• Преподавателю
  • География
  • Методические рекомендации по формированию у обучающихся УУД «умения работать с вопросами» на уроках географии

Методические рекомендации по формированию у обучающихся УУД «умения работать с вопросами» на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская школа - детский сад»

Раздольненского района

Республики Крым




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию у обучающихся УУД «умения работать с вопросами»

на уроках географии









Выполнила:

Кузьмич Алла Васильевна,

учитель географии








Орловка, 2015 г.

Актуальность опыта

«Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально»

Дж. Гилфорд

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

Умение работы с вопросом общий для учащихся способ познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познания, а в конечном итоге индивидуальную траекторию образования. Для формирования этих умений стандарт предполагает введение особой дисциплины метапредметного характера. На данном этапе формирование метапредметного навыка работы с вопросами происходит системно на уроках географии и информатики.

Искусство задавать вопросы одно из базовых умений, как для учебы, так и для профессиональной деятельности.

В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждает потребность в познании, приобщает автора вопроса к умственному труду.

Слово «вопрос» произошло от английского слова «quest», что обозначает поиски, связанные с неопределенностью и даже риском. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, то развитие умения задавать вопросы очень актуально.

Для чего нужно учиться задавать вопросы?

Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек.

Для использования в своей профессиональной деятельности. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы.

Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения.

Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных, творческих задач.

Для улучшения взаимопонимания между людьми, развивает коммуникационную составляющую УУД.

Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза - это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа.

Итак, очевидно, что вопрос выступает как мощное дидактическое средство, использование которого потенциально стимулирует интеллектуальное и творческое развитие учащихся, положительно влияет на динамику успеваемости и качества образования.

Концептуальность


Идея

Сформировать у обучащихся универсальное учебное действие - умение работы с вопросами в процессе изучения разных дисциплин, что дает возможность оценить сходство идей и принципов теории вопроса, возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.

Осознанность проблемы

Методическая служба нашей школы анализируя уроки учителей выявила, что в школьной практике преобладают вопросы репродуктивного характера, направленные на запоминание фактического материала, а не на развитие творческого мышления. Приоритет постановки вопроса принадлежит учителю (85%). Именно вопрос учителя рассматривается как средство развития учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль вопросов учеников в их познавательной деятельности долгое время не ставилась даже в качестве проблемы. Проблема использования учебных вопросов как дидактического средства, создающего возможности для развития качеств творческого мышления при обучении различным дисциплинам разработана недостаточно.

Новизна

Разработка методики формирования и рекомендаций для учителей по формированию метапредметного умения работать с вопросами на уроках географии и информатики в период перехода на ФГОС.

Новизна методики заключается в использовании целостного подхода к определению понятия «вопрос»; в раскрытии природы, определении содержания, структуры, функций вопросов на уроке; в разработке и обосновании типологии вопросов; в выявлении психолого-педагогических условий формирования умения задавать вопросы на уроках; в установлении связи между типами (качеством) вопросов на уроках и уровнями их познавательной активности. Теоретическая значимость состоит в углублении теоретических представлений о вопросе. Результаты методики устраняют некоторые пробелы в дидактике, связанные с поиском путей повышения познавательной активности и заинтересованности школьников в обучении.

Цель

Разработка способов обучения школьников выполнению и использованию метапредметного действия по постановке вопроса, как дидактического инструментария для развития творчества, логического мышления, обеспечения им ситуации успеха в обучении.

Задачи


  • познакомить учащихся со структурой вопроса, а также различными типами вопросов;

  • способствовать развитию творческого мышления учащихся с учетом специфики предметного содержания

  • формировать развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

  • научить грамотно формулировать вопросы и использовать это умение в практической деятельности, в том числе для решения жизненных ситуаций;

  • научить работать с поисковыми системами.

Объект и предмет изучения - вопросно-ответные процедуры как средство, стимулирующего интеллектуальное и творческое развитие учащихся на уроках географии и информатики в основной школе.

