Урок – конференция. Тема: «Вода – основа жизни. Водные ресурсы Ставропольского края»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Черных Елена Николаевна

учитель географии

МБОУ лицея №14, города Ставрополя

Урок – конференция. Тема: «Вода – основа жизни. Водные ресурсы Ставропольского края».

Урок - конференция

Тема: «Вода - основа жизни. Водные ресурсы Ставропольского края».

Во время учебных занятий на уроках географии России в 8 классе, учащимися выполняются индивидуально-групповые исследовательские и творческие работы в рамках темы «Водные ресурсы Ставропольского края». С целью развития у школьников познавательных и созидательных способностей, а также развитие критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать проблему. В ходе практических занятий, формируются знания, направленные на оптимизацию условий жизни людей в своей местности. Итоговое занятие по этой теме проводится в форме конференции.

Цель: Осознание взаимосвязи и взаимозависимости жизни общества и природы.

Задачи:

  • Формирование у школьников знаний о своеобразии природы Ставропольского края, и основ рационального природопользования в ходе изучения Водных ресурсов края.

  • Повышение уровня экологической культуры учащихся, на примере изучения водных ресурсов Ставропольского края

  • Умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

  • Ознакомится с мерами охраны водоемов от загрязнения.

  • Развитие познавательных навыков учащихся.

  • Информация о проекте «Вода - основа жизни. Водные ресурсы Ставропольского края» ставшей основой программы реализуемой в МБОУ лицеи №14 города Ставрополя «Навигатор Нового тысячелетия»

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

Вода - основа жизни.

Вода - такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояние в другое и обратно при незначительных изменениях окружающих условий. Дождь, туман, айсберг, океаны, моря, ручейки - это волшебное превращение воды. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства - ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!

Нам известны очень интересные факты, например:

- Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика - около 50 %.

- Человек может прожить без пищи 3 - 4 недели, а без воды лишь несколько дней.

- Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.

Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.

- Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу - душ, ванну.

- Основная часть мозга - вода. (На самом деле - это солевой раствор.)

Вода рядом.

А где рядом с нами много воды?

На территории нашего края много больших и малых рек, каналов, озер, водохранилищ, т.е. поверхностных, естественных и искусственных водоток и водоемов, вода которых используется на питьевые, и бытовые нужды, в промышленности и сельском хозяйстве, в рекреации и бальнеологии (для отдыха и лечения). Многолика влияние воды на природу. Для рельефа вода - скульптор, для климата - смягчающий фактор. Для почв, растений, животных - источник живительной влаги. Размещение водных объектов, зависит от климатических условий, а так же характера рельефа. На северных и восточных равнинах края мало осадков и большая испаряемость, поэтому здесь рек почти нет, а озера соленые. Транзитные реки, несущие сюда воду с гор и возвышенностей, зачастую не доходят до моря. Поэтому возникла необходимость исправить такую «несправедливость» природы и построить каналы, водохранилища.

Кубань - одно из около трёхсот названий этой реки.

Современное название реки - "Кубань" восходит к её карачаевскому названию - "Къобан" (в переводе с карачаево-балкарского языка - "поднимающаяся, разливающаяся река" или "поток"). Оно в течение времени видоизменялось следующим образом: Къобхан - Кобан - Кубан - Губань - Кубань.Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края (662 км) и Адыгеи. При впадении в Азовское море река образует крупную заболоченную, но высокопродуктивную кубанскую дельту площадью около 4300 км². Общий сток Кубани в Азовское море составляет около 11,0 км³ в год.

Старинное русское название реки - Терка, оно повторяет древний гидроним, вероятно, тюркского происхождения. Согласно Э. М. Мурзаеву, название реки произошло из тюркских языков, где терек - это «тополь», и полностью река именовалась Терексу - «Тополиная река».

Берёт начало на склоне Главного Кавказского хребта в Трусовском ущелье, из ледника горы Зилга-Хох на высоте 2 713 м над уровнем моря.

Кума́ (кабард.-черк. Гум, чеч. ГӀум - «песок», «песчаная», карач.-балк. Гум суў) - река на Северном Кавказе. Длина 802 км, бассейн 33,5 тыс. км². Основные притоки: правые - Подкумок, Золка, Дарья; левые - Томузловка, Сухой и Мокрый Карамыки, Мокрая Буйвола. Впадает в Азовское море.

Егорлы́к (Большо́й Егорлы́к) - река на севере Ставропольского края, западе Калмыкии и юге Ростовской области, впадает в Пролетарское водохранилище.

Длина реки - 448 километров, площадь её водосборного бассейна - 15 000 км². Питание реки преимущественно снеговое, в верховьях также грунтовое.

Егорлык - типично степная река с небольшим уклоном и медленным течением, текущая в направлении с юга на север.

Кала́ус - река России на Северном Кавказе в Ставропольском крае.

Географические сведения

Река Калаус берёт начало на Султанских высотах, со склона горы Брык, протекает по Ставропольской возвышенности является левым притоком Западного Маныча. Общая длина реки Калаус 436 км, расстояние от устья до впадения в Западный Маныч 141 км, средний уклон 0,0015, ширина русла достигает 40-50 м, глубина до 1,5 м, скорость течения 1-2 м/с. Калаус имеет 81 приток с общей протяжённостью 936 км. Впадает в Каспийское море.

Рассказ экологов (группа учащихся) о водных ресурсах и их состоянии.

В последнее время особенно остро встала проблема ухудшения качества питьевой воды. Так в России не отвечает санитарным нормам около 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевой воды. В природные водоемы нередко сливают отходы промышленного производства, нефтесодержащие вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую угрозу, так как при разложении выделяют крайне опасное вещество - диоксид. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Устаревшее коммунальное оборудование тоже влияет на качество питьевой воды. Все отрицательно сказывается на здоровье россиян: и взрослых и детей.

Учитель: Вы тоже можете внести свой маленький вклад в большое общее дело охраны водных ресурсов. Как это сделать обсудим после просмотра видеоролика на тему «Водные богатства России».

Дискуссия по теме урока:

- Назовите основные источники загрязнения воды.

- Чем опасно загрязнение воды?

- Почему нужно беречь воду?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

- Что можете сделать вы для экономного расходования воды?

Итог урока:

Отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Моя Родина»

«Мои молодые друзья! Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина и охранять природу - значит охранять Родину!»

Подведение итогов:

- Какой проблеме был посвящен урок?

- Над какими вопросами вы задумались?

- Какие выводы каждый из вас сделал для себя?

- О чем расскажите своим близким?

Творческое домашнее задание:

-Используя социальные сети, поделится информацией, которую получили на уроке со своими близкими и родными людьми.


© 2010-2022