Разработка внеурочной деятельности по географии

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Внеурочная деятельность по географии

(методические рекомендации)












Введение..........................................................................................................3

1.История развития внеклассной внеурочной работы…………………4

2. Роль внеурочной работы………………………………………………7

3.Внеурочная деятельность в рамках перехода на ФГОС…………..10

4. Реализация внеурочной деятельности по географии……………...14

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………..29























Введение.

Согласно ФГОС второго поколения внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего развития школьников. Разработка системы внеурочной деятельности по географии является актуальной проблемой, так как она не только повышает мотивацию, но и имеет практическое значение и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность является одной из главных в процессе преподавания и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она расширяет мировоззрение, воспитывает уважение к людям своей страны и своего родного края, организует свободное время школьников с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувством детей - главная задача внеклассных занятий по географии.









1.История развития внеклассной внеурочной работы

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается толкование слова "внеклассная", как происходящая вне классных занятий, вне школы. В. И. Середа в книге "Система внеклассной работы но географии в средней школе" пишет: "Под внеклассной работой по географии- понимается организованная на добровольных началах целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся под руководством учителя, проводимая в свободное от учебных занятий время".В 1979 году вышла Книга Н.К. Семакина "Внеклассная работа по географии», где дается следующее определение внеклассной работе: "Применительно к географии внеклассная работа это прежде всего практическое изучение родного края, то есть географическое краеведение. В книге "Внеурочная работа по географии" под редакцией И. И. Бариновой можно прочитать следующее: "Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеурочной работе.

По традиции, многие учителя и методисты пользуются термином "внеклассная работа по географии". На наш взгляд более точен термин "внеурочная работа". Далее И. И. Баринова пишет: "Внеурочная работа это изучение географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время".Из всего выше сказанного следует, что к внеклассной работе можно отнести и наши уроки на местности, наши весенние и осенние экскурсии. Может, действительно, термин "внеурочная работа" более точен и более широк. Это работа вне урока, но она может проводиться в классной комнате, в школе (например, географические вечера, викторины, устные журналы, занятие кружка, конференции). На мой взгляд проводить резкую грань между этими терминами не следует. Действительно, внеклассная внеурочная работа - это прежде всего работа развивающая познавательные интересы ребят, расширяющая их кругозор, имеющая огромный воспитательный эффект, основывающаяся на добровольности и самостоятельности учащихся.

География относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа. Внеурочные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но в то время они не могли получить широкого распространения. Циркуляры Министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Во второй половине XIX века бурно развиваются географические науки. Выходят географические работы, записки путешественников. В 1864 году Д. Д. Семеновым, учеником К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии "Отечествоведение", в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России. Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовывать передовыми учителями географии внеклассное чтение, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу, знакомил» с методикой сбора минералов и горных пород. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались лишь первые ростки, зачатки внеурочной работы по географии.

В советской школе внеурочная работа по географии развернулась с первых дней Советской власти. Организовывались кружки, издавались газеты, устраивались выставки. В положении о единой трудовой школе, принятом в 1918 году, на внеурочные мероприятия отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии, кружки. В этот период в значительной части школ страны наблюдался большой подъем в ор1шшзации внеурочной работы по географии. Особенно активно развивалась краеведческая работа (походы по родному краю, экскурсии, сбор различных коллекций). В тридцатые годы принимаются постановления о школе в целом и о преподавании географии. Развитие внеклассной работы но географии происходит в соответствии с задачами, стоившими перед школой в тот или иной период.

В послевоенные годы внеклассная работа получает дальнейшее развитие. Особенностью 50-х годов является то, что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу с жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной работы по предмету. В это время учителя географии организуют встречи с ветеранами труда, совершают экскурсии на производство. В 60-е годы учителя географии обращаются в своей деятельности к раскрытию образа В. И. Ленина. В школах проводятся тематические вечера «Имя Ленина на карте Родины», «Ленин с нами». Возрастает интерес и к вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских и советских ученых и путешественников в освоении Земли. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества). Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей, республик. Активизируется экскурсионно-туристическая работа. На современном этапе особо пристальное внимание обращено на экологическое и экономическое воспитание учащихся. Активизируется краеведческая работа по географии. Внеклассная работа по географии накопила богатый опыт и прочно ветла в систему подготовки подрастающего поколения и открывает широкий простор для творчества, как учителей географии, так и учащихся.


