Портфолио ученика. Из опыта работы

    На современном этапе на первый план выходит не исполнительность, как требовалось в школах ранее, а инициативность. Портфолио способствует развитию творческой индивидуальности младшего школьника посредством активизации его деятельности. Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.     В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности.  В соответствии с требованиями Федеральных государственных о...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

районный смотр-конкурс













«Портфолио


ученика

начальной школы»




















Март

2015


Паспорт работы

1.Сведения об образовательной организации, авторе, классе:

МБОУ « Сергеевская СОШ»,

Балабанова Лидия Валентиновна-учитель начальных классов, 2 класс

2.Период ведения портфолио: с 1 сентября 2013 года

3. Вид: портфолио работ

4.Структура:

1 раздел: титульный лис

2 раздел: « Мой мир»

1)"Мое имя"

2)"Моя семья"

3)"Моя школьная семья"

3 раздел: « Работы, которыми я горжусь».

4 раздел: « Мои достижения»

5.Система работы учителя:

Цель: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио.

Задачи:

Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, и максимальное их раскрытие.

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самопознанию.

Повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста.

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.

6.Актуальность: на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, как требовалось в школах ранее, а инициативность. Портфолио способствует развитию творческой индивидуальности младшего школьника посредством активизации его деятельности. Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.
В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.

7.Методы, приёмы , формы работы:

(Рисунки, схемы, представление собственных эскизов, их оформление, конкурсы, акции, проекты ,конференция, аппликации, фотографии)

8.Система отслеживания результатов: оценочный лист (портфель не оценивается, а ученик выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года), выставка «портфелей» (по желанию обучающихся), презентация в конце года

9.Ожидаемые результаты:

-повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);

-максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);

-развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

10.Перспективы развития:

Поддерживать творческое начало в оформлении «Дневника моих достижений» и оказывать помощь в отслеживании результатов каждому ученику в 4 классе.

Продолжать практические занятия с детьми и их родителями по работе с портфолио.

Провести самопрезентацию .

Предложить классному руководителю продолжить составление портфолио при переходе в среднюю школу, реализуя идею преемственности.


Из опыта работы учителя начальных классов

Балабановой Лидии Валентиновны

Портфолио - как одна из форм оценивания индивидуальных достижений ученика

Сама идея - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь презентовать себя - неплоха. Но, как всегда, при использовании чего - то нового возникает множество вопросов. В какой форме должно быть представлено портфолио младшего школьника? С чего начинать внедрять данную технологию? и т. д.

В этом году у меня второй класс. Так как в первом классе ребенку при составлении портфолио без помощи родителей не обойтись, то перед тем как внедрить технологию портфолио в практику своей работы, я провела родительское собрание на тему: «Портфолио ученика начальной школы». Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. На собрании мною была представлена презентация образца школьного портфолио. Родители с пониманием отнеслись к внедрению новой педагогической технологии. Совместно определили структуру портфолио первоклассника, содержание разделов и рубрик с учетом возрастных особенностей детей, обсудили перспективы использования технологии «Портфолио ученика» в последующих классах. Дети творческие, любя петь, танцевать, рисовать, вырезать из бумаги, рассказывать стихи.

Итак, «Портфолио работ»

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки и т.д

1.Система работы учителя:

Цель: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио.

Задачи:

Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, и максимальное их раскрытие.

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самопознанию.

Повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста.

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.

2.Структура портфолио:
1 раздел: титульный лист

-Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), фото ученика.
2 раздел: « Мой мир»

1)"Мое имя" -информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя.
2)"Моя семья"- здесь мы рисуем или рассказываем о каждом члене

семьи ,или небольшой рассказ о своей семье.
3)"Моя школьная семья"- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
3 раздел: « Работы, которыми я горжусь».

- В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи, участие в проектах, научных конференциях, акциях, участие в выставках, рефераты, участие в олимпиадах, конкурсах, спортивные достижения,занятия в учреждениях дополнительного образования

Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
4 раздел: « Мои достижения»
-Здесь размещаем грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные
письма.

3.Принципы оформления портфолио.

Портфолио заполняется учащимися: классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома.

4.Срок реализации - 4года.

5.Этапы работы.

Сроки реализации.

Структура этапов.

Взаимодействие.

Место взаимодействия.

1.

Подготовительный

этап (1 класс)

Подготовка рабочих материалов;

Оформление собственных папок;

Информирование учащихся и их родителей о значимости «Дневника моих достижений» и необходимости его ведения.

Родители, учащиеся, учитель.

(Классные часы «Оформление «Дневника моих достижений» - для детей;

Практические занятия по оформлению портфолио на родительских собраниях.; индивидуальные педагогические консультации с родителями)

2.

Информационный этап (2-4 класс)

2) Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий:

1)Развитие учебно - познавательных мотивов учащихся.

Занятия «Учимся играя» (направленные на развитие познавательного интереса).

Организация игр, конкурсов, олимпиад и т.д.

Привлечение ресурсов социума

(кружки, секции дополнительного образования)

3)Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность (учебную, внеучебную).

Учитель, дети

Таблица «Спешим делать дела!» (участие в классных, школьных, внешкольных мероприятиях)



Диаграммы «Учимся играя»;

таблица «Я развиваюсь»

«К вершинам Олимпа!» - график участия в олимпиадах

«График занятости в дополнительном образовании»

Практическое занятие (родители и дети, учитель).

Ежедневная работа детей и учителя в ходе учебной и внеклассной работы.

3.

Аналитический этап

(4 класс - конец учебного года)

1.Анализ результатов диагностики интересов и возможностей учащихся

(для классных руководителей 5 кл.)

2.Окончательный подбор документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

Психолог, учитель


Родители, дети

4.

Обобщающий этап

(2 -4 класс)

Индивидуальные консультации с родителями по итогам работы.

Обработка результатов, накопленных ранее и оформление их в дневнике.

Учащиеся, родители, учитель

5.

Заключительный этап

(4 класс)

Проводится анализ результативности работы каждого ученика и всего класса в целом.

Защита ,

подведение итогов по номинациям.

(Например: «Идея!», «За результативность», «За творчество» и т.д.)

Родители, дети, учитель

На родит. собрании

На ученической конференции

6.Ожидаемые результаты:

-повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);

-максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);

-развитие мотивации дальнейшего творческого роста

7. Задачи на будущее:

Вести работу учителя-предметника совместно с родителями учащихся.

Вкладывать в портфолио положения, условия, задания работ, конкурсов и т. п..

Работы включать только законченные, творчески оформленные.

Продумать шкалу оценивания.

Составлять и вкладывать в портфолио рекомендации учителя, жюри, администрации школы.











© 2010-2022