- Преподавателю
- География
- Взаимодействие общества и природы
Взаимодействие общества и природы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Офилат Р.Я. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК № 8.
Дата урока.
Тема урока. Взаимодействие общества и природы.
Природа и географическая среда. Природопользование
Цель. Сформировать у учащихся представление о формах взаимодействия природы и общества; систематизировать знания о географической среде как сфере взаимодействия общества и природы; углубить систему знаний о природных ресурсах; способствовать развитию экологического мышления учащихся.
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
-
Что такое географическая оболочка?
-
Что такое антропогенный комплекс?
-
В чем заключается антропогенное воздействие на природу? Приведите примеры.
-
Изучение нового материала.
Объявление темы. Слайд 1
«Дерево ожиданий» - Что вы ожидаете от урока? Что узнаете на уроке?
Цели урока. Слайд 2
Слайд 3 Эпиграф к уроку
Вся история человеческого общества -
это история его взаимодействия с природой…..
Карл Маркс
География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовали единый сложный изменяющийся организм - Землю.
Человек - как биологическое существо относится к биосфере, он часть природы. Жизнь человека определяется тем, что он может взять у природы.
Приведите примеры, чем отличалось использование природы в разные исторические эпохи?
-
Древние охотники и собиратели
-
Земледельцы и скотоводы
-
Начало индустриальной эпохи (мануфактурное производство)
-
Современный этап НТР - машинное производство, растет роль науки и техники)
Формулируем вывод:
РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СОПРОВОЖДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕМ НАГРУЗКИ Н ПРИРОДУ!!!!!
Итак с развитием цивилизации потребности человечества стремительно возрастали, пока не приняли планетарных масштабов. Достаточно сказать, что в 20 в объем добычи полезных ископаемых превысил объем добычи за весь предыдущий период существования цивилизации. Сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд т минеральных ресурсов, вырубает миллионы га леса, использует миллиарды куб.м воды. Кроме того, использование природных условий Земли крайне редко проводится обдумано, бережно, имеет хищнический, разрушительный характер. Приведите примеры? (терриконы, заболоченные и опустыненые земли, исчезнувшие виды животных и растений ( вырубка лесов, туры, тарпаны, морская корова и т.п)
См рисунок на доске
Говоря о человеческом обществе как о едином целом и подчеркивая его значение в преобразовании природы, ученые часто используют понятие «антропосфера», имея ввиду часть биосферы, которую использует человек.
Антропосфера - используемая и видоизмененная людьми часть биосферы.
Сейчас более 70% поверхности Земного шара видоизменена под влиянием деятельности человека. На смену природным пришли антропогенные ландшафты (с\х поля, сады, водохранилища, промышленные ландшафты и ландшафты населенных пунктов и т.п)
Наиболее тесно человек взаимодействует с «географической средой». Слайд 4 Так называют часть ГО, которая является необходимым условием для существования человеческого общества. Географическая среда - одно из важнейших понятий географической науки. Оно было предложено еще в конце 19в известным французским географом Элизе Реклю.
Географическая среда - часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своей жизни производственной деятельности. (60 % площади суши)
Слайд 5
Обживая планету, человек изменяет природу и создает искусственную среду (транспортные магистрали, населенные пункты, пром.предприятия, и тд), Поэтому сейчас среда существования человека включает как естественные, так и искусственно созданные элементы. Они объединяются в понятии «окружающая географическая среда».
В биосфере человека привлекают прежде всего природные ресурсы - компоненты окружающей среды, которые непосредственно используются в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.
Природные условия - совокупность компонентов географической среды влияющих на возможности развития хозяйства и условия жизни человека (ГП, климат, рельеф, гидрографичекие условия и т.д)
Деятельность человека в ГО происходит с учетом естественных условий и использованием природных ресурсов. Естественные условия человек непосредственно не использует, но учитывает в своей деятельности. В отличие от них, природные ресурсы привлекаются в хоз.деятельность непосредственно, причем объемы и состав их использования с каждым годом возрастают.
Давайте вспомним классификацию природных ресурсов, которая поможет нам ориентироваться в их разнообразии.
Слайд 8
Какие ва известны виды природных ресурсов?
Работа в группах - каждая группа находит примеры одной из групп природных ресурсов.
Работа со схемой Пр. работа стр 16 , карты атласа стр 8 - 11 учебник стр 72,73,75
Презентация работы групп.
Человек использует природные ресурсы в процессе природопользования - деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека с помощью природных ресурсов.
Слайд 9
Природопользование - система мер предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды.
При этом природные ресурсы могут выступать или как сырье ( используются для переработки в соответствии с потребностями человека - минеральные, лесные и др) или как средство получения сырья (земельные)
Следствием природопользования являются качественные (ухудшение качества) и количественные (уменьшение запасов) изменения природных ресурсов.
Слайд 10
Рациональное природопользование - обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую среду, разумно регулирует освоение ресурсов.
Нерациональное - природопользование, которое приводит к быстрому ухудшению качества прир.ресурсов и их полному исчезновению.
