Преподавание географии в малокомплектной школе

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподавание географии в малокомплектной школе


Павел Сергеевич Полегонько,

учитель географии и истории Казанской ОШ

Мартукского района Актюбинской области


Преподавание географии в малокомплектной школе

Малокомплектная школа - это школа с малым числом учеников, объединенных в один класс-комплект по два, три и даже четыре класса. Учитель в таком классе ведет сразу не менее двух предметов

Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) - МКШ (Данные Казахского национального педагогического университета им. Абая).

Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу. Качество образования в них, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентноспособны, с точки зрения социализации, в обществе. Ситуация усугубляется еще и тем, многие из родителей не заинтересованы в качественном образовании детей, большую часть их времени занимают работой по дому вместо подготовки к урокам и дополнительного образования, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции. Депутаты Парламента, посетив несколько сельских школ и сравнив их с городскими, пришли к выводу о том, что содержание таких школ невыгодно для бюджета страны.

Однако нельзя не отметить очевидных «плюсов». Малокомплектная сельская школа - уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его семью, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы. Так, французы называют сельские школы, в которых всего лишь один класс, «идеалом республики».

  • В малочисленных классах учитель ориентируется на каждого отдельного ученика, а не на условного «среднего».

  • В малых классах почти отсутствуют потери времени на разного рода организационные и дисциплинарные отвлечения, которые в больших классах порой занимают до 5 минут времени урока.

  • В малокомплектной школе каждый ученик может быть опрошен практически на каждом из уроков.

  • Учебно-воспитательный процесс в сельской школе по-настоящему личностно-ориентированный, так как учитель гораздо чаще уделяет внимание каждому ученику, знает его сильные слабые стороны, имеет возможность поработать с ним дополнительно.

И вместе с тем в МКШ используются не все методические резервы.

Так, например учителя в основном придерживаются традиционной структуры комбинированного урока. И так же, как и в условиях больших классов, большую часть времени отводят на изучение нового материала и проверку знаний и умений учащихся. Самостоятельная работа учащихся на этапе изучения нового практически не организуется. Время, отводимое на опрос, колеблется от 8 до 30 мин, т.е. столько же или порой больше, чем отводится на опрос в городских школах со значительно большим числом учащихся в классе. Основным типом связи в учебной деятельности является связь «ученик - учитель». Между тем, важным методическим резервом являются межученические связи, которые способствуют взаимообогащению опытом и знаниями. Я, например, использую такие приёмы, как: заранее подготовленные вопросы друг другу, парная и групповая работа на викторинах, при подготовке проектов, творческих работ.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

Но самым важным приёмом в проведении совмещённого урока является самостоятельная работа. В классе-комплекте эта работа имеет преимущественно учебные и контрольные функции. Поэтому в зависимости от цели и задач ее практикуют на всех этапах урока. Чаще всего это закрепление и повторение, усвоение нового, часть самостоятельных работ предназначается для выполнения контрольных функций.

Структура совмещённого урока по И.П. Подласому имеет следующую схему:

Преподавание географии в малокомплектной школе



Из схемы видно, что особое место занимает самостоятельная работа, и не только потому, что учитель должен переключаться на другой класс. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Ещё в древности Сократ говорил, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания.

В.П.Стрезикозин в «Хрестоматии по педагогике» выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников: работа с книгой, работа со справочной литературой, решение и составление задач; учебные упражнения; сочинения и описания, наблюдения и практические работы, работа, связанная с использованием раздаточного материала, графические работы.

На уроке географии целесообразно включать следующие задания по работе с книгой: найти определения, найти термины по заданным определениям, соотнести термины и определения, заполнить таблицу (Приложение 1); заполнить схемы (Приложение 2); дополнить предложения.

Справочную литературу я использую на практических работах по описанию страны («Страны мира»), работу ученики выполняют на заранее заготовлены бланках (Приложение 4); и т.д. Особый интерес для учащихся представляют творческие задания: «Памятка туристу, отправляющемуся в …»; «Туристическая реклама страны»; «Дневник путешествия по (название природной зоны)», «Потребление ресурсов и экологический портрет Земли через 50 лет» и др. Дети любят также отвечать на вопросы проблемно-поискового характера, например:

- Подсчитайте сумму расхода воды всех рек Туранской равнины; сумму расхода воды всех остальных рек Казахстана. Почему, несмотря на сухость климата, на востоке Туранской равнины протекает большое количество рек с большим суммарным стоком?

