- Преподавателю
- География
- «Мой край» Рабочая тетрадь по краеведению факультатив 7 класс
«Мой край» Рабочая тетрадь по краеведению факультатив 7 класс
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Писаренко Г.В. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Северо-Казахстанская область
Есильский район
КГУ «Заградовская средняя школа»
«Мой край»
Рабочая тетрадь по краеведению
факультатив 7 класс
Автор: Писаренко Г.В.
Учитель географии и биологии
Рабочая тетрадь по краеведению «Мой край»
Автор: Писаренко Г.В.- учитель географии и биологии
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений породы своего края, изменения природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Задачи:
1.Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему региону как источнику жизни.
2.Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами).
3.Выявлять особенности природных компонентов, уникальности природы родного края.
4. Научить учащихся применять знания и умения сохранения природы в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь включает темы:
Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охрана природы. Экология.
Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогают учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере своей местности; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результаты обучения.
А результатом выполнения задания являются:
1.Умение работать со справочным материалом:
2.Оформлять контурную карту
3.Составлять описание и характеристики;
4.Оценивать и прогнозировать изменения природных объектов
Задание для выполнения практических работ имеют различные уровни сложности.
Некоторые задания носят творческий характер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач.
Материал в рабочей тетради, разнообразен. Содержит практические задания, схемы, таблицы, картосхемы, графики.
Тема: 1. Географическое положение своей местности
Общие сведения:
Площадь 360 кв.км, что составляет - 0.002% от всей площади страны.
Координаты: 53гр.с.ш. 68 гр.в.д.
Население -1912 человек.
Районный центр - с. Явленка.
Задание №1. Определить протяжённость Есильского района (в км.). Приложение: 6.
С севера на юг _____________________________
С запада на восток __________________________
Задание №2. Определите по карте Казахстана расположение Есильского района, с. Заградовка на территории нашей страны, области: Приложение: 6, 7, 8.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомните план характеристики географического положения (ГП) территории
1.Положение на материке.
2.Крайние точки, их координаты.
3.Границы.
4.Омывающие моря.
5.Положение в тепловых поясах.
Задание №3. Сделайте вывод об особенностях ГП Есильского района, с Заградовки.
Практическая работа №1
«Ознакомится с тематическими картами и решения простейших задач по карте»
1.Пронализируйте карты Физическая карта Казахстана, Северо-Казахстанская область:
Название карты.
Что изображено на карте?
Способ изображения
При решении, каких задач используется?
2. Решить по карте следующие задачи:
В каком направлении от Заградовки находятся:
Явленка ____________________________________
Петропавловск _____________________________________
Астана __________________________________________
Алматы _____________________________________
3.Нанесите на контурную карту области границы района. Отметьте расположение села Заградовка.
Тема: 2. Рельеф и полезные ископаемые
Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В Северо - Казахстанской области и Есильском районе большая часть территории -равнинная.
Задание №1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами на основе анализа карт Физической карты Казахстана, Северо-Казахстанской области, Есильского района: Приложение: 8.
Особенности рельефа края
Примеры, подтверждающие их
Разнообразие
Понижение территории к северу
Преобладание равнин
Горное обрамление
Задание №2. Подпишите на контурной карте название основных форм рельефа края.
Задание№3. На каких тектонических структурах расположены равнины?
Тема: 3. Полезные ископаемые местности
Месторождения - это крупные скопления руд, имеющих промышленное значение.
Бассейны- группы близко расположенных месторождений, однако т того же полезного ископаемого.
Задание №4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных ископаемых?
Задание №5.Используя карту - Приложение: 10, запишите, какие полезные ископаемые нашей области, района относятся к:
Магматические породы: _______________________________________________________
Осадочными породами: _________________________________________________________
Тема: 4. Климат, Факторы, определяющие особенности климата
Климатообразующие факторы:
Географическое положение
Солнечная радиация
Движение воздуха (рельеф)
Близость морей и океанов, течения
Климатический пояс, в котором расположен наш край - умеренный.
Тип климата - резко континентальный.
