• Преподавателю
  • География
  • Исследовательская работа по теме Географическое исследование романа Ж. Верна Дети капитана Гранта

Исследовательская работа по теме Географическое исследование романа Ж. Верна Дети капитана Гранта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №1 города Жуковки     ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж. ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»         автор проекта: Трибулкина Елизавета учащаяся 7 класса руководитель: Трибулкина Е. Ф. (учитель географии)                                Жуковка 2015 СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2 ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ ВИДЫ …………………………………………………………………………………….5 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГР...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №1 города Жуковки





ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА

Ж. ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»









автор проекта: Трибулкина Елизавета

учащаяся 7 класса

руководитель: Трибулкина Е. Ф.

(учитель географии)













Жуковка 2015

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ ВИДЫ …………………………………………………………………………………….5

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»………………………………………………………..8

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ…………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 14

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………20




















1

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, в географии описательный элемент, представляемый словом, играет огромную роль, что отражено в самом названии науки. Описания путешествий были вкладом не только в географию, но и в литературу. Их читали как приключенческие романы. Соответственно и художественное произведение может стать источником географических знаний, формируя красочный, запоминающийся образ территории и помогая преодолеть барьер академической сухости учебников.

Кроме того, художественное слово Мастера - поэта, писателя, образное и яркое, западающее в душу, расширяет возможности не только в формировании географической картины мира, но и в развитии всех компонентов личностного потенциала учащихся.

Для географических исследований рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других. Большое место среди книг по географии занимают научно-популярные монографии о природе и хозяйстве зарубежных стран. Очень интересные статьи с самым разнообразным географическим содержанием печатаются на страницах газет и журналов. Анализируя эти книги, учащиеся говорят не только об их географическом содержании, но и об их литературно-художественных достоинствах.

Особое значение для географического исследования представляют романы Жюля Верна. Годы жизни писателя были годами величайших открытий, годами грандиозных переворотов в науке и технике. В книгах Ж. Верна можно найти описание почти всего земного шара. Так, в десяти романах действие происходит в Европе; в четырех - в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три - в Австралию; девять - в Америку; три - в Арктику и Антарктиду. Открытый океан - место действия шести романов Жюля Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. Герои романов в курсе всех естественных наук: географии, геологии, метеорологии, палеонтологии, биологии, астрономии, физики, химии.

Знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828-1905) почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов «Необыкновенные путешествия». Заглавие серии было выбрано, разумеется, не случайно. В каждом романе, независимо от темы и сюжета, перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.

2

Героев Жюля Верна, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные особенностями природы и нравами обитателей той или иной страны.

Красочные описания природы, многочисленные отступления на исторические и географические темы органически вплетаются в пеструю ткань приключенческого сюжета. Отсюда - первостепенная роль географии в романах Жюля Верна, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.

«Я поставил своей целью описать в «Необыкновенных путешествиях» весь земной шар», - говорил Жюль Верн. И он действительно выполнил эту грандиозную задачу: на карте мира почти не осталось таких областей, где не побывали бы его любознательные герои. Стремясь охватить в «Необыкновенных путешествиях» все страны и все народы, все моря и океаны, растительный и животный мир всего земного шара, Жюль Верн создал единственную в своем роде географическую эпопею, какой еще не было до него в художественной литературе. «Необыкновенные путешествия» Жюля Верна - труд писателя и ученого, талантливого романиста и блестящего популяризатора.

«Дети капитана Гранта» - это своеобразный географический очерк всей Земли, ведь путешествия главных героев романа разнообразны и совершенно неожиданны. Яркими красками в романе изображены флора и фауна Южной Америки, Австралии, Новой Зеландия. Писатель выразительно показывает, в каком положении оказалось коренное население описываемых стран, попавшее под владычество колонизаторов. Ключевой характеристикой этого произведения можно назвать то, что герои Верна постоянно делают какие-то открытия, как и географические, так и технологические. В этом и невероятная особенность романов Верна - мир, который он изображает в своих произведениях, как будто опережает то время, в котором жил сам писатель. Сюжет произведения заключается в поисках загадочного и мужественного капитана Гранта на основе выловленной из моря записке, в которой были указаны обрывочные сведения о кораблекрушении.

Все выше изложенное определило актуальность, цель и задачи исследования.


3

Цель исследования: провести географическое исследование маршрута поиска капитана Гранта в произведении Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Объект исследования: роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Предмет исследования: маршрут поиска капитана Гранта вдоль параллели 37 градусов 11 минут.

