Рабочая программа по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района РТ

Обсуждено

Руководитель ШМО МБОУ

«СОШ №1» ЕМР РТ

_______________/ Л.К.Сахабутдинова/

Протокол № _1_

от «_27_» августа 2015 г.

Согласовано


Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №1» ЕМР РТ __________________/ Л.Р.Гайфутдинова/

« 28 » августа 2015 г.


Утверждаю


Директор МБОУ «СОШ №1» ЕМР РТ

_______________/Р.Д.Оленёва/

Приказ №

от « 28 » августа 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии, 9 класс



Шушкова Светлана Александровна, первая квалификационная категория



Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2015 г.


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта по географии, примерной программы основного общего образования по географии и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение географии в 9 классе согласно учебному плану СОШ №1 на 2015-2016 учебный год - 70 часов в год, из расчёта 2 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 4 часа, в том числе практических работ - 10 часов.

Перечень учебных разделов:

  1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ - 20 часов.

  2. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ - 32 часа

  3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - 4часа

  4. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН - 12 часов

Реализация программы обеспечивается учебником «География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2008.



Цели изучения географии в 9 классе:

сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

Задачи изучения географии в 9 классе:

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

-развивать географическое мышление школьников и сформировать у них целостное представление о своей стране

-научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

- воспитывать личностные качества: патриотизм; уважение к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям








Содержание программы по географии в 9 классе:

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире.

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

География своей республики (края, области).

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.















Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по географии.

В результате изучения географии ученик должен

Знать/понимать

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации,

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате

  • Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • Объяснять:

  • различия в освоении территории;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса.

п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Дата

Планируемые результаты

(обеспечение минимума образовательного стандарта)

ИКТ

план

факт

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

1

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.



Знать состав вторичного сектора экономики.

Уметь анализировать экономические карты и статистические данные.

Фрагменты видео урока

2

Топливно-энергетический комплекс. Роль и особенности ТЭК. Практическая работа№1: «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»



Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные.

Презентация

3

Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Практическая работа№2: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»



Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие нефтегазопроводы. Уметь использовать различные источники информации для составления характеристики угольного бассейна

Видео урок

4

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии.



Знать основные типы электростанций, географию размещения

Уметь определять основные типы электростанций, географию размещения

Видео урок

5

Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества.



Знать отрасли относящиеся к ККМ

Уметь определять отрасли относящиеся к ККМ

Видео урок

6

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная металлургия. География чёрной металлургии.



Знать металлургические базы и их крупнейшие центры

Уметь показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации

Видео урок

7

География цветной металлургии. Металлургия и охрана окружающей среды.



Знать металлургические базы и их крупнейшие центры

Уметь показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения.

Видео урок

8

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.



Знать основные факторы размещения предприятий химической промышленности, главные центры.

Уметь показывать на карте центры химической промышленности

Видео урок

9

Факторы размещения предприятий, особенности географии.



Знать специфику химической промышленности. Уметь приводить примеры

Видео урок

10

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.



Знать факторы размещения основных производств. Уметь показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы.

презентация

11

Машиностроение, факторы размещения машиностроения. Состав, место и значение в хозяйстве.



Знать роль машиностроения в современной экономике страны,

Уметь показывать главные районы металлоёмкого и наукоёмкого машиностроения

12

География машиностроения.

Практическая работа №3: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»



Знать основные центры размещения машиностроительных предприятий, автомобильных заводов

Уметь показывать на карте центры размещения машиностроительных предприятий, автомобильных заводов

13

Военно промышленный комплекс



Знать роль военно промышленного комплекса в современной экономике страны.

Уметь показывать главные районы расположения ВПК

Видео урок

14

Пищевая лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.



Знать основные центры размещения предприятий пищевой и лёгкой промышленности

Уметь показывать главные районы размещения предприятий пищевой и лёгкой промышленности

Видео урок

15

Обобщающее повторение



Обобщение пройденного материала.

16

Третичный сектор. Состав и значение сектора



Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы развития.

17

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт



Знать различные виды транспорта

18

Другие виды транспорта.

Связь



Знать и показывать океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути

19

Сфера обслуживания. Жилищное хозяйство и рекреационное хозяйство



Знать значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильём, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства.

20

География науки



Знать значение отраслей науки в повышении качества жизни населения,

21

Проверочная работа по разделу: «Хозяйство России»



Повторение пройденного материала.

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ.

