Элективный курс Глобальные проблемы человечества

      Данная  программа, элективного  курса "Глобальные проблемы  человечества" является  модифицированным. Данный  курс  предназначен  для обучающихся 9-10 классов. Курс рассчитан  на 17  часов. Он  имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.                                                                                        Цель элективного курса: познакомить с глобальными проблемами человечества, выявить причины возникновения проблем, значимость каждого человека в...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено» Директор МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118» _________________ Е.Н.Заварзина

Приказ № ________ от « ____» ___________20___г.

Программа элективного курса по географии

(модифицированного)

«Глобальные проблемы человечества»

9 класс







Составитель: Попова Надежда Ивановна, учитель географии первой квалификационной категории



д. Веркола

2014 год

Пояснительная записка

Программа модифицированного элективного курса «Глобальные проблемы человечества» разработана на основе программы Расстрыгиной Л.Г. «Глобальные проблемы человечества». Суть изменения программы в том, что в ней рассматриваются не только глобальные проблемы человечества, но и проблемы Архангельской области, т. е. учитывается региональный компонент, на изучение которого мало отводится времени. Курс рассчитан на 17 часов. Он имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Актуальность данного курса «Глобальные проблемы человечества» связана с всё более обостряющимися противоречиями в современном мире, возникающими между человеком и обществом, обществом и окружающей средой; между странами с высокоразвитой экономикой и развивающими странами с отсталой экономикой. Этот курс обобщает географические знания, рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в глобальном масштабе, так и в региональном.

Цель элективного курса: познакомить с глобальными проблемами человечества, выявить причины возникновения проблем, значимость каждого человека в решении проблем, рассмотреть возможные пути решения проблем.

Он способствует решению следующих задач:

  • Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планомерного сообщества людей, единства природы и общества.

  • Формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам.

  • Развитие познавательного интереса к общечеловеческим пробелам социального характера.

  • Вооружение обучающихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу.

  • Правильное понимание места и роли России в мире.

Специфика содержания курса предполагает использование различных методов и форм обучения. На занятиях применяются групповые и индивидуальные формы обучения, используются следующие методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, работа с периодической печатью, интернет ресурсами, статистикой и т.д.

Виды деятельности учащихся: анализ статистических и картографических материалов, построение графиков, составление классификаций. Установление причинно-следственных связей, подготовка устных сообщений, презентаций с использование различных источников информации, проектная деятельность.

Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела, темы

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практич.

1.

Геоглобалистика и география

1

1

Выборочная проверка записи лекций

2

Демографическая проблема

2

1

1

Выполнение самостоятельно ПР. работы ее результат

3

Север-Юг: проблема отсталости

3

2

1

Тестирование

4.

Продовольственная проблема

3

2

1

Выполнение самостоятельно ПР. работы ее результат

5.

Энергетическая и сырьевая проблемы

3

2

2

Тестирование

6.

Проблемы Мирового океана

2

1

1

Выборочная проверка записи лекций

7

Глобальный этнический кризис

2

1

Тестирование

8

Глобальные проблемы человечества (деловая игра)

1

1

Результаты деловой игры.

ИТОГО:

17

11

6



Содержание программы

Тема 1. Геоглобалистика и география. - 1 час.

Понятие глобальных проблемах человечества. Глобальная география: наука и учебные дисциплины. Геоглобалистика. Классификация глобальных проблем.

Тема 2. Демографическая проблема - 2 часа.

Демографическая проблема и пути её решения. Демографическая проблема Архангельской области.

Тема 3. Север-Юг: проблема отсталости. - 3 часа.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Корни отсталости. Отсталость и колониализм. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. Внешняя задолженность как фактор отсталости. География отсталости. Африка. Азия. Латинская Америка.

Тема 4. Продовольственная проблема.- 3 часа.

Продовольственная проблема, её географические аспекты и пути решения. Качество питания: нормы и факты. География недоедания. Региональные типы питания. Питание северян. Причины голода.

Тема 5. Энергетическая и сырьевая -3 часа

Энергетическая и сырьевая проблемы. Их географические аспекты. Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающему типу экономики.. Природный газ. Уголь. Гидроэнергетика. Энергетические проблемы России. Минеральные ресурсы. Роль лесных ресурсов. Лесные ресурсы Архангельской области. Вторичные ресурсы. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Тема 6. Проблемы Мирового океана - 2 часа.

Проблема использования Мирового океана. Использование биологических и минеральных ресурсов мира и Архангельской области. Проблема использования энергии океана. Другие проблемы Мирового океана.

Тема 7. Глобальный этнический кризис. - 2часа

Глобальный этнический кризис. Конфликтнообразующие факторы. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернации. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Экология и этнические распри. Россия и глобальный этнический кризис.

