Метапредметный урок по теме «Сокровища Земли и здоровье человека» (7 класс)

Создание кластера по теме«Сокровища Земли и здоровье человека». С помощь урока достигаются такие метапредметные результаты как: 1) Регулятивные (учебно-организационные): планирование деятельности под руководстов учителя, работа в соответствие с учебными задачами, оценка работы одноклассников, а также участие в свместной деятельности. 2) Познавательные: отработка учебно-логических навыков, сравнивание объектов, выделение основного, сравнивание фактов и явлений по изветсным критериям, высказывани...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Метапредметный урок по географии в 7 классе

по теме «Сокровища Земли и здоровье человека».

Учитель географии Рычкова Марина Павловна.

Цели урока:

активизировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать умения работы в малых группах, развивать творческие способности учащихся, формировать культуру здорового образа жизни;

Задачи урока:

Практическая:

  1. активизировать и систематизировать лексический материал по теме: «Полезные ископаемые Евразии»;

  2. обучать репродуктивным и продуктивным видам речевой деятельности, формировать презентационные навыки и развивать коммуникативные умения учащихся на основе языковых, социокультурных (интегрированных) знаний;

  3. развивать умения понимать аутентичные тексты из интернет-источников;

Развивающая:

развивать интеллектуальный и эмоциональный потенциал учащихся, развивать языковые и познавательные способности, готовность к коммуникации, обучать абстрактному мышлению, умению сравнивать и обобщать;

Познавательная:

расширять эрудицию учащихся, их лингвистический и общий кругозор;

Воспитательная:

формировать у учащихся уважение к труду, культуру здорового образа жизни, командного духа, воспитывать интерес к предмету (учению), формировать познавательную активность;

Оснащение урока:

  1. наглядный материал: интерактивная доска, атлас для 7 класса;

  2. аудиоматериал: музыкальное сопровождение (классическая музыка);

  3. раздаточный материал: кластеры, набор карточек с полезными ископаемыми;

  4. канцтовары: цветные карандаши;

На уроке используются элементы разных обучающих технологий: обучения в сотрудничестве, игровые, поисковые.

Метапредметный вид деятельности на уроке можно увидеть на приеме работы с картой (читать её, показывать объекты, называть, различать, выделять, определять, изучать по карте, моделировать на карте, сопоставлять их.) На приеме логических операций (анализировать, группировать, систематизировать, оценивать).

С помощь урока достигаются такие метапредметные результаты как:

1) Регулятивные (учебно-организационные): планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников;

2) Познавательные: учебно-логические, выделять главное, сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям, высказывать суждения,

классифицировать информацию по заданным признакам;

3) Учебно - информационные: поиск и отбор информации, работа с текстом




Этапы урока и их задачи





Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Форма взаимодействия

I этап: вводная часть - введение в тематику урока, настрой на готовность к уроку

(1 мин)

11.20 - 11.21

Приветствие учащихся.

«Влияние полезных ископаемых на здоровье человека».

Слушают учителя.

Фронтальная

II этап: основная часть

Актуализация знаний

Исследовательская работа по здоровьесбережению в рамках школьной программы «Здоровым быть модно».

(5 мин.)

11.21 - 11.26

Здоровье - это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим всю жизнь. Вы знаете, что в школе работает программа по здоровьесбережению

«Здоровым быть модно». В рамках этой программы Прокудина Аня провела исследование среди учащихся старшей школы, с которыми она вас познакомит.





Выступление ученицы.

Изучив медицинские карты, школьные журналы за последние 3 года, мною было замечено, что за это время увеличилось количество заболеваний верхних дыхательных путей и аллергии.

Я выдвинула гипотезу о том, можно ли улучшить состояние здоровья учащихся, не прибегая к медикаментам, а использовать для этого свойства отдельных полезных ископаемых. То, что нам дает сама природа. Поможете мне?

Фронтальная




Индивидуальная

Фронтальная

2. Целеполагание и мотивация

(1 мин.)

