Рабочая программа курса География России

Рабочая программа курса "География России" предназначена для уроков географии 8 класса. 68 часов.  Используемый УМК:  1. Алексеев А.И. и др. География России. Природа и население. 8 кл. - М.:Дрофа, 2010. 2. Географический атлас 8 класс.- М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания и широкого использования источников географической информации. Указаны цели и задачи курса, определены требования к ур...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П.

ЧУНСКИЙ чунского района иркутской области


РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей естественно - научного цикла МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский

«____» ___________________ 2014 г.

Председатель методического объединения

______________ Гвоздарева А.П.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский

_____________ Лацигина О.Н.

«____» ________________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ № 29

р.п. Чунский

___________Котвицкая Н. П.

«_____» _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ»

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

УМК - Алексеев А.И.



Составитель:

учитель географии

высшей квалификационной категории

МОБУ СОШ № 29 р.п.Чунский Чунского района

Иркутской области

Карлова Валентина Константиновна



р.п.Чунский, 2014

Структура документа:

Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

- пояснительную записку:

  1. Статус документа

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Количество учебных часов

  4. Цели и задачи обучения

  5. Учебно-методический комплект

  6. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

- требования к уровню подготовки учащихся;

- содержание учебного материала;

- календарно-тематическое планирование;

- формы и средства контроля.

Пояснительная записка

1.Статус документа:

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина - М.: «Просвещение», 2009 г.

  • программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 - 11 класс (базовый уровень), М., «Дрофа». 2009 г.

  • сборника нормативных документов. География М., «Дрофа», 2007 г.

  • авторской программы под редакцией И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2006.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

2.Общая характеристика учебного предмета:

Главная задача курса - сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Одна из задач курса - подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени - к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

а) очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах - сюжеты о земледелии и т. д.;

б) увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;

в) формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;

г) насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.

География России изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится два часа в неделю.

В 8 классе изучается I часть курса «География России. Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа - люди - хозяйство».

2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.

3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей, семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.) и широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

3.Количество учебных часов:

  • Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю.

  • Контрольно - обобщающих уроков - 10, продолжительностью 1 час.

  • Практических работ - 12.

  • Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся - тестирование, географические диктанты, контрольные работы.

4.Цели и задачи обучения:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


5.Учебно-методический комплект:

Основная литература:

  • Алексеев А.И. и др. География. России. Природа и население. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.

  • Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа 2010.

  • Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

  • Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

  • Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  • Майорова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

  • Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.

6.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс


Результаты обучения:

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями:

1. Называть (показывать):

  • численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;

  • морские и сухопутные границы РФ;

  • народы РФ, основные языковые группы;

  • крупнейшие города, исторические и промышленные центры; сельскохозяйственные районы страны;

  • важнейшие транспортные магистрали, морские порты;

  • особенности тектонического и геологического строения территорий;

  • основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;

  • распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;

  • моря, омывающие РФ;

  • климатообразующие факторы и типы климата;

  • распространение многолетней мерзлоты.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов: местное и поясное время;

  • коэффициент увлажнения;

  • необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;

  • динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации;

  • показатель специализации по статистическим данным.

3. Объяснять:

  • сущность основных научных понятий и терминов;

  • значение географического разделения труда;

  • территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;

  • особенность современной демографической ситуации в России;

  • влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;

  • влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории России;

  • причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;

  • причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

4. Прогнозировать и оценивать:

  • изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;

  • влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;

  • изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;

  • влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;

  • современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;

  • составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.



Учебно - тематический план


Раздел. Тема.

Количество часов

Оценочные практические работы

Контрольно - обобщающие уроки

Введение.

1


-

-

Раздел 1. Пространства России.

6

3

1

Раздел 2. Природа и человек.

42

-

-

Тема 1. Рельеф и недра России.

5

2

1

Тема 2. Климат.

5


1

-

Тема 3. Богатство внутренних вод России.

5

2

1

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны.

4

-

1

Тема 5. Живая природа

6

-

-

Тема 6. В природе всё взаимосвязано (ПТК).


-

1

Тема 7. Природно-хозяйственные зоны.

9


-

-

Тема 8. Природопользование и охрана природы.

4


1

1

Раздел 3. Население России.


17


3

2

Итоговое занятие по географии России.

2

-

2

Итого:

68

12

10

Содержание учебного материала

Введение: 1 час

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии - выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её.

Раздел - 1: Пространства России - 6 ч.

Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно - территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий. Дальний Восток на рубеже 19 - 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Современные задачи географии.

ПР № 1: Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

ПР № 2: Определение поясного времени для разных пунктов России.

ПР № 3: Оценка особенностей географического положения России.

Раздел - 2: Природа и человек - 42 ч.

