Конспект урока на тему Климат и человек. Климатические ресурсы (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Климат и человек. Климатические ресурсы».

Цель урока:

- показать актуальность (жизненную важность) проблемы «влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека»; - влияние человека на климат.

Задачи урока:

  • Образовательные:

- расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения;

- объяснить понятие «агроклиматические ресурсы».

  • Развивающие:

- продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой,

картами атласа;

- продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы;

- развивать культуру письменной речи учащихся.

  • Воспитательные:

- воспитывать позитивное, бережное отношение к окружающей среде, через осмысление

влияния окружающего мира на человека;

- расширение кругозора учащихся: экологические проблемы, причины их возникновения;

- применяемые меры по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: репродуктивный с частично - поисковым методом.

Основные методы, используемые на уроке:

словесный (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с учебным текстом);

практический (заполнение таблицы);

наглядный (слайдовая презентация);

методы контроля (фронтальный опрос, тест, географический диктант);

картографический (работа с картами атласа).

Основные формы деятельности учащихся:

фронтальная,

индивидуальная,

работа в парах.

Оборудование:

презентация «Климат и человек»;

географические карты:

- физическая карта России,

- климатическая карта России,

- карта «Агроклиматические ресурсы»,

- карта «Плотность населения»,

- атлас 8 класса,

- учебник «География России» И.И. Баринова.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся.

Здравствуйте, дети, присаживайтесь поудобнее, начинаем урок. Я рада, вас, видеть. Желаю, вам, хорошего настроения, бережного отношения друг к другу, отличного настроения на уроке.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверка отсутствующих.

II. Актуализация знаний и умений.

1.Фронтальный опрос ( цель - проверка знаний основных понятий по теме «Климат»).

Учитель: «Ребята, дайте определения понятиям»

Что такое климат?

Что называется суммарной радиацией?

Воздушные массы - это...?

Что такое циклон?

Что такое антициклон?

Изменение свойств воздушных масс при перемещении?

Коэффициент увлажнения - это..?

Что такое испаряемость?

Что такое атмосферный фронт?

2. Водное слово учителя: ребята, я вам предлагаю письменную тестовую проверочную работа по вариантам. Проверьте себя, как вы усвоили материал прошлых уроков по теме «Климат». Это нам поможет подготовиться к уроку обобщающего повторения (цель - промежуточный контроль знаний по теме «Климат»). Выполнение работы - 7 мин. (Учащиеся получают тестовые задания).

Вариант 1.

1.Преобладающая часть территории России расположена в климатическом поясе:

А) субтропическом

Б) арктическом

В) умеренном

Г) экваториальном

2.Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, называется …

А) испаряемость

Б) увлажнение

В) коэффициент увлажнения

Г) испарение

3. Назовите район России с высоким уровнем комфортности:

А) низовья Енисея

Б) Мурманск

В) Краснодарский край

Г) республика Коми

4. Постепенное изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей

поверхности называется …

А) циркуляцией

Б) трансформацией

В) погодой

Г) атмосферным давлением.

5. Выберите верные утверждения о климате России:

А) Наибольшее количество солнечной радиации поступает в южные районы страны.

Б) На климат нашей страны оказывают влияние воздушные массы всех океанов.

В) При перемещении тёплых воздушных масс всех океанов.

Г) Город Оймякон - самый холодный в Северном полушарии.

Д) Для островов Северного Ледовитого океана характерен субарктический климат.

Вариант 2

1. Какой из перечисленных климатообразующих факторов для территории России

наиболее важный?

А) географическая широта

Б) подстилающая поверхность

В) хозяйственная деятельность человека

Г) морские течения

2. Замкнутая область низкого давления - это …

А) циклон

Б) пассат

В) антициклон

Г) муссон

3. Назовите район России с неблагоприятными условиями для проживания человека:

А) Красноярск

Б) Екатеринбург

В) Анадырь

Г) Москва

4. Определите тип климата: летом выпадает много осадков, а зима сухая:

А) резко континентальный

Б) арктический

В) муссонный

Г) субарктический

5. Выберите верные утверждения о климате России:

А) На юге Дальнего Востока летом господствует морской арктический воздух.

Б) Воздушные массы способны трансформироваться при перемещении над определённой территорией.

В) Атлантический океан оказывает на климат умеренных широт меньшее влияние, чем Тихий.

Г) Сибирский антициклон - это обширная область высокого давления, оказывающая решающее влияние на суровость зимы в Сибири.

Д) Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла получает данная территория.

Учитель: «А сейчас проведём взаимопроверку выполненных работ и сверим результаты с правильными на экране. Поставьте соответствующие оценки за работу в тетрадь. Поднимите руку, у кого работы выполнены

на «5» и на «4». Молодцы.

3. Работа с картами атласа:

Работа с картами атласа «География России» 8-9 класс: «Климатическая карта России» и «Плотность населения» (Цель - продолжать развивать умения читать и анализировать тематические карты).

