Рабочая программа География 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения естественно-научного цикла МОУ «Новостепновская школа»

Протокол № 1

от 27. 08. 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ «Новостепновская школа»

_____________Т.В.Яковлева

27. 08. 2015г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Новостепновская школа»

_____________И.А.Леваньков

Приказ №189/01-03/а от 28. 08. 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

базовый уровень изучения предмета

6 КЛАСС

2015-2016 учебный год



Составитель:

учитель географии

Яненко Виктор Фёдорович


с. Новостепное, 2015г.

Рабочая программа для учащихся 6-ых классов составлена на основании

Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учебных часов в год - 35 (включая резервное время - 3 часа)

Количество часов в неделю - 1

Количество практических работ в год - 9

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И.Алексеева.

Учебно-методический комплект:

Учебник: География. Природа и люди. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.И.Алексеев, С.И.Болысов, В.В.Николина; под редакцией А. И. Алексеева. М.: Просвещение, 2014г.

Атлас: география (6 класс), комплект контурных карт (6 класс).

Методические пособия для учителя:

- Программа для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г.

- В.В.Николина. География 6 класс. Методические рекомендации к учебно- методическим комплектам линии «Полярная звезда». Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа включает разделы:

1) пояснительная записка.

2) требования к уровню подготовки учащихся.

3) учебно-тематический план курса (календарно-тематическое планирование).

4) содержание программы учебного предмета.

5) формы и средства контроля.

6) перечень учебно-методических средств обучения.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого- геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико- географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;

  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.

Самое главное - показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.


Специфика предмета

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.


Курс «География. Природа и люди» в 6 классе является первым систематическим географическим курсом, оказывающим влияние на формирование культуры географической учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности учащихся по усвоению его содержания, обеспечивающей реализацию личностного подхода ученика, смысла его учебных действий, ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, проявления своего отношения к усвоенному содержанию, применения географического содержания в жизненной практике. Изучение курса становится не целью обучения, а средством освоения географической культуры, представленной в учебнике. Курс «география. Природа и люди» основан на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подхода. Курс «География. Природа и люди» формирует систему географических умений:

  • общеучебные (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);

  • интеллектуальные;

  • практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);

  • оценочные; учащиеся учатся давать оценки: пространственно - временные, эстетические, географические, экологические, нравственные;

В результате изучения данного курса у учащихся формируются следующие коммуникативные умения:

опыт творческой деятельности

опыт эмоционально-целостного отношения к окружающему миру

опыт работы в группе, умение слушать товарищей, высказывать свое мнение.

В курсе представлены следующие виды знаний:

  • знания о размещении географических объектов в пространстве

  • знания о внешнем облике географического объекта

  • знания о свойствах процессов и явлений

  • знания о природных процессах

  • знания о составе географических объектов и процессов

  • знания о структуре географических объектов

  • знания о связях между географическими объектами и явлениями.

Учащиеся шестых классов обладают ключевыми общеучебными компетенциями, проявляют живой интерес к географическим процессам и явлениям. Более слабые требуют особого внимания при планировании групповых и индивидуальных занятий.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля».

Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой - внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Для курса географии характерны следующие межпредметные связи:

  1. Литосфера - геология, химия, физика.

  2. Гидросфера - гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература

  3. Атмосфера - метеорология, физика, химия, биология, литература.

  4. Биосфера - биология, зоология, экология.

  5. Население Земли - демография, история.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового, парного и коллективного способов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), современные технические средства (мультимедийный комплекс, мультимедиа учебники). В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «География. Природа и люди» учащийся должен:

1) ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;

  • результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;

  • основные источники географической информации, методы изучения Земли;

  • географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;

  • различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;

  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;

  • состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;

  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;

  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

2) УМЕТЬ:

  • показывать на физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусе географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;

  • давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;

  • находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;

  • приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;

  • составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;

  • определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);

  • применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников; статистических, картографических, геоинформационных;

3) ОЦЕНИВАТЬ:

  • роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;

  • универсальное значение природы.

Категория ОУУН

Учебно- организационные умения и навыки

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Учебно-логические умения и навыки

Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифицировать информацию по заданным признакам.

Учебно- информационные умения и навыки

Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект.

Учебно- коммуникативные умения и навыки

Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Предметные результаты должны отображать:

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мира и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание курса географии. 6 класс

Место предмета в базисном учебном плане:

В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из инвариантной части.

Всего 35 часов (1 час в неделю)

Тема 1. Гидросфера - водная оболочка Земли - 12 часов

Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек. Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы.

Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 11 часов

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы. Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода. Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям.

Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли - 3 часа

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование. Человек - часть биосферы.

Тема 4. Географическая оболочка -5 часов

Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны - зональные природные комплексы. Ландшафт - природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Обобщение знаний учащихся - 4 часа






Тематический план


№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

Тема 1.

Гидросфера - водная оболочка Земли

12

3

Тема 2.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

11

1

3

Тема 3.

Биосфера - живая оболочка Земли

3

1

Тема 4.