Мы предполагаем, что (гипотеза исследования): географический кругозор учащихся расшириться в результате проведенного географического исследования романа.

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать маршрут поиска капитана Гранта вдоль параллели 37 градусов 11 минут.

  2. Отобрать наиболее наглядные и интересные географические объекты, процессы и явления для создания карты маршрута.

  3. Разработать карту маршрута, список объектов, процессов и явлений, указанных в романе, и проверить эффективность влияния проведенного исследования на формирование географического кругозора.

Проектный продукт: карта маршрута поиска капитана Гранта; список объектов, процессов и явлений, указанных в романе.

При исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ текста романа), эмпирические (наблюдение, интервью, анкетирование), картографические.

Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на уроках географии, литературы и во внеурочной деятельности.





4




ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ ВИДЫ

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Много нового можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных бедствиях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т. п. Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами. Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта. Этот метод и сейчас является одним из самых основных.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы - всего, что уже написано по данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту. Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относится аэрокосмический и моделирования.

Географы выделяют источники первичной и вторичной географической информации. Вместе они обеспечивают полноценные географические знания.

Первичные источники географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию, интервью. Это обычно исследования отдельных объектов, хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом. Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники.


5



Вторичные источники общественно-географических знаний - это добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники - историческая, географическая, природоохранная литература.
Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. Такими источниками являются органы государственного управления - областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры - экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др..

Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти - областных, районных, городских, поселковых, сельских советах и т.д. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения - этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т. д.

Информация о разных государствах, регионах или вообще о мире есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Выделяют конкретные источники географических знаний. К числу важнейших относятся: карты и атласы, космические съёмки, справочники, книги и журналы, отчёты о научных исследованиях и изысканиях, фотоальбомы, документальные фильмы, телевизионные передачи, сайты Интернет.

Карты и атласы - это географические источники информации. Они содержат накопленные человечеством знания о различных природных явлениях и процессах, об их распространении по территории. По картам планируются маршруты различных экспедиций и выбирают районы детальных изысканий, а по их результатам часто уточняются или составляются новые карты.


6

Другим важнейшим источником географической информации о природе и природных ресурсах служат географические описания. Они представлены в виде научных и научно-популярных книг и статей в журналах и сборниках («Вокруг света», «Гео», «Вояж» и т.д.).

Массовым источником информации являются энциклопедии и справочники, словари.

В последнее время все большую роль в качестве источника географической информации начинают играть аэрокосмические снимки (снимки земной поверхности и летательных воздушных и космических аппаратов). Космические снимки используют при геологических исследованиях, разработке прогнозов погоды, изучении растительности, эрозии почвы, распространении пылевых бурь, дымовых шлейфов, лесных пожаров и т.д.

Всю полученную информацию накапливают и хранят в компьютерных банках о природе. С помощью специальных программ ее можно извлекать из банка данных и использовать для решения различных научных и практических задач.

Для расширения знаний и представлений об окружающем нас мире можно использовать телепередачи, а также различные видеозаписи и сайты в интернете.

Другие источники географической информации: экспедиционные и стационарные исследования природных условий и природных ресурсов, туристические поездки, экскурсии, краеведческие поиски, музейные экспозиции, выставки.

Важнейшим источником географической информации является художественная литература. В них часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т.е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.

Таким образом, география использует разнообразные источники информации, среди которых немаловажную роль играют тексты художественных произведений, являясь источниками описаний природы, быта и хозяйства людей.





ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»



Взаимодействие географии и литературы в целом не следует понимать как исключительно использование учеными методов художественного описания, а писателями - конкретных знаний о географических явлениях и объектах. Это взаимодействие происходит на нескольких уровнях, как очевидных, так и опосредованных. «Поскольку литература не является изолированной системой, - отмечает О.В. Белый, - ее социальная ценность, определяющая структуру художественной ценности, существенно зависит также от типов информационных связей и средств во всем комплексе духовной культуры».

Можно выделить следующие уровни взаимодействия литературы и географической науки, на которых между ними происходит информационный обмен: бытовой, научный и философский.