11.26 - 11.27

А вы знаете о лечебных свойствах минералов?

Отвечают на вопрос.

Фронтальная

3.Первичное усвоение материала.

Работа с кластером.

Первая часть - «Полезные ископаемые»

(10 мин.)

11.27 - 11.37












Вторая часть - «Работа с текстом»

(10 мин)

11.37 - 11.47









Включимся в Анин проект, и определим, какие полезные ископаемые обладают свойствами, способными лечить заболевания верхних дыхательных путей.

Перед вами лежат листы А-3. Это будущие кластеры. Положите их перед собой. Каждое задание мы будем выполнять в отдельных выделенных ячейках на этом листе.

Что послужит объектом нашего исследования?

(Полезные ископаемые)

А мы можем их назвать «Сокровища Земли»?

Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

Как они обозначаются на карте?

Какие полезные ископаемые вы можете назвать?

Первое задание -«Полезные ископаемые». Систематизация базы данных. Для этого положите перед собой набор карточек с полезными ископаемыми, распределите их на группы, дайте название каждой группе, результаты запишите в виде схемы на лист А-3 в блоке «Полезные ископаемые. Проверяем.

Назовите нерудные полезные ископаемые.

(калийная соль, поваренная соль, глауберова соль)

Три разновидности соли - три лаборатории по исследованию каждой отдельно.

Блок 2 в кластере. Работа с текстом.

Прочитайте внимательно энциклопедический текст. Ответьте на вопрос. Для лечения, каких заболеваний, используется ваше полезное ископаемое? Подчеркните цветным карандашом (каменная соль-зеленым цветом, глауберова соль - синим цветом, калийная соль - желтым цветом) тот отрывок, который относится к вашему полезному ископаемому, обсудите свой вариант внутри лаборатории, и выберите одного человека, который озвучит ваш вариант ответа. В процессе чтения отметьте восклицательным знаком красным карандашом справа то, что для вас было новым и удивительным.

Во время проверки, остальные слушают и подчеркивают нужным цветом то, что относится к другим полезным ископаемым.

Сверка с экраном на ИА доске. Что вы узнали нового для себя?





Оформление листа А-3



Работа с карточками, заполнение

листа А-3.

Одна пара работает на интерактивной доске.





Чтение. Выделение главного.

Выбор представителя группы для ответа на вопрос.

фронтальная




Фронтальная




Работа в парах.




Фронтальная


Работа в группах.

4. Осознание и осмысление учебной информации

(5 мин.)

11.47 - 11.52


Физ. минутка.

(1 мин.)

11.52 - 11.53

Почему соль так необходима человеку?

Каково ежегодное потребление соли в мире?

Почему свою особенную ценность каменная соль имела с древних времен?

Где был построен первый в мире аллергологический стационар?

Физ. минутка.

Надувание воздушных шаров. С целью нормализации мускулатуры бронхов проводят дыхательную гимнастику с произношением звука.

Не должно превышать 45 секунд.

Сделать вдох и на медленном выдохе произнести «ПФ».

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

(мозговой штурм)

5. Блок 4. Работа с картой.

(10 мин.)

11.53 - 12.03

Вернемся в начало урока и вспомним, рост каких заболеваний у наших учеников увеличился?

Какие полезные ископаемые важны для лечения этих заболеваний?

Как правило, в местах их добычи, расположены санатории, но не все родители и дети об этом знают.

Блок 3.

Используя физическую карту Евразии в атласе стр. 32 и условные обозначения поваренной и калийной соли, расставь значки на к/к.

Сравнивая политическую карту и физическую, подпишите названия трех государств, в которых встречаются эти ископаемые.

Проверка на ИА доске.

Ответы на вопросы.




Работа на к/к.

Индивидуальная




Индивидуальная

III этап: заключительный

1.- подведение итогов, домашнее задание.(1 мин.)

Рефлексия.

(1 мин.)

12.03 - 12.05

Осталось заполнить

последний блок.

Используя Интернет ресурсы, составьте дома справочник санаториев, работающих в соляных шахтах.

