«Страны мира», урок по географии 5 класс

Это третий урок по теме «Человек на Земле». Творческоеназвание «Путешествие по странам и континентам».Ученики знакомятся с многообразием стран мира;с политической картой, учатся находить государства, их столицы на карте, обозначать их на контурной карте, учатся характеризовать географическое положение стран на Политической карте мира. Планируемые образовательные результаты: Предметные: ученики смогут находить и показывать на карте своюстрану. Находить на политической карте стра­ны-соседи, на...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс«Страны мира», урок по географии 5 класс

Тeхнoлoгическaя кaртa урокa

Выполнилa учитель географии и биологии МКОУ «Средняя общеобрaзовaтельная школа №1», г. Козельск Гуржева Татьяна Григорьевна.

Предмет, класс

География, 5 класс

Место урока в образовательном процессе

Это третий урок по теме «Человек на Земле»

Тема урока

«Страны и мира»; творческое название «Путешествие по странам и континентам»

Тип урока

Комбинированный

Возраст учащихся

10-11 лет

Цель урока

Сформировать представления у учащихся представление о многообразии стран современного мира.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

сформировать понятия: «страна», «столица», «политическая карта мира»;

знакомство учащихся с легендой «Политической карты мира»;

формирование представления о различии стран по величине территории, численности населения, национальному и конфессиональному составу;

проводить сравнение стран мира по величине территории. расположению;

формирование умений определять положение страны на «Политической карте мира».

развивать навыки проведения систематизации изучаемой информации;

составление на основе анализа и систематизации преобразующих схем;

развивать познавательную деятельность учащихся;

развивать навыки и способности ставить цели и организовывать деятельность по её исполнению.

формирование информационной культуры;

формирование коммуникативных навыков;

умение включаться в беседу, умение доносить свою точку зрения до других.

Оборудование

карта полушарий; политическая карта мира, атлас «География 5-6 класс» изд. «Дрофа» , учебник : География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина [и др.]; под ред. А.И. Алексеева. - М.: Просвещение, 2012; презентация, интерактивная доска.

Методы обучения

словесный, частично-поисковый, практический.

Приемы учебной деятельности

эвристическая беседа, актуализация знаний учащихся, фронтальный опрос, практическая работа с картами и схемами: «Сравнение стран мира по политической карте» .

Когнитивный компонент урока

Многообразие стран мира; политическая карта, государства.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: ученики смогут находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные: ученики смогут самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: ученики смогут создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и

преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники не обходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её

достоверность.

Коммуникативные: ученики смогут Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: у учеников будут сформированы: ответственное отношение к учебе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; основы экологической культу-

ры, гражданский патриотизм, любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

Результат

Введение в урок

Приветствие учащихся, настрой на положительное восприятия материала урока.

Проговаривает необходимые требования к уроку (наличие учебника, атласа, рабочей тетради и т.д.)

Готовятся к уроку

Фронтальная

форма работы.

Беседа.

Личностные:

самоорграни-зация.

Регулятивные: действовать по намеченному плану.

Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

- Какую тему мы изучаем?

- Что нового мы уже узнали?

Предлагает решить географические задачи ( задачи выведены на мультимедийном экране).

  1. Закончите предложения.

  2. Установите соответствие: игра «Что обозначают эти цифры?»

  3. Составление словесных пропорций.

Отвечают на вопросы

Фронтальная форма работы.

Беседа


Работа в парах.

Личностные: развитие речи; умение слушать собеседника.

Познавательные: умение анализировать и сопоставлять.

Применять получен-ные знания на прак-тике.

Самоопределение к деятельности, целеполагание

- Ребята, какое событие проходит сейчас в нашей стране? (XXII зимние олимпийские игры)

-Посмотрите на экран. Вы видите флаги тех стран, чьи спортсмены приехали на олимпиаду. Назовите эти страны.

-Как вы считаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Да, верно «Страны мира»
- Что вы уже знаете по данной теме?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?


Просматривают слайды презентации, предлагают варианты ответов; объясняют свой выбор.

Записывают в тетради число и тему урока.

Ставят учебные задачи (узнать, как страны обозначаются на карте, как различаются страны по площади, численности; научиться характеризовать географическое положение страны)

Фронтальная.
Индивидуальная.

Беседа.

Регулятивные:

умение ставить цели, определять задачи. Умение действовать по намеченному плану.

Личностные: проявлять уважение к одноклассникам.

Постанов-ка целей урока.