22

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Практическая работа №4: «Анализ разных видов районирования России»



Знать значение районирования и зонирования России. Уметь приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Виды районирования.

23

Общая характеристика Европейской России



Знать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. Уметь давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства.

24

Европейский Север. Состав района, региона. Факторы формирования района. Природа.



Знать примеры адаптации населения к природным условиям. Уметь давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства. Оценка экологической ситуации.

25

Население. Хозяйственное освоение Европейского Севера



Знать примеры адаптации населения к природным условиям. Уметь приводить примеры адаптации населения к природным условиям, формирование культуры и хозяйственная деятельность.

26

География важнейших отраслей хозяйства.



Уметь объяснять связь территориально-производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту

27

Северо-Западный район. Факторы формирования района.



Давать оценку географического положения района для его формирования и развития.

28

Природа Северо-запада.

Население. Хозяйственное освоение региона.



Знать специфику природы района.

Уметь объяснять роль городов в размещении населения и формировании культуры.

29

Хозяйство Северо-Запада



Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции. Показывать их на карте.

30

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов С-З



Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников информации и форм её представления

31

Центральная Россия. Факторы формирования района. Природа

Центральной России.



Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию и развитию хозяйства и затрудняющих его.

Оценка природных ресурсов и их использование

32

Население. Хозяйственное освоение ЦР.



Составлять характеристику территории, используя различные источники информации.

33

Московская столичная агломерация



Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга

34

Хозяйство Центральной России



Знать основные отрасли специализации хозяйства района, экологические проблемы, размещение крупных центров экономики.

35

Европейский Юг, Крым. Факторы формирования района. Природа Европейского Юга



Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения. Роль Юга и Крыма в геополитических интересах России. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства

36

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Хозяйство Европейского Юга. Практическая работа №5: «Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона»



Знать основные отрасли специализации хозяйства района, экологические проблемы, размещение крупных центров экономики.

Уметь давать оценку природных ресурсов и их использование

37

Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы. Практическая работа №6: «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство»



Знать причины многочисленности и многонациональности населения района. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и её влиянию на формирование культуры народов

38

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Хозяйство Поволжья



Знать специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Уметь приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины.

39

Урал: факторы формирования района.

Природа Урала.



Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района

40

Природа Урала. Практическая работа №7: «Определение влияния особенности природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей».



Знать историю заселения района, особенности размещения населения.

Уметь показывать на карте крупные города

41

Население и Хозяйственное освоение Урала. Хозяйство Урала



Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их.

42

Проверочная работа по теме: Западный макрорегион.



Знать: состав района, особенности географического положения. Специфику Урала. Уметь: по карте определять ГП района, объяснять различия в природе

43

Азиатская Россия. Общая характеристика.



Оценка природных ресурсов и их использование

44

Западная Сибирь. Факторы формирования. Природа Западной Сибири. Практическая работа №8: «Оценка экологических ситуаций в разных регионах России».



Знать специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Уметь приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины.

45

Население. Хозяйственное освоение Западной Сибири.



Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие.

Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их

46

Хозяйство Западной Сибири.

Практическая работа №9: «Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов и регионов»



Знать: состав района, особенности географического положения. Специфику климатических условий и природных ресурсов Сибири.

Уметь: по карте определять ГП макрорегиона, объяснять различия в природе

47

Север Восточной Сибири. Факторы формирования. Природа



Знать: состав района, особенности географического положения. Специфику Западной Сибири.

Уметь: по карте определять ГП района, объяснять различия в природе. Оценка природных ресурсов и их использование

48

Население. Хозяйство.



Знать специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Уметь приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины.

49

Южная Сибирь. Факторы формирования района. Кузнецко-Алтайский подрайон



Знать специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Уметь приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины

50

Дальний Восток. Факторы формирования района.

Природа



Знать: состав района, особенности географического положения, специфику Дальнего Востока.

Уметь: по карте определять ГП района, объяснять различия в природе

51

Население. Хозяйство



Знать: состав района, особенности географического положения, специфику Южной Сибири, отрасли специализации.

Уметь: по карте определять ГП района, объяснять различия в природе

52

Проверочная работа по теме «Азиатская Россия»



Знать: состав района, особенности географического положения, специфику Южной Сибири, отрасли специализации.

Уметь: по карте определять ГП района, объяснять различия в природе

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

53

Место России среди стран мира.



Знать место России среди стран мира. Уметь: по карте определять ГП страны, объяснять различия в природе

54

География государств нового зарубежья.



Знать страны нового зарубежья.