Тема 8. Глобальные проблемы человечества. - 1часа

Практическая работа (деловая игра). Разработать проект одной из проблем (энергетической, экологический, продовольственной, демографической), опираясь на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний.





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

Тема 1.Геоглоболистика и география.

1

1

Геоглобалистика. Классификация глобальных проблем

1

Тема 2. Демографическая проблема.

2

2

Демография. Демографическая проблема и пути ее решения.

1

3

Демографическая проблема - Архангельской области

1

Тема 3. Север- Юг: Проблема отсталости.

3

4

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Корни отсталости.

1

5

Отсталость и колониализм. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. Внешняя задолженность как фактор отсталости.

1

6

География отсталости. Африка. Азия. Латинская Америка.

1

Тема 4. Продовольственная проблема.

3

7

Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения.

1

8

Качество питания: нормы и факты.

1

9

География недоедания. Региональные типы питания. Питание северян. Причины голода.

1

Тема 5. Энергетическая и сырьевая проблемы

3

10

Энергетическая и сырьевая проблемы. Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающему типу экономики. Природный газ. Уголь.

1

11

Гидроэнергетика. Минеральные ресурсы. Роль лесных ресурсов. Лесные ресурсы Архангельской области. Вторичные ресурсы

1

12

Энергетические проблемы России. Россия и глобальный сырьевой кризис.

1

Тема 6. Проблемы Мирового океана.

2

13

Проблема использования Мирового океана. Использование биологических и минеральных ресурсов мира и Архангельской обл.

1

14

Проблема использования энергии океана.

1

Тема 7. Глобальный этнический кризис

2

15

Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернации

1

16

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Экология и этнические распри. Россия и глобальный этнический кризис.

1

Тема 8. Глобальные проблемы человечества (деловая игра)

1

17

Практическая работа . Разработать проект решения одной из проблем (энергетической, сырьевой, продовольственной, демографической), опираясь на гипотезы, теории, концепции.

1







Ожидаемый результат

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

-причины, особенности и последствия глобальных проблем современности

-типологию глобальных проблем и их характеристику

-современные подходы к решению глобальных проблем современности

-специфику проявления глобальных проблем в отдельных странах

-виды международных организаций, занимающихся решением глобальных проблем;

уметь:

- подбирать и работать с дополнительной литературой;

- принимать участие в дискуссии;

- анализировать статистические данные;

- применять полученные знания на практике

А так же в результате изучения курса обучающиеся увидят много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания региональных особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, журналов и газет.





Литература


1. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы/ Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой. 2006г

2. Гладкий, Ю. Н., Соколов, О. В., Файбусович, Э. Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 2004.

3. Кучер, Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М.: Просвещение, 1991.

4. Лавров, С. В., Гладкий, Ю. Н. Глобальная география. - М.: Дрофа, 2009.

5. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география: Метод. пособие. - М.: Просвещение, 2009.

6. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы, В. М. Константинов, В. М. Галушин, И. А. Жигарев, Ю. Б. Челидзе. Пособие - Издательство: "Academia" (2009)

7. Глобальная экология. Концептуальные основы. Бугаев А.Ф. Киев, 2010

8. geoinfoed.ru/geo3/91-globalnye-problemy-chelovechestva-sushhnost-i-puti-resheniya.html

9. otherreferats.allbest.ru/sociology/00164044_0.html

10. geographyofrussia.com/demograficheskaya-problema/

11. ru.wikipedia.org/wiki/









Тема 1. Геоглобалистика и география

Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формирование представлений и знаний о важнейших глобальных проблемах человечества. Показать взаимосвязь глобальных проблем и их классификацию.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: политическая и физическая карты мира. Атласы. Учебник.

План лекции:

1. Глобальная география: наука и учебная дисциплина.

2. Геоглобалистика: термин и содержание.

3. Классификация глобальных проблем. Занесение схемы классификации в тетрадь. Выборочная проверка записи лекции в тетради.

Вопросы для закрепления:

1. Какая из глобальных проблем затрагивает ваши личные интересы: а) сильно: б) умеренно; в) вовсе не затрагивает?

2. В чем состоит практическая сила глобальной географии как научного направления? В какой области глобальной географии разработки кажутся вам наиболее перспективными?

3. Какова польза глобального моделирования?

Тема 2. Демографическая проблема

Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование представлений и знаний о важнейших глобальных проблемах человечества; рассмотреть суть и причину возникновения демографической проблемы, связь демографической проблемы с демографической ситуацией в развивающихся странах; проанализировать возможные пути решения демографической проблемы; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: политическая карта мира, схемы, таблицы, книги, справочники.