Аня, смогли мы сегодня тебе помочь в исследовательской работе? Как вы думаете, нужная работа у нас сегодня была?



Индивидуальная.

Фронтальная.






Приложение №1.

Количество детей, страдающих хроническими заболеваниями

по результатам диспансеризации (количество человек).


Заболевание

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

Лорзаболевания

49

55

71

Аллергические заболевания

12

15

15

Мониторинг пропусков занятий по болезни (по мед. правкам)

Метапредметный урок по теме «Сокровища Земли и здоровье человека» (7 класс)











Приложение №2

Соль и в самом деле необходима человеку. Свою особенную ценность каменная соль (галит) имела с древних времен. На Руси в XVI веке даже ввели налог на соль. Именно соль всегда в тяжелые периоды голода или войн была основной денежной мерой. Человеческому организму употребление соли необходимо, без нее жизни не существует. При общем количестве жителей планеты ежегодное потребление галита составляет около 7-ми миллионов тонн. В некоторых странах соль считается бесценным продуктом. Без нее невозможен правильный обмен веществ в организме. Она регулирует работу сердца и мышц, входит в состав крови. Человек ежедневно получает 20-25 граммов соли, всего же в его организме находится 200 граммов этого вещества. Давно известны целебные свойства соли: медики заметили, что люди, добывающие ее под землей, редко простужаются, почти не болеют гриппом и бронхиальной астмой. Дело в том, что воздух в таких шахтах насыщен парами каменной соли. В нем отсутствуют микроорганизмы, вызывающие астму. Поэтому пустые, выработанные, штольни соляных шахт используются в медицинских целях. В них устраивают лечебницы и санатории, где больные вылечиваются от надсадного кашля и удушья. Иногда залежи каменной соли выходят на поверхность земли, их называют соляные купола. В отличие от горизонтально залегающих пластов купола образуются в ослабленных участках земной коры, в местах пересечения разломов. Основания соляных куполов уходят глубоко в землю, их корни обнаруживают на расстоянии одиннадцати и более километров от поверхности. Встречаются эти геологические образования во многих районах земного шара. В США, на побережье Мексиканского залива, в Германии, в Западной Африке.

Глауберова соль впервые обнаружена химиком И. Р. Глаубером в составе минеральных вод. Открытие глауберовой соли датировано зимой 1626 года и непосредственно связано с перенесённой в 1625 году Глаубером болезнью - сыпным тифом, в то время именуемого «венгерской лихорадкой». Глауберова соль употребляется в медицине давно, как сама по себе, так особенно составной частью различных слабительных вод и порошков. Применяется в терапии преимущественно с целью действия на кишечный канал и реже - для общего действия на организм. В растворённом виде глауберова соль в значительном количестве присутствует в морской воде и во многих минеральных водах, например, курортов Карловы Вары в Чехии и Мариенбад в Австрии. Карловарская соль, получаемая из минеральных вод Карловых Вар на 44 % из глауберовой соли, на 36 % из пищевой соды, на 18 % из поваренной соли) и на 2 % из сульфата калия.

В течение многих лет ученые Пермской государственной медицинской академии в рудниках Верхнекамского месторождения изучали воздействие природных калийных солей на организм человека. Исследования показали, что в выработках калийных рудников существует аномально высокая естественная нейтрализация вредных примесей, снижение содержания в воздухе бактерий и других микроорганизмов, что оказывает положительное влияние на функции органов дыхания человека и лабораторных животных. Анализ заболеваемости горнорабочих калийных рудников выявил отсутствие у них ряда заболеваний, в том числе бронхиальной астмы и респираторными заболеваниями. Верхнекамское месторождение калийных солей общей площадью 3,5 тыс. км2 - одно из крупнейших в мире и единственное в России. Открытие уникальных свойств калийных солей позволило в 1977 г. построить первый в мире аллергологический стационар, расположенный в калийном руднике. Образование соляных месторождений происходило в геологические эпохи с сухим и теплым климатом.


© 2010-2022