На «бытовом» уровне выделяется «бытийный географизм», под которым В.С. Преображенский понимал географические знания, циркулирующие вне географической науки. Понятие «бытийного географизма» складывается из существования географического слоя в составе разговорного языка, топонимов и хронотопов в лексике и в литературных произведениях. В языке он представлен наименованиями многих географических универсалий: «пространство», «место», «остров», «город», «степь», «лес», «материк» и т.д.; личными наименованиями географических объектов (топонимами); общекультурно-значимыми местами или хронотопами, соединяющими в себе информацию о связях конкретных территорий с историческими событиями или культурными явлениями, например, «Куликово поле», «Малахов курган» и др.

Следующий уровень охватывает конкретные научные знания о топографии и хорологии, географических явлениях и процессах, взаимодействии природы и общества, экологические представления, в той или иной степени, отражающиеся в произведениях художественной литературы. Анализ этих сведений позволяет определить круг географических познаний писателя.

На каждом из выделенных уровней взаимодействие между географическим знанием и литературой может носить пассивный или активный характер. Пассивная форма - неосознанное введение автором в текст литературного произведения элементов географического описания, либо использование географического фона как декорации к действию.

В отличие от пассивной, активная форма взаимодействия между географическим знанием и литературой характеризуется включением первого в структуру образа, создаваемого художником.

Географическое описание Жюль Верн понимает как сумму разнообразных сведений о данной стране и ее обитателях. Поэтому описания становятся в его изложении одновременно очерком географии, истории, этнографии, культуры, религии разных племен и народов, природных ресурсов, ландшафта, флоры и фауны и даже экономики разных отдаленных стран, не говоря уже о биографиях самих путешественников.

«Дети капитана Гранта» (фр. Les Enfants du capitaine Grant) - роман Жюля Верна, написанный в 1867-1868 годах. Является первой частью трилогии («Дети капитана Гранта», «20 000 льё под водой», «Таинственный остров»). Роман содержит в себе три части, в каждой из которой главные герои повествования (лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Мэри и Роберт Грант, Джон Манглс) путешествуют вокруг Земли по Южной Америке через Патагонию, по Австралии и Новой Зеландии, строго придерживаясь 37-й параллели южной широты.

Долгота места высадки капитана Гранта и его матросов, остаётся неизвестной, но его можно найти, если проследовать вдоль всей 37-й параллели южной широты через моря и материки. Маршрут поиска можно разделить на три этапа: по Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Этап первый. Яхта «Дункан» направляется из Глазго (о.Великобритания) через Атлантический океан к берегам Южной Америки, проходит о. Мадейра, Канарские острова, о-ва Зеленого Мыса (Кабо-Верде), пересекает экватор, через Магелланов пролив, мимо о. Огненная Земля, следует по Тихому океану до Патагонии, к месту её пересечения с 37 параллелью. «Дункан» высаживает лорда Гленарвана, Мак-Наббса, Паганеля, Роберта Гранта, помощника капитана Тома Остина и двух матросов на западном берегу Южной Америки, с тем, чтобы обойдя мыс Горн принять их на восточном, у мыса Коррьентес. Отряд Гленарвана пересекает Патагонию, успешно совершает переход через Анды (Кордильеры) в Чили на высоте 12000 футов (в горах пережили землетрясение и сход лавины, Роберт похищен кондором), следуя по 37 параллели пересекает реку Рио-Колорадо, пампасы (или пампа - южноамериканская степь), аргентинские равнины (Лаплатская низменность) испытывает нападение волков, наводнение, шаровую молнию, но не находит никаких следов капитана, и, дойдя до восточного побережья Южной Америки, возвращается на ожидающий его «Дункан».

Этап второй. Путешественники плывут на восток, пересекают Индийский океан и посещают по пути острова Тристан-да-Кунья и Амстердам, лежащие на 37 параллели, но безрезультатно, и высаживаются в юго-восточной Австралии (мыс Бернулли). Лорд Гленарван находит ферму, принадлежащую гостеприимному ирландцу, который тоже ничего не знает о «Британии». Однако один из его слуг, по имени Айртон, заявляет, что он был боцманом на «Британии», и что она погибла на восточном берегу Австралии.

Лорд Гленарван решает пересечь Австралию в поисках капитана Гранта вдоль 37 параллели и приглашает Айртона проводником в свою экспедицию. В её состав, кроме Айртона, входят также те лица, что участвовали в поисках капитана Гранта в Патагонии, к ним присоединяются леди Гленарван, Мэри Грант, капитан Манглс и Олбинет - стюард «Дункана», в то время как сама яхта под командой помощника капитана Тома Остина направляется на ремонт в Мельбурн и должна ждать там дальнейших инструкций Гленарвана. Путешественники пересекают провинцию Викторию, реку Виммера, прииски горы Александр, Австралийские Альпы (одна из частей Большого Водораздельного хребта).

