Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов: 1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74). 2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ

________Гилязова М.Р. МБОУ СОШ с. Семенкино с. Семенкино

_________Вахитова А.И. ___________Галиев Р.Г.

Протокол №___от

«___»_________20___г. «___ » _________2014 г Приказ №___ от

«___» ______ 2014 г.


Рабочая программа

по географии

6 класс




Составила:

учитель географии

МБОУ СОШ с. Семенкино

Ишбулдина В. Р.


Семенкино

2014 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов:

1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).

2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).

3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».

4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

7) Программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией В.П. Дронова, М. Дрофа. 2008 год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Уровень обучения - базовый.

Планирование ориентировано на учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, География. Землеведение. М. Дрофа. 2009г.

Основная цель: формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

Задачи:

1. Способствовать формированию географического мышления обучающихся.

2. Передать обучающимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.

3. Формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира.

4. Способствовать формированию картографической грамотности.

В рабочую программу внесены изменения: программа для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией В.П. Дронова рассчитана на 34 ч., 1 час в неделю.

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Что изучает география. География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество.

Земля во Вселенной (4 ч.)

Земля и космос. Ориентирование по звездам, навигационные звезды. Земля - часть Солнечной системы. Вращения Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли.

Географические модели Земли (5 ч.)

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли. Масштаб. Географическая широта и долгота. Изображение земной поверхности на плоскости. Географические планы и карты. Различия между планом и картой. Использование планов и карт.

Земная кора (6 ч.)

Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические. Литосферные плиты. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Землетрясения, их изучение. Строение вулкана. Горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Атмосфера (5 ч.)

Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Амплитуда температур. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара. Измерение атмосферного давления. Причины возникновения ветра. Разнообразие и значение ветра. Элементы погоды. Изучение и предсказание погоды. Климат.

Гидросфера (5 ч.)

Гидросфера, ее возникновение и состав. Значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части: моря, заливы, проливы. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Части реки. Равнинные и горные реки. Озера и болота. Подземные воды.

Биосфера (5 ч.)

Биосфера - оболочка жизни. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения. Жизнь в безлесных пространствах. Почва и ее состав. Строение почв. Человек - часть биосферы.

Географическая оболочка (3 ч.)

Что такое географическая оболочка. Ее границы и особенности. Территориальные комплексы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.Оценивать и прогнозировать:

  • влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;

  • погоду на ближайшие сутки;

2. Объяснять:

  • последовательность приемов построения планов местности;

  • построение градусной сетки на картах;

  • черты сходства и различия плана местности и географической карты;

  • происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;

  • влияние рельефа на направление и характер течения рек;

  • образование ледников;

  • нагревание атмосферы;

  • зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;

  • образование атмосферных осадков, ветра;

  • изменение погоды, народные приметы;

  • причины смены дня и ночи, времен года;

  • зависимость климата от географической широты;

  • значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

  • понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «Атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс».

3.Описывать:

  • внешний вид основных форм рельефа суши;

  • влияние рельефа на особенности жизни и быта человека;

  • значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;

  • времена года своей местности;

  • природные комплексы своей местности.

4.Определять:

  • на местности стороны горизонта, направления, расстояния;

  • по плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;

  • протяженность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара;

  • при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;

  • по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температур, направление ветра;

  • взаимосвязи между отдельными компонентами природного комплекса;

  • результаты мероприятий по охране природы своей местности.

5. Называть (показывать):

  • примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;

  • крупнейшие равнины и гонные системы земного шара;

  • океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера;

  • источники питания рек;

  • источники поступления тепла на Землю;

  • форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;

  • положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;

  • основные следствия суточного и годового движения Земли.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

Практические работы

Введение

1


Земля во Вселенной

4


Географические модели Земли

5

2

Земная кора

6

1

Атмосфера

5

2

Гидросфера

5


Биосфера

5


Географическая оболочка

3

1

Итого:

34

6


Календарно - тематический план


п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание


по плану

фактическая

Введение (1 час)

1.

Что изучает география.

1


Земля во Вселенной (4 часа)

2.

Земля и космос.

1

3

Земля - часть Солнечной системы.

1



4

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

1



5

Движение Земли.

Форма и размеры Земли.

1

Географические модели Земли (5 часов)

6

Глобус.

1

7

Градусная сеть.

1

8

Географические координаты.

Практическая работа №1. Определение расстояний, направлений и географических координат на карте

1

9

Географические планы и карты.

1

10

Практическая работа №2. Составление плана местности

1

Земная кора (6 часов)

11

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

Разнообразие горных пород

1


12

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.

Разнообразие рельефа Земли

1



13

Движения земной коры.

Землетрясения. Вулканизм

1



14

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

1



15

Главные формы рельефа суши.

Практическая работа №3 Определение по карте географического положения географических объектов

1

16

Рельеф дна океанов.

Человек и земная кора.

1



Атмосфера (5 часов)

17

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Тест.

1

18

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1


19

Влага в атмосфере.

Атмосферные осадки

1



20

Давление атмосферы. Ветры.

Практическая работа №4. Построение розы ветров

1


21

Погода. Климат.

Практическая работа №5 Построение графика суточного хода температур

1

Гидросфера (5 часов)

22

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан - основная часть гидросферы.

1

23

Свойства океанических вод. Движение воды в океане.

Волны. Течения.

1



24

Реки. Жизнь рек.

1



25

Озера и болота. Подземные воды. Ледники.

1



26

Обобщение темы «Гидросфера»

1



Биосфера (5 часов)

27

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе

1



28

Особенности жизни в океане.

Распространение жизни в океане

1



29

Жизнь на поверхности суши. Леса.

1



30

Жизнь в безлесных пространствах.

1



31

Почва. Человек и биосфера.

1


Географическая оболочка (3 часа)

32

Из чего состоит географическая оболочка, ее особенности. Территориальные комплексы

1



33

Практическая работа № 6. Описание природного комплекса своей местности

1



34

Итоговый урок по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка»

1



Информационно-методическое обеспечение


Основная литература

1. Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс - М.: Дрофа, 2010.

2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3. Контурные карты. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература

1. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 класс-

М.: Экзамен, 2006.

2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: 6 класс. -

М.: Дрофа, 2005.

3. Касаткина Н.А. География: Занимательные материалы к урокам и

внеклассным занятиям в 6-8 классах.- Волгоград: Учитель, 2005.

Оборудование и приборы:

1. Гербарий для физической географии.

2. Глобусы.

3. Компасы.

4. Коллекция горных пород и минералов.

5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.

6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.

7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.

8. Комплект интерактивных карт - «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Физическая карта полушарий»

9. Электронные носители - 6-7 класс Уроки географии Кирилла и Мефодия М. ООО «Кирилл и Мефодий 2004

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

Оценка знаний учащихся

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

  • самостоятельность ответа;

  • логичность, доказательность в изложении материала;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

  • есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

  • ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

  • ответ неправильный;

  • не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;

  • неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

«5»

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;

  • соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;

  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

  • аккуратное оформление результатов работы.

«4»

  • правильный и полный отбор источников знаний;

  • допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

  • правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;

  • неаккуратное оформление результатов.

«2»

  • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;

  • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.


© 2010-2022