• Преподавателю
  • География
  • Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе на 2014-2015 уч. год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе на 2014-2015 уч. год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе на 2014-2015 учебный год разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря2010 года № 1897 и в соответствии с авторской программой А.А. Летягина (География: программа: 5-9классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др. - 2-е изд., дораб. -М.: Вентана-Граф, 2014) и УМК: География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся обще...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю»

на заседании методического Заведующий филиалом Директор МБОУ Наримановского района

объединения учителей __________ Р.Т. Насиханова «СОШ № 5» ________ Р.С. Ахмедова

среднего звена «_____» сентября 2014 года «_____» сентября 2014 года

Протокол № _____

От «_____»______2014 года

Руководитель МО

__________ Э.Х. Аймбетова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района

«Средняя общеобразовательная школа № 5»


Рабочая программа

и календарно-тематическое планирование

по географии в 5 классе

на 2014-2015 уч.год

УМК: География: программа 5-9 классы (А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя) - М.: Вентана-Граф, 2012.

Учебник: География. Начальный курс: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ.ред. В.П. Дронова.

- М.: Вентана-Граф, 2013.

Атлас и контурные карты: Атлас. Начальный курс географии. 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Рабочая тетрадь: География. Дневник географа - следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»

/ А.А. Летягин - М.: Вентана-Граф, 2014.

Методические пособия для учителя: География: Начальный курс. Технологические карты: 5 класс. Г.Н.. Панева. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Составитель: учитель географии Айтуриева Ангелина Куановна



Рабочая программа по географии в 5 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта общего образования, требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Основная цель курса: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно - следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Учебно - методические задачи:

  • Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • Развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

  • Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • Научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчета 1 час в неделю).


Требования к результатам обучения географии


Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать эстетическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель конкретного региона);

  • Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • Представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к соей местности, своему региону, своей стране;

  • Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственным интересом и возможностями;

Образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях:

  • Умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • Умение толерантно определять свое отношение к разным народам;

  • Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

А) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Б) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

В) Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Г) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Д) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

А) Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Б) Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

В) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Г) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Д) Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст).

Е) Вычитывать все уровни текстовой информации.

Ж) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметными результатами изучения географии в 5 классе являются умения:

  • Объяснять значение понятий: солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели, экватор, тропики, полярные круги, меридианы;

  • Приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • Определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

  • Называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  • Объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый и Новый Свет», «поморы»;

  • Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • Читать план местности и карту;

  • Производить простейшую съемку местности;

  • Работать с компасом, картой;

  • Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

  • Объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы, гидросфера, речная система (и ее части), озера, болота, подземные воды, ледники, атмосфера, атмосферный воздух, погода, воздушная масса, метеорология, синоптическая карта, биосфера, биологический круговорот;

  • Называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • Обозначать на к/к географические объекты;

  • Называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • Приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

  • Объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

  • Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

  • Описывать погоду своей местности;

  • Вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.





Календарно - тематическое планирование

география 5 класс


Кол-во ча

сов

Тема раздела,

урока

Практи

ческие работы

Содер

жание

Понятия

Планируемые образовательные результаты

Использова

ние

ЭОР

Обору

дова

ние

Д/з

Дата

проведе

ния

п/ф

предметные

метапредмет

ные

личностные





Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа)

1-2

2

География - одна из наук о планете Земля.

№ 1. Наблюдать за географичес-кими объектами своей местности.

Что изучает география? Географичес-кие объекты, процесы и явления. Уникальные географичес-кие объекты. Зарождение древней географии.

География, географичес-кие объекты, процессы, явления, географичес-кая оболочка.

Приводить примеры результатов географичес-ких открытий объектов Земли и исследований выдающихся путешествен-ников. Уметь наносить на контурную карту части земной поверхности.

Наблюдать за географически-ми объектами своей местности.

Изучать правила с «Дневником географа - следопыта».

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентнос-ти применения графических изображений Земли в решении географичес-ких задач.

Становление основных знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Физи-ческая карта полу-шарий, атласы,«Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§1.

3

1

Наблюдения - метод географичес-кой науки.

№ 2. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географичес-ких объектов и процессов.

Наблюдения

Изгатавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа - следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам. Наблюдать за высотой Солнца, сезонными изменениями водоема, растительности, животного мира. Формировать и развивать практические компетенции применения народных примет в ежедневной жизни человека; творческие способности учащихся для решения учебных задач по изготовлению модели гномона.

Сформировать чувство гордости за свою малую Родину при ее исследовании. Формировать способность к учету интересов и мотивов участников деятельности, умение работать в коллективе.

