• Преподавателю
  • География
  • Обобщение опыта «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области








Обобщение опыта

«Проектно- исследовательская деятельность учащихся

на уроках географии и во внеурочной деятельности»







Автор: Щукина Ирина Васильевна,

Учитель географии











Тамбов

2015



Проектно - исследовательская деятельность учащихся

на уроках географии и во внеурочное время



Учитесь у вчера, живите сегодня,

надейтесь на завтра.

Главное - не прекращать задавать вопросы…

Никогда не теряйте священной любознательности.

Альберт Эйнтейн

Цели и задачи современного образования переключились с простого усвоения знаний на формирование компетентности по всем отраслям преподаваемых дисциплин. География, как наука, всегда опиралась на исследовательскую деятельность. В настоящее время все более актуальными являются новые педагогические технологии, ориентированные на личностный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, на здоровьесберегающие технологии, формирование творчества, развитие географической компетентности и самостоятельного мышления учащихся. Среди новейших педагогических технологий особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить» это высказывание А. Дистервега известно всем. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать исследовательскую деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятельности

Задачи:

  • Способствовать развитию самостоятельности и творчества в исследовательской деятельности, составлении проектов, определении целей и задач, при анализе и обобщении материала, формулировке выводов;

  • Овладевать умениями видеть проблемы, выдвигать гипотезы, прогнозировать ситуацию или проблему;

  • Обучить применению информационно-коммуникационных технологий для презентации собственных исследований;

  • Формировать национальное самосознание через привитие патриотических чувств, любви к своему родному краю;

  • Развивать критическое и творческое мышление;

  • Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по изучению природных и социально-экономических закономерностей и решению геоэкологических проблем

С 2012 года я начала заниматься проектно - исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учитываю индивидуальные возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умений видеть противоречия; умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Домашние задания исследовательского характера.

Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.

  • Социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды.

  • Ведение дневников наблюдения за погодой.

  • Составление карт озер и планов местности.

  • Интервьюирование местного населения.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий:

  • Уроки-практикумы

  • Уроки с применением интерактивных технологий

  • Экскурсии-мониторинги

  • Уроки-семинары

Уроки-практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды

Исследовательская деятельность во внеурочное время.

Написание исследовательской работы, участие в олимпиадах, конкурсах, учебные проекты.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати, сети Интернет. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.

Как может быть представлен конечный результат работы?

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы

  • Мультимедийная презентация;

  • Сочинение-эссе;

  • Словарь;

  • Справочник;

  • Слайд-шоу;

  • Фотоальбом;

  • Письменный отчёт;

  • Свой вариант.

  • Модель;

  • Серия иллюстраций;

  • Мультимедийная публикация;

  • Рекламный проспект;

  • Дневник-путешествие;

  • Картограмма;

  • Заочная экскурсия;

  • Коллекция;

  • Таблица;

  • Схема;

Продолжительность исследовательской работы

По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:

  • Мини-работы, рассчитанные на один урок.

  • Краткосрочные - на изучение одной темы в течение нескольких уроков.

  • Недельные.

  • Среднесрочные - продолжительностью в один триместр.

Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

В основе моей технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Я осуществляю пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений с учетом возрастных особенностей детей. Для подросткового возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Важно выбрать интересную для детей тематику исследований.

Этапы реализации исследовательской деятельности школьников с учетом возрастных особенностей

Обобщение опыта «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»В 6-7 классах на уроках включаю задания, направленные на овладение обще логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Например, дети ведут наблюдения за погодой и затем сравнивают полученные результаты с нормой для данного месяца, описывают рельеф, природу географических объектов

С 8-9 класах провожу специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности. Наличие занятий позволило мне целенаправленно формировать проектно-исследовательские умения у учащихся. Работу осуществляю поэтапно:

1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности. (Проблема, идея, тема, цель, сбор информации, защита (презентация проекта)

2) осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Например, «Демографическая ситуация села Авдеевка», «Проблема изменения климата», «Исследование почвы пришкольного участка» и другие.

3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований на элективных курсах «Геоэкология Тамбовской области. 8 класс», «Природа Земли. 9 класс».

4) на занятиях предлагаю задания, направленные на выявление различных свойств действий предметов, сравнение предметов, логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания. Например, « Исследование природного комплекса школьного парка», « Изучение природного комплекса пруда».

5) на уроках географии использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями (исследование, анализ) о методах проектно-исследовательской работы.

6) осуществляю подготовку самостоятельного, долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под моим руководством.

В 10-11 классах:

1) Учащиеся осуществляют самостоятельные, долговременные исследования. (Учащиеся предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, наблюдения, доклады, опросы, анкетирование), ищут информацию в сети Интернет

2) Ход проектных исследования обсуждаем на занятиях, я оказываю консультативную помощь.

3) Оформляют результаты своей проектно-исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание таблиц, списков) Microsoft Excel, презентаций Power Point

4)Выступают с защитой на научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального уровня

Способы мотивации

  1. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Формированию мотивации способствуют презентации, выставки, конференции.

