конкурса учитель записывает на доске: а) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке; б) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся); в) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности

Читают текст рубрики учебника «Распределение температуры воздуха», разбивают ее на 3-4 логические части, выбирают одну, озаглавливают ее. Конструируют три задания, записывают на карточке, сдают в экспертную группу. Экспертная группа отбирает лучшие варианты, ориентируясь на условия конкурса

5. Рефлексия

Учитель предоставляет слово экспертной группе, затем вместе с учащимися обсуждают эффективность приобретения умений в ходе каждой игры

Экспертная группа анализирует график успеха деятельности класса. Эксперт поясняет, что высокий уровень ставился, если при выполнении задания большинство учащихся активно работали; средний - 50% учащихся; низкий - менее 50%



  1. Открытый урок «Города Австралии

Цели урока:

Образовательная: способствовать получению и углублению знаний учащихся о городах Австралии

Развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами, атласами; активизировать мыслительную деятельность через игровые моменты.

Воспитывающая: сформировать представление о культуре и духовных ценностях государства.

Средства обучения: учебник Герасимовой "География материков и океанов" 7-й класс, рабочая тетрадь, физическая карта Австралии, атлас для 7-го класса, приложения, мультимедийная установка, презентация Power Point.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: анализирующий, репродуктивный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Определить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой и рабочую атмосферу на уроке. Повернитесь к другу другу и улыбнитесь. Вы сегодня молодцы и у вас все получится. А сейчас нарисуйте в тетради с каким вы настроением пришли на урок.

  1. Изучение нового материала


  1. Залив, глубоко вдающийся в сушу на севере материка…………….

  2. Самая большая пустыня Австралии……………….

  3. Море, омывающее Австралию с севера……………..

  4. Наивысшая точка материка…………………

  5. Самый крупный приток реки Муррей……………..

  6. Что такое Австралийский союз……………………….

Правильно это новая тема урока. У нас сегодня урок экскурсия по Австралийскому Союзу.(читать цель)

На материке Австралия находится только одно государство - Австралийский Союз со столицей Канберра.

Австралия слабо заселена. Среди других материков она выделяется низкой плотностью населения. По территории материка население размещено неравномерно. Почти всё оно сосредоточено на восточной, юго-восточной и отчасти юго-западной части материка. Внутренняя пустынная часть материка и весь север заселены редко. Здесь в основном живут аборигены. Большинство населения проживает в городах. Сидней был одним из первых городов, с которого началось заселение Австралии. С него мы и начнем путешествие по этой замечательной стране.

Ребята давайте опишем его по плану: ( план на столе)

1. Географическое положение - в какой части страны находится?

2.. Особенности положения рельефа, полезные ископаемые, которые добываются рядом, высота местности. Есть ли рядом реки, озера, моря?

В каких природных зонах находятся?

Сидней

Сидней по праву признай одним из красивейших городов мира. Всего за двести с небольшим лет он превратился из маленького поселка каторжан в ультрасовременный город, бережно хранящий памятники своей короткой истории. Воздух здесь насыщен ароматами тропических цветов.

Город хоть и невелик по площади и по населению, но в приятном климате и среди обильной зелени об этом том забываешь. Многочисленные места отдыха расположены на побережье. Среди них самый известный пляж Сиднея - Бон - Бич. Его южная часть отведена пловцам. На другой половине расположились любители других водных видов спорта.

В его архитектуре прослеживается история страны от эпохи колонизации до наших дней.

Сидней в два раза превосходит по площади другой гигантский город - Нью-Йорк большинство интересных вещей сконцентрировано относительно компактно вокруг одной из самых прекрасных городских гаваней в мире. В первую очередь, Вы увидите две иконы Сиднея - необыкновенное здание Сиднейского оперного театра (Sydney Opera House), как будто плывущего под парусами, и мост Харбор (Sydney Harbor Bridge), на который с 1998 года разрешен подъем всем желающим путешественникам. Если Вы окажетесь среди них, то сможете испытать невероятные ощущения и увидеть, возможно, лучший закат солнца. В его архитектуре прослеживается история страны от эпохи колонизации до наших дней.

На Сиднейской башне, на высоте 300 м можно познакомиться с планировкой города

После знакомства с городом Сиднеем учитель предлагает посетить другой" город Перт.

