КОнспект урока географии: «Географические карты и их классификация»

Подведение итогов, выделение победившей группы. Стикеры получает группа, первая справившаяся с заданием. Стикеры наклеивают в рабочую тетрадь. Устное формативное оценивание каждого ученика. "Работа в группах по методу «Джиксо» (15 минут) Задание для 1 группы: Классификация карт по содержанию 2 группа: Классификация карт по масштабу 3 группа: Изображение рельефа Земли на карте 4 группа: Изображение на карте океанов, морей, поверхностных вод 5 группа Изображение на карте населенных...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6 «В»

Тема: Географические карты и их классификация.

Цель урока: научить работать с различными видами карт.

Задачи урока:

  1. Формирование умений анализировать различные виды карт, находить черты сходства и различия между планом, географической картой и глобусом, классифицировать карты по основным признакам, делать выводы о значении карт в жизни человека

  2. Развивать аналитические навыки работы с различными источниками географической информации

  3. Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Критерии успешности:

  • Уметь анализировать различные виды карт;

  • Уметь сравнивать карты с планом местности и глобусом

  • Выявлять черты сходства и различия между картами, планом и глобусом;

  • Классифицировать карты по масштабу, охвату территории и содержанию;

  • Делать выводы о значении карт в жизни человека

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Обеспечение: физическая карта полушарий; физическая карта Казахстана;

атласы, глобусы; раздаточные карточки-инструкции, раздаточные опорные таблицы по теме «Карта».

Ход урока


  1. Организационная часть урока. (2мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Деление на группы. (Деление производится с помощью пяти материков).

- Ребята, как вы думаете, что это? А для чего я вам их раздала? Выскажите свои предположения. Какого материка не хватает?

Изучение нового материала.

1) Постановка темы и задачи урока.

- Итак, к сегодняшнему уроку мы с вами познакомились с двумя видами изображения земной поверхности - планом и глобусом. Настал черед ещё одного вида, но вот какого из 5-ти, я вам не скажу. Вы назовёте мне его сами после того, как разгадаете шифр на доске. По мере вашей готовности подайте сигнал рукой. Какой группе удастся сделать это быстрей остальных, будет видно по поднятым рукам.

Учащиеся соотносят алфавит и ячейки таблицы, и выписывают буквы по прямому математическому порядку. В результате получают тему урока.

12

1

18

20

23

10

10

23

12

13

1

19

19

10

22

10

12

1

24

10

33

Каждая буква соответствует порядковому номеру в алфавите

А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё. Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, М м. Н н, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у. Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, Ъ ъ. Ы ы, Ь ь, Э э, Ю ю, Я я ..

Подведение итогов, выделение победившей группы. Стикеры получает группа, первая справившаяся с заданием. Стикеры наклеивают в рабочую тетрадь. Устное формативное оценивание каждого ученика.

- С чего начнём изучать эту тему? Наша задача: научиться давать определение карты, проводить сравнение с уже изученными способами изображения, вспомнить, как используется масштаб и в чём его особенность на картах, познакомиться с разными видами карт, классифицировать карты.

На доске портреты: Птолемей, Эратосфен, Бехайм, Меркатор. (Слайд №1)

Учитель:

- Почему эти имена стоят в одном ряду?

- Какое имя «лишнее» и почему? Обоснуйте. (Бехайм - создал самый древний глобус, остальные создатели карт.)

Выпишите в тетрадь имена тех, кто занимался составлением карт.

Устное формативное оценивание.

Работа в парах: (7 минут)

Работа над определением «географическая карта».

- Проговорите друг другу определение плана местности, глобус.

- Найдите определение карты в словаре терминов. Зачитайте. Проговорите.

- Найдите отличия плана местности от географической карты (охват территории, условные знаки, масштаб).

- На каком способе изображения остановит свой выбор человек, отправляющийся осмотреть окрестности дачи?

- А любознательный турист в заграничную поездку?

На каждую парту раздаётся карточка с заданием практической работы.

Карточка-задание.

Цель: сравнить изображение земной поверхности на плане, глобусе и карте полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод.

Таблица заполняется на листах и доске. От каждой группы выходит 1 ученик и заполняет 1 признак.

Признаки сравнения

План

Глобус

Карта

Величина изображаемой территории

Небольшой участок

Весь мир

Весь мир

Масштаб

крупный

мелкий

мелкий

Форма изображения

плоская

выпуклая

плоская

Отличия условных знаков и обозначений

Отличается от глобуса и карты

Одинаковы для карты и глобуса

Одинаковы для карты и глобуса

Линии меридианов и параллелей

отсутствуют

присутствуют

присутствуют

После заполнения таблицы каждый должен написать вывод на своем листе. Если ученик сомневается, то учитель дает ему следующую подсказку.

Вывод: глобус и карта имеют много общего в .........., .........., но карта более .......... для практического применения. План местности лучше использовать для изучения …. местности.

Взаимопроверка: на слайде высвечивается правильный ответ, за каждый правильный ответ «+»

Вопрос учителя:


  • Выявите преимущества и недостаток карты.

  • В чем заключается недостаток карты полушарий?

Подведем итог проделанной работе. К какому выводу вы пришли? Что удалось выяснить?

Ответы учеников

Дескриптеры оценивания:

Определения

Отличия

Ответы на вопросы

Заполнение таблицы

Самостоятельно дал точное определение

понятий «карта» и «план местности»

Нашел 3 и более отличий

Ответил на все вопросы и привел другие примеры самостоятельно

Таблица заполнена без ошибок. Вывод сформулирован самостоятельно

Дал точное определение определение

понятий «карта» и «план местности», но при этом опирался на учебник или записи в тетради

Нашел 2 отличия

Ответил на 2 -3 вопроса

Таблица заполнена без ошибок, вывод сформулирован с опорой на подсказку

Не смог дать определение

понятий «карта» и «план местности»

Нашел 1 отличие

Ответил на 1 вопрос

В таблице допущена 2-3 ошибки, вывод сформулирован не был

Работа в группах по методу «Джиксо» (15 минут)

Задание для 1 группы:

Классификация карт по содержанию

2 группа:

Классификация карт по масштабу

3 группа:

Изображение рельефа Земли на карте

4 группа:

Изображение на карте океанов, морей, поверхностных вод

5 группа

Изображение на карте населенных пунктов

Сделать заключение (выступает каждая группа)

Устное формативное оценивание (взаимооценивание учеников)

После изучения материала проводится самостоятельная работа с картами атласа. ( 5 минут)

На группу раздается план описания карты и действий учащихся:


  • Название карты

  • Масштаб.

  • Охват территории.

  • Что изображено.

  • Для каких целей используется

- Подготовьте рассказ из 5-ти предложений о карте. Проговорите его в группе. Каждая группа работает с определенной картой. Выступает 1 ученик от группы

Работа в группах: (10 минут)

Создайте кластер на тему: «Значение географической карты в жизни человека».

Выступление групп

Формативное устное оценивание

Взаимооценивание: Ребята, Какой кластер вам понравился больше? Почему? (Письменное формативное оценивание на стикерах)

Рефлексия: Рюкзак «знаний и впечатлений» (3 минуты)

У детей на столах вырезанные из цветной бумаги красный и синий карандаши. Красный - знания. (Сегодня я узнал…). Синий - эмоции. (Мне понравилось, не понравилось…). Написать рефлексию и вложить в рюкзачек.

Домашнее задание: &13-14 читать, составить схему «Классификация карт» (1 минута)





© 2010-2022