Физи-ческая карта полу-шарий, Интер-нет ресурсы атласы, гномон, термо-метр, баро-метр, флюгер, компас, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 2.

Земля как планета Солнечной системы (4 часа)


4

1

Земля среди других планет Солнечной системы.

№ 3. Измерение земной окружности (экватор, два противопо-ложных меридиана) по глобусу.

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникнове-ние Земли. Форма и размеры Земли. Метод географичес-кого моделирова-ния

Солнечная система, земная группа планет, полярный радиус, экваториаль-ный радиус, глобус.

Приводить примеры планет земной группы. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Измерять «земные окружности» (экватор, два противополож-ных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли. Показывать экватор, полюса.

Находить дополнитель-ную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Знать наиболее убедительные доказательства шарообразнос-ти Земли. Объяснять понятия «глобус», «земная ось», «экватор», «географичес-кий полюс».

Осознавать ценность географичес-ких знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.

.

Физи-

ческая карта полу-

шарий, глобус,атласы,«Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 3.

5-6

2

Движение Земли по околосолнеч-ной орбите.


Земная ось и географичес-кие полюсы. Географ. Следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденст-вия, летнего и зимнего солнцестоя-ния. Тропики и полярные круги.

Географичес -кий полюс, день весеннего и осеннего равноденст-вия, день летнего и зимнего солнцестоя-ния, тропик, СПК, ЮПК, фенология.

Использовать понятия «глобус», «земная ось», «полюс», «экватор», «тропики» для решения учебных задач по изучению географичес-ких следствий вращения Земли

Организация проведения осенних фенологичес-ких наблюдений. Готовить «Календарь природы».

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, природными сезонами и временами года. Объяснять географические следствия движения Земли. Выявлять зависимость продолжитель-ности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.


Понимать причины фенологичес-ких явлений. Использовать знания и умения для проведения фенологичес -ких наблюдений.

Глобус, схемы «Кален-дарь погоды», «Географичес-кие следст-вия враще-ния Земли вокруг своей оси»,

атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 4.

7

1

Суточное вращение Земли

№ 4. Составление рассказа по плану о четырех особых положениях Земли.

Пояса освещеннос-ти. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Пояс освещенности, долгота дня.

Изучать модель «Земля - Луна - Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнеч-ной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырех особых положениях Земли.

Добывать знания о поясах освещенности, вращении Земли вокруг своей оси. Демонстриро-вать движение Земли по околосолнеч-ной орбите и вращение вокруг земной оси.

Осознавать единство географичес-кого пространства Земли.

Плакат «Пояса освещенности», атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 5



Геосферы Земли (25 часов)


Литосфера (8 часов)

8

1

Слои «твердой» Земли.

Недра Земли.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия,

земная кора. Литосфера - твердая оболочка Земли. Способы изучения земных недр.

Ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Знать и объяснять существенные признаки понятий

«литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия».

Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира.

Плакат «Внут-реннее строе-ние Земли»атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 6

9

1

Вулканы

Земли.

№ 5. Обозначен-ие на к/к действую-щих вулканов, границ литосфер-ных плит.

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.

Магма, лава, кратер, жерло, вулканизм.

Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава».

Определять положение Тихоокеанско-го огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы.

Формировать и развивать умения вести самостоятель-ный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информацион-ных технологий (задание для желающих-составить презентацию о вулканах и землетрясениях

Овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайных ситуациях.

Физическая карта полу-шарий, атласы, к/к, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 7

10-11

2

Из чего состоит земная кора.

№ 6.

Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Вещества земной коры: минералы и горные

породы. Образование горных пород. Магматичес-кие, осадочные, метаморфи-ческие горные породы.

Минералы, горные породы, магматичес-кие, осадочные, метаморфи-ческие горные породы.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

Формировать умение организовы-вать свою деятельность по созданию коллекции горных пород своей местности.

Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека.

Коллек-ция горных пород и минера-лов, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 8

12

1

Строение земной коры. Землетрясе-ния.

Материковая и океаничес-кая земная кора. Нарушения слоев земной коры. Виды движения з.к. Землетрясе-ния. Сила землетрясе-ния.

Океаничес-кая и материковая земная кора, складча-тость, область складчатос-ти, землетрясе-ние, очаг и эпицентр землетрясе-ния, цунами, сейсмология

Знать и объяснять понятия

«эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район».

Определять интенсивность землетрясений по описанииям и таблице 12-бальной шкалы.

Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит.

Овладение навыками применения знаний о движениях земной коры в возможных чрезвычайных ситуациях.