Виды деятельности учащихся и учителя:

Рассказ о сути демографической проблемы и её проявлениях.

Сообщение на тему «Демографическая проблема - проблема развивающихся стран. Азия, Африка, Латинская Америка».

Вопросы семинара:

1. Можно ли решить демографическую проблему силами самих развивающихся стран?

2. Ответственны ли развитые страны за глобальную демографическую ситуацию?

3. Насколько убедительна теория демографического перехода?

4. В чём состоят причины проявляющихся в отдельных странах мира депопуляционных процессов? Одинаковы ли корни депопуляционных процессов в некоторых странах Западной Европы и России?

5. Практическая работа. Заполнить таблицу. Демографическая специфика отдельных регионов России и Архангельской области

Тема 3. Север - Юг: проблема отсталости

Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; рассмотреть суть и причины возникновения проблемы, связь проблемы с колониализмом и географической средой; выделить корни отсталости; показать географическую отсталость.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: политическая карта мира, атлас. Кинофрагмент «Эфиопия».

Лекция.

План:

1) постановка проблемы;

2) корни отсталости;

3) отсталость и колониализм;

4) отсталость и географическая среда;

5) параметры отсталости;

6) внешняя задолженность как фактор отсталости;

7) география отсталости: Африка. Азия. Латинская Америка.

Закрепление. Практическая работа сравнить географию отсталости Африка. Азия. Латинская Америка.



Тема 4. Продовольственная проблема

Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; рассмотреть суть и последствия продовольственной проблемы, связь её с другими глобальными проблемами, размещение стран, для которых эта проблема крайне актуальна; проанализировать пути решения продовольственной проблемы; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: карты мира: политическая, природных зон, схемы, таблицы, хрестоматии, книги.

Вопросы семинара:

1. Каковы причины голода?

2. Можно ли решить проблему голода в развивающихся странах за счёт поставки продовольствия из развитых стран?

3. Можно ли считать продовольственную проблему глобальной, если она не затрагивает все страны мира?

4. Чем отличается рацион питания жителей развивающихся стран?

5. Какими путями можно решить продовольственную проблему?

Темы сообщений: «География голода», «Социальные и политические основы продовольственной проблемы».

Тема 5. Энергетическая и сырьевая проблемы

Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить с причинами появления и сущностью проблемы; проанализировать географию энергетической и сырьевой проблемы; объяснить глобальность и одновременно относительность данной проблемы, рассмотреть возможные пути решения этих проблем; продолжить формирование и умение работать с различными источниками информации.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: карты мира: физическая, полезных ископаемых, политическая, схемы, таблицы, справочники.

Виды деятельности учащихся и учителя:

1. Беседа о сущности энергетической и сырьевой проблемы и причины их появления. Проблемы Архангельской области.

2. Рассказ учителя о том, почему эти проблемы являются одновременно и глобальными, и политическими.

3. Работа учащихся в группах и подготовка сообщений о возможных путях энергетики будущего.

4. Практическая работа учащихся по заполнению таблицы «Преимущества, недостатки различных видов энергии».

5. Практическая работа учащихся по обозначению на контурной карте стран и регионов - центров альтернативных источников энергии.

6. Диспут: «Выгоден ли России, имеющей большие запасы топлива, мировой энергетический кризис?».

Тема 6. Проблемы Мирового океана

Цели и задачи: продолжить формирование представлений и знаний о глобальных проблемах человечества; дополнить знания учащихся о Мировом океане, его значении и роли для человечества; рассмотреть важнейшие проблемы, связанные с Мировым океаном, и возможные пути решения этих проблем.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: карты мира: физическая, карта океанов, политическая.

Деятельность учителя и учащихся:

1. Доклады учащихся по темам: «Морское хозяйство как новая отрасль экономики», «Проблема освоения минеральных ресурсов океана», «Проблемы использования биологических ресурсов Мирового океана».

2. Практическая работа - обозначить на контурной карте:

 самый загрязнённый район Мирового океана;

 популярные районы океанического туризма и отдыха.

3. Дискуссия «Почему загрязнение Мирового океана грозит жизни на суше?».


Тема 7. Глобальный этнический кризис

Цели и задачи: познакомить с причинами появления и сущностью проблемы, выделить конфликтообразующие факторы. Рассмотреть возможные пути решения проблем.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: политическая карта, атлас.

Деятельность учителя и учеников.

План лекции:

1. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация.

2. Принцип тождественности государственных и национальных границ.

3. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.

4. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений.

5. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств.

6. Экология и этнические распри.

7. Россия и глобальный этнический кризис.



































© 2010-2022