Экспедиция начинает терпеть бедствия, одна за другой падают почти все лошади, отряд попадает в болота реки Сноу. Лорд Гленарван пишет приказ Тому Остину направиться к восточному берегу Австралии и крейсировать в районе 37 параллели. Мак-Наббс разоблачает Айртона, который является атаманом шайки беглых каторжников. Айртон захватывает письмо и спешит в Мельбурн, надеясь захватить быстроходный «Дункан». Отряд лорда Гленарвана пешком достигает порта Иден и телеграфирует в Мельбурн. Гленарван узнаёт, что «Дункан» отплыл 18-го января в неизвестном направлении и решает, что его яхта попала в руки бандитов Айртона и стала пиратским судном. Обследовав побережье Австралии, в месте его пересечения с 37 параллелью, он окончательно убеждается в том, что Айртон лгал ему, и капитана Гранта в Австралии нет, и решает вернуться домой. Однако в Идене не оказывается судов, следующих в Европу, и Гленарван решает добраться до Окленда, который имеет с ней более-менее регулярное пассажирское сообщение. Путешественники садятся на торговое судно и отправляются в Новую Зеландию.

Этап третий. У западных берегов Новой Зеландии судно терпит крушение, но Гленарвану со спутниками удаётся собрать из его обломков самодельный плот и достичь на нём берега. Высадившись в Новой Зеландии, они решают добраться до ближайшего города. Этот путь очень опасен из-за войны между англичанами и местными аборигенами - людоедами маори. Отряд маори захватывает в плен путешественников, рассчитывая использовать их для переговоров с английскими войсками. Узнав о том, что их пленные казнены, дикари решают съесть путешественников, но тем удаётся бежать и добраться до восточного побережья, где они и находят «Дункан» под командованием Тома Остина. Как выясняется, прибыв в Мельбурн, Айртон отдал письмо помощнику капитана Тому Остину, который ознакомился с ним и тронулся в путь, но вовсе не в порт Иден, а к восточному берегу Новой Зеландии, так как Паганель неверно указал место прибытия. Айртон попытался подбить команду на бунт, и его взяли под стражу. «Дункан» крейсировал у берегов Новой Зеландии уже пять недель.

Гленарван заключает договор с Айртоном - тот соглашается говорить, и рассказывает о капитане Гранте всё, что ему известно, а лорд Гленарван высаживает его на каком-нибудь безлюдном острове в Тихом океане. «Дункан» берёт курс на остров Табор (Риф Мария-Тереза) - единственную непосещённую землю на 37° южной широты, где путешественники и находят капитана Гранта. Риф Мария-Тереза (англ. Maria Theresa Reef, фр. l'île Tabor) - «остров-призрак», риф, якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и к югу от архипелага Туамоту, «открытый» китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля.

Риф Мария-Тереза - один из многих несуществующих рифов в Южном Тихом океане, изображавшихся на картах до второй половины XX века (среди других - рифы Юпитер, Вачусетт, Эрнест-Легуве, Рангитики). Изображён также по крайней мере на трёх недавних картах (французской карте мира 1989 года, украинской карте мира 2000 года и в американском Атласе мира 2005). Вопреки распространённому мнению, риф Мария-Тереза - не плод фантазий писателя, в отличие от острова Линкольна. Жюль Верн искренне, как и его современники, считал, что остров существует.

Последний раз остров искали в указанном месте в 1957 году, но не обнаружили ни суши, ни следов недавнего погружения земли на дно: океан в ближайшей окрестности данных координат очень глубок. В 1983 году координаты острова были определены как 36°50′ ю. ш. 136°39′ з. д., что восточнее от ранее известного места более чем на тысячу километров. Однако и в этот раз поиски оказались безуспешными.

Геолог К. Ранкс высказывает предположение, что такие разночтения в координатах острова вызваны тем, что он представлял собой образование из изверженной подводным вулканом пемзы, который достаточно долго кружил в Южнотихокеанской циркуляции, чтобы обзавестись растительностью и гнездовьями птиц.

