- Преподавателю
- География
- Метапредметный урок по теме «Сокровища Земли и здоровье человека» (7 класс)
Метапредметный урок по теме «Сокровища Земли и здоровье человека» (7 класс)
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рычкова М.П. |
Дата | 18.10.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
10
Метапредметный урок по географии в 7 классе
по теме «Сокровища Земли и здоровье человека».
Учитель географии Рычкова Марина Павловна.
Цели урока:
активизировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать умения работы в малых группах, развивать творческие способности учащихся, формировать культуру здорового образа жизни;
Задачи урока:
Практическая:
-
активизировать и систематизировать лексический материал по теме: «Полезные ископаемые Евразии»;
-
обучать репродуктивным и продуктивным видам речевой деятельности, формировать презентационные навыки и развивать коммуникативные умения учащихся на основе языковых, социокультурных (интегрированных) знаний;
-
развивать умения понимать аутентичные тексты из интернет-источников;
Развивающая:
развивать интеллектуальный и эмоциональный потенциал учащихся, развивать языковые и познавательные способности, готовность к коммуникации, обучать абстрактному мышлению, умению сравнивать и обобщать;
Познавательная:
расширять эрудицию учащихся, их лингвистический и общий кругозор;
Воспитательная:
формировать у учащихся уважение к труду, культуру здорового образа жизни, командного духа, воспитывать интерес к предмету (учению), формировать познавательную активность;
Оснащение урока:
-
наглядный материал: интерактивная доска, атлас для 7 класса;
-
аудиоматериал: музыкальное сопровождение (классическая музыка);
-
раздаточный материал: кластеры, набор карточек с полезными ископаемыми;
-
канцтовары: цветные карандаши;
На уроке используются элементы разных обучающих технологий: обучения в сотрудничестве, игровые, поисковые.
Метапредметный вид деятельности на уроке можно увидеть на приеме работы с картой (читать её, показывать объекты, называть, различать, выделять, определять, изучать по карте, моделировать на карте, сопоставлять их.) На приеме логических операций (анализировать, группировать, систематизировать, оценивать).
С помощь урока достигаются такие метапредметные результаты как:
1) Регулятивные (учебно-организационные): планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников;
2) Познавательные: учебно-логические, выделять главное, сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям, высказывать суждения,
классифицировать информацию по заданным признакам;
3) Учебно - информационные: поиск и отбор информации, работа с текстом
Этапы урока и их задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма взаимодействия
I этап: вводная часть - введение в тематику урока, настрой на готовность к уроку
(1 мин)
11.20 - 11.21
Приветствие учащихся.
«Влияние полезных ископаемых на здоровье человека».
Слушают учителя.
Фронтальная
II этап: основная часть
Актуализация знаний
Исследовательская работа по здоровьесбережению в рамках школьной программы «Здоровым быть модно».
(5 мин.)
11.21 - 11.26
Здоровье - это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим всю жизнь. Вы знаете, что в школе работает программа по здоровьесбережению
«Здоровым быть модно». В рамках этой программы Прокудина Аня провела исследование среди учащихся старшей школы, с которыми она вас познакомит.
Выступление ученицы.
Изучив медицинские карты, школьные журналы за последние 3 года, мною было замечено, что за это время увеличилось количество заболеваний верхних дыхательных путей и аллергии.
Я выдвинула гипотезу о том, можно ли улучшить состояние здоровья учащихся, не прибегая к медикаментам, а использовать для этого свойства отдельных полезных ископаемых. То, что нам дает сама природа. Поможете мне?
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
2. Целеполагание и мотивация
(1 мин.)
11.26 - 11.27
А вы знаете о лечебных свойствах минералов?
Отвечают на вопрос.
Фронтальная
3.Первичное усвоение материала.
Работа с кластером.
Первая часть - «Полезные ископаемые»
(10 мин.)
11.27 - 11.37
Вторая часть - «Работа с текстом»
(10 мин)
11.37 - 11.47
Включимся в Анин проект, и определим, какие полезные ископаемые обладают свойствами, способными лечить заболевания верхних дыхательных путей.
Перед вами лежат листы А-3. Это будущие кластеры. Положите их перед собой. Каждое задание мы будем выполнять в отдельных выделенных ячейках на этом листе.
Что послужит объектом нашего исследования?
(Полезные ископаемые)
А мы можем их назвать «Сокровища Земли»?
Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?
Как они обозначаются на карте?
Какие полезные ископаемые вы можете назвать?
Первое задание -«Полезные ископаемые». Систематизация базы данных. Для этого положите перед собой набор карточек с полезными ископаемыми, распределите их на группы, дайте название каждой группе, результаты запишите в виде схемы на лист А-3 в блоке «Полезные ископаемые. Проверяем.
Назовите нерудные полезные ископаемые.
(калийная соль, поваренная соль, глауберова соль)
Три разновидности соли - три лаборатории по исследованию каждой отдельно.
Блок 2 в кластере. Работа с текстом.
Прочитайте внимательно энциклопедический текст. Ответьте на вопрос. Для лечения, каких заболеваний, используется ваше полезное ископаемое? Подчеркните цветным карандашом (каменная соль-зеленым цветом, глауберова соль - синим цветом, калийная соль - желтым цветом) тот отрывок, который относится к вашему полезному ископаемому, обсудите свой вариант внутри лаборатории, и выберите одного человека, который озвучит ваш вариант ответа. В процессе чтения отметьте восклицательным знаком красным карандашом справа то, что для вас было новым и удивительным.
Во время проверки, остальные слушают и подчеркивают нужным цветом то, что относится к другим полезным ископаемым.
Сверка с экраном на ИА доске. Что вы узнали нового для себя?
Оформление листа А-3
Работа с карточками, заполнение
листа А-3.
