- Преподавателю
- География
- Портфолио ученика. Из опыта работы
Портфолио ученика. Из опыта работы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балабанова Л.В. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»
районный смотр-конкурс
«Портфолио
ученика
начальной школы»
Март
2015
Паспорт работы
1.Сведения об образовательной организации, авторе, классе:
МБОУ « Сергеевская СОШ»,
Балабанова Лидия Валентиновна-учитель начальных классов, 2 класс
2.Период ведения портфолио: с 1 сентября 2013 года
3. Вид: портфолио работ
4.Структура:
1 раздел: титульный лис
2 раздел: « Мой мир»
1)"Мое имя"
2)"Моя семья"
3)"Моя школьная семья"
3 раздел: « Работы, которыми я горжусь».
4 раздел: « Мои достижения»
5.Система работы учителя:
Цель: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио.
Задачи:
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, и максимальное их раскрытие.
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самопознанию.
Повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста.
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.
6.Актуальность: на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, как требовалось в школах ранее, а инициативность. Портфолио способствует развитию творческой индивидуальности младшего школьника посредством активизации его деятельности. Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.
В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.
7.Методы, приёмы , формы работы:
(Рисунки, схемы, представление собственных эскизов, их оформление, конкурсы, акции, проекты ,конференция, аппликации, фотографии)
8.Система отслеживания результатов: оценочный лист (портфель не оценивается, а ученик выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года), выставка «портфелей» (по желанию обучающихся), презентация в конце года
9.Ожидаемые результаты:
-повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);
-максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);
-развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
10.Перспективы развития:
Поддерживать творческое начало в оформлении «Дневника моих достижений» и оказывать помощь в отслеживании результатов каждому ученику в 4 классе.
Продолжать практические занятия с детьми и их родителями по работе с портфолио.
Провести самопрезентацию .
Предложить классному руководителю продолжить составление портфолио при переходе в среднюю школу, реализуя идею преемственности.
Из опыта работы учителя начальных классов
Балабановой Лидии Валентиновны
Портфолио - как одна из форм оценивания индивидуальных достижений ученика
Сама идея - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь презентовать себя - неплоха. Но, как всегда, при использовании чего - то нового возникает множество вопросов. В какой форме должно быть представлено портфолио младшего школьника? С чего начинать внедрять данную технологию? и т. д.
В этом году у меня второй класс. Так как в первом классе ребенку при составлении портфолио без помощи родителей не обойтись, то перед тем как внедрить технологию портфолио в практику своей работы, я провела родительское собрание на тему: «Портфолио ученика начальной школы». Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. На собрании мною была представлена презентация образца школьного портфолио. Родители с пониманием отнеслись к внедрению новой педагогической технологии. Совместно определили структуру портфолио первоклассника, содержание разделов и рубрик с учетом возрастных особенностей детей, обсудили перспективы использования технологии «Портфолио ученика» в последующих классах. Дети творческие, любя петь, танцевать, рисовать, вырезать из бумаги, рассказывать стихи.
Итак, «Портфолио работ»
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки и т.д
1.Система работы учителя:
Цель: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио.
Задачи:
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, и максимальное их раскрытие.
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самопознанию.
Повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста.
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.
2.Структура портфолио:
1 раздел: титульный лист
-Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), фото ученика.
2 раздел: « Мой мир»
1)"Мое имя" -информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя.
2)"Моя семья"- здесь мы рисуем или рассказываем о каждом члене
семьи ,или небольшой рассказ о своей семье.
3)"Моя школьная семья"- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
3 раздел: « Работы, которыми я горжусь».
- В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи, участие в проектах, научных конференциях, акциях, участие в выставках, рефераты, участие в олимпиадах, конкурсах, спортивные достижения,занятия в учреждениях дополнительного образования
Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
4 раздел: « Мои достижения»
-Здесь размещаем грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные
письма.
3.Принципы оформления портфолио.
Портфолио заполняется учащимися: классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома.
4.Срок реализации - 4года.
5.Этапы работы.
Сроки реализации.
Структура этапов.
Взаимодействие.
Место взаимодействия.
1.
Подготовительный
этап (1 класс)
Подготовка рабочих материалов;
Оформление собственных папок;
Информирование учащихся и их родителей о значимости «Дневника моих достижений» и необходимости его ведения.
Родители, учащиеся, учитель.
(Классные часы «Оформление «Дневника моих достижений» - для детей;
Практические занятия по оформлению портфолио на родительских собраниях.; индивидуальные педагогические консультации с родителями)
2.
Информационный этап (2-4 класс)
2) Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий:
1)Развитие учебно - познавательных мотивов учащихся.
Занятия «Учимся играя» (направленные на развитие познавательного интереса).
Организация игр, конкурсов, олимпиад и т.д.
Привлечение ресурсов социума
(кружки, секции дополнительного образования)
3)Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность (учебную, внеучебную).
Учитель, дети
Таблица «Спешим делать дела!» (участие в классных, школьных, внешкольных мероприятиях)
Диаграммы «Учимся играя»;
таблица «Я развиваюсь»
«К вершинам Олимпа!» - график участия в олимпиадах
«График занятости в дополнительном образовании»
Практическое занятие (родители и дети, учитель).
Ежедневная работа детей и учителя в ходе учебной и внеклассной работы.
3.
Аналитический этап
(4 класс - конец учебного года)
1.Анализ результатов диагностики интересов и возможностей учащихся
(для классных руководителей 5 кл.)
2.Окончательный подбор документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.
Психолог, учитель
Родители, дети
4.
Обобщающий этап
(2 -4 класс)
Индивидуальные консультации с родителями по итогам работы.
Обработка результатов, накопленных ранее и оформление их в дневнике.
Учащиеся, родители, учитель
5.
Заключительный этап
(4 класс)
Проводится анализ результативности работы каждого ученика и всего класса в целом.
Защита ,
подведение итогов по номинациям.
(Например: «Идея!», «За результативность», «За творчество» и т.д.)
Родители, дети, учитель
На родит. собрании
На ученической конференции
6.Ожидаемые результаты:
-повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);
-максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);
-развитие мотивации дальнейшего творческого роста
7. Задачи на будущее:
Вести работу учителя-предметника совместно с родителями учащихся.
Вкладывать в портфолио положения, условия, задания работ, конкурсов и т. п..
Работы включать только законченные, творчески оформленные.
Продумать шкалу оценивания.
Составлять и вкладывать в портфолио рекомендации учителя, жюри, администрации школы.