Задание №1. По приложениям 2 - 5, климатической карте Казахстана (атлас, 8 класс) составьте характеристику климата нашей местности:
Средние и максимальные, минимальные температуры воздуха: в январе -_____________, июле -_____________________________________
Количество осадков: _____________________________________________________________
Испаряемость: __________________________________________________________________
Коэффициент увлажнения: ________________________________________________________
Практическая работа №2,
"Биоритмы в условиях резко континентального климата".
(Работа в группах)
Группа №1.Групповое задание: Какое влияние оказывают погода на самочувствие человека.
№1
1.Определите в % количество дней зимы.
2. Определите среднюю температуру в зимние месяцы.
3.Построить график среднемесячных температур нашей местности за зимние месяцы.
4. Опишите, как чувствует себя человек в морозную, завьюженную зиму.
ВЫВОД:
№2
1.Определите в % количество летних дней.
2. Определите среднюю температуру летних месяцев.
3. Построить график среднемесячных температур нашей местности за летние месяцы.
4. Опешите, как чувствуют себя человек в жаркое и знойное лето.
ВЫВОД:
Группа №2. Групповое задание: Какие особенности погоды существуют в условиях Северного Казахстана зимой и летом. Как эти особенности влияют на самочувствие человека.
№1
1.Определите в % количество дней с сильными ветрами зимой.
2.Определите среднюю скорость ветра зимой.
3.Постройте «Розу ветров» зимних месяцев:
4.Опишите, как чувствует себя человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:
№2
1.Определите в% количество дней с сильными ветрами летом.
2.Определите среднюю скорость ветра летом.
3.Постройте «Розу ветров» летних месяцев.
4. Опишите, как чувствуют себя человек при этих физических факторах?
ВЫВОД:
Тема: 5. Внутренние воды. Приложение: 11
Реки
Общие сведения:
Крупная река Севера -Казахстанской области Есиль (Ишим), протяжённость которой -2450 км. Берёт начало в г. Нияз (Сырарки) на высоте 560 м над уровнем моря, впадает в р Ишим.
Ишим - самый длинный в мире приток третьего порядка.
Практическая работа №3
«Определите по тематическим картам атласа режим питания, особенности годового стока, падения реки, возможности хозяйственного использования реки Есиль».
Характер течения: ____________________________________________
Тип водного режима: _________________________________________
Источник питания: ___________________________________________
Уклон и падения реки: ________________________________________
Расход в устье и годовой сток: __________________________________
Возможности хозяйственного использования: ______________________
Озёра
Общая численность озёр Севера - Казахстанской области составляет 3000 с площадью около 4600кв. Площадь «среднего» озера -1,5 кв. км. Наиболее крупные озёра: Силетитениз (750кв. км), Улькенкарой (305кв.км) Теке (256кв.км), Кишикарой (100кв.км)
Преобладает глубина 1,5-3 м
Задание №1. На контурной карте обозначь самые большие озёра нашей области.
Задания №2. Дайте характеристику озера, расположенного рядом с нашим населённым пунктом по плану:
1.Название озера.
2.Форма озёрной котловины.
3.Размеры: ширина, длина, средняя глубина, площадь озера.
4.Береговая линия озера.
5.Происхождение озёрной котловины.
6.Растительный и животный мир озера.
7. Процесс заиления воды: цвет, прозрачности, вкус, запах.
8.Характеристика воды: цвет, прозрачности, вкус, запах.
9.Питание озера (соотношение между источниками питания) и колебание уровня воды в озере между сезонами года.
10. Зимний режим озера: средние даты замерзание и вскрытия, мощность льда.
11.Тепловые особенности озера: температура воды в озере и её колебание в течение года.
12.Хозяйстенное использование озера.
Тема: 6. Почвы. Приложение 12, 13
Механический состав почвы - это соотношение различных по размерам минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы - плодородие.
В образовании почв участвуют следующие факторы:
Рельеф
Горные породы
Климат
Растения
Животные
Деятельность человека
Время
Задание №1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Какие почвы в нашем крае наиболее плодородны? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №3. Какие типы почв преобладают в нашей местности? И почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: 7. Растительный мир. Приложение: 14, 15.
