Географический КВН Оболочки Земли ( 6 класс)

Представьте себе, что на Землю летит космический корабль с инопланетянами. Что увидят пришельцы из космоса, приближаясь к нашей планете? Они увидят голубую планету, окутанную переме­щающимися облаками, а в просветах между ними - огромный океан с пятнами суши: материками и островами. Приближаясь к Земле, они не могут не заметить, что поверх­ность суши очень разнообразна. Как шрамы, пересекают ее горные хребты. Местами их вершины покрыты ледниками. Обширные равнины заняты зелеными лесами, степями,...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Географический

«Звездный час»


на тему:


«Оболочки Земли»





Цели:

  1. Образовательные - обобщение и повторение изученного материала.

  2. Развивающие - развитие познавательного интереса к геогра­фии, развитие устной речи, воображения, географического мышления.

  3. Воспитательные - воспитание дисциплинированности, ответ­ственности.

Оборудование: карта полушарий, на доске тема урока и стихотворе­ние-эпиграф, контурные карты.

Правила игры:

В первых двух турах участвует весь класс; за правильные ответы и дополнения даются жетоны; перед третьим туром выделяются глав­ные участники игры, имеющие более двух жетонов, они продолжают игру. Остальные переходят в ранг зрителей, но в случае отсутствия ответа участников на вопрос они могут дополнять и получать баллы.

Победителем является игрок, получивший максимальное коли­чество жетонов.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Огромный океан неведомого окружает, нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа.

В.А. Обручев

Сегодня заключительный урок по огромному разделу «Оболоч­ки Земли».

Представьте себе, что на Землю летит космический корабль с инопланетянами. Что увидят пришельцы из космоса, приближаясь к нашей планете? Они увидят голубую планету, окутанную переме­щающимися облаками, а в просветах между ними - огромный океан с пятнами суши: материками и островами.

Приближаясь к Земле, они не могут не заметить, что поверх­ность суши очень разнообразна. Как шрамы, пересекают ее горные хребты. Местами их вершины покрыты ледниками. Обширные равнины заняты зелеными лесами, степями, желтыми пустынями. Извиваясь по суше, к океану направляются реки. Блестят пятна озер. И конечно, гости из космоса обратят внимание на все то, что создано человеком.

Все то, что увидели инопланетяне, приближаясь к Земле, обра­зует ее внешние оболочки.

Цель сегодняшнего урока - вспомнить все внешние оболочки Земли и их составляющие компоненты. И вы поймете, узнав многое, изучив этот раздел географии, у вас появятся новые загадки, заданные нам природой.

1 тур

  1. Газообразная, воздушная оболочка Земли. {Атмосфера)

  2. Водная оболочка Земли, что она включает?

(Гидросфера, включающая воды Мирового океана, воды суши)

  1. Хрупкая оболочка Земли, включающая в себя земную кору и верхний слой мантии. (Литосфера)

  2. Сфера жизни - оболочка Земли, населенная живыми организма­ми. Что определяет ее границы? (Биосфера. Границы определя­ются распространением живых организмов)

  3. Процессы, происходящие в атмосфере в данное время над опре­деленной территорией. (Погода)

  4. Свойства погоды, какие они могут быть по времени. (Изменчи­вость и многообразие, периодические и непериодические)

  5. Многолетний режим погоды, типичный для данной местности. (Климат)

8. Климатообразующие факторы.

(Географическое положение, атмосферная циркуляция, харак­тер подстилающей поверхности)

9. Роль атмосферы. (Воздух атмосферы - смесь газов. Каждый газ
выполняет в атмосфере свои функции. Кислород поддерживает дыхание, горение, окислительные процессы. Азот - минеральное
питание растений. Углекислый газ - «утеплитель» Земли: он
пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излу
чение Земли, а также необходим для дыхания растениям. Ки­слород, азот и диоксид углерода участвуют в геохимических
процессах (химическое выветривание горных пород). Озон поглощает ультрафиолетовую радиацию Солнца. Твердые части­цы служат ядрами конденсации, вокруг которых образуются
капли воды и снежинки. Водяной пар конденсируется и дает
осадки, также является утеплителем Земли.)

