Тема: Топливно энергетический комплексУрок 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»




ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС РОССИИ










Урок объяснения нового материала

с элементами практики

в 9 классе

Учитель: Порохова И.Н.




Урок географии (9 класс)


Учитель: Порохова Ирина Николаевна, высшая квалификационная категория.

Тема:Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК).

Цели урока:

1. Показать значение ТЭК.

2. Сформировать представление о размещении месторождений нефти, газа, угля.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями ТЭК, определить состав топливной отрасли, выявить главные топливные базы, перспективные районы добычи топлива, дать понятие о топливно-энергетическом балансе, познакомить с проблемами и перспективами развития ТЭК.

  • Развивающие: развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом, развивать логическое мышление, формировать умение формулировать проблему, анализировать и делать вывод.

  • Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к национальным богатствам Росси, воспитывать сотруднические отношения в работе групп.

Оборудование: карта топливной промышленности, атласы, статистические материалы, мультимедиа-курс «География» 9 класс.

Тип урока: объяснение нового материала, урок практикум

Домашнее задание: §27,§28 учебника, подготовка презентации по группам.

Ход урока


  1. Организационный момент

а) тема урока

б) постановка цели урока

  1. Изучение нового материала

1.Вспомним понятия:

  • Межотраслевой комплекс (МОК)

  • Отрасль

На доске

План изучения МОК:

- значение МОК в хозяйстве;

- состав комплекса и роль отраслей, входящих в него;

- факторы размещения отраслей;

- районы размещения производства (базы);

- перспективы и проблемы развития комплекса.

2.Постановка домашнего задания: §27, §28; подготовка презентации по группам.

3. Значение топливно-энергетического комплекса в хозяйстве.

4. Презентация «ТЭК»:

1 слайд Понятие ТЭК - это совокупность топливной промышленности, электроэнергии, а также средств доставки топлива и энергии.

Работа в тетрадях (запись понятия).

2 слайд Структура ТЭК.

Работа в тетрадях (запись схемы состава ТЭК)

3 слайд Важнейшие энергоресурсы.

Доля России в мировых запасах топливных

ресурсов.

Доля России в добыче минерального топлива.

4 слайд Топливно - энергетический баланс России (ТЭБ).

Структура приходной части ТЭБ России.

Структура расходной части ТЭБ России.

5.Учитель говорит об особенностях топливно-энергетического комплекса, проблемах развития ТЭК.

6. Мультимедиа - экран

Угольная промышленность

1. Голос диктора.

2. География угольной промышленности.

Работа с картой.

Обратите внимание на карту «Топливная промышленность» в атласе стр.10. В каких районах сосредоточены угольные бассейны?

Задание: найдите и назовите месторождения каменного угля.

3. Способы добычи угля.

4. Характеристика крупных угольных бассейнов.

5 Проблемы угольной промышленности.

Нефтяная промышленность

1.Голос диктора

2.География нефтяной промышленности.

Работа с картой.

Обратите внимание на карту «Топливная промышленность» в атласе стр.10 Где на территории страны сосредоточены нефтяные провинции?

Задание: найдите и назовите месторождения нефти.

3.Способы добычи и переработки нефти.

4.Проблемы и перспективы развития нефтяной промышленности.

Газовая промышленность

1.Голос диктора

2. География угольной промышленности.

Работа с картой.

Обратите внимание на карту «Топливная промышленность» в атласе стр.10

Задание: перечислите газоносные территории.

3 Транспортировка газа.

4.Перспективы развития газовой отрасли.


  1. Закрепление материала проводится в форме создания по группам проектов презентации:

угольная промышленность России;

нефтяная промышленность России;

газовая промышленность России.

1. Подготовка проектов по отраслям.

В распоряжении учащихся материал учебника, карта атласа «Топливной промышленности», статистический материал, контурная карта, дополнительный материал по теме, фломастеры, бумага для «слайдов».

2.Представление проектов.

Каждая группа представляет свой проект презентации по теме.

3.Контрольные вопросы:

1.Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ)

2.Что такое топливно-энергетический баланс?

3.Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Фонтанный и насосный. Дешевле фонтанный.)

4.Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления? (Для транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транспортировки продуктов ее переработки несколько (бензопровод, керосинопровод и т.д)

5. В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На запад в европейскую часть России, к западной границе и к морским нефтеэкспортирующим портам.)

IV.Подведение итогов урока.

Самоанализ урока

Дата: 24.11.2008

Класс: 9»А»

Предмет География: население и хозяйство России

Тема: «Топливно-энергетический комплекс России»

Цели урока:

1. Показать значение ТЭК.

2. Сформировать представление о размещении месторождений

нефти, газа, угля.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями ТЭК, определить состав топливной отрасли, выявить главные топливные базы, перспективные районы добычи топлива, дать понятие о топливно-энергетическом балансе, познакомить с проблемами и перспективами развития ТЭК.

  • Развивающие: развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом, развивать логическое мышление, формировать умение формулировать проблему, анализировать и делать вывод.

  • Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к национальным богатствам Росси, воспитывать сотруднические отношения в работе групп.

Тип урока: урок изучения нового материала - урок практикум

Форма урока: сочетание беседы, рассказа, групповая форма работы

В течение урока учащиеся должны были усвоить основные понятия, научиться читать и анализировать экономическую карту,

проектировать слайды презентации изученного материала.

Для этого я использовала:

  • опережающее домашнее задание по группам;

  • мультимедийные средства;

  • работу с атласом;

  • работу с тетрадью;

  • работу с учебником, статистическими данными.

  • ведение дискуссии.

В ходе урока были использованы:

  • Методы словесной передачи информации, наглядной передачи информации и зрительного восприятия - мультимедиа - курс, настенная карта.

  • Методы стимулирования:

эмоциональный - создание ситуации успеха;

познавательный;

социальный - создание ситуации взаимопомощи.

  • Методы контроля - устные - ответы, выполнение проекта.

Форма организации - индивидуальная, в группах.

Особенности и проблемы обучения данного коллектива:

1.По уровню знаний - «4» и «5» физико-математического профиля;

2. В основном мальчики;

3.Представлены все типы темпераментов


© 2010-2022