Тема 1. Рельеф и недра - 5 ч.

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно - ледниковый рельеф. Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

ПР № 4: Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур.

ПР № 5: Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

Тема 2. Климат - 5 ч.

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно - континентальный. Континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.

ПР № 6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Богатство внутренних вод России - 5 ч.

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении территории России. География российских рек. Сточные области. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения - их причины и последствия.

Разнообразие и значение озёр России. Происхождение озёрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения по территории страны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

ПР № 7: Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр.

ПР № 8:Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны - 4 ч.

Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - особое природное тело. В.В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.

География почв России. Их особенности, распространение по территории России. Почвенная карта. Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы. Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема 5. Живая природа - 6 ч.

Понятие о природно-территориальном комплекте. Свойство природных территориальных комплексов.

Человек и ландшафт.

Тема 6. В природе всё взаимосвязано - 4 ч.

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.

Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..

Человек и ландшафты. Природно - антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно - технические комплексы. Культурные ландшафты.

Тема 7. Природно - хозяйственные зоны - 9 ч..

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг - основоположники учения о ландшафтно - географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.

Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса Восточно - Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни, пустыни и субтропики - южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Тема 7. Природопользование и охрана природы - 4 ч.

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории.

ПР № 9: Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

Раздел - 3: Население России - 17 ч.

Тема 1. Сколько нас Россиян? - 2 ч.

Как изменялась численность населения России в 19 - 20 вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

ПР № 10: Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения. Сопоставление с административно- территориальным делением РФ.

Тема 2. Кто мы? - 2 ч.

Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.

Тема 3. Куда и зачем едут люди? - 3 ч.

Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.

Тема 4. Человек и труд - 1 ч.

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема 5. Народы и религии России - 3 ч.

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов и административно - территориального деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема 6. Где и как живут люди? - 6 ч.

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди - главное богатство страны.

ПР № 11: Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны.

ПР № 12: Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития.

Обобщающее повторение курса - 2 ч.

Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема урока

кол-во часов


тип урока


Стандарт,

содержание

виды

контроля


Д/З


дата


коррекция

причины коррекции

ВЕДЕНИЕ-1 ЧАС

1

Что изучает география России.

1

Вводный курс.

Географическое описание территории России.

Стр. 7-8



Раздел 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ- 6 ЧАСОВ.

2

Россия на карте мира.

1

Урок изучения нового материала.

Регионы РФ, уметь называть экономические районы

Фронтальный устный опрос.

§ 1, называть регионы РФ.

Вопросы стр.18

3

Границы России.

ПР № 1: Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

1

Урок актуализации знаний и умений.

практикум

Уметь показывать и называть сопредельные государства, бывшие страны СССР.

Фронтальный устный опрос.


4

Россия на карте часовых поясов.

ПР № 2: Определение поясного времени для разных пунктов России.

1

Практикум.

Уметь определять разницу во времени по карте часовых поясов.

Фронтальный устный опрос.

§ 3, № 3, 4

5

Формирование территории России.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь рассказывать по карте этапы освоения территории страны.

Индивидуальный устный опрос.

§ 4, вопросы стр. 34

6

Географическое изучение территории России.

ПР № 3: Оценка особенностей географического положения России.

1

Практикум.

Уметь определять задачи географии, называть источники географических знаний.

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.

§ 5, повторить §1-4

7

Тематический контроль по теме «Пространства России».

1

Урок контроля

знаний и умений

Уметь отвечать на вопросы темы

тестирование

Вопросы на странице 38


Раздел 2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК - 42 ЧАС

Тема 1. Рельеф и недра - 5 часов

8

Строение земной коры на территории России.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь объяснять строение земной коры, причины образования гор

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.

§ 6, вопросы на странице 49

9

Важнейшие особенности рельефа России.

ПР № 4: Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь показывать на карте горы, равнины России.

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа на контурной карте.

§ 7, задания на странице 53

10

Современное развитие рельефа.

ПР № 5: Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

1

Практикум.

Уметь объяснять влияние современных форм на рельеф

Фронтальный устный опрос.

§ 8, вопросы на странице 60

11

Использование недр.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Называть и показывать на карте основные месторождения полезных ископаемых страны.

Индивидуальный устный опрос

§ 9, вопросы и задания на странице 66

12

Тематический контроль по теме: «Рельеф и недра России».

1

Урок обобщающего повторения.

Обобщить знания и умения по теме

Тестирование.


Тема 2. Климат-5 час.

13

Общая характеристика климата России.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь определять факторы, влияющие на климат страны

Фронтальный устный опрос.

§ 10, вопросы на странице 73

14

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

1

Исследование.

Уметь давать характеристику возд. фронту, циклону, антициклону.

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.

