Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ

Введение. В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации. Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учен...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Применение компьютера на уроке и при подготовке к ГИА и ЕГЭ оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно на любой стадии подготовки учащихся к ГИА.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями:

  • способ диагностирования учебных возможностей учащихся;

  • средство обучения;

  • источник информации, тренинговое устройство;

  • средство контроля и оценивание качества обучения.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:

  • обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса;

  • способствует дифференциации и индивидуализации обучения;

  • мотивирует учебную деятельность учащихся;

  • освобождает от субъективных оценок;

  • способствует развитию самообразования;

  • делает учебный материал более доступным;

  • облегчает решение многих дидактических задач.

Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сегодня является обязательной. Каждый учитель формирует систему по подготовке учащихся к её прохождению. ИКТ являются важным элементом в системе подготовки учащихся к экзаменам. Подготовка к итоговой аттестации состоит из нескольких этапов: информированность учащихся о ходе подготовки и правилах проведения; подготовка учащихся путём выполнения тренировочных заданий; оценка результатов ГИА и ЕГЭ; индивидуальное консультирование. ИКТ можно эффективно использовать на каждом из них.







Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.1 Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

В своей работе я использую несколько готовых ИКТ продуктов: "1С: Репетитор", «Карты РТ» география, СD- диски образовательная коллекция по географии и коллекция уроков «Кирилла и Мефодия» по географии с 6 по 11 класс. Так же создаю свои цифровые образовательные ресурсы, которые применяю для обучения учащихся:

2. Использование мультимедийных презентаций

Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. По моему мнению, если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.

На своих уроках довольно часто применяю презентации, что, по моему мнению, позволяет упорядочить наглядный материал. Можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.

Мои уроки часто сопровождаются мультимедийной презентацией, в моей работе мне помогают мои учащиеся, ведь презентация - это ещё и вариант домашнего задания.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". Руководствуясь этим, я часто использую на уроках интерактивную доску, где очень ярко представлена наглядность, вариативность да и полёт фантазии учителя! Ведь интерактивная доска позволяет делать тренировочные задания более разнообразными и интересными!!!!!! Особенно детям нравится самим составлять задания на доске, используя картинки , карты и схемы системы интернет.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

5. Использование интерактивных карт

Нельзя обойтись при подготовке к ГИА без географических карт различного содержания. В этом мне помогают различные интернет-ресурсы и карты из различных CD - приложений:

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

В отличии от привычных нам атласов, интерактивная карта позволяет выполнять на ней разные виды работ прямо на уроке в режиме Он-Лайн, тут же исправлять ошибки. Причём делают это ученики с большим интересом и удовольствием, что делает процесс обучения и подготовки к ГИА более разнообразным, познавательным и интересным.

6. Использование тестов

На используемых мною на уроках CD приложениях в конце каждой темы есть тесты для проверки знаний.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

У каждого ученика в данной программе есть свой «Индивидуальный портфель», где отображаются все его ответы с результатами. Т.О.можно выявить проблемы ученика по той или иной теме и ещё раз закрепить полученные знания.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Применение ИКТ на уроках географии для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

1.2 Виды компьютерных программ, используемых для подготовки к ГИА по географии

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:

  1. Учебные (наставнические) программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

  2. Программы-тренажеры - предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

  3. Контролирующие программы - предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.

  4. Демонстрационные программы - предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и "накладывать" друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.

  5. Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

  6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиа издания, используемые мною в работе.

Учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:

  • «География. Начальный курс. 6 класс»

  • «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»

  • «География России. Природа и население. 8 класс»

  • «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»

  • «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»

Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:

  • Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса.

Интерактивный практикум:

  • Контрольные вопросы и тесты.

  • Словарь терминов и понятий, список персоналий.

  • Блок дистанционного обучении.

В своей работе я активно использую различные тестовые задания, которые прилагаются в программах для закрепления изученного материала. Причём эти тесты составлены по аналогу тестов из ГИА по географии.

1.3 Процесс подготовки с использованием ИКТ

Далее начинается сам процесс подготовка учащихся к экзаменам. Проводится диагностическая работа с учащимися, направленная на выявление затруднений по предмету, затем составляется план индивидуальной работы с каждым учащимся. Для каждого выпускника подбираются задания в соответствии с его затруднениями. Я использую программное обеспечение для уроков географии Кирилла и Мефодия (6-11 класс) ,которая позволяет учителю создавать, а учащимся выполнять интерактивные тренировочные и зачётные задания. Учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу с каждым учащимся, так как автоматически программа ведёт журнал успеваемости на каждого учащегося, формируется статистика его индивидуальных ошибок, что важно для осуществления мониторинга уровня знаний выпускников. Такие работы составлены и проводятся для учащихся 9-11-х классов по географии. По географии для учащихся 11-х классов в системе предусмотрены тренировочные задания по всем темам, которые подлежат проверке на итоговой аттестации, что значительно экономит время учителя, позволяет учащимся выполнять большое количество заданий. Так же на официальный сайтах размещаются тренировочные задания в формате ГИА и ЕГЭ, которые используются при подготовке учащихся. В своей работе я использую и готовые программные продукты, предназначенные для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Использование e-mail и системы Skype в образовательном процессе позволяет быстро обмениваться информацией, например, при тренировке заданий С1, С2 учащимся предлагается отправить письменные задания по почте и получить проверенную работу в этот же день. В случае отсутствия учащегося по болезни он может выполнять тренировочные упражнения в режиме урока не выходя из дома, используя систему SKYPE.

Список Интернет-сайтов, полезных для использования на уроках и приглашающих к конкурсам педагогов, использующих ИКТ:

  • http//edu.ru Российское образование Федеральный портал.

  • festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков.

  • eidos.ru/ Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель».

  • http//rsl.ru/home.htm Российская гос. библиотека.

  • http// rgub.ru Российская гос. юношеская библиотека.

  • http//ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ и ГИА

  • http//rubricon.ru Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники.

  • http//abitur.nica.ru Все ВУЗы России, справочник для поступающих.

  • http//animashki.ru Коллекция анимашек и картин по истории и географии.

  • http//5ballov.ru Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов.

  • gotovkgia.ru/gia-geography

  • dist-tutor.info/kursy/podgotovka-k-GIA-po-geografii

Выводы.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

Сегодня ИКТ способны решать многие педагогические задачи. Они предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы не только обучения, но и подготовки учащихся к одному из самых ответственных моментов в их жизни - сдачи Единого Государственного Экзамена. Существуют различные возможности использования компьютерных технологий, которые могут широко использоваться в реализации подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Готовя выпускника к ГИА и ЭГЭ можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает учащимся, а учащимся выполнять интерактивные тренировочные и зачётные задания. Учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу с каждым учащимся. Эта система позволяет осуществлять контроль уровня образовательной подготовки учащихся, вносить необходимые изменения в их подготовку.

Использования ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ необходимо. Однако всем учителям необходимо помнить, что подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ дает хороший результат лишь при системном подходе к данной проблеме. ИКТ являются важным инструментом в достижении этой цели при правильном использовании в учебном процессе.

Литература

  1. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М.:АСТ - Астрель, 2002.

  2. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. - Новосибирск,1999.

  3. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 203.

  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.:, 1999.

  5. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1999.

  6. Журнал «География в школе», №4,5,6/2004.

  7. flags.ru

  8. geraldika.ru/regions.php

  9. ruschudo.ru



© 2010-2022