Ожидаемые результаты:


  • позитивная динамика успеваемости и качества знаний;

  • умения определять исходную информацию и степень ее недостаточности;

  • умения определять причинно-следственные связи;

  • грамотно формулировать вопросы, используя интегрированную информацию;

  • умение ставить и решать проблему;

  • применение знаний в жизненных ситуациях;

  • умение работать с различными поисковыми системами;

  • умение формулировать собственное мнение;

  • умение работать в парах, группах, выстраивать взаимоотношения;

  • результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;

  • усиление мотивации на учебу и творческую деятельность;

  • активизация интеллектуально-познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Сущность педагогического опыта

Теория

Вопрос - обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Словарь Ожегова С.И.).

Вопрос - форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. (Википедия)

Вопросы - инструмент активного и целеустремленного получения информации и в то же время способ переключения мыслей в нужном направлении.

Существует несколько типов классификаций вопросов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. По виду предполагаемого ответа:

Фактические вопросы (или вопросы на знание)

Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.

Конвергентные вопросы

Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем…», «Каковы причины…», «Почему…» (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).

Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Дивергентные вопросы

Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если...». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный - на предсказание будущего.

Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение)

Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию

Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.

Комбинированный вопрос

комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным

На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

  1. По способу действия при поиске ответа:


  1. Классификация по Блуму:

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования и направлена на развитие мыслительных умений:

Итак, шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».


  1. По функциям вопросов:

Коммуникативная функция

Эта функция вопроса заключается в установлении, поддержании и развитии контакта учителя - ученика, ученика-ученика, ученика - группы.

Информационная функция

Практически любой вопрос представляет собой требование информации.

Кодирующая (вдохновляющая, подкрепляющая) функция

Убеждает, кодирует их на совершение определенного действия, возникновение желательного эмоционального состояния, формирование у них нужного отношения к поставленной задаче.

Навигационная функция.

Понимание того, что «вопрос ведет, «мысль направляется по определенному каналу», формулируется цель, оцениваются возможности и ресурсы, создаются условия для выработки и реализации управленческого решения.

Условия, необходимые для развития умения работать с вопросами

Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Мы для того и учимся, чтобы преодолевать затруднения.

Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.

Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему», воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.

Создайте в классе такую атмосферу, которая позволяет ученику рисковать, Поощряйте их задавать вопросы учителю и одноклассникам и воспринимайте их, как знак активности сознания в процессе работы, а не как помеху моему преподаванию.

Ясно формулируйте вопросы. Прежде, чем задать вопрос, сделайте паузу и подумайте, для чего вы его задаете, что вы хотите при этом услышать от ваших учеников.

Чтобы ученики научились учиться самостоятельно, их нужно побуждать задавать себе вопросы, которые помогут им задуматься над проделанной работой.

У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.

Если учеников побуждают думать и поощряют их мышление, у них будет желание учиться. Самый эффективный способ побудить учеников думать - это задавать им провоцирующие мысль стимулирующие вопросы.

Методика формирования умения

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).

В процедуре «постановка вопроса» выделены шесть основных этапов ее реализации:

  • создание проблемной ситуации,

  • определение проблемного пространства/постановка проблемы,

  • осознание собственного незнания,

  • формулирование вопросов разного типа,

  • критический отбор вопроса и его предъявление.

В процедуре «формулирование ответа» таких этапов пять:

  • восприятие вопроса,

  • дробление его на более конкретные,

  • составление плана ответа,

  • действия по плану,

  • озвучивание ответа.

При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

  1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

  2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

  3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

  4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и др.

Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия в том числе и умение постановки вопросов

Каждый ученик проходит следующий путь.

Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт, умение видеть вопросы и мотивация к применению.

Основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе работы с вопросами (он должен узнать, какими бывают вопросы, почему важно самому уметь ставить и формулировать их, как это делать, давать ответы).

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание (учащимися владеют теорией вопроса) и способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно.

Далее изученное включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин (география и информатика), организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения.

В завершение организуется контроль уровня сформированности умений работать с вопросами и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Итак, механизм формирования навыков работы с вопросами можно представить в виде следующей схемы:

Методические приемы

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования учебного действия.