10. Слои атмосферы. (Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.)

  1. Назовите тепловые пояса Земли. (Жаркий, два умеренных, два холодных и два пояса вечного .мороза.)

  2. Что называют ветром? (Движение масс воздуха в горизонтальном направлении.)

  1. Что является причиной возникновения ветра? Его свойства. (Неравномерное распределение давления у земной поверхности вызывает перемещение воздуха. Ветер всегда дует из области повышенного давления в область пониженного давления. Свой­ства ветра - скорость и направление)

  2. Типы ветров, примеры. (Местные ветры - бризы; ветры цикло­нов и антициклонов; постоянные ветры общей циркуляции ат­мосферы - пассаты, западные ветры умеренных широт, вос­точные ветры приполярных областей, муссоны.)

  3. Каково соотношение процентов воды по объему в каждой части гидросферы? (Мировой океан - 96%, подземные воды - 2%, по­верхностные воды материков - 0,02%)

  4. Острова по происхождению делятся на ... (материковые - о. Са­халин, о-в Мадагаскар; вулканические - Курильские, Алеутские; коралловые - Большой Барьерный риф)

  5. При какой температуре происходит замерзание морской и пре­сной воды? (Пресная вода замерзает при температуре 0° С, а морская при температуре -2° С)

  6. Какое море самое пресное? Самое соленое? (Самое пресное - Вос­точно-Сибирское, соленое - Красное море - более 42%)

  7. Приведите примеры океанических течений.

а) Постоянные - Северное; периодические - муссонные на се­
вере Индийского океана; временные;

б) по глубине - поверхностные, глубинные, придонные;

в) по температурному признаку - теплые (Гольфстрим) и хо­лодные (Перуанское).

  1. Дайте определения понятиям: река, речная система, речная доли­на, пойма, русло, исток, устье. (Река - естественный водный по­ток, текуи(ий в выработанном им русле - углублении, занятом водой. Речная система - река с притоками. Бассейн реки - пло­щадь, с которой река собирает воды. Исток - место, где река берет начало. Устье-место впадения реки в другую реку, море.)

  2. Классификация озер по происхождению, примеры. (Тектониче­ские - Байкал, Каспийское; завальные в горах; ледниковые - Ладожское, Онежское; карстовые; озера-старицы)

22. Что такое болото? Классификация болот.

(Болота - это избыточно увлажненные участки суши с влаго­любивой растительностью, в результате отмирания которой и неполного ее разложения образуется торф. Типы - верховые (питаются атмосферными осадками), низинные - в местах вы­хода на поверхность подземных вод)

  1. Назовите три основных слоя Земли. (Земная кора, мантия, ядро)

  2. Абсолютный возраст Земли. (4,6 млрд. лет)

  3. Типы горных пород.

Географический КВН Оболочки Земли ( 6 класс)

26. Типы земной коры, слои, образующие их. (Материковая:
1) осадочный; 2) гранитный; 3) базальтовый. Общая мощность
до 75 км.
Океаническая: 1) осадочный; 2) базальтовый;
3) габбро. Океаническая общая мощность в среднем 5-7 км.)

27. Разнообразие гор по высоте. (Низкие - до 1000 м: Средний Урал;
средневысотные - 1000 - 2000 м: Карпаты; высокие - более
2000 м: Тянь-Шань, Кавказ)

28. Рельеф дна - назовите зоны. (1. Шельф, материковый склон,
континентальное подножие. 2. Котловины окраинных морей,
вулканические острова, глубоководные желоба. 3. Ложе океана.
4. Срединно-океанические хребты.)

29. Что включает в себя биосфера? (Нижнюю часть атмосферы
(тропосферу), всю гидросферу и верхнюю часть земной коры.)