Физическая карта полу-шарий, атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 9

13-14

2

Рельеф земной поверхности

№ 7. Определе-ние

относитель-ной высоты холма с использова-нием самодель-ного нивелира на местности.

Рельеф. Формы рельефа. Относитель-ная высота форм рельефа. Способы определения относитель-ной высоты географичес-ких объектов.

Рельеф, выпуклая и выгнутая форма рельефа, относитель-ная высота, геодезия, нивелир.

Знать и объяснять существенные признаки понятий:

рельеф, горы, равнины, относительная высота.

Составлять описания гор и равнин, их географичес-кого положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географичес-кими процессами.

Подготовить

«Дневник географа-

следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использова-нием самодельного нивелира на местности.

Отбирать источники географичес-кой информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географичес-ких названий гор и равнин. Формировать способность к самостоятельно-му приобретению новых знаний и практических умений. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Сформировать установки социально - ответственного поведения человека в географичес-кой среде

(влияние антропогенной деятельности на рельеф).

Овладеть навыками работы по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.

Физи-ческая карта полу-шарий, Россииатласы, к/к, само-дель-ный ниве-лир, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 10

15

1

Человек и литосфера.

№ 8.

Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые, топонимика.

Изучать и использовать способы запоминания названий географичес-ких объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности.

Сформировать понятие о природных памятниках литосферы.

Формировать и развивать умение вести самостоятель-ный поиск, анализ и отбор информации о своей местности из разных источников (работа с топонимичес-ким словарем, определение происхождения названий географичес-ких объектов).

Сформировать установку на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания.

Коллек-ция горных пород и минера-лов, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 11

Атмосфера (4 часа)


16

1

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Веществен-ный состав и строение атмосферы.

Атмосфера, метеороло-гия, озоновый слой тропосферы, стратосфера, мезосфера, термосфера, давление атмосферного воздуха, барометр.

Знать и объяснять существенные признаки понятий. Использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.

Формировать умения вести самостоятель-ный поиск, отбор информации. Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Развивать интеллектуаль-ные и творческие способности учащихся при изготовлении самодельного барометра и измерении атмосферного давления.

Осознавать целостность природы; значимость и общность глобальных проблем человечества (проблемы загрязнения атмосферы являются общечеловечес-кими).

Плакат «Строе-ние Атмос-феры», «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 12

17-18

2

Погода и метеорологи-ческие наблюдения.

Погода

Наблюдения за погодой на метеорологи-ческой станции. Заочная экскурсия в музей «Метеороло-гическая станция»

Погода.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.

Проводить самостоятель-ный поиск географичес-кой информации о своей местности из разных источников. Формировать умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе при изготовлении самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (осадкомер), изменения температуры воздуха

(термометр).

Высказывать мнения об утверждении: «Тропосфера - кухня погоды». Использовать понятия «атмосфера», «погода» для решения учебных задач.

Термо-метр, самоде-льные измери-тели (флю-гер, дожде-метр), «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 13

19

1

Человек и атмосфера.

№ 9. Составление прогноза погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Парниковый эффект, гроза, град, радуга, мираж.

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Приводить примеры редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).

Формировать и развивать умения ориентирова-ться в окружающем мире, принимать решения; умения вести поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информацион-ных технологий (задание для желающих-составить презентацию о народных приметах прогноза погоды).

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения.

«Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 14

Водная оболочка Земли (7 часов)


20-21

2

Вода на Земле.

Гидросфера и ее части. Веществен-ный состав Гидросферы. Круговорот воды на Земле.

Гидросфера, круговорот воды (малый, большой).

Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа - следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Сравнивать соотношение определенных частей гидросферы по диаграммам. Выявлять взаимосвязь между составными частями гидросферы по схеме круговорота воды в природе.

Осознавать целостность природы на примере водной оболочки Земли. Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

Физи-ческая карта полу-шарий, Россииатласы, к/к, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 15

22

1

Мировой океан - главная часть гидросферы.

№ 10. Обозначе-ние на к/к основных объектов гидросферы (океаны, моря, заливы, проливы).

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане.

Мировой океан, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров.

Определять происхождение названий географичес-ких объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географичес-ких объектов. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимичес-кие страницы. Умение определять по карте ГП, глубину, размеры океанов, заливов, проливов, островов, полуостровов, выявлять закон изменения температуры воды.

Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов , редких и исчезающих обитателях МО, особо охраняемых акваториях. Определять происхождение названий географичес-ких объектов (самостоятель-ный поиск и отбор информации). Создавать игру «Знатоки морских названий» (развитие интеллектуаль-ных и творческих способностей, умения взаимодейство-вать с людьми и работать в коллективе).