55

Характеристика экономических, политических, и культурных связей с Россией.



Уметь давать характеристику экономических, политических и культурных связей с Россией.

56

Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира.




Выявлять и анализировать условия для развития взаимосвязи России с другими странами мира.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН.

57

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения.



Границы территории, соседи. Административное деление республики

58

Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.



Национальный состав населения. Религии. Городское и сельское население. Крупные города. Занятость трудовых ресурсов по сферам и отраслям

59

Социальные и бытовые условия. Здравоохранение. Культура и наука



Развитие инфраструктурной сферы в РТ.

60

Общая характеристика народного хозяйства. Промышленность. Практическая работа №10: «Оценка природных ресурсов и их использование»



Состав и значение народного хозяйства. Структура. Основные межотраслевые комплексы

61

Топливно-энергетический комплекс



Знать: состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы развития

Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие нефтегазопроводы, проходящие по территории РТ.

62

Машиностроительный комплекс



Объяснять роль машиностроения в современной экономике РТ. Знать основные центры размещения машиностроительных предприятий

63

Химическая и нефтехимическая промышленность



Знать специфику химической нефтехимической промышленностей. Приводить примеры

64

Строительный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность



Знать специфику химической строительного комплекса. Приводить примеры

65

Агропромышленный комплекс.



Знать специфику отраслей лёгкой пищевой промышленностей основные центры, продукцию.

66

География транспорта



Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур. Главные районы размещения

Развитие животноводства

67

Экономико-географические районы.

Итоговая контрольная работа



Знать виды транспорта развитые в РТ. Их значение. Главные транспортные узлы

68

Промышленное Закамье, Прикамье.



Знать специализацию района. Территорию, промышленные центры



























Дополнительная литература.


  1. Баринова И.И., Дронов В.П. География России. Природа, население, хозяйство. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Баринова И.И., Суслов В.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. - М.: Экзамен, 2010.

  3. География Республики Татарстан. 8-9 класс. Тайсин А.С. Казань, издательство «Магариф», 2009

  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2010.

  5. Материалы «Вертуальной школы» Кирила и Мефодия.

  6. Электронные уроки и тесты

  7. Интерактивное пособие.

 graphics8/nutimes.com/images

 upload:wikimedia/org/wikipedia

 wwwalt-guide.ru

 wwwtrekkingsclub.ru





Проверочная работа по теме: Хозяйство России.

Цель - проведение текущего контроля на уроках географии. Задания представленные в материале различные по типу: тестовые задания, дифференцированные задания, Учащимся предлагается выполнить задания самостоятельно, а именно это оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Время на выполнение работы - 45 минут

Вариант 1.

  1. Какие отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса?

  2. Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:

а) ТЭС; б) ГЭС; в) АЭС

3. В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?

4. Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере Европейской части страны?

5. Перечислите факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса.

6. На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло.

А. ТЭС, Б. ГЭС,

В. АЭС, Г. ТЭЦ.

Вариант 2.

  1. Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления?

  2. Крупнейшие ГЭС России построены на реке

а) Волге; б) Ангаре; в) Енисее; г) Оби.

3. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение металлургических предприятий?

4. Перечислите экологические проблемы лесной промышленности.

5. Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению?

6. Экологически самый чистый вид топлива:

А. Торф, Б. Газ,

В. Уголь, Г. Дрова.











Проверочная работа «Европейская Россия. Западный макрорегион»

Пояснительная записка.

Контрольная работа проводится после завершения изучения темы «Европейская Россия. Западный макрорегион» и предполагает проверить усвоение учащимися знаний о составе Западного экономического района, его составе, природных условиях , населении и хозяйстве района

Цель: проверить сформированность знаний, умений учащихся по теме «Западный макрорегион».

Форма проведения - выполнение заданий в двух вариантах с тестовыми заданиями и со свободным развёрнутым ответом на вопросы.

Время на выполнение работы -45 минут.

Проверяемые разделы: «Европейский Север», «Северо-Запад», «Центральный экономический район», «Поволжье», «Европейский юг», «Урал».