Географическая оболочка Земли

5

2

Обобщение по курсу 6 класса

4

1

Итого:

35

2

9


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии (6 класс)


п/п

Тема урока

Практические работы

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

Гидросфера - водная оболочка Земли (12ч.)_

1

Состав и строение гидросферы

1.Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (в течение изучения темы).




2

Мировой океан




3

Мировой океан

2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов.




4

Учимся с «Полярной звездой»

Проектное задание «Круиз на «Александре Суворове»




5

Воды океана




6

Реки - артерии Земли




7

Режим работы рек.

3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.




8

Озера и болота.




9

Подземные воды и ледники.




10

Урок путешествие «Водное путешествие»




11

Гидросфера и человек.




12

Контрольная работа №1.




Атмосфера - воздушная оболочка Земли (11ч.)

13

Состав и строение атмосферы

4. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе (в течение изучения темы «Атмосфера»).






14

Тепло в атмосфере

5.Решение задач по определению амплитуды, среднемесячной температуры воздуха…. (начало)




15

Тепло в атмосфере




16

Атмосферное давление





17

Ветер





18

Влага в атмосфере





19

Влага в атмосфере





20

Погода и климат





21

Практическая работа №6 «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности».

Урок - практикум




22

Учимся с «Полярной звездой»

Работа в творческой мастерской




23

Урок обобщения и систематизации знаний. Атмосфера и человек.




Биосфера - живая оболочка Земли (3ч.)

24

Биосфера - живая оболочка

7.Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.




25

Почвы




26

Биосфера - сфера жизни




Географическая оболочка Земли (5ч)

27

Географическая оболочка Земли.




28

Природные зоны Земли

8. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли.




29

Культурные ландшафты.

9. Описание природного комплекса своей местности.




30

Урок обобщения и систематизации знаний.




31

Контрольная работа № 2.




32

Экскурсия в природу




33

Повторение




34

Повторение




35

Итоговый урок





ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • самостоятельность ответа.

  • речевая грамотность и логическая последовательность ответа.

Устный ответ

Отметка "5" ставится, если учащийся:

1. показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

1. показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. ответ самостоятельный;

5. наличие неточностей в изложении географического материала;

6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. понимание основных географических взаимосвязей;

10. знание карты и умение ей пользоваться;

11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. имеются грубые ошибки в использовании карты.

Отметка "1" ставится, если учащийся:

1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если учащийся:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если учащийся:

  • не приступал к выполнению работы;

  • правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить учащемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных

ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10

правильных ответов.1

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5". Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3". Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2". Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Программа Программа для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г. Основная методическая литература Учебник: География. Природа и люди. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.И.Алексеев, С.И.Болысов, В.В.Николина; под редакцией А. И. Алексеева. М.: Просвещение, 2014г.

-Атлас: география (6 класс), комплект контурных карт (6 класс).

-Рабочая тетрадь: В.В.Николина. География. Мой тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина. М.: Просвещение, 2010г. -В.В.Николина. География 6 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007г. Дополнительная методическая литература -Дмитриева Л.М. - Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.- М.: Дрофа, 2007. -Клюшникова М.В. - Олимпиады, 6 класс. - Волгоград: Корифей, 2006. -Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: "ВАКО", 2006. -Перепечева Н.Н. - Нестандартные уроки: 6-7 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

Электронные образовательные ресурсы Мультимедийные диски (электронные учебники). География: 6 класс («1С») Интернет-ресурсы http: //national-geographic.ru http: //nature.com http: //ocean.ru http: //pogoda.ru http: //unknowplanet.ru http: //weather.com ecosystema.ru prosv.ru http:/drofa.ru center.fio.ru/som school-collection.edu.ru maps.google.ru/?hl=ru earth.google.com openclass.ru september.ru rusngo.ru/project/index.shtml gismeteo.ru/maps.htm http: //vokrugsveta. ru



Литература и средства обучения

1. Примерная программа по географии для 6-9 классов, программы общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», А, И, Алексеев, В.В. Николина, Е. К, Липкина Москва: Просвещение, 2012г.

2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии, М.: Дрофа, 2003

3. Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002.

4. В.В.Николина. География 5-6 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2007.

5. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. М.Просвещение.

6. Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.

7. Ю.П. Пармузин. Живая география. М. Просвещение.

8. Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. М.Просвещение.

9. Л.Е. Перлов. Дидактические карточки-задания по географии. М.: Дрофа.

10. Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.

11. Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. М. Просвещение.

12. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений.

13. А.В.Супрычёв, А.Л.Григоренко, Н.В.Григоренко. Тетрадь для практических работ. География 5-6 класс. - М.: Аркти, Изд-во «Наша школа», 2014.- 40 с., карты.

14. Атлас. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. - Новосибирск. 2014 г.

Дополнительная литература для учащихся.

1. География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.

2. Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.

3. Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.

4. Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.

5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

6. Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта+,2000.

7. Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта+, 2000.

Интернетресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki

nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

rgo.ru/ - Планета Земля

sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Карты:

Карта: Зоогеографическая карта мира

Карта: Климатическая карта мира

Карта: Климатические пояса и области мира

Карта: Природные зоны мира

Карта: Политическая карта мир

Карта: Физическая карта мира

Карта: Физическая карта полушарий

Карта океанов









© 2010-2022