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «остров», «полуостров», «залив», «пролив», «архипелаг».

Физи-ческая карта полу-шарий, атласы, к/к, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 16

23

1

Воды суши. Реки.

№ 11. Обозначе-ние на к/к основных объектов гидросферы (реки).

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

Река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел, горная река, порог, водопад.

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия и приводить горных и равнинных рек.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером течения реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку (поиск, отбор и презентация информации).

Знать и объяснять существенные признаки понятий

Физи-ческая карта полу-шарий, атласы, к/к, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 17

24-25

2

Озера. Вода в «земных кладовых».

№ 12. Обозначе-ние на к/к основных объектов гидросферы (озера)

Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.

Озеро, ледник, покровный и горный ледник, айсберг, подземные воды, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупор-ный слой, родник.

Подготовить

«Дневник географа - следопыта» для проведения опыта, показываю-щего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать самодельную модель родника и работать с ней.

Приводить примеры озер по солености воды и по происхождению озерных котловин.

Решать познаватель-ные задачи по выявлению причин образования ледников. Описывать по карте районы распространения ледников. Развивать творческие способности учащихся и умения работать в коллективе при подготовке и проведении опыта для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Знать и объяснять существенные признаки основных понятий. Формировать представление о роли и месте озер России в мировом географичес-ком пространстве.

Физи-ческая карта полу-шарий, атласы, к/к, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 18

26

1

Человек и гидросфера.

Вода - основа жизни на Земле. Использова-ние человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

Энергия воды, туризм.

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященных объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа - следопыта» топонимичес-кие страницы.

Приводить примеры стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Проводить самостоятель-ный поиск географичес-кой информации об объектах гидросферы своей местности из разных источников. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимичес-кие странички.

Формировать социально-ответственное поведение в отношении объектов гидросферы.

Физи-ческая карта полу-шарий, атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 19

Биосфера (6 часов)


27

1

Оболочка жизни.

Биосфера. Веществен-ный состав и границы биосферы. Современное научное представле-ние о возникнове-нии и развитии жизни на Земле.

Биосфера, живое вещество, палеонтоло-гия.

Понимать существенные признаки понятия «биосфера». Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний.

Осознавать себя как маленькое звено в цепочке жизни на Земле.

Карта природ-ных зон, атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 20

28

1

Жизнь в тропическом поясе.

№ 13. Составление и описание коллекции комнатных растений по географичес-кому принципу.

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториаль-ные леса. Саванны. Тропические пустыни.

Биогеогра-фия, влажный экваториаль-ный лес, саванна, пустыня.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическо-му принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания.

Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического леса. Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическо-му признаку.

Овладение навыками ухода за комнатными растениями, требующими разное количество солнечного света, тепла и влаги.

Карта природ-ных зон, атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 21

29

1

Раститель-ный и животный мир

умеренных поясов.

Степи.

Лиственные леса. Тайга.

Степь, лиственный лес, тайга.

Устанавливать особенности растительного и животного мира умеренных поясов.

Уметь отбирать источники географичес-кой информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Создавать игры биогеографического содержания (развитие познаватель-ных интересов и творческих способностей учащихся).

Формировать умение взаимодейство-вать с людьми в процессе игровой деятельности. Проводить наблюдения за растительнос-тью и животными своей местности для определения качества окружающей среды.

Карта природ-ных зон, атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 22

30

1

Жизнь в полярных поясах и в океане.

Тундра. Арктические и антарктичес-кие пустыни. Жизнь в океане.

Тундра, арктическая и антарктичес-кая пустыня, фитопланктон

Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.

« Виртуально» изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Развивать практические умения работы с путеводителями иопределителя-ми растений и животных.

Формировать представление о России как морской державе, часть территории которой лежит в полярной области.

Карта природ-ных зон, атласы, «Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 23

31-32

2

Природная среда. Охрана природы.

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Окружаю-щая среда, природная среда, искусствен-ная среда, ООПТ, заповедники, биосферный заповедник.

Уметь оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. Понимать роль человечества и свою роль в частности в деле охраны природы. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Развивать познаватель-ные интересы учащихся, совершая виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Развивать интеллектуаль-ные и творческие способности учащихся посредством составления описания экологической тропы и создания агитационных листков (плакатов ) на природоохран-ные темы.

Приводить примеры стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования.

«Днев-ник геогра-фа - следо-пыта».

§ 24

33-34

2

Резерв времени.





© 2010-2022