2. Роль внеурочной работы

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувством детей - главная задача внеклассных занятий по географии.

Внеурочная работа отличается от урочной целями, содержанием организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать обще учебные и специфические для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеурочные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки. Не ограниченный рамками учебного времени, учитель, во время проведения занятий, может широко привлекать дополнительный фактический материал, помогающий формировать новые представления о географических явлениях и процессах, вводить новые понятия, географические термины, раскрывать новые виды причинно-следственных связей. На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя проекты и исследовательские работы по дополнительной научно-популярной географической литературе, периодической печати, школьники совершенствуют умения работать с книгой и интернетом: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять коллекции горных пород и минералов, гербарии, образцы почвенных пород. Велика роль внеурочной работы по географии и в развитии познавательных способностей школьников, так как она помогает формированию самостоятельности, творчества, географического мышления, познавательного интереса, наблюдательности и т.д. Определенную роль внеурочная работа играет в профориентации школьников. На экскурсиях, посвященных изучению своего города, учащиеся знакомятся с различными профессиями.

Значительна роль внеурочной работы по географии в эстетическом воспитании школьников. На уроках географии, из-за недостатка времени, учитель не всегда может обеспечить эмоциональное восприятие красоты природы, а внеурочные занятия позволяют знакомить школьников с тематическими выставками художников, посвященными природе, говорить о прекрасном во время походов и экскурсий, устраивать творческие выставки работ учащихся (фотографий, рисунков, сочинений). Внеурочная работа связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеурочной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету', подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует воспитанию нового облика личности, развивает у учащихся диалектико-материалистичские взгляды на взаимодействие общества и природы: способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью с практикой. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразие формы внеурочной работы позволяет развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных способностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользовался различными источниками географической информации.




















3.Внеурочная деятельность в рамках перехода на ФГОС

Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий - общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
География - единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Таким образом, материал начального курса географии теперь изучается в течение двух лет. Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирования ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.
Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям:
1. Общеинтеллектуальное направление - клуб знатоков географии, кружок «Познавательная география», географическая секция научного общества обучающихся, подготовка домашних заданий по географии и другие.
2. Общекультурное направление - организация конкурсов рисунков, географических вечеров в рамках предметной недели географии, проектирование «города будущего», «школы будущего», страноведческий кружок, например.

3. Спортивно-оздоровительное направление - организация Дня туризма в школе, участие в спортивно-туристических соревнованиях, походы.
4. Духовно-нравственное направление - краеведческий кружок, работа в школьном краеведческом музее.
5. Социальное направление - организация благоустройства пришкольной территории, географической тропы, участие в природоохранных акциях.
Таким образом, внеурочную работу по географии могут вести не только географы, но и преподаватели других учебных дисциплин. На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий.

Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту.

На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну.

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе.

К числу методов проведения внеурочной работы по географии, выделяемых по источнику знаний, можно выделить:

Словесные методы: лекция, беседа, доклад, интервью;

Практические, осуществляемые во время проведения практических занятий;

Наблюдения, которые можно применять при изучении природных явлений;

Опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлений природы; Конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей;

Экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе;

Картографический, который имеет особую важность для географии.

Применение и сочетание всех перечисленных методов внеурочной работы по географии в 5-6 классах позволит повысить эффективность изучения предмета.










4. Реализация внеурочной деятельности по географии


Программа внеурочной деятельности

«Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда»

социального направления


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Тематическое планирование

  3. Содержание программы

  4. Учебно-тематическое планирование

  5. Дидактическое сопровождение


Пояснительная записка

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, цель моей работы, как педагога - формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Цель программы - формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Занятие внеурочной деятельности проводятся в 6 классе, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 34 часа.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.

Принципы реализации программы:

  1. Научность

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Доступность.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование,

Тематическое планирование

Модуль

Количество часов

1

Экология - наука об окружающей среде.

2 ч.

2

Экологический опыт прошлых лет.

4 ч.

3

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

7 ч.