Слайд 11
Приведите примеры рационального и нерационального природопользования? (исчезновение видов растений и животных, опустынивание, истощение плодородия почв, загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод - утилизация отходов, восстановление лесов, шире использовать неисчерпаемые ресурсы)
К каким проблемам приводит нерациональное природопользование?
Слайд 12
Проблемы:
1. Загрязнение окружающей среды - глобальные экологические проблемы
2.Истощение природных ресурсов;
3. Охрана окружающей среды
Назовите пути решения указанных проблем?
Слайд 13
-
Создание очистных сооружений
-
Разработка «чистых» производств, создание безотходных технологий
-
Рациональное размещение «грязных» производств
-
Закрепление новых знаний.
Тестирование:
-
Система мер предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды - это :
А) природные ресурсы; В) географическая среда;
Б) ресурсообеспеченность; Г) природопользование. -
Часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в жизни и хозяйственной деятельности на данном этапе географического развития, называют:
А) природными ресурсами; В) географической средой;
Б) природными условиями; Г) географической оболочкой. -
Компоненты природы и их свойства, которые при данном уровне техники и технологии развития могут быть использованы для производства материальных благ, называются:
А) природные ресурсы; В) географическая среда;
Б) природные условия; Г) среда обитания. -
Укажите период, когда нагрузка общества на природу резко возросла:
А) Период древнего каменного века
Б) Период земледелия и скотоводства древних цивилизаций
В) Мануфактурный период
Г) период научно-технической революции
-
По характеру возобновления природные ресурсы делятся на:
А) Исчерпаемые и неисчерпаемые
Б) возобновляемые и исчерпаемые
В) минеральные и биологические
Г) неисчерпаемые и невозобновляемые
-
Совокупность компонентов географической среды влияющих на возможности развития хозяйства и условия жизни человека:
А) природными ресурсами; В) географической средой;
Б) природными условиями; Г) географической оболочкой.
-
Назовите известные вам виды природопользования __________________________________________________________________
-
Назовите известные вам проблемы географической среды. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Предложите пути решения проблем географической среды. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимопроверка.
«Снежный ком» - исполнились ли ожидания?
-
Домашнее задание.
Стр 29-31 , конспект, подг сообщения о видах загрязнения окруж.среды
ФИ __________________________________________________________
Тестирование:
-
Система мер предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды - это :
А) природные ресурсы; В) географическая среда;
Б) ресурсообеспеченность; Г) природопользование. -
Часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в жизни и хозяйственной деятельности на данном этапе географического развития, называют:
А) природными ресурсами; В) географической средой;
Б) природными условиями; Г) географической оболочкой. -
Компоненты природы и их свойства, которые при данном уровне техники и технологии развития могут быть использованы для производства материальных благ, называются:
А) природные ресурсы; В) географическая среда;
Б) природные условия; Г) среда обитания. -
Укажите период, когда нагрузка общества на природу резко возросла:
А) Период древнего каменного века
Б) Период земледелия и скотоводства древних цивилизаций
В) Мануфактурный период
Г) период научно-технической революции
-
По характеру возобновления природные ресурсы делятся на:
А) Исчерпаемые и неисчерпаемые
Б) возобновляемые и исчерпаемые
В) минеральные и биологические
Г) неисчерпаемые и невозобновляемые
-
Совокупность компонентов географической среды влияющих на возможности развития хозяйства и условия жизни человека:
А) природными ресурсами; В) географической средой;
Б) природными условиями; Г) географической оболочкой.
-
Назовите известные вам виды природопользования __________________________________________________________
-
Назовите известные вам проблемы географической среды. __________________________________________________________________________________________________________________________
-
Предложите пути решения проблем географической среды. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ __________________________________________________________
Тестирование:
-
Система мер предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды - это :
А) природные ресурсы; В) географическая среда;
Б) ресурсообеспеченность; Г) природопользование. -
Часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в жизни и хозяйственной деятельности на данном этапе географического развития, называют:
А) природными ресурсами; В) географической средой;
Б) природными условиями; Г) географической оболочкой. -
Компоненты природы и их свойства, которые при данном уровне техники и технологии развития могут быть использованы для производства материальных благ, называются:
А) природные ресурсы; В) географическая среда;
Б) природные условия; Г) среда обитания. -
Укажите период, когда нагрузка общества на природу резко возросла:
А) Период древнего каменного века
Б) Период земледелия и скотоводства древних цивилизаций
В) Мануфактурный период
Г) период научно-технической революции
-
По характеру возобновления природные ресурсы делятся на:
А) Исчерпаемые и неисчерпаемые
Б) возобновляемые и исчерпаемые
В) минеральные и биологические
Г) неисчерпаемые и невозобновляемые
-
Совокупность компонентов географической среды влияющих на возможности развития хозяйства и условия жизни человека:
А) природными ресурсами; В) географической средой;
Б) природными условиями; Г) географической оболочкой.
-
Назовите известные вам виды природопользования __________________________________________________________
-
Назовите известные вам проблемы географической среды. __________________________________________________________________________________________________________________________
-
Предложите пути решения проблем географической среды. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________