Дать ФГП

Перт - самый молодой и динамичный город, Перт большой развитый город. И там есть чем заняться. Прежде всего, в Перте нужно посетить Колокольню Перта.

Колокольня Перта - это настоящий символ города. Это уникальная достопримечательность, одно из самых красивых мест в мире. Колокольня представляет собой высокую остроконечную башню из стекла, у основания которой находится медная конструкция, по форме напоминающая два огромных паруса. В башне находятся 18 колоколов, двенадцать из которых имеют многовековую историю (они были привезены еще из Англии), остальные были отлиты уже в Австралии. Колокольня находится на причале. Ее проектировали так, чтобы звон колоколов не мешал людям, которые работают вокруг, но в результате получилось, что услышать колокола можно только на причале.

Национальный парк Кохуну Коала Парк Cohunu Koala Park - заповедник в Западной Австралии Кохуну Коала - одно из немногих мест в Австралии где можно погладить и даже подержать на руках коал. Открыт парк был в 1982 г.. Численность коал в дикой природе в последние годы находится под угрозой снижения из-за вырубки эвкалиптовых лесов - их естественной среды обитания. Поэтому и был создан такой «Коала-парк» как Cohunu Koala. Текущая численность популяции коал насчитывает сегодня в парке 25 особей и ежегодно увеличивается примерно на 4 коалы. В парке Cohunu Koala Вы свободно можете взять на руки детеныша коалы, поговорить с более чем 30 говорящими попугаями, ну и, конечно, увидеть в совершенно естественных природных условиях таких «обитателей» Австралии, как динго, кенгуру, страусов эму, ушастую сову, пятнистого оленя-аксиса и, наконец, коал. Все животные в парке очень дружелюбны и не боятся людей.

Шоу австралийских аборигенов в Перте

Вы проведете незабываемый вечер, посетив традиционное шоу австралийских аборигенов. Ждет красочное представление, включающее ритуальные церемонии и зажигательные танцы аборигенов. В шоу также включена демонстрация оружия и игра на традиционном национальном музыкальном инструменте «Диджериду». Во время представления зрителям предлагается ужин "шведский стол", но опять же с неповторимым местным колоритом - он состоит из туземных фруктов, мяса крокодила и других экзотических блюд.

Лабиринт в Перте

Лабиринт. Открывшийся в начале 1980-х гг. главный Лабиринт построен из деревянного частокола

В лабиринте периодически проводятся различные логические захватывающие игры. Задача вошедшего в лабиринт состоит в том, чтобы определить местонахождение четырех полюсов в особой последовательности (красный полюс - белый - синий - зеленый) за самое быстрое время. На входе определяют местонахождение красного полюса. Прежде, чем двинуться к синему полюсу, открывается, что белый полюс находится в центре лабиринта, тогда надо искать зеленый полюс. От зеленого полюса продолжают двигаться к башне наблюдения, чтобы проверить, где находятся остальные участники увлекательного путешествия!

Следующий город, с которым мы познакомимся, это Канберра'

Канберра - столица Австралии. В переводе с языка аборигенов это слово означает «место встречи». Город расположен у подножия гор.

Канберра - искусственно созданный город, расположившийся на берегах
искусственного озера по имени создателя Берли Грифина. Она была
построена ради, примирения Мельбурна и Сиднея, безуспешно конкурировавших
за право быть столицей Австралии. ,

Чтобы прекратить все споры и раздоры, правительство приняло смелое решение построить город на пустом месте на пути между этими двумя городами. Рассмотрев огромное количество проектов, правительство отобрало один из самых оригинальных и гармоничных проектов - проект Гриффина. Благодаря удивительно правильной планировке, учитывающей все особенности ландшафта, в котором он был вписан, город стал непременным образцом во всех учебниках по градостроительству. Сейчас Канберра столица Австралии, выполняющая единственную функцию - управление государством. Здесь расположен Дом Правительства, резиденции посольств, штаб-квартиры общественных, государственных и политических организаций. Канберру называют «истинно природной столицей за то, что она окружена со всех сторон поселками и выгладит как небольшой городок посреди обширных деревенских пространств.