Мета - план

Получение новых знаний

1. Учитель предлагает учащимся сформулировать понятия «страна», «столица», «политическая карта мира». Затем, с помощью учебника, проверить правильность своих суждений.

2. Учитель предлагает открыть «Политическую карту мира» в Приложении учебника (стр.184-185).

-Как обозначены страны на карте?

-Как обозначены столицы государств?

-На каком материке наибольшее количество стран?

-Найдите самые крупные по площади страны мира. Выпишите не менее пяти стран. Рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна.

3. Учитель знакомит учеников с многообразием и классификацией стран мира.











4. - Как показаны границы государств на каре?

?! На картах морские границы, как правило, не указывают. Страны договорились, что их проводят в 12 морских милях (примерно в 22 км) от берега.

За этой полосой заканчиваются территориальные воды государства и начинаются доступные для всех международные воды.

В дальнейшем вы будете сравнивать страны и по многим другим- признакам. Некоторые из них вы можете определить и сейчас.

При изучении фрагменте параграфа 18 «В каких странах живут люди?» (стр.62-63) ученики формируют определения

«страна», «столица», «политическая карта мира».

Учащиеся знакомятся с «Политической картой мира» в Приложении учебника. Выясняют, что можно узнать по карте, анализируя её легенду.

Ученики результаты работы оформляют в форме таблицы.

Крупные по площади страны мира

Где находится

(часть света)

С помощью карты ученики составляют кластеры. «Многообразие государств»

Государства различаются по:

площади численности

георграфич. положению

«Различие стран по географическомуположению»

По географическому положению

Островные Полуостровные Архипелаги

Приморские Сухопутные Ученики проводят ранжирование стран по численности населения.

Различие стран по численности населения (млн. чел.)

Китай 1 321 851 1

Пакистан 164 741,9 6

Япония 127 433,5 10

Бангладеш 150 448,3 7

Нигерия 145 031,2 8

Россия 141 377,8 9

Индонезия 234 694 4

США 301 139,9 3

Бразилия 190 010,6 5

Индия 1 129 866,2

Ранжирование стран по площади (от большей к меньшей)

Площади стран по убывающей

В каких полушариях

находятся страны

Ученики слушают объяснение учителя, делают записи в тетради.

Работа с текстом, словарная работа.

Самостоятель-ная работа.



Парная работа.



Составление кластера.

Групповая работа.

Работа с картой

Работа со статистичес-ким мате-риалом.







Словарная работа, фронтальная форма.

Личностные:

уметь слушать собеседника, вести диалог.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкции учителя и по инструкциям, содержащимся в учебнике.

Коммуникатив-ные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразитель-ную) в учебнике, анализировать её содержание.

Уметь классифициро-вать страны, уметь находить и показывать государства на карте.

Знать как на карте изображе-ны столицы, как различаются страны по площади, численности, географическому положению.

Знать: определение гор, различие гор по высоте, строение гор, изменение гор во времени.

Уметь: формулировать мысли, выводы, анализиро-вать, обобщать, делать вывод; уметь работать с картой, учебником и др. источниками информа-ции.

Приме- нять и сохранять учебную задачу урока.

Осуществ-лять: поиск стран и их столиц на карте, описание географии-ческого положениястран.

Физкульт-минутка

Организует проведение физических упражнений

Делают упражнение.

Фронтальная форма работы.

Личностное: эмоциональная и физическая разгрузка.

Снятие усталости и напряже-ния

Первичное закрепле-ние знаний

Задание 2.

А) Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвичский) меридиан.

Б) Расположите параллели: Северный полярный круг, Северный тропик, Южный полярный круг, Южный тропик в зависимости от количества стран, которые они пересекают. Для каждой параллели приведите примеры стран.

В) Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

Параллель ........ пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.

Северный тропик и меридиан 100° з. д. пересекаются на территории страны ……….

Япония находится ...... Казахстана, а Австралия - ... …..Японии.

Г) В два столбца выпишите примеры стран, которые:

а)имеют только сухопутные границы;

б)не имеют сухопутных границ.

Задание 3 (стр. 65)

Сравните: а) Чили и Турцию;

б) Китай и Канаду.

Запишите, какой признак для сравнения вы использовали в одном и другом случае.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, находят и показывают объекты на карте.

Самостоятель-ная работа с картой.



Метод незаконченных предложений



Работа с картой по вариантам.

Познавательные: расширение знаний по теме.

Уметь работать с «Полити-ческой картой мира».