Вариант 1

1.Подберите, из предложенного списка, верные утверждения для каждого экономического района:

1. Европейский Север

2. Европейский Северо-Запад

3. Центральная Россия

4. Европейский Юг

5. Поволжье

6. Урал

Список утверждений:

  1. Самый большой по площади район

  2. Район состоит из 4 областей и города Федерального значения

  3. Главные отрасли специализации района сельское и рекреационное хозяйство

  4. Главным фактором развития района является крупнейшая река европейской России

  5. На территории района находится крупная база Северного морского флота России

  6. Территория данного экономического района стала «собирательницей российских земель»

  7. Самый маленький по площади экономический район

  8. На 3% территории проживает 30% населения

  9. Один из городов района в 2014 году превратиться в спортивный центр мира

  10. Самый многонациональный район в России

  11. На территории проживают приверженцы трёх мировых религий: православие, буддизм, ислам

  12. Главным фактом развития района являются самые протяжённые горы в России

  13. «Автомобильный цех» России

  14. По территории района проходит граница между Европой и Азией

  15. В данном экономическом районе самая низкая плотность населения

2. Какая осо­бен­ность сель­ско­го хо­зяй­ства Ли­пец­кой об­ла­сти спо­соб­ству­ет бес­пе­ре­бой­но­му снаб­же­нию са­хар­ных за­во­дов сырьём?

3. Эта об­ласть имеет при­мор­ское гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние. Об­ласт­ной центр яв­ля­ет­ся го­ро­дом-мил­ли­о­не­ром. К ве­ду­щим от­рас­лям про­мыш­лен­но­сти от­но­сит­ся ма­ши­но­стро­е­ние. В об­ласт­ном цен­тре на­хо­дит­ся пред­при­я­тие сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния, а в одном из круп­ных го­ро­дов раз­ви­то атом­ное ма­ши­но­стро­е­ние. На тер­ри­то­рии об­ла­сти до­бы­ва­ют уголь, есть пред­при­я­тия пе­ре­дель­ной ме­тал­лур­гии. Вы­со­ко­раз­ви­тое сель­ское хо­зяй­ство дает сырье для мно­го­чис­лен­ных пред­при­я­тий пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

Проверочная работа «Европейская Россия. Западный макрорегион»

Вариант 2

1.Подберите, из предложенного списка, верные утверждения для каждого экономического района:

1. Европейский Север

2. Европейский Северо-Запад

3. Центральная Россия

4. Европейский Юг

5. Поволжье

6. Урал

Список утверждений:

  1. В районе самый низкий уровень урбанизации

  2. Главные отрасли специализации района черная и цветная металлургия

  3. Главным фактором развития района является крупнейшая река европейской России

  4. На территории района находится крупная база по ремонту и производству атомных подводных лодок

  5. В районе 1 область, 2 края и 7 республик

  6. В районе находится крупнейший мегаполис страны

  7. Самый маленький по площади экономический район

  8. Самый густонаселённый экономический район России

  9. В районе находится крайняя южная точка России

  10. В данном районе находятся древние города Псков и Великий Новгород

  11. В районе находится крайняя западная точка России

  12. Главным фактом развития района являются самые протяжённые горы в России

  13. «Автомобильный цех» России

  14. Район расположен на водоразделе Волги и Оби

  15. В данном экономическом районе самая низкая плотность населения

2. Ука­жи­те осо­бен­ность сель­ско­го хо­зяй­ства Орен­бург­ской об­ла­сти, ко­то­рая спо­соб­ство­ва­ла со­зда­нию на тер­ри­то­рии об­ла­сти мас­ло­экс­трак­ци­он­но­го за­во­да. ( производство подсолнечного масла)

3.Эта об­ласть, рас­по­ло­жен­ная на се­ве­ре Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­ны, яв­ля­ет­ся одной из самых боль­ших по пло­ща­ди в стра­не. Её тер­ри­то­рия имеет выход к морям Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на. На тер­ри­то­рии об­ла­сти раз­ве­да­ны круп­ные ме­сто­рож­де­ния раз­лич­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, в том числе ме­сто­рож­де­ния бок­си­тов и ал­ма­зов. На тер­ри­то­рии об­ла­сти ра­бо­та­ют не­сколь­ко круп­ных ле­со­про­мыш­лен­ных ком­плек­сов.



Проверочная работа по теме: Восточный Экономический регион.

Пояснительная записка.

Контрольная работа проводится после завершения изучения темы «Восточный макрорегион» и предполагает проверить усвоение учащимися знаний о составе Восточного экономического района, его составе, природных условиях , населении и хозяйстве районаЦель: проверить сформированность знаний, умений учащихся по теме «Восточный макрорегион».

Форма проведения - выполнение заданий в двух вариантах с тестовыми заданиями и со свободным развёрнутым ответом на вопросы.

Время на выполнение работы -45 минут.

