Методическая статья Системно-деятельностный подход в преподавании географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.

Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Поэтому отсюда возникают противоречия: недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве, а требования ФГОС предполагает использовать технологии системно-деятельностного подхода;

между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения;

между стремлением учащихся к самостоятельности и не­умением организовать свою учебно-познавательную деятель­ность;

между необходимостю включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций, но недостаточное овладение учителем современными образовательными технологиями;

между настоятельной необходимостью развития творче­ского потенциала личности и недостаточностью условий для индиви­дуальной работы с каждым учеником.

В условиях перехода на новую образовательную парадигму актуальным становится переосмысление учителем своей профессиональной позиции, которая должна совпадать с основным направлением развития общества, соответствовать требованиям времени, социальному строю, объективно оценивать новшества, появляющиеся в жизни, определять тенденции дальнейшего развития социума и меняться вместе с ним. Из вышесказанного вытекает проблема: требования ФГОС предусматривает внедрение технологий системно-деятельностного подхода.

Результаты образования рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию, поэтому в своей работе я ставлю такую цель: внедрение в практику работы учителя системно-деятельностного подхода в рамках преподавания предмета географии.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

- изучить технологию системно-деятельностного подхода;

-повысить качество урока путем применения технологий системно-деятельностного подхода

- формировать и развивать поисково-исследовательские на­выки и умения обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;

- создать условия для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;

- создать ситуации успеха с целью формирования адекват­ной самооценки, развития навыков общения через применение инновационных технологий;

- формировать способы деятельности учащихся на примере УМК «Сферы»

Предполагаемый результат: формирование УУД, высокие результаты качества знаний, высокий уровень обученности учащихся, умение решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками; объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решение познавательных проблем, повышение познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности, выступления на олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня.

Изменения, которые произойдут в образовательном учреждении: формирование содержания образования и комплекса методик с опорой на технологии системно-деятельностного подхода, использование традиционных и современных педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения, организация поисково-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности при открытии нового знания с использованием базовых межпредметных моделей деятельности, усиление практической и прикладной направленности обучения, создание соответствующей образовательной среды для одаренных детей.

Условия реализации изменений: личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания географии, новый тип педагогического мышления, комбинация элементов личностно-ориентированного подхода с инновационными технологиями по формированию компетенций, наличие наглядности, видеотеки по предметам, создание проблемных ситуаций, активизация деятельности учащихся и учителя на основе сотрудничества, акцент на практической значимости материала, техническое оснащение кабинета географии, соответствие социальным запросам и ожиданиям, соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

Средства обучения: информационные, научно-исследовательские технологии, современные коммуникации, УМК «Сферы», интернет-ресурсы, электронные образовательные ресурсы, СМИ, наглядные пособия, приборы, коллекции, таблицы.

Изменения в средствах контроля: наблюдение, мониторинги обучающихся,

практические работы; самоанализ и самооценка; индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

Технология системно-деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность шагов:

1. Самоопределение к деятельности:

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;

выделяется содержательная область.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности:

актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

тренировку соответствующих мыслительных операций.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия деятельности.

Системно-деятельностный подход в обучении основан на принципах:

1) комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся (предметные умения, умение общаться, умения коллективной деятельности, сознательное усвоение материала);

2) коммуникативной направленности - создание условий общения: отбор материала, мотивов коммуникации, коммуникативных упражнений (игровые формы вызывают желание общаться);

3) коллективного взаимодействия, предполагающего формирование группы партнеров, умеющих соотносить свои действия с действиями других (своих партнеров).

Основная цель системно - системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для этого нам, учителям, необходимо ставить перед собой следующие вопросы:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода.

Учитель Ученик


Создаёт проблемную ситуацию Принимает проблемную ситуацию


Выявляют проблему

Управляет поисковой Самостоятельный поиск

деятельностью


Обсуждают результаты

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Суть деятельностного обучения состоит в том, что учащиеся сами ставят учебную задачу, а учитель организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например: читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры; наблюдать объекты явлений в природе и на производстве (а также в непроизводственной сфере); работать со схемами, профилями, статистическими показателями. Всё это способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе учащихся, в их общественно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов и т. д.)