Капитан Грант спасён, и путешественники возвращаются в Англию. Айртона же, в надежде, что тот раскается в совершённых преступлениях, оставляют на острове Табор, где он проводит 12 лет - вплоть до событий романа «Таинственный остров».

Таким образом, составлен маршрут по тем Южным материкам, выделены интересные объекты, процессы и явления.





ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ



Для определения эффективности влияния проведенного исследования применялись следующие методы проверки: наблюдение, опрос, анкетирование. Было выбрано две группы учащихся 7 классов: экспериментальная и контрольная. Для экспериментальной группы организовывались беседы на уроках географии , во время которых учащиеся знакомились с идеей, целью, задачей, ходом географического исследования романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта». В контрольном классе обучение велось традиционно.

Для проверки знаний географической номенклатуры Южной Америки и Австралии учащимся было дано задание написать географические названия данных материков. Анализ результатов опроса отражен в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты опроса 1.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество учащихся

10

11

Количество объектов

До 10

11-15

16 и более

До 10

11-15

16 и более

0

2

8

1

7

3



Рисунок 1. Результаты опроса 1.

Из таблицы и диаграммы видно, что учащиеся экспериментальной группы называют большое количество географических объектов, вероятно, привлекая информацию из романа.

На следующем этапе экспериментальной проверки учащихся было предложено описать пампу. Результаты отражены в таблице 2 и на диаграмме (рис. 2).

Таблица 2

Результаты опроса 2.

Экспериментальная группа, %

Контрольная группа, %

прав.

прав. неполн.

неправ.

прав.

прав. неполн.

неправ.

80

20

0

30

30

40

Рисунок 2. Результаты опроса 2.

Учащиеся экспериментальной группы дают большее число правильных ответов и не дают неправильных. Следовательно, проведенное географическое исследование положительно влияет на формирование кругозора учащихся.

О положительном влиянии данного исследования, в том числе и на эмоциональную сферу. Школьники отмечали, что изучать южные материки становится интереснее, читая отрывки из романа. Природа материков оживает. Увлекательно следить, за приключениями героев.

Таким образом, проведенная проверка и анализ ее результатов свидетельствует об эффективности влияния данного исследования на кругозор учащихся, пополняет их географические знания. Географическое исследование способствует более глубокому и прочному освоению знаний о природе материков, расширяет знания географической номенклатуры, дает новые впечатления, позволяет по-новому взглянуть на книгу. Данное исследование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу школьников. Отзывы учащихся убеждают, что оно не только повлияло на уровень их знаний, но и оставила большое впечатление.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Дети капитана Гранта» - роман географический, в котором яркими красками описаны географические объекты, флора и фауна Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Несмотря на то, что характеристика материков пополнилась за истекшие десятилетия новыми сведениями, которыми, естественно, не мог располагать Жюль Верн, роман может служить объектом географического исследования и источником географических знаний. Живое, интересное, обильное фактическими сведениями, достаточно объективное изложение может способствовать решению задач формирования географического кругозора:

  • умения определять географические координаты;

  • знание географической номенклатуры;

  • представления об особенностях природы, населения и хозяйства Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии.

Кроме того, роман вносит существенный вклад в воспитание мужественности, ответственности, патриотизма, толерантности, бескорыстности, ценности научного знания.

В результате исследования разработан проектный продукт: карта маршрута поиска капитана Гранта, список географических объектов процессов и явлений.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ж.Верн «Дети капитана Гранта».- М.,1956.

  2. Андреев К. Три жизни Жюля Верна.- М., 1956.

  3. Брандис Е., Лазарев М. Жюль Верн. Библиографический указатель. - М., 1959.

  4. Географический энциклопедический словарь.-М., 1983.

  5. География: Основные термины. - М., 2004.

  6. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов.-М., 2004.

  7. Ленобль Г. Жюль Верн (послесловие к роману «Дети капитана Гранта»).- М.,1956.

  8. Максаковский В.П. Географическая культура: учебник для вузов.- М.,1998.

  9. Максаковский В.П. География: Пособие для поступающих в ВУЗы. -М., 2007.

  10. Максаковский В.П. Литературная география.-М., 2006.

  11. Энциклопедический словарь географических названий. - М.,1973.

  12. jules-verne.ru/

  13. ru.wikipedia.org

  14. 5.km.ru/

  15. 100bestbooks.ru

  16. polnaja-jenciklopedija.ru

  17. geonature.ru

  18. biofile.ru/geo/3746.html








© 2010-2022