§ 11, вопросы на странице 80

15

Распределение температур и осадков.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь объяснять закономерности распределения осадков и температур по территории страны

Фронтальный устный опрос.

§ 12, задания на странице 85

16

Типы климата нашей страны.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь определять типы климата и климатические области, работать со столбчатыми диаграммами.

Фронтальный устный опрос.

§ 13, задания на странице 90

17

Климат и человек.

ПР №6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

1

Исследование.

Уметь давать характеристику агроклиматическим картам, делать по ним выводы

Письменная работа.

§ 14, вопросы обобщения на странице 95


Тема 3. Богатство внутренних вод России - 5 часа

18

Реки.

ПР № 7: Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь показывать крупные реки страны по карте.

Фронтальный опрос.

§ 15, задания на странице 103

19

Реки.

ПР № 8:Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь давать характеристику реки, показывать крупные реки страны по карте.

Письменная работа

§ 15

20

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Знать типы озер страны, их примеры, уметь показывать ледники по карте.

Фронтальный устный опрос

§ 16, задания на странице 109

21

Человек и вода.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь давать характеристику обеспеченности водными ресурсами.

Фронтальный устный опрос

§ 17, задания на странице 114

22

Урок - зачет.

1

Практикум.

Обобщить знания и умения по теме

Зачет по физической карте России


Тема 4. Почвы - национальное достояние страны - 4 часа

23

Почвы - особое природное тело.

1

Урок изучение нового материала.

Уметь определять почвенные профили.

Фронтальный устный опрос.

§ 18, задания на странице 120

24

География почв России.

1

Практикум.

Знать основные типы почвы страны

Индивидуальный устный опрос.

§ 19, задания на странице 125

25

Почвы и урожай.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Знать что такое механический состав почвы, структура

Индивидуальный устный опрос.

§ 20, задания на странице 129

26

Рациональное использование и охрана почв.

1

Урок обобщающего повторения.

Знать средства охраны почв, работать с картами учебника

Тестирование.

§ 21, задания и обобщение на странице 134


Тема 5. Живая природа - 6 ч.

27

География лесов России.

1

Урок изучение нового материала.

Называть типы лесов страны характеризовать их размещение

Индивидуальный устный опрос.

§ 22, задания на странице 138

28

Лес и окружающая среда

1

Урок актуализации знаний и умений.

Знать хозяйственную характеристику леса, выявлять взаимосвязи между природными компонентами

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 23, таблица на странице 144

29

Безлесные просторы России. Луга.

1

Путешествие.

Самостоятельная работа с текстом учебника. Умение делать вывод, анализировать.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 24, конспект текста учебника

30

Тундра и степи.

1

Путешествие.

Уметь давать характеристику тундре и степи

Индивидуальный устный опрос.

§ 25, задания на странице 150

31

Болота.

1

Путешествие.

Уметь определять хозяйственное значение болот, их использование.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 26, задания на странице 153

32

Животный мир.

1

Путешествие.

Уметь характеризовать животный мир природных зон.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 27, задания по обобщению страница 159


Тема 6. В природе все взаимосвязано - 4 часа.

33

Понятие о природно-территориальном комплекте.

1

Практикум.

Давать понятие ПТК, ландшафт

Индивидуальный устный опрос.

§28, задания на странице 163

34

Свойство природных территориальных комплексов.

1

Практикум.

Объяснять устойчивость ПТК, его влияние на человека.

Индивидуальный устный опрос.

§ 29, вопросы и задания на странице 166

35

Человек и ландшафт.

1

Практикум.

Уметь давать характеристику различным типам ландшафтов

Индивидуальный устный опрос.


36

Контрольная работа по теме «Природа и человек»

1

Урок - контроль

Проверка уровня обученности учащихся и качества знаний по географии за 1 полугодие.

Контрольная тестовая работа

Повторить § 14-30.


Тема 7. Природно-хозяйственных зоны - 9 часов.

37

Учение о природной зоне.

ПР № 9: Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Понятие природная зона, смысл природно-хозяйственной зоны

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 31, карта природных зон

38

«Безмолвная Арктика».

1

Путешествие.

Знать границы Арктики, историю освоения и хозяйственного использования

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 32, задания на странице 180

39

Чуткая Субарктика.

1

Путешествие.

Знать границы тундры и лесотундры

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 33, задания на странице 187

40

Таежная зона.

1

Путешествие.

Знать границы зоны тайги

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 34, задания на странице 193

41

Зона смешанных и широколиственных лесов.

1

Путешествие.

Знать границы зоны смешанных широколиственно-хвойных лесов.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 35, задания и вопросы на странице 199

42

Лесостепи и степи.

1

Путешествие.

Знать границы зоны лесостепи и степи.

Заполнение таблицы.

§ 36, задания и вопросы на странице 204

43

Полупустыни, пустыни и субтропики.

1

Практикум.