Практичес-кая работа

Организует работу по заданию №1, 2 в рабочей тетради под ред. Сиро-тина «География 5-6 класс», на стр.38-39.

По рядам описывают по плану географическое положение стран:

1ряд - США.

2 ряд - Бразилия.

3 ряд - Китай.

План характеристики гп страны:

  1. Название, столица.

  2. На каком материке, в какой его части, в какой Части света находится.

  3. С какими странами граничит.

  4. Какими морями, океанами омывается.

Практикум

Групповая форма работы

Познавательные:уметь описывать географическое положение страны по плану;

уметь наносить на контурную карту крупней-шие страны мира.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в учебнике.

Личностные: аккуратность, внимание.

Умение описывать страны по плану;

уметь наносить на контурную карту крупней-шие страны мира.

Закрепле-ние получен-ных знаний

Игра «Самые - самые».
-Самая большая по площади страна мира (Россия).

-Самая большая по численности страна мира (Китай)

- Страна, которая занимает целый материк(Австралия)

- Страна «восходящего солнца» (Япония)

-Страна -родина олимпийских игр (Греция)

Задание 4 (СТР.65)

«Почтовые открытки» (рис. 41, А, Б, В и Г) послали своим друзьям школьники из разных стран.

Определите: а) какой текст (1-4) соответствует каждой из этих открыток; б) из какой страны пришла каждая открытка.

1. Привет! Моя большая процветающая страна находится в Западном полушарии. Она выходит к берегам трех океанов. В восточной части страны живёт больше людей, чем в западной. У нас много больших городов. До Северного полюса нам ближе, чем до Южного.

(Канада, Г)

2. Друзья! Узнайте о моей стране!

Она совсем маленькая и почти незаметна на карте. В давние времена здесь была временная стоянка для кораблей путешественников и купцов. У нас очень красивая природа и нет сухопутных границ. Если отправиться вдоль 20-й параллели на запад, то, преодолев почти 900 км, вы окажетесь у берегов одного из крупнейших островов мира. Если двигаться вдоль той же параллели на восток, берега одного из материков покажутся только через 6000 км. (Маврикий - остров в западной части Индийского океана. Основная часть Республики Маврикий, столица которого - город Порт-Луи. Население острова - 1 245 288 человек. Остров Маврикий входит в состав Маскаренских островов. Территория острова составляет 1865 км²)

3.Дорогой друг! Я живу в огромной стране на самом большом материке. У нас много соседних стран и длинное морское побережье. Наше государство, конечно, меньше по площади, чем Россия, но больше, чем Бразилия. Многочисленное население проживает в восточной половине страны, а западная половина заселена слабо. У нас очень древняя история и культура. Мы производим много товаров для всего мира. (КИТАЙ, Б)

4.Всем добрый день! Моя прекрасная страна расположена в Старом свете. Через нашу страну проходит Гринвичский меридиан. До Северного полюса нам в 3,5 раза ближе, чем до Южного. Наша столица один из самых красивых городов мира. Цвета нашего флага похожи на цвета российского флага. (Франция, А)

Отвечают на вопросы викторины. Показывают объекты на карте.



Каждая группа учащихся представляет учителю письменный ответ, который затем озвучивается и оценивается.

Географичес-кий тренинг.

Фронтальная форма работы.

Выполняется как групповое задание, помогающее учащимся высказать своё мнение.

Личностные: развитие речи; умение слушать собеседника.

Познавательные: умение анализировать и делать выводы.

Закрепля-ются знания, получен-ные на уроке.

Подведе-ние итогов. Рефлексия.

Совместно с учениками подводит итоги учебной деятельности:

- Поднимите руки, кому урок понравился, почему?

- Что вам особенно понравилось на уроке? Что легко давалось, было понятно? В чем испытывали трудности?

Отвечают на вопросы.


Красный -я работал отлично, мне всё понятно
Желтый-я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
Синий - я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Фронтальная Метод «Открытый микрофон».

Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»

Личностные: самооценка своих достижений.

Регулятивные: выполнять требования. действовать по плану.

Познавательные: учиться обо-бщать, делать выводы.

Делают выводы по уроку и оценивают урок.

Домашнее задание

  • Параграф 18, выучить определения по теме «Человек на Земле».

  • К/ к №1, 2 стр. 54-55

  • Составить толстые и тонкие вопросы по теме «Человек на Земле».

  • Задание 5 (стр.65) выполняется как проектное (открытка другу).

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Фронтальная.

Метод Объяснение.

Закрепле-ние знаний, получен-ных на уроке.



© 2010-2022