А теперь перенесемся в город Алис-Спрингс - пустынное сердце Австралии

Дать ФГП

Алис-Спрингс .Это городок считается столицей аборигенов, территорией их традиционного обитания, где запрещено любое вмешательство в естественный мир природы.

Одна из достопримечательности континентальной части страны - это скала Улуру

УЛУРУ - ТАЙНА АВСТРАЛИЙСКОЙ ПУСТЫНИ

Необычные, таинственные события происходят вокруг национального австралийского парка Улуру.

Когда солнце посылает на землю свои первые предрассветные лучи, Улуру начинает светлеть. Меняя цвет с черного на темно-лиловый, гигантский монолит приобретает все более отчетливые очертания. Затем небо озаряется солнечными лучами, и скала просто вспыхивает в буйстве красного и розового цветов, сменяющих друг друга с поразительной быстротой. Тени во впадинах исчезают, и вот уже вся скала залита дневным пустынным светом.

Игра цвета продолжается в течение всего дня. К вечеру бывает пройден весь спектр - от золотистых и розово-красных оттенков к рубиновому, малиново-красному и пурпурному. Постепенно «остынув», скала превращается с заходом солнца в черный силуэт на фоне пустыни.

Улуру давно уже является символом Австралии. Второе название - Эйерс-Рок - возникло в 1873 году, когда путешественник Уильям Госс увидел скалу и назвал ее в честь губернатора Южной Австралии Генри Эйрса.

Первое впечатление, испытываемое путешественником при виде скалы, которая видна с расстояния 100 км, - это ее контраст с окружающей равниной. Поражают и сами размеры скалы. Улуру часто упоминается как самый большой в мире монолит. Но на самом деле это всего лишь верхушка почти ушедшей под землю «горы», общая высота которой составляет, по оценкам специалистов, целых шесть километров!

Согласно верованиям племен, населяющих Западную пустыню, Улуру - это мифический зверь, засунувший голову в песок. Один раз в год ночью он поднимает голову и осматривает пустыню. Этот день определяют шаманы и объявляют праздник в честь священной горы.

У священной горы собираются племена со всей Австралии. Одни - чтобы прикоснуться к камню руками, попросить для себя всяческих благ, а потом исполнить ритуальный танец. Другие племена считают гору обиталищем враждебных духов. Они просят у камня прощения и умоляют его забыть о них и не досаждать напастями.

По убеждению местных племен, Улуру - это дверь между миром людей и духов.

Ни один абориген не осмеливается подняться на её вершину, так как это считается страшным святотатством, способным навлечь на человека страшный гнев духов.

Еще одно паранормальное явление, иногда отмечающееся в районе Улуру, - появление НЛО. Недавно там наблюдали странные летающие объекты в виде больших треугольников, о чем заявляли как австралийские астрономы, так и туристы. Однако эти объекты не были зафиксированы с помощью радаров.

Кстати, бог неба Ванджина, изображенный на рисунках в пещерах Улуру, очень похож на инопланетянина в шлеме...

Учитель: а теперь перенесемся в Аделаиду (описание по плану)

Аделаида один из самых тихих городов Австралии, с множеством ресторанчиков и кафе. Современ­ный, элегантный город опоясан зеленым кольцом парков.

История заселения Аделаиды и южной Австралии принципиально отли­чается
от истории всей Австралии. Когда в 20-х гг. правительство приняло
программу по заселению и освоению юга, основным пунктом было объявлено, что поселенцами здесь могли быть только свободные граждане, причем они должны быть состоятельными, так как беднякам здесь запрещено было селиться.

Планировка была разработана полковником Уильямом Лайтом - основателем города. Многие парки, скверы существуют со времени основания.
Кроме того, в центральной части города сохранились здания колониальной эпохи, которые трепетно почитаются аделаидцами.

Есть в Австралии один интересный городок, расположенный между Аделаидой и Алис-Спрингс, под названием Кубер-Педи. Название Кубер-Педи переводится с языка австралийских аборигенов (kupa piti), как «нора белого человека» или «белый человек под землёй». Он известен не только тем, что является мировой столицей добычи драгоценных опалов, но и своим единственным в мире подземным городом и пещерным отелем.