Задания по картам. Ребята, откройте в атласе карты на с. 12 и 17, сравните климатическую карту России и карту «Плотность населения России» и ответьте на следующие вопросы:

1). Определите, в каких климатических поясах наименьшая плотность населения? Почему? (возможные ответы учащихся: в арктическом, субарктическом, в областях континентального и резко континентального умеренного КП, т.к. низкие температуры воздуха продолжительные холодные зимы, короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота…)

2). Определите, в каких климатических поясах наибольшая плотность населения? Почему? (возможные ответы учащихся: в области умеренно континентального климата, на юге континентального т.к. тёплая зима (средняя температура -10 гр.С), продолжительная жаркое лето, достаточное количество осадков…)

3). Подумайте, оказывает ли климат влияние на жизнь человека? (Безусловно, да.)

III. Сообщение темы урока.

Запись на доске:

Климат и человек. Климатические ресурсы.

IV. Постановка цели урока в ходе вводной беседы с учащимися. Постановка учебных задач.

Вводная беседа учителя: климатические условия на территории нашей страны очень разнообразны. Климат отличается суровостью - сильные морозы зимой, продолжительно холодный период года, за Северным полярным кругом - полярная ночь. Но все эти условия не являются непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека. Население нашей страны освоило Северный морской путь из Мурманска до Владивостока через суровые моря Северного Ледовитого океана. В Норильске за полярным кругом построен крупный металлургический комбинат.

С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов, фестивалей… Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы?

Главная проблема нашего урока: влияет ли климат на человека? Каким образом климат влияет на человека и человек - на климат?

Подумайте и скажите, какие элементы климата влияют на жизнь человека? (Ответ: количество тепла, осадки и распределение их по сезонам, коэффициент увлажнения.)

V. Изучение нового материала.
Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных вопросов
(Цель - развитие логического мышления учащихся).
Запись на доске:
1. Влияние климата на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность человека.
Задания с опорой на схему.
Учитель. Обратите внимание, пожалуйста, на слайд на котором изображена схема, наша задача с вами доказать, что климат действительно оказывает существенное влияние на здоровье, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Подумайте, приведите примеры и дополните схему (Учащиеся переносят схему в тетрадь и дополняют).
1.Влияние климата на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность человека

Вводная беседа учителя с опорой на схему. Особенно важно учитывать климатические условия территории при организации сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории. Так, для выращивания озимой пшеницы нужен снеговой покров, устойчивый в течение зимы и имеющий мощность не менее 20-30 см. А в районах где много тепла и много дождей, можно выращивать такие ценные культуры, как лимоны, мандарины, чай.

Учитель знакомит с понятием «Агроклиматические ресурсы» (цель - сформировать понятие «агроклиматические ресурсы»).

Свойства климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами». ( Работа в тетради: учащиеся записывают определение в тетрадь).

Работа с учебником ( с целью - получения новых знаний, продолжать развивать умения находить в тексте учебника материал на заданный вопрос).

Учитель даёт задание:

  • используя текст учебника стр.73 п.11, выпишите важнейшие показатели агроклиматических ресурсов.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях :

а) продолжительность периода со среднесуточной температурой выше + 10 гр.С, сумма температур за этот период,

б) коэффициент увлажнения,

в) мощность и продолжительность снежного покрова.

Беседа учителя. Агроклиматические ресурсы России разнообразны. Все важнейшие показатели агроклиматических ресурсов отражены на тематической карте «Агроклиматические ресурсы». Рассмотрим карту «Агроклиматические ресурсы» России.

Работа с картой «Агроклиматические ресурсы» в атласе (цель - научить приёмам чтения и анализа тематической карты «Агроклиматические ресурсы»).

Учитель: ребята, познакомьтесь с легендой карты:

- что показано - цветом (ответ: сумма температур воздуха за период с температурой выше + 10 гр. С).

- что показано - разнообразной штриховкой (ответ: обеспеченность растений влагой).

Работа с картой (цель - знакомство с приёмами чтения и анализа тематической карты «Агроклиматические ресурсы»).

Учитель задаёт вопросы:

  • 1) Какие территории России достаточно обеспечены влагой? (Ответы: территории лесной и лесостепной зон, юг Сибири..).

  • 2) Какие территории получают большие запасы солнечного тепла? (Ответы: территория степной зоны, территории Приморского и Хабаровского краёв..).

  • 3) Где в России создаются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства? (Ответы: в степной и лесостепной зонах, т.к. там обилие тепла, солнечного света, достаточно влаги и плодородные почвы).

  • 4) Назовите сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на территории ХМАО, и обоснуйте целесообразность возделывания данных культур, используя показатели агроклиматической карты. (Ответы: территория ХМАО расположена в умеренном поясе, умеренно-холодном подпоясе, земледелие возможно в тёплое время года. Сумма температур воздуха за период с температурой выше + 10 гр.С составляет 1000-1600; зона увлажнения - влажная, осадки за год превышают испаряемость, коэффициент увлажнения более 1,00. Возможно выращивание ранних культур).

  • 5) Какие неблагоприятные климатические явления затрудняют развитие сельского хозяйства на территории ХМАО? (Ответы: сильные морозы, заморозки, возможно град…).

Климат и жилища народов России.