Знать границы зоны полупустынь, пустынь, субтропиков.

Заполнение таблицы, работа с картами атласа.

§ 37, задания и вопросы на странице 210

44

«Многоэтажность» природы гор.

1

Практикум.

Характеризовать особенности природной зональности в горах

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 38, задания на странице 216

45

Человек и горы.

1

Практикум.

Характеризовать особенности природной зональности в горах

Фронтальный опрос

§ 39, обобщение и задания на странице 220


Тема 8. Природопользование и охрана природы-4 часа.

46

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

1

Урок изучение нового материала.

Знать понятие природные ресурсы, природопользование

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 40, задания на странице 223

47

Рациональное использование природных ресурсов.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь приводить примеры рационального использования природных ресурсов.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа.

§ 41 до конца, рефераты, выступления

48

Охрана природы и охраняемые территории.

ПР № 9: Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Называть типы охраняемых территорий и приводить примеры.

Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

§ 42, обобщение по § 40-42, страница 232

49

Контрольная работа по темам 7 - 8.

1

Урок обобщающего повторения.

Обобщить знания и умения по теме

Тестирование.

§ 40-42 повторить.



Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ- 17 ЧАСОВ.


Тема 9. Сколько нас - россиян? -2 часа

50

Численность населения.

ПР № 10: Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения. Сопоставление с административно- территориальным делением РФ.

1

Урок изучение нового материала.

Знать численность населения страны и факторы влияющие на нее.

Практикум

§ 43, вопросы на странице 239

51

Воспроизводство населения.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь характеризовать воспроизводство населения в России и делать выводы

Фронтальный устный опрос.

§ 45, сообщения и рефераты по теме.


Тема 10. Кто мы? -2 часа

52

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1

Урок изучение нового материала.

Уметь выделять причины по разному количественному составу мужчин и женщин

Фронтальный устный опрос.

§ 45, сообщения и рефераты по теме.

53

Возрастной состав населения.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь работать с таблицей возрастной структуры населения

Фронтальный устный опрос.

повторить § 46


Тема 11. Куда и зачем едут люди? - 3 часа

54

Миграции населения России.

1

Семинар.

Уметь читать картограммы миграций населения

Фронтальный устный опрос.

§ 47, задания на странице 257

55

Внешние миграции - в Россию и из нее.

1

Семинар.

Знать определение сальдо миграции, уметь читать картосхемы

Работа с картами атласа.

§ 48, задания на странице 261

56

Территориальная недвижимость населения.

1

Урок обобщающего повторения.

Уметь объяснять причины и значение территориальной подвижности населения.

Анализ карт населения.

§ 49, задания на странице 264


Тема 12. Человек и труд -1 час

57

География рынка труда.

1

Исследование.

Уметь рассказывать о трудовых ресурсах, его категориях

Индивидуальный устный опрос.

§ 50, задания на странице 269


Тема 13. Народы и религии России - 3 часа

58

Этнический состав населения.

1

Урок изучение нового материала.

Уметь раскрывать понятие этнос, причины его возникновения.

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.

§ 51, задания на странице 272

59

Этническая мозаика населения.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь читать карту народов, определять национальный состав

Индивидуальный устный опрос.

§ 52 , сообщения, рефераты

60

Религии народов России.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Уметь рассказывать о традиционных религиях страны, истории их появления

Индивидуальный устный опрос.

§ 53, задания на стр.283, рефераты, выступления


Тема 14. Где и как живут люди? - 6 часов.

61

Плотность населения.

ПР № 11: Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны.

1

Практикум.

Уметь показывать на карте главную полосу расселения, выделять причины.

Фронтальный устный опрос.

Практикум

§ 54, вопросы и задания на странице 287

62

Расселение и урбанизация.

1

Семинар.

Уметь по картам учебника определять типы расселения, знать определение урбанизации

Фронтальный устный опрос.

§ 55, стр.288-289

63

Города России.

ПР № 12: Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития.

1

Практикум.

Показывать на карте крупные города страны, причины их возникновения.

Практикум

§ 56, сообщения рефераты

64

Сельская Россия.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Знать особенности сельских поселений, их разумное использование.

Фронтальная беседа

§ 57, повторить §40-56.

65

Итоговый урок темы «Население России»

1

Урок обобщающего повторения.

Повторение и обобщение полученных знаний

повторить

§ 56-58.

66

Контрольная работа по теме «Население России»

1

Урок - контроль

Оценка качества знаний и уровня обученности за учебный год по географии

Тестирование


67

68

Обобщающее повторение курса.

2

Урок обобщающего повторения



Примечание: оставляю за собой право корректировки календарно - тематического планирования.

Формы и средства контроля

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: практические работы, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, тесты, устные ответы, сообщения, рефераты.


Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ:

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

26


© 2010-2022