Под землей расположен целый город. Его построили старатели для своих семей в начале прошлого века. В Кубер-Педи очень жарко, а под землей даже летом температура максимум достигает 26 градусов. Примерно с глубины 6 м. становится прохладно, поскольку лежащая выше порода поглощает жар солнца пустыни. Еще первые старатели сообразили, что можно сравнительно удобно устроиться под землей, в жилищах, которые почти ничего не стоят. Что до их преемников, то они и их семьи живут в современном подземном комфорте. Многие их дома очень велики и просто роскошны, в некоторых есть даже подземные бассейны, в то время как совсем недалеко, на поверхности, солнце безжалостно палит землю.

В подземном городе можно путешествовать по тоннелям, сходить в музей, делать покупки в магазинах, галерее искусств, гончарных мастерских, поужинать в ресторане и даже побывать в православной церкви

4 Теперь пользуясь картами атласа в рабочие тетради запишите крупные города и в контурной карте отметьте их.

. Продолжим путешествие по материку и ещё немного поиграем в «Морской бой».

Молодцы ребята! Мы победили в честном бою. Наше путешествие закончилось. А теперь давайте посмотрим достигли ли мы, то что планировали в начале урока и подведем итоги нашей деятельности,

    Домашнее задание

    Повторить параграф 56, и задание на ваше творчество. Представьте себе, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне

    письмо, в котором назовете мне не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию

    Приложение №1

    1. Где расположены самые большие города Австралии?

    2. Назвать и показать на карте столицу австралийского союза.

    3. Назовите второе название горы Эйерс-Рок?

    4. Где производится 80% добычи опалов?

    5. Сколько колоколов находится в башне г.Перта с многовековой историей?

    6. Как называется национальный музыкальный инструмент аборигенов?

    7. В каком городе находится лабиринт?

    8. Что обозначает в переводе с языка аборигенов слово Канберра?

    9. В каком городе находится пляж Бонч-Бич?

    10. Какой город располагается на реке Свон?



















    Заключение

    Подведем итог. Деятельностный подход в образовании - это совсем не

    совокупность образовательных технологий или методических приемов.

    Это своего рода философия образования, методологический базис, на кото

    ром строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями. Выше мы выделили только три важнейшие черты такого подхода. Чтобы проанализировать его достаточно полно, нужна целая книга.

    Да, впрочем, она написана и издана. Ее автор - покойный Василий Васильевич Давыдов, и называется она «Теория развивающего обучения». Мы не раз цитировали ее в этой статье. Читатель может посетовать, что статья написана сложно. Иначе и быть не может. Потому что выбор именно развивающего обучения (неважно, в какой модификации) связан с глубинным пониманием отношений человека и мира, личности и сознания, простого воспроизводства и творчества. Стоя перед выбором, вы становитесь на время философом. Вы выбираете не просто систему приемов - вы выбираете то или иное понимание сущности образования, места человека в мире и обществе как части этого мира.

    И выбор ваш должен быть осознанным.

    Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить».

    Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Чтобы обеспечить самостоятельную, творческую деятельность

    каждого ученика, чтобы научить его умственным действиям, надо идти

    «снаружи», от внешних, практических, материальных действий,

    «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.

    Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.



    Список литературы

    1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Казанский университет, 1996.

    2. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

    3. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной рабо­ты школы. - СПб., Ленинградский ОИУУ, 1995.

    4. Журналы «География в школе»

    5. Интернет - ресурсы

    6.Иванова, Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация
    содержания образования / Е.О.Иванова // Завуч. - М.: Центр «Педагогический
    поиск» - 2002. - № 8. С. 100-117.
    7. Коленченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для
    преподавателей / А.К.Коленченко. - СПб.: КАРО, 2001 - 368 с.
    8. Ксёнзова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое
    пособие / Г.Ю.Ксёнзова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 221 с.
    9. Кулеша, В.И. Новые педагогические технологии компьютеризации обучения /
    В.И.Кулеша // Новые технологии в системе непрерывного образования: Сб. науч.ст. (По итогам работы международной научно-практической конференции.
    Минск, 30-31 мая 1955 г.) - С. 283-292.

    10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психо­логии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

    11.Раковская Э.М., Баринова И. И. Природа России, 8 кл. - М.: Просвещение, 1994.


    41



    © 2010-2022