Рассмотрим приёмы формирования умения работы с вопросами. Некоторые приемы проиллюстрированы.

  1. Поиск ответов на вопросы по тексту. (Первичный опыт)

  2. Прочитайте текст и письменно составьте вопросы к каждому предложению, которое выделено в тексте.

  3. Игра - «угадай, о чём спросили» (развивает умение видеть вопросы, значимость вопроса в процессе познания)

Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

  1. Составить вопросы разных типов к тексту, схеме, рисунку, карте, таблице. «Ромашка Блума»

    Вопросы

    География

    (Литосфера)

    Информатика

    (ПК как система)

    Простой

    Где наблюдается наибольшее количество вулканов?

    Назовите надсистему для объекта «принтер».

    Уточняющий

    Если я правильно понял, то в результате столкновения литосферных плит образуются складчатости. Конкретизируй, какие горы образовались в результате столкновения океанической и материковой плит?

    В каком отношении находятся объекты «принтер» и «струйный принтер»?

    Интерпретационный

    Почему одной из задач современной геологии является определение границ литосферных плит?

    Почему персональный компьютер является подсистемой «человек-компьютер»?

    Оценочный

    Как по твоему мнению можно объяснить происхождение Уральских гор?

    Оцени, что важнее для ПК устройства ввода или устройства вывода?

    Практический

    Путешествуя, по Камчатке я любовался вулканами и гейзерами, как объяснить существование этих явлений на камчатке?

    После выхода в интернет ПК работает нестабильно, какая подсистема нарушена, как поступить?

    Творческий

    Расскажи об изменении географического положения материков через 50 млн лет.

    Предположите как изменится пользовательский интерфейс в будущем.

  2. Какие вопросы помогут тебе узнать новое о теме

  3. Извлеки всю информацию из представленного объекта, рисунка, схемы путем постановки вопросов.

  4. Составить мини-рассказ с использованием составленных вопросов. Учащиеся составляют вопросы, затем пользуясь составленными вопросами рассказывают тему.

    География

    Информатика

    тема « Теория литосферных плит»

    Как называются блоки из которых состоит литосфера?

    Какая из плита самая быстрая и самая медленная?

    Выскажи свое мнение, где проходят границы литосферных плит?

    Какие острова Индийского океана лежат вне зон границ литосферных плит?

    Какие природные явления характерны для зон срединно-океанических хребтов?

    Тема «Модели объектов и их назначение»

    Что такое модель и оригинал?

    Как называется метод познания, состоящий в создании и исследовании объектов-заместителей?

    Когда прибегают к созданию моделей?

    Какие свойства объекта отражает модель?

    Какие модели называют натурными?

    Какие модели называются информационными?

    Сколько моделей может иметь прототип?

  5. Попытайся ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

  6. Найдите причину события, явления с помощью вопросов

    География

    Информатика

    В Западной Сибири имеются крупные запасы нефти.

    К какому виду по происхождению горных пород относится нефть?

    Где залегают осадочные горные породы?

    Какие типы земной коры, соответствующие различным тектоническим структурам, тебе известны?

    Докажи, что Западная Сибирь - это равнина?

    Как формируются равнины?

    Почему Западная Сибирь - это плита?

    Для планеты Земля созданы модели: мяч, глобус, карта, Google планета Земля, GPRSнавигатор.

    Почему несколько моделей созданы для одного прототипа?

    Почему все модели появились в разное время?

    Какие свойства Земли отображает мяч?

    Для чего созданы карты разного вида?

    Какую модель земли можно использовать при путешествии на автомобиле?

  7. Игра-соревнование «Дуэлянты». Каждая группа готовит вопросы и задает друг другу.

  8. Взаимное редактирование вопросов.

Дано начало вопроса. Задание: доформулировать вопрос.

География

Информатика

Что ты можешь сказать о происхождении….?

(Кварца, нефти, гор, равнин, складчатостей)

Какие действия можно совершать….?


  1. Составь проблемный вопрос к тексту

    География

    Информатика

    Средняя годовая температура воды на 60 сш. 4,8 , а на 60 ю.ш.)

    Почему полярные и умеренные воды южного полушария холоднее?

