Заповедники, национальные парки, памятники природы

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения:

Естествознание, 5 класс

Урок № 31

Тема: Заповедники, национальные парки, памятники природы.


Учебно-воспитательные цели:

  1. Дать определение понятию заповедник, национальный парк, памятник природы.

  2. Познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Казахстана.

  3. Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками.

  4. Повысить интерес к изучению географии, воспитывать чувство любви к природе

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: презентация «Заповедники Казахстана», видеофильм «Джек-дрофа-красотка», «Танго фламинго , «Аксу-Джабаглы», «Маркаколь», « Западно-Алтайский заповедник» , « Джек-дрофа-красотка» , раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Мотивация.

II. Проверка домашнего задания (работа по карточкам).

Заповедники, национальные парки, памятники природы.

Заповедники, национальные парки, памятники природы.

III.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: С какой целью создаются заповедники? Почему нельзя бесконечно увеличивать число вновь создаваемых заповедников?

Вступительное слово учителя:

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы-хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину».

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас! Цели разные: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех, кто-то охотится в своё удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. И когда слышишь: человек-царь природы, то спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы-без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев-человек?»

Всё это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго отношения к себе.

На нашем шарике земном, где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса и голубые небеса,

Где пруд, река, озёра, лес, полно таинственных чудес.

Воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на Земле является организация охраняемых природных территорий.

Деятельность человека сильно облик природных ландшафтов Казахстана. Особенно сильным изменениям подверглась живая природа: произошло изреживание растительности, сокращение ареалов животных и даже гибель многих видов ( например, тигра в Прибалхашье ). Уменьшилась площадь лесов, саксаульников и кустарников.

И сегодня на уроке мы с вами поговорим о заповедниках на территории Казахстана.

IV. Изучение нового материала.

Задание. Дайте определение следующим понятиям:

Национальный парк -

Природный заказник -

Ботанический сад -

Зоологический парк -

Заповедник -

ЗАПОВЕДНИК - это специально отведенный государством участок земли, предназначенный для сохранения в естественном состоянии изчезающих видов растительности и животного мира, требующих особой охраны.

В нашей стране они являются научно - исследовательскими учреждениями, которые изучают естественный ход природных процессов и выявляют природные взаимосвязи в сохраненном эталоне дикой природы, разрабатывают пути рационального использования природных ресурсов.

Все естественные процессы протекают в заповедниках вне влияния деятельности человека: здесь не разрешается любых видов ресурсов ( природных ), не допускается какие - либо биотехнические мероприятия, затрагивающие целостность природы. Охраняются все виды обитающих животных и произрастающих здесь растений. Территория заповедников запрещена для посещения туристами и отдыхающими, так как неосторожное вмешательство может нанести непоправимый вред природе. Заповедники нужны прежде всего для того, чтобы иметь возможность сравнивать естественные природные процессы с теми, которые происходят под влиянием деятельности человека. В заповедниках проводится экспериментальная научно-исследовательская работа по изучению возможностей преобразования фауны и флоры, акклиматизации животных. Практическое значение заповедники имеют в качестве резерватаров естественной фауны. Здесь охраняются степные, пустынные, горные, лесные ландшафты, а также редкие и исчезающие виды растений и животных, места рыбных нерестилищ, зимовок и гнездовий водоплавающих птиц. Однако количество заповедников далеко не отражает исключительного разнообразия природных условий республики. В данный момент в Казахстане расположены 9 заповедников.

ЗАПОВЕДНИКИ:

  1. Аксу-Жабаглинский (видео фильм «Аксу-Джабаглы»).

  2. Маркакольский (видео фильм «Маркаколь»).

  3. Наурзумский (видео фильм « Джек-дрофа-красотка» ).

  4. Алакольский.

  5. Алматинский.

  6. Западно-Алтайский (видео фильм « Западно-Алтайский заповедник» ).

  7. Кургальжинский ( видео фильм «Танго фламинго» ).

  8. Барсакельмес.

  9. Устюртский .

V. Закрепление.

ТЕСТ «ЗАПОВЕДНИКИ КАЗАХСТАНА».

  1. Количество заповедников на территории Казахстана?

а) 6 б) 7

в) 8 г) 9

  1. Самый старый заповедник Казахстана?

а) Алматинский б) Наурзумский

в) Маркакольский г) Аксу- Жабаглинский

3. В Костанайской области находится заповедник?

а) Наурзумский б) Барсакельмес

в) Алакольский г) Западно- Алтайский

4.Самый большой по площади заповедник Казахстана?

а) Устюртский б) Кургальжинский

в) Маркакольский г) Западно- Алтайский

5. Заповедник, который был организован самым последним?

а) Наурзумский б) Барсакельмес

в) Алакольский г) Аксу- Жабаглинский

6. На территории какого заповедника расположен знаменитый «поющий бархан» Аккум Калкан?

а) Аксу- Жабаглинский б) Алматинский

в) Кургальжинский г) Устюртский

7. Заповедник включенный в специальный список ЮНЕСКО, как особо охраняемый болотно- пустынный ландшафт?

а) Кургальжинский б) Маркакольский

в) Алакольский г) Наурзумский

8. Можно ли заниматься туристской деятельностью на территории заповедника?

а) можно б) частично

в) нельзя г) получив разрешение

КЛЮЧ К ЗАДАНИЯМ

1)-г 3)-а 5)-в 7)-а

2)-г 4)-б 6)-б 8)-в

Шкала оценки:

Правильные ответы

8-7

6-5

4-3

2-1

Количество баллов

4

3

2

1

в) нельзя г) получив разрешение

VI. Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Какой этап урока вам больше всего понравился?

  3. Какой вид деятельности вам больше нравится: слушать учителя, одноклассников, работать с контурной картой?

  4. Было ли у вас на уроке время на скуку и посторонние занятия?

VII. Домашнее задание.

Заполнить карточки (см. приложение) и составить кроссворд, по заповедникам пользуясь текстом § 59-60.

VIII. Оценки за урок.

И завершить наш урок хочется словами из стихотворения:

«Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.


О, как природа-мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях- осетра,

Касатку - в небесах,

В таёжных дебрях - тигра.


Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединим,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся…»

Приложение А.

Заповедники, национальные парки, памятники природы.

© 2010-2022