Основные технологии системно-деятельностного подхода:

  1. Работа в малых группах, в паре.

  2. Работа с текстом.

  3. Технология проблемного обучения.

  4. Диалоговое обучение.

  5. Сравнительный метод.

  6. Метод проектов.

  7. ИКТ.

  8. Уровневая дифференциация

  9. Моделирование

Остановлюсь на некоторых из них:1.Работа в малых группах

Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

С целью успешной работы в группах составляю четкую инструкцию и предоставляю достаточно времени на выполнение задания. Например, помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия). На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: « Почему?, « В чем причина?, «Чем объяснить? и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.

2.Технология проблемного обучения

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.

Этапы проблемного обучения:

- Постановка практического или теоретического задания;

-Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.

Проблемные ситуации создаю на разных этапах урока. На практических работах в начале урока ставлю проблему и предлагаю решить ее с помощью учебника, атласа и статистических данных. Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

3.Диалоговое обучение

Диалоговое обучение - взаимодействие учителя и учащегося.

Использование этой технологии способствует формированию: умения определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод); возможности критиковать и даже отвергать любое мнение; поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения. Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д. Эта технология сложно даётся, не всегда уч-ся вступают в диалог, тем не менее, стараюсь постоянно вести диалог на основе анализа источников географических знаний.

4.Сравнительный метод

На своих уроках применяю сравнительный метод, который позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений. Например, после изучения любого экономического района (9кл), предлагаю учащимся выявить черты сходства и различий:1 вариант - географического положения и природных условий; 2 вариант - экономического развития и отраслей специализации и т.д.

Таким образом, одни учащиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи (в форме таблицы , например, при изучении экономических районов).

5.Метод проектов.

Работаю над этой технологией. Делали проекты по теме «Загадки Вселенной» (5 класс), «Затерянный Мир» ( 7 класс)

Внедрять впрактику системно- деятельностный подход в обучении географии помогает учебно-методический комплект «Сферы». Главные методические принципы построения УМК:

  • соответствие ФГОС ООО; направленность на личностные, метапредметные и предметные результаты;

  • активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

  • усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Методическая система УМК создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода. Она ориентирует учащихся на познавательную деятельность и решение задач, различающихся по уровню самостоятельности. Это позволяет создавать двухсторонний процесс обучения:

  • обучение как средство формирования УУД и личностных качеств ученика;

  • обучение как цель, т.е. овладение знаниями в соответствии с результатами освоения основной образовательной программы ФГОС.

УМК «Сферы» по географии включает 8 типов учебно-методических изданий:

  • учебник;

  • электронное приложение;

  • тетрадь-тренажёр;

  • тетрадь-практикум;

  • тетрадь-экзаменатор;

  • учебный атлас;

  • контурные карты с заданиями;

  • методические рекомендации для учителя;

  • а также сайт (spheres.ru).

Учебник стимулирует воображение и интерес в начальных курсах изучения географии (6 и 7 класс), заставляет мыслить, рассуждать, искать ответа на вопросы в 8 и 9 классе.

Главная особенность тетради-тренажёра заключается в её фиксированном формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам деятельности учащихся - выполняем тест, работаем с текстом, работаем с картой, смотрим и думаем, считаем и сравниваем. Такая дифференциация заданий позволяет учителю эффективно формировать необходимые умения и навыки. Использование тетради-тренажера ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат. Этому способствует и балльная оценка выполняемых заданий;

Стараюсь использовать те технологии, формы работы, методы и приёмы, которые способствуют умению учиться. Темы урока по наполнению содержания, по сложности разные. Поэтому не всегда хватает времени на самостоятельную работу с самопроверкой по эталону или на включение в систему знаний и повторение (пункт 6,7). Очень помогают в работе поурочные планы, в которых я выделяю на одной странице - деятельность учителя, а на другой - деятельность учащихся, а так же домашние задания, дополнительные задания, творческие, «геофокус», «Мои географические исследования».

Вывод: Я предполагаю, что в результате внедрения технологий системно-деятельностного подхода в преподавание географии повысится качество географического образования, сформируется умение учиться, т.е.способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

  3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Казанский университет, 1996.

  4. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психо­логии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

  6. Журналы «География в школе»

  7. Интернет - ресурсы








12


© 2010-2022