Проверяемые разделы: «Западная Сибирь», «Восточная Сибирь», «Дальний Восток».

Вариант 1.

  1. В составе Дальнего Востока находится островная область…

а) Чукотская; б) Сахалинская;

в) Курильская; г) Камчатская.

2. На Дальнем Востоке есть единственная АЭС, которая находится…

а) на Камчатке; б) на Чукотке;

в) на о. Сахалин; г) в Приморском крае.

3. Центрами производства алюминия являются:

а) Красноярск;

б) Норильск;

в) Братск.

4. Это район нефти, газа и угля. Значительная часть района заболочена. Распространен вахтовый метод работы. Это район….

5. Установите соответствие:

Промышленный центр. Основная отрасль.

  1. Уренгой, а. Черная металлургия.

  2. Новокузнецк, б. Добыча газа.

  3. Новосибирск. в. Машиностроение.

6. Дайте оценку ЭГП, природных условий и ресурсов Западной Сибири.

Вариант 2.

  1. В состав Дальнего Востока не входят следующие субъекты РФ…

а) Магаданская область; б) Амурская область;

в) Иркутская область; г) Камчатская область;

д) Читинская область.

2. Дальний Восток богат природными ресурсами (выберите правильные варианты)

а) водными; б) земельными;

в) лесными; г) агроклиматическими;

д) минеральными.

3. В состав Восточной Сибири входят республики:

а) Хакасия; б) Алтай;

в) Тыва; г) Коми.

4. Это один из самых крупных по площади районов России. Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия. На территории района нет городов миллионеров. Это район….

5. Установите соответствие:

Промышленный центр. Основная отрасль.

1. Тобольск, а. Химическая промышленность

2. Сургут, б. Добыча нефти.

3. Новосибирск. в. Машиностроение.

6. Дайте оценку ЭГП, природных условий и ресурсов Дальнего Востока.















9класс.

Итоговая контрольная работа по географии.

Пояснительная записка

Итоговая аттестация по географии в 9 классе проводится в форме контрольной работы.

Цель - проведение текущего и итогового контроля на уроках географии. Задания, представленные в работе, различны по типу и уровню сложности: тестовые задания, дифференцированные задания. Тестовые задания с 1 по 9 направлены на проверку знаний по теме «Комплексы России». Задания 10-13 требуют от учащихся развернутого ответа на знание темы «Экономические районы». Учащимся предлагается выполнить задания самостоятельно, что оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Время на выполнение работы - 45 минут

Оценивание работы.

  1. Оценивание по географии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.

Оценивание контрольной (письменной) работы

Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала

90 - 100% правильно выполненной работы - оценка «5»

70 - 89% правильно выполненной работы - оценка «4»

45 - 69% правильно выполненной работы - оценка «3»

20 - 44% правильно выполненной работы - оценка «2»


1 вариант

  1. Крупнейший нефтегазоносный бассейн России:

А. Тимано -Печорский

Б. Волго-Уральский

В. Западно-Сибирский

Г. Сахалинский


  1. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

А. Калийных удобрений

Б. Серной кислоты

В. Бытовой химии

  1. К лесоизбыточным территориям в России относятся:

А. Европейский Север и Северный Кавказ

Б. Северный Кавказ и Восточная Сибирь

В. Восточная Сибирь и Дальний Восток

Г. Поволжье и Дальний Восток

4.Установите соответствие:

Производство

Главные факторы размещения

1.Автомобилей

А. близость потребителя

2.Компьютеров

Б. Развитая транспортная сеть

3.Трелевочных тракторов

В. Близость научных центров

5.Определите недостающий термин:

Состав транспортного комплекса

? Водный Воздушный

6. Укажите факторы, оказывающие большое влияние на размещение предприятий целлюлозно-бумажной промышленности:

А) сырьевой;

Б) водный;

В) транспортный;

С) потребительский.

7. Дополните фразу: «В состав топливно-энергетического комплекса входят отрасли топливной промышленности и _____________».

8. Основным звеном АПК является

А) легкая промышленность Б) торговля В) сельское хозяйство.

9. Важнейшей зерновой культурой России является:

А)кукуруза Б) рис В) пшеница Г) рожь

10. Дополните определение:

Производство одного вида продукта или ус луг называется______

11. Определите по описанию экономический район:

Машиностроение - основная отрасль промышленности района. В свое время здесь получили развитие автомобилестроение, станкостроение, приборостроение, электротехника, электроника, авиастроение. Черная металлургия представлена предприятием полного цикла в Туле. Один из крупных речных портов может принимать грузы, идущие через систему каналов из 5 морей.