Территория области располагается в пределах дух природных зон: лесостепной и степной.
Древесная растительность представлена берёзово -осиновыми колками. Встречаются два вида берёзы - бородавчатая и пушистая. Высота древесного яруса достигает 10-15 метров.
Открытые нераспаханные участки покрыты травостоем из злаков и разнотравья.
Задания №1.Дайте название растениям, произрастающие на территории нашей местности:
1)__________________________ 2)________________________________
3)___________________________ 4)_______________________________
5)____________________________6)________________________________
Что влияет на состояние растительность нашей местности?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растительные ресурсы
Растительные ресурсы - это пищевые продукты, корма, сырьё.
Рациональное использование древесных ресурсов - необходимое условие бережного отношения к природе
Задание №2.Какие растительные ресурсы используются в нашей местности?
Тема: 8. Животный мир. Приложение: 16, 17.
На территории Северо-Казахстанской области обитает не менее 260 видов позвоночных животных. Из них более 10 видов рыб, пресмыкающихся -3 вида, земноводных -5, птиц -210видов,36 видов млекопитающих. В Есильском районе обитает 200 видов позвоночных животных: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и т.д.
Задание №1. Распределите животных нашей местности по месту их обитания:
Лесные животные
Степные животные
Животные водоёмов
Задание №2.Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тема: 9. Охрана природы. Экология
Редкие и исчезающие растения и животные, занесены в КРАСНУЮ КНИГУ.
Задание №1. Какие растения и животные нашей местности занесены в Красную Книгу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№2.
1.Какие природные объекты нашей местности подверглись сильным изменениям под воздействием хозяйственной деятельности человека?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие экологические проблемы характерны для нашей местности? Почему они возникли?
Ваши предположения по решению экологических проблем нашей местности?
Литература:
1.Бейсенова А., Карпеков К. Физическая география Казахстана. Алматы .2008.
2. Доскенова Б.Б. Комплексная экологическая оценка состояния окружающей среды Севера-Казахстанской области. Петропавловск ,2007.
3. Бектасова К.Р., Чайко С.Я География Есильского района. Петропавловск .2007.
4. Капранова Н.И., Максимчук В.В. Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе .2003.
5. Виноградова Л.А. Типовые планы в курсах предмета «География». Петропавловск.2007.
6. Атлас: Физическая география Казахстана, 8 класс.
Приложение:
Приложение№1.
Общие сведения по территории Загаровского сельского округа
Населённые пункты
Площадь территории (кв.км)
Численность населения
Земельные ресурсы
Площадь с/х угодий
Пашни
1.Заградовка
2.Словянка
3.Тонкошуровка
4.Горное
5.Джамбул
360
1912
30520
23062
Приложение №2
Годовое выпадение осадков на территории Есильского района (в мм)
Станция
Месяцы
Год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Явленка
11
8
9
16
30
51
59
46
30
25
18
14
317
Приложение №3
Среднемесячная и среднегодовая температура для г. Петропавловск
(градусы, Цельсия)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Средне годовая
-19,7
-17,3
-11,3
1,5
11,4
16,0
18,8
16,6
10,6
1,8
-8,1
-15,9
0,5
Приложение №4
Среднегодовая повторяемость направления ветров по ГМС Петропавловск
(количество дней)
Север
Севера восток
Восток
Юга-восток
Юг
Юга - запад
Запад
Севера-запад
45
32
30
35
37
125
40
21
Приложение №5
Продолжительность сезонов года для Есильского района
Зима
Весна
Лето
Осень
183
25
118
39
Карты.
Приложение: 6.
Северо-Казахстанская область. Политико-административная карта.
Приложение: 7.
Приложение: 8
Приложение: 9
Приложение: 10.
Полезные ископаемые Казахстана.
Приложение: 11.
Приложение: 12.
Приложение: 13.
Приложение: 14.
Приложение: 15.
Приложени: 16.
Приложение: 17.