4

О городах и горожанах: человек в городе

10 ч.

5

Озеленение микрорайона и школы..

5 ч.

6

Пропаганда экологических знаний.

6 ч.

Итого: 34 ч.

Содержание программы

  1. Экология - наука об окружающий среде. (2 ч.)

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.

Экологическая культура коренных жителей Самарской области. Использование традиций прошлого в современном мире.

4. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета - дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля. Экология человека - наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые

строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии - одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов -одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, - насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома

  1. Общий дом - общие проблемы:

почему возникают и как решаются экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.



6.Пропаганда экологических знаний.(6 ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем




Учебно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Часы

УУД

Формы занятий

Формы контроля

Аудитор

ных

Внеауди

торных

  1. Экология - наука об окружающий среде. (2 ч.)

1.

Вводное занятие.

Я - и экология!





1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.


Собеседо

вание

2

Экологическая безопасность. Модели поведения.




1


1

Экскурсия


  1. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

3

Экологическая культура разных народов.


1


1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

Журнал

Выставка

4

Экологические традиции народов России.


1


1

Экскурсия

Собеседо

вание

5

Экологическая культура коренных жителей Самарской области.


1


1

Встреча

Собеседо

вание

6

Использование традиций прошлого в современном мире.

1


1

Диспут

Анализ

  1. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.)

7

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных,

планета - дом всего человечества.

1

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).


Беседа

Собеседо

вание

8

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.

1


1

Агитбригада


9

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ.

1


1

Демонст

рация


10

Элементарные представления об экологии жилища.

1


1

Экскурсия


11

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией?

1


1

Круглый стол

Собеседо

вание

12

Как научиться экономить энергию?

1


1

Акция

Творческий отчёт

13

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

1


1

Беседа

Анализ

  1. О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.)

14

Глобальные экологические проблемы:

1

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).


Беседа

Собеседо

вание

15

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

1


1

Трудовой десант

Творческий отчёт

16

Как разлагается мусор?

1


1

Круглый

стол

Анализ

17

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

1


1

Беседа, проект

Собеседо

вание

18

Новинки из мусорной корзинки.

1


1

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчёт

19

Охраняемые природные территории и объекты:

1


1

Беседа

Собеседо

вание

20

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

1


1

Круглый

стол

Собеседо

вание

21

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1


1

Агитбригада


22

Мусорный бум.


1


1

Акция

Творческий отчёт

23

Правила утилизации бытовых отходов

1


1

Игра


  1. Озеленение микрорайона и школы (5 ч.)

24

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

Собеседо

вание

25

Мои зелёные друзья.

1



1

Проект

Творческий отчёт

26

Уход за комнатными растениями.

1


1

Беседа

Собеседо

вание

27

Озеленение классных комнат.

1


1

Проект


28

Цветочная мелодия. Городские цветы.

1


1

Праздник


  1. Пропаганда экологических знаний (6 ч.)

29

Правила поведения в лесу,

1


1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

стол

Анкетиро

вание

30

Правила поведения на берегу реки.


1


1

Встреча

Собеседо

вание

31

Экологическая сказка «Грустная история».


1


1

Игра


32

Берегите природу родного края!


1


1

Наказ


33

Пожары и человек.

1


1

Встреча

Собеседо

вание

34

Дом, в котором мы живем.

1


1

Праздник,

конкурс


Дидактическое сопровождение:

1. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. - М. : Сов. энциклопедия, 2005.

2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение,2007.

4. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. - М. : Просвещение, 2009.

5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5-7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

Интернет-ресурсы

1. sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России.

2. wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. forest.ru - интернет-портал Forest.ru - всё о российских лесах.

5. kunzm.ru - кружок юных натуралистов зоологического

музея МГУ.

6. ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.


Заключение.

Внеурочная работа по географии имеет широкое море деятельности.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувством детей - главная задача внеурочных занятий по географии.

















Список литературы

1. Николина В.В. География, Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.

2. География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007, - 138 с.

3. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78

Интернет- ресурсы

geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=504&Itemid=124

ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/109-geography/2675-2013-04-08-07-43-08.html

clck.ru/8uB64

festival.1september.ru/articles/635492/

18



© 2010-2022