2 .Психологический комфорт. Одна из моих задач - поощрение творческих проявлений учащихся, стремления к творческому поиску. Чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздерживаюсь от негативных оценок. Моя задача - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

3. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, стараюсь работать творчески, стремлюсь к созданию творческой, рабочей обстановки и обладаю определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской работе.

4. Учет возрастных особенностей. Необходимо учитывать психологические особенности подростков. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

-от простого к сложному,

-от игровых к проектам социально-значимым.

Итак, я выделяю четыре блока умений необходимых при организации проектной деятельности:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы)

2. Умения и значения исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общечеловеческие методы, поиск информации ).

3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделить главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).

4. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требований докладу, речи докладчика).

Результаты своей работы я отслеживаю на:

- конференциях, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступлениях перед своими одноклассниками, учащихся других классов, заинтересованных данной темой;

- выставке достижений, которая проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине;

-через оценку уровня сформированности учебных и социальных компетенций.

Результативность опыта


Качество знаний по географии

(средний показатель )

Обобщение опыта «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»


За 3 года качество знаний учащихся по географии возросло с 45% до 71 %.


Участие учащихся в конкурсах и научно-практических конференциях


Год

Название мероприятия

Уровень проведения

Участник

Результат

2013

НПК «Шаг в науку»

школьный

Хордыкова Алена


Корякина Татьяна

1 место


Участие


2013

НПК «Путь в науку»

муниципальный

Хордыкова Алена

1 место


2014

НПК «Шаг в науку»

школьный

Попова Вероника


Бударина Анастасия

1 место


Участие


2014

НПК «Путь в науку»

муниципальный

Попова Вероника


1 место

2014

НПК «Первые шаги в науку»

региональный

Попова Вероника

2 место

2015

НПК «Человек и природа»

региональный

Попова Вероника

участие

2015

НПК «Шаг в науку»

школьный

Соловов Иван


1 место

2015

НПК «Путь в науку»

муниципальный

Щукина Оксана


3 место



Мои учащиеся являются активными участниками и победителями научно-практических конференций различного уровня: школьного, районного и регионального.


За последние три года повысилась активность и результативность участия детей в олимпиадах по географии.


Участие учащихся олимпиадах по географии


Год

Название мероприятия

Уровень проведения

Участник

Результат

2012

Предметная олимпиада по географии «Олимпус. Осенняя сессия»

общероссийский

Попова Карина


Большакова Кристина

17 место


19 место


2013

Предметная олимпиада по географии

школьный

Бударина Анастасия (9 класс)

Чеботарева Полина

(8 класс)

Щукина Оксана

(7 класс)

1 место


1 место


1 место

2014

Предметная олимпиада по географии

муниципальный

Бударина Анастасия

(9 класс)

Чеботарева Полина

(8 класс)

Щукина Оксана

(7 класс)

Участие


Участие


Участие


2014

Дистанционная олимпиада по географии на образовательном портале «Продленка»

Всероссийский

Попова Вероника

(9 класс)

Бударина Анастасия

(9 класс)

Гришина Татьяна

(10 класс)

Большакова Кристина

(9 класс)

1 место


1 место


1 место


1 место

2015

Дистанционная олимпиада по географии на образовательном портале «Продленка»

Всероссийский

Медведева Надежда

(9 класс)

Щукина Оксана

(8 класс)

Соколова Дарья

(7 класс)

Туровская Елизавета

(7 класс)

1 место


1 место


1 место


1 место

2015

Предметная олимпиада по географии

школьный

Булатова Анастасия

( 7 класс)

Соколова Дарья

( 8 класс)

Медведева Эльвира

(8 класс)

Свиридов Всеволод

(8 класс)

Кулакова Любовь

(9 класс)

Щукина Оксана

(9 класс)

Белова Ангелина

(9 класс)

Куляева Альвина

(10 класс)

Скокова Ирина (10 кл)

2 место


1 место


2 место


2 место


1 место


2 место


3 место


1 место


2 место


Результаты диагностики осуществленного проекта позволяют заключить, что организация и проведение исследовательской деятельности по географии:



  • Формирует функциональную и научную компетентность в исследуемой области;

  • Прививает познавательный интерес к географии;

  • Обучает школьников методам исследовательской деятельности;

  • Обеспечивает взаимопомощь и сотрудничество в процессе обучения;

  • Способствует развитию творческой активности через проектную деятельность;

  • Формирует самостоятельность мышления;

  • Осуществляет личностно-ориентированный подход;

  • Дает возможность самореализации каждому школьнику, вне зависимости от интеллектуальных способностей;

  • Направляет профессиональное самоопределение учащихся;

  • Имеет перспективы дальнейшего использования другими учителями географии



Проектно- исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Рекомендуемая литература.

1. География. Проектная деятельность учащихся / авт.- сост. Н.В.Яковлева. - Волгоград: Учитель, 2007

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Развитие критического мышления на уроке, М., Просвещение, 2011.



© 2010-2022