30. Что такое почва? (Верхний тонкий слой земной коры (от десят­ков сантиметров до 2 - 3 .м), обычно покрытый растительностью, обладающий естественным плодородием)

2 тур

Из девяти букв, выпавших на кубиках, предлагается составить самое длинное слово.

3 тур

1. Поэт А. Левушкин так описал это явление:

Как есть наважденье прямое:

Ни сумерек нету, ни звезд

Лишь солнце умоется в море

И снова занимает свой пост.

- Где наблюдается подобное явление? Чем оно обусловлено?

(За полярным кругом, когда наступает полярный день)

  1. Где на Земле день всегда равен ночи, а солнце дважды в году бывает в зените в день весеннего и в день осеннего равноденст­вия? (На экваторе)

  2. Эти широты называют на Земле ревущими, а вторые - конскими.

- Что это за широты и почему их так называют?

(Ревущими сороковыми называют 40-е широты южного полушария, для которых характерны сильные и устойчивые ветры и частые
штормы. Конскими называют области южного и северного полушарий (между 30 - 35° с.ш. и ю.ш.) во внутренних частях субтропических океанических антициклонов со слабыми ветрами и частыми штилями.

Название получили во времена парусного мореплавания: корабли, шедшие в Вест-Индию, встречали здесь безветрие (штиль), вынуждавшие мореплавателей делать длительные остановки, во время которых из-за недостатка пресной воды часто приходилось выбрасывать за борт взятых для перевозки и различных видов работ лошадей.)

4. А.С. Пушкин писал:

«И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса!»

- Что это за ночь? Где она наблюдается? Чем объясняется это явление? (Белая ночь. Наблюдается в тех широтах, где полуденная высота солнца над горизонтом меньше 18°, т.е. меньше той высоты, при которой наступает конец астрономических суме­рек. Особенно светлые белые ночи на широте от 59° до 66,5°, где полуночная высота солнца меньше 8°.)

5. Как правило, дождевая вода безвкусна. Но иногда капли дождя I
имеют соленый вкус. Почему? (Соленый дождь образуется, когда дождевое облако или дождь проходят через воздух, засоренный пылью, в которой содержится соль. Соленые дожди -редкое явление.)

  1. В это море не впадает ни одна река. Соленость его крайне высо­ка - более 407%о. С глубиной температура не уменьшается, как в других морях, а остается высокой и поднимается (на максималь­ной глубине 2500 м - температура + 55" С, а соленость 3007%0)-Содержание хлора и брома очень высокое - близко к их содержанию в глубинных термальных водах земной коры. Своим на­званием море обязано своеобразной фауне. Назовите море. Что еще интересного вы знаете о нем? (Красное море)

  2. Это бессточное соленое озеро площадью 1000 кв.км, образовав­шееся в глубокой впадине, называют морем. Уровень этого уди­вительного водоема на 392 м ниже уровня соседнего с ним моря, а соленость в несколько раз превышает соленость морской воды. Вода этого моря, напоминающая рассол, сделала его необитае­мым водоемом. Жизнь в нем представлена только бактериями. Назовите это озеро-море. (Мертвое море, расположенное неда­леко от восточного побережья Средиземного моря.)

  3. На площади бассейна этой реки мог бы разместиться целый ма­терик Австралия. Она собирает с этого бассейна столько же во­ды, сколько могут ее собрать 28 таких рек, как Волга. Полновод­на в течение круглого года. На режим нижнего течения этой ре­ки особое влияние оказывают морские приливы, которые рас­пространяются вверх по реке на 1400 км. Приливная волна высо­той до 5 м с большой скоростью (5-7 м/с) и сильным гулом, ко­торый слышен далеко вокруг, мчится вверх по реке, заливая бе­рега и производя на них большие разрушения.

- Что это за река? (Амазонка.)