- Почему местности, лежащие на одной параллели, не всегда имеют одинаковые величины солнечной радиации?

- В марте и сентябре угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит, величины солнечной радиации в одной местности сходны. Однако в сентябре теплее, чем в марте. Почему?

Большинству учащихся нравится отвечать на иллюстрированные вопросы (Приложение 5).

Все самостоятельные задания целесообразно систематизировать. В результате у меня получились рабочие тетради, которые я распечатываю для каждого ученика, и дети работают по ним большую часть урока. Рабочая тетрадь - тот самый инструмент для учителя малокомплектной школы, который позволяет организовать самостоятельную работу учащихся как на репродуктивном, так и на проблемно-поисковом уровнях; а также вести совмещенный урок.

Используя все «плюсы» малочисленных классов и усовершенствовав методическое обеспечение, учитель МКШ может воспитать выпускника не только с достаточным багажом знаний, но и способного логически и творчески мыслить, самостоятельно решать жизненные задачи.

Приложение 1. Заполнить таблицу: продукция отраслей Северного Казахстана по областям.

Области СК

Добыча

Переработка нефти и газа, металлургия

Земледелие

Машиностроение



Заполните таблицу «Свойства земной коры» по рис.9, стр. 20:

Тип земной коры

Мощность в км

Из каких слоев состоит

Общее количество слоев

Материковая

от ____ до ____ км

_________________________________

_________________________________
_________________________________

Океаническая

от ___ до ___ км

_________________________________
_________________________________


Используя физическую карту и справочные таблицы атласа, заполните «Таблицу рекордов» Евразии.

Характеристика рекорда

Географический объект

Числовая характеристика

Самый большой полуостров мира

Более ___ млн км²

Самое низкое место суши

_______ м.

Самое холодное место

- ___ 0С

Приложение 2. Преподавание географии в малокомплектной школеДополните схему, покажите на ней давление, направления воздушных потоков, осадки. Зачеркните облако, если осадков мало, нарисуйте «дождь», если - много.



Начертите схему высотных поясов Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саур-Тарбагатая, Алтая

Преподавание географии в малокомплектной школе

Приложение 3. Допишите основные положения теории литосферных плит:

А) Земная кора состоит из крупных блоков - __________________________.

Б) Литосферные плиты движутся в ___________________ направлении

В) Границы литосферных плит проходят по ______________________________ в океанах и по __________________ на материках.

Приложение 4. План характеристики страны:

1.Название: ________________________.

2. Положение на материке _____________________________________________________________

3. Столица ________________.

4. Государственный(ые) язык(и) ________________________________________________________

и т.д.

Приложение 5. Ответьте на вопросы при помощи фотографий:

1. Музыкальная столица Европы

2. Страна, занимающая первое место в мире по сбору винограда, расположена на Апеннинском полуострове

3. Родина Баха, Бетховена, автомобилей «Мерседес», «Фольксваген», самая многочисленная страна Европы 4. Столица Испании

5. Город, где находятся Лувр, Елисейские поля, Эйфелева башня, собор Парижской богоматери

6. Страна тюльпанов и ветряных мельниц

7. Всемирно известный итальянский город - музей на воде.

8. Страна 80 тысяч озёр

Преподавание географии в малокомплектной школеПреподавание географии в малокомплектной школеПреподавание географии в малокомплектной школеПреподавание географии в малокомплектной школе

Париж Мадрид Вена Италия

Преподавание географии в малокомплектной школеПреподавание географии в малокомплектной школеПреподавание географии в малокомплектной школеПреподавание географии в малокомплектной школе

Финляндия Нидерланды Венеция Германия

Определите животных и растения по фотографиям:

Преподавание географии в малокомплектной школе

Преподавание географии в малокомплектной школе

Преподавание географии в малокомплектной школе

Преподавание географии в малокомплектной школе

Преподавание географии в малокомплектной школе

Преподавание географии в малокомплектной школе



Используемые источники:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Иван Павлович Подласый «Педагогика начальной школы»


© 2010-2022