    Изобретатели компьютер «списали» с человека.

    Почему нельзя поставить знак равенства между умом компьютера и умом человека?

  2. Спроси у Яндекса

  3. Вопросы для интервью

  4. Толстый и тонкий вопросы. Прием развивает умение оценивать уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру. Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.

    Толстый

    Тонкий

    В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

    В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

  5. Последний этап обучения вопросно-ответным процедурам - обучение автодиалогу. Каждому учащемуся предлагалась тема для самостоятельного изучения в режиме автодиалога, предусматривающего самостоятельное упорядочивание и выстраивание познавательного процесса в соответствии с определенными нормами и правилами. Результаты оформлялись в форме сообщения/доклада, текст которого передавался другому ученику для постановки к нему проблемных вопросов.

  6. Прием «6 W» На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «6W». Нужно шесть раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов.

  7. «Вопросительные слова» Четко сформулируйте проблему.

  • Запишите десять вопросительных слов, которые придут вам на ум.

  • Задайте эти вопросы относительно своей проблемы.

  • А теперь - ответьте на них. Вы сразу же поймёте направление, в котором нужно искать - там, где сложнее всего ответить.

Проблема -Причина извержения вулкана

ЧТО КТО извергается? (лава)

ГДЕ извергается ? (из кратера)

КАК извергается ? ( лава выходит на поверхность)

ОТКУДА лава выходит на поверхность? (из мантии)

КОГДА из мантии лава выходит на поверхность? (когда магма становится жидкой)

ПОЧЕМУ магма становится жидкой? (падает давление)

ЗАЧЕМ падает давление? (есть трещина, давление падает

КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ трещина , падает давление, мантия становится жидкой, выходит на поверхность, извержение

ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ наличие трещины

ЧЕМ ЛУЧШЕ

Применение данных методических приемов возможно на разных этапах урока.

Результативность

Результативность использования данной методики на уроках географии и информатики можно оценить с помощью критериев:

  • качество предметной подготовки учащихся;

  • степень сформированности мыслительных операций;

  • количество и качество вопросов самостоятельно сформулированных учащимися

  • овладение обобщенным способом подхода к созданию вопросов, анализ фактов, получение результата деятельности

Качество предметной подготовки оценивалось по результатам итогов года и контрольных работ (2010-11, 2011-12, 2012-13 уч. года):

Сформированность мыслительных операций оценивалась на основе выполнения срезовых работ в 7 классе.

Задания на проверку умения

Ученик

анализировать

синтезировать

классифицировать

логические умения

обобщение

Справился

1

1

0

1

1

1

4

2

1

1

1

0

1

4

3

1

1

1

1

1

5

4

1

1

1

0

0

3

5

1

1

0

1

1

4

6

1

1

1

1

1

5

7

1

1

1

0

1

4

8

1

1

1

0

0

3

9

1

0

1

1

0

3

10

1

1

0

1

1

4

11

1

1

1

0

1

4

12

1

1

1

1

0

4

13

1

0

1

0

1

3

14

1

1

1

0

0

3

15

1

1

0

1

1

4

16

1

1

1

1

1

5

17

1

1

1

1

1

5

18

1

1

1

1

0

4

19

1

1

0

1

1

4

20

1

1

0

1

0

3

21

1

0

1

0

1

3

22

1

1

1

1

1

5

23

1

1

1

1

1

5

24

1

1

1

1

1

5

25

1

1

1

1

1

5

26

1

1

1

1

1

5

27

1

1

1

0

0

3

28

1

0

1

1

1

4


«3»

8


«4»

11


«5»

9

Количество и качество поставленных вопросов, а овладение обобщенным способом подхода к созданию вопросов, анализ фактов, получение результата деятельности отслеживалось по результатам заполнения учащимися диагностических таблиц.

Литература

1. teachingenglish.org.uk/russia-articles/, Как задавать вопросы

Submitted by Anonymous on 20 February, 2012 - 16:16

2. trizway.com/art/roditeliam/312.html КАК НАУЧИТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Кавтрев Александр

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.

4. evolkov.net/questions


© 2010-2022