12. О каком субъекте Российской Федерациии идет речь:

Особенностью ЭГП этой области является наличие выхода к государственной границе России. Главными природными богатствами являются плодородные черноземные почвы и богатейшие месторождения железных руд. На территории области построена крупная АЭС, снабжающая энергией хозяйство не только этой области, но и соседних субъектов РФ.

13. Чем обусловлено развитие газовой промышленности в последнее десятилетие?

2 вариант

1. Почему в Липецке (Центральная Россия) находится крупный центр черной металлургии:

А.здесь имеются крупные запасы железной руды,

Б.десь имеются крупные запасы угля,

В.здесь имеются крупные водные запасы,

Г. по всем названным выше причинам

2. Какой угольный бассейн России выделяется по добыче бурого угля:

А. Кузнецкий Б. Южно-Якутский В. Печорский Г. Канско - Ачинский

3. Назовите ресурсодефицитную химико-лесную базу России:

А. Сибирская; Б. Урало-Поволжская; В. Центральная; Г. Северо-Европейская.

4. Назовите фактор, оказывающий большое влияние на размещение предприятий тяжелого машиностроения

А. водный; Б. сырьевой; В. трудовой Г. топливный.

5. Какие материалы можно отнести к конструкционным:

А. металлы; Г.пиломатериалы

Б. топливо; Д. строительные материалы

В.пластмассы; Е. бумага.

6. Какие электростанции получили наибольшее распространение в России

А.. АЭС Б.ТЭС В. ГЭС

7.На размещение предприятий, каких из перечисленных отраслей пищевой промышленности основное влияние оказывает сырьевой фактор:

А) крупяная Б) кондитерская В) сахарная Г) макаронная

8.По производству какой культуры Россия занимает первое место в мире

А) пшеница Б) рожь В) сахарная свекла Г) овес

9. Звеном АПК не является

А) пищевая промышленность Б) производство минеральных удобрений

В) сельское хозяйство. Г) лесное хозяйство

10.Дополните определение:

Территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией, называются_______

11. Определите по описанию экономический район:

По территории региона проходит главная улица России, вдоль которой закономерно сменяются природные ландшафты. Район производит электроэнергию, продукцию химической, авиационной промышленности, снабжает страну зерном, овощами, осетриной и чёрной икрой.

12.О каком субъекте Российской Федерации идет речь:

Эта область относится к числу наиболее крупных административных образований России. ЕЕ побережье омывается водами нескольких морей. Для области характерна густая речная сеть, обилие болот. Большую часть занимает тайга. Основное природное богатство-лес. Административный центр - одновременно речной и морской порт. Средняя плотность населения -2.5 чел на км2

13. Объясните, назвав не менее двух причин, почему в г.Усть-Илимске Иркутской области было построено предприятие целлюлозно-бумажной промышленности

Ответы

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

В

А

В

1Б 2А 3В

сухопутный

Б

Электро

энергетика

В

В

специализация

ЦР

Курская

  1. Газ -экологически чистое и эффективное топливо

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

Г

В

Б

В

Б

В

Б

Г

комплексы

Поволжье

Архангельская

  1. Водный

  2. энергетический

Практические работы по географии 9 класс

Раздел

Тема

Практическая работа

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Топливно-энергетический комплекс. Роль и особенности ТЭК.

Практическая работа№1: «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Топливная промышленность

Практическая работа№2: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

География машиностроения.

Практическая работа №3: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»


ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.

Практическая работа №4: «Анализ разных видов районирования России»

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Хозяйство Европейского Юга.

Практическая работа №5: «Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона

Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы.

Практическая работа №6: «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство»

Хозяйство Урала

Практическая работа №7: «Оценка экологических ситуаций в разных регионах России

Хозяйство Западной Сибири.

Практическая работа №8: «Определение влияния особенности природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей».

Население. Хозяйство Дальнего Востока

Практическая работа №9: «Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов и регионов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН.

Общая характеристика народного хозяйства.

Практическая работа №10: «Оценка природных ресурсов и их использование












Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Примерные нормы оценок

«5»

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и допол­нительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4»

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учите­ля

«3»

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе

«2»

Ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомога­тельные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5»

Правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последова­тельности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; са­мостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4»

Правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других ис­точников знаний, в оформлении результатов

«3»

Правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2»

Неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выпол­нении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5»

Ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4»

Имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3»

Имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2»

Присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

.


© 2010-2022