Одна пара работает на интерактивной доске.
Чтение. Выделение главного.
Выбор представителя группы для ответа на вопрос.
фронтальная
Фронтальная
Работа в парах.
Фронтальная
Работа в группах.
4. Осознание и осмысление учебной информации
(5 мин.)
11.47 - 11.52
Физ. минутка.
(1 мин.)
11.52 - 11.53
Почему соль так необходима человеку?
Каково ежегодное потребление соли в мире?
Почему свою особенную ценность каменная соль имела с древних времен?
Где был построен первый в мире аллергологический стационар?
Физ. минутка.
Надувание воздушных шаров. С целью нормализации мускулатуры бронхов проводят дыхательную гимнастику с произношением звука.
Не должно превышать 45 секунд.
Сделать вдох и на медленном выдохе произнести «ПФ».
Отвечают на вопросы.
Фронтальная
(мозговой штурм)
5. Блок 4. Работа с картой.
(10 мин.)
11.53 - 12.03
Вернемся в начало урока и вспомним, рост каких заболеваний у наших учеников увеличился?
Какие полезные ископаемые важны для лечения этих заболеваний?
Как правило, в местах их добычи, расположены санатории, но не все родители и дети об этом знают.
Блок 3.
Используя физическую карту Евразии в атласе стр. 32 и условные обозначения поваренной и калийной соли, расставь значки на к/к.
Сравнивая политическую карту и физическую, подпишите названия трех государств, в которых встречаются эти ископаемые.
Проверка на ИА доске.
Ответы на вопросы.
Работа на к/к.
Индивидуальная
Индивидуальная
III этап: заключительный
1.- подведение итогов, домашнее задание.(1 мин.)
Рефлексия.
(1 мин.)
12.03 - 12.05
Осталось заполнить
последний блок.
Используя Интернет ресурсы, составьте дома справочник санаториев, работающих в соляных шахтах.
Аня, смогли мы сегодня тебе помочь в исследовательской работе? Как вы думаете, нужная работа у нас сегодня была?
Индивидуальная.
Фронтальная.
Приложение №1.
Количество детей, страдающих хроническими заболеваниями
по результатам диспансеризации (количество человек).
Заболевание
2008 - 2009
2009 - 2010
2010 - 2011
Лорзаболевания
49
55
71
Аллергические заболевания
12
15
15
Мониторинг пропусков занятий по болезни (по мед. правкам)
Приложение №2
Соль и в самом деле необходима человеку. Свою особенную ценность каменная соль (галит) имела с древних времен. На Руси в XVI веке даже ввели налог на соль. Именно соль всегда в тяжелые периоды голода или войн была основной денежной мерой. Человеческому организму употребление соли необходимо, без нее жизни не существует. При общем количестве жителей планеты ежегодное потребление галита составляет около 7-ми миллионов тонн. В некоторых странах соль считается бесценным продуктом. Без нее невозможен правильный обмен веществ в организме. Она регулирует работу сердца и мышц, входит в состав крови. Человек ежедневно получает 20-25 граммов соли, всего же в его организме находится 200 граммов этого вещества. Давно известны целебные свойства соли: медики заметили, что люди, добывающие ее под землей, редко простужаются, почти не болеют гриппом и бронхиальной астмой. Дело в том, что воздух в таких шахтах насыщен парами каменной соли. В нем отсутствуют микроорганизмы, вызывающие астму. Поэтому пустые, выработанные, штольни соляных шахт используются в медицинских целях. В них устраивают лечебницы и санатории, где больные вылечиваются от надсадного кашля и удушья. Иногда залежи каменной соли выходят на поверхность земли, их называют соляные купола. В отличие от горизонтально залегающих пластов купола образуются в ослабленных участках земной коры, в местах пересечения разломов. Основания соляных куполов уходят глубоко в землю, их корни обнаруживают на расстоянии одиннадцати и более километров от поверхности. Встречаются эти геологические образования во многих районах земного шара. В США, на побережье Мексиканского залива, в Германии, в Западной Африке.
Глауберова соль впервые обнаружена химиком И. Р. Глаубером в составе минеральных вод. Открытие глауберовой соли датировано зимой 1626 года и непосредственно связано с перенесённой в 1625 году Глаубером болезнью - сыпным тифом, в то время именуемого «венгерской лихорадкой». Глауберова соль употребляется в медицине давно, как сама по себе, так особенно составной частью различных слабительных вод и порошков. Применяется в терапии преимущественно с целью действия на кишечный канал и реже - для общего действия на организм. В растворённом виде глауберова соль в значительном количестве присутствует в морской воде и во многих минеральных водах, например, курортов Карловы Вары в Чехии и Мариенбад в Австрии. Карловарская соль, получаемая из минеральных вод Карловых Вар на 44 % из глауберовой соли, на 36 % из пищевой соды, на 18 % из поваренной соли) и на 2 % из сульфата калия.
В течение многих лет ученые Пермской государственной медицинской академии в рудниках Верхнекамского месторождения изучали воздействие природных калийных солей на организм человека. Исследования показали, что в выработках калийных рудников существует аномально высокая естественная нейтрализация вредных примесей, снижение содержания в воздухе бактерий и других микроорганизмов, что оказывает положительное влияние на функции органов дыхания человека и лабораторных животных. Анализ заболеваемости горнорабочих калийных рудников выявил отсутствие у них ряда заболеваний, в том числе бронхиальной астмы и респираторными заболеваниями. Верхнекамское месторождение калийных солей общей площадью 3,5 тыс. км2 - одно из крупнейших в мире и единственное в России. Открытие уникальных свойств калийных солей позволило в 1977 г. построить первый в мире аллергологический стационар, расположенный в калийном руднике. Образование соляных месторождений происходило в геологические эпохи с сухим и теплым климатом.