9. Эти растения удивительны тем, что выполняют роль естествен­ных насосов. Высаженные в заболоченных районах, они способ­ствуют их быстрому осушению. Из-за ценной древесины и спо­собности к быстрому росту их разводят почти во всех странах субтропического и тропического поясов.

- Что это за растения? Назовите их родину. Где они растут в на­
шей стране? (Эвкалипты. Родина - Австралия. У нас - Черно­
морское побережье Кавказа.)

10. Это дерево самое высокое на Земле - дерево-великан. Его ство­лы достигают в высоту 100 м и более, а в диаметре 6 - 10 м. Семена же его самые мелкие из всех представителей раститель­ного мира. Живут деревья до 2 тыс. лет (иногда до 4 тыс. лет).

- Что это за деревья и где их родина? (Секвойя. Родина - Северная Америка)

11. Это самая большая постройка, созданная на Земле живыми су­ществами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у восточного побережья одного из материков.
Полоса, достигающая в ширину 150 км и круто обрывающаяся
в море, сложена из останков своих строителей. Создатели этих
грандиозных построек - очень прихотливые к условиям обитания существа - живут только в теплых морях с температурой
-18 - 20° С, на глубине не ниже 40 - 60 м при нормальной или
повышенной солености, в насыщенной кислородом среде.

- О каком сооружении идет речь? Кто его создатели?

{Большой Барьерный риф. Коралловые полипы)

12. Эти хищные рыбы рек достигают размеров не более 30 см в
длину. Их головы напоминают бульдожью морду. Особенно
опасны эти рыбы в сезон дождя, когда река, сильно разливаясь,
затопляет берега.

- Что это за рыбы? В каких реках они обитают?

{Пираньи. Амазонка и ее притоки.)

4 тур

(Игроки пишут ответы на бумаге, объясняя их.)

1. Почему у африканских слонов уши больше, чем у индийских?

а) Индийские слоны живут в зарослях и большие уши будут им
мешать.

б) Для охлаждения тела.

в) Чтобы хорошо слышать в африканских саваннах.

г) Большие уши нужны, чтобы отгонять мух.

(б - для охлаждения тела)

2. Родина индюка (или, как его называют, индейского петуха).

а) Индия. в) Австралия.

б) Америка. г) Африка.

(б - Америка)

5 тур (спортивный) - «Удав»

Отрезки веревки, лежащие на каждой парте, необходимо связать
один с другим, обегая парту. Время - 1 минута. У кого длиннее
веревка.


6 тур

Необходимо дополнить стихотворные фрагменты. (О чем идет речь?)

  1. Уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели. Самую большую звать экватор, Маленькая - это точка полюс. Все с востока тянутся на запад и по ним к широтам ведут поиск, Параллельны все они друг другу. Потому зовутся ... (параллели)

  2. Подобно волнам, что вздымают океаны, В пустынях поднимаются ... (барханы), Попутный ветер, главный архитектор,

... (барханы) строит по своим проектам.

3. Рядом, рядом острова. Не один, даже не два, А десятки, сотни сотен, Жить в соседстве им охотней. Все родные как-никак. Значит, здесь ... (архипелаг).

4. Порядки свои установит он: Давленье - высокое, воздух сухой.
Ветер ослабнет. Тишь и покой. Зимой при солнце крепчает мороз.
Летом «на ясно» укажет прогноз,
Если господствует ... (антициклон)


Заключительный этап.

Итог урока (учитель):

- Сегодня мы повторили основные понятия изученного раздела.
Вы ответили на сложные вопросы, но много еще предстоит уз­нать. Если бы инопланетяне посетили нашу планету, они увиде­ли бы огромное разнообразие природных комплексов. Отвечая на вопросы, вы еще раз подтвердили это.

- А сейчас слово победителю урока-игры. Что бы ты пожелал зем­лянам на маленькой голубой планете Земля?

(Оценивается работа всех учащихся)

© 2010-2022