Вводная беседа учителя с опорой на схему. Климатические условия приходится учитывать при строительстве домов и технических сооружений. Так во всех районах Сибири, где господствуют морозы, применяют тройное остекление окон. От климатических условий зависят продолжительность отопительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных помещений.

Учитель задаёт вопрос: чем отличается жилище народов Севера, проживающих в субарктическом КП, от людей проживающих в умеренном КП?

Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения (цель - развивать умения работать с дополнительной литературой, кратко излагать дополнительный материал).

Примерные ответы учащихся: Основной вид деятельности народов, проживающих на севере это оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них - это чум. Чум разбирается. Имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей. Чум хорошо удерживает тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой. Люди, проживающие в УКП, строят деревянные или кирпичные дома, а в Сибири, иногда с тройным остеклением. На осенне-зимний период включают отопление.

В условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, строят летние помещения: веранды или остеклённые веранды.

Прогноз погоды и транспорт.

Учитель (с опорой на схему). Все виды современного транспорта в очень большой степени зависят от климатических условий. Подумайте и приведите примеры, доказывающие, что транспорт зависит от климата. (Примеры учащихся: для навигации морских и воздушных судов существует три серьёзные причины: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются в случае обледенения взлётной полосы, сильного снега или тумана. Железнодорожный транспорт приостанавливает работу из-за сильных снеговых наносов…)

Климат и здоровье человека.

Учитель(с опорой на схему). Каким образом климат влияет на здоровье

людей? (возможные ответы: при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;

долгое пребывание на солнце, особенно в СубТ КП, может привести к солнечным ударам и ожогам;

в горах при недостатке кислорода или при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки).

Дополнение учителя: на территории России есть места, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающее воздействие на человека, организуют климатические курорты, санатории.. Назовите эти районы. (Ответ: побережье Чёрного моря, районы Алтая…)

Запись на доске

2. Неблагоприятные климатические явления.

Фрагмент видеофильма (Цель - развивать умения определять и называть неблагоприятные климатические явления. Определять причины их образования.)

Вводное слово учителя: «С климатом связаны неблагоприятные явления. Сейчас посмотрим фрагмент видеофильма.
Вам необходимо назвать неблагоприятные явления, связанные с климатом и назвать причины их образования.

Беседа после просмотра фрагмента видеофильма

1) Назовите неблагоприятные климатические явления. (Возможные ответы учащихся: наводнение, гололёд, сильные морозы, засуха, ледяной дождь).

2) Объясните, что является причиной их образования?… (Возможные ответы учащихся: причинами могут быть: осадки, температура, давление..).

3) Может ли человек предотвратить негативные последствия названных неблагоприятных климатических явлений? Как? ((Возможные ответы учащихся: да. Синоптики составляют: прогнозы погоды, передают предупреждения об опасных и особо опасных явлениях погоды. Проводятся специальные мероприятия, например, организуют посадку лесных полос , используют современную обработку почвы…).

Учитель делает вывод:«Таким образом, к неблагоприятным климатическим явлениям относятся: засухи, пыльные бури, ураганы, заморозки, сильные морозы, сильные ливни, град, гололёд. Причиной их образования являются отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады атмосферного давления, быстрые смены температур или собственно климатические условия. Сейчас выступят ребята с краткой характеристикой явлений, вам необходимо основную информацию занести в таблицу

Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения (цель - развивать умения работать с дополнительной литературой, кратко излагать дополнительный материал.).

Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления на территории России



V. Закрепление нового материала.

Учитель: В заключении урока проведём географический диктант.

Вопросы вам предложены на слайде. Внимательно прочитайте и продумайте ответы

(цель - закрепить знания учащихся о неблагоприятных климатических явлениях).

Географический диктант

  1. Понижение температуры воздуха ниже 0 градусов весной и осенью.

  2. Очень низкая температура воздуха при малой мощи снежного покрова.

  3. Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда.

  4. Корка льда, образующаяся при замерзании переохлаждённых капель дождя или тумана, обычно весной или осенью.

  5. Скопление водяных капель в приземном слое тропосферы.

  6. Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы.

  7. Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков.

  8. Представители, каких профессий составляют прогноз погоды.

Учитель: ребята, вам предложены правильные ответы , проведите самопроверку географического диктанта.

Поднимите руки, у кого работы выполнены на «5» и «4». Молодцы!

Географический диктант

  1. Понижение температуры воздуха ниже 0С весной и осенью (заморозки).

  2. Очень низкая температура воздуха при малой мощи снежного покрова (сильные морозы).

  3. Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (град).

  4. Корка льда, образующаяся при замерзании переохлаждённых капель дождя или тумана, обычно весной или осенью (гололёд).

  5. Скопление водяных капель в приземном слое тропосферы (туман).

  6. Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы (ураган).

  7. Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков (засуха).

  8. Представители, каких профессий составляют прогноз погоды (метеорологи, синоптики).

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Параграф 11 учебника, итоговые вопросы и задания по теме с.71.

Творческое задание (по желанию) составить кроссворд по теме « Климат» ;

подготовить сообщение об охране воздуха.


© 2010-2022