- Преподавателю
- География
- Статья по географии на тему Элементы народного фольклора на уроках географии в целях повышения интереса к предмету
Статья по географии на тему Элементы народного фольклора на уроках географии в целях повышения интереса к предмету
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Темирсултанова Х.М. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элементы народного фольклора на уроках географии в целях повышения
интереса к предмету
Лорсанова Лида Сераждиевна, учитель русского языка и литературы;
Нуцулханова Марина Юнадиевна, учитель русского языка и литературы;
Темирсултанова Хава Магомедовна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 2» (г. Грозный)
Одним из наиболее необходимых предметов в школе
является география, которая способствуют форми-
рованию целостного представления об окружающей
среде. Преподавание географии, содержание которой
отражает основы географической науки, отличается от
других предметов комплексным подходом изучения при-
роды, общества и предмета их взаимодействия, обла-
дает значительным потенциалом для достижения целей
экологического обучения и воспитания учащихся на всех
уровнях школьного обучения. География, будучи меж-
дисциплинарным и интегрированным предметом, изучает,
как окружающую среду и социум, так и демографию, этно-
графию, географию транспорта, туризма, религий, куль-
туры и многие другие направления. Устойчивое развитие
территорий, страны и мира, глобальные проблемы чело-
вечества рассматриваются в географии и значительная
роль должна отводиться методике ее преподавания, как
предмета формирующего у учащихся целостное представ-
ление о мире и процессах в нем происходящих.
География занимает особое место в ряду других
школьных предметов, так как обладает широким спектром
средств мотивации учебно-познавательной деятельности
школьников: через содержание предмета, использование
разнообразных средств, активных форм и методов обу-
чения, интеграцию с историей, обществознанием, биоло-
гией, математикой, физикой.
Современные условия преподавания в школе требуют
от самого учителя хорошей методической подготовки, ор-
ганизации учебного процесса таким образом, чтобы у об-
учающихся возрос интерес к изучаемой дисциплине.
В условиях глобализации школа не может раз и на-
всегда вооружить учащихся всей необходимой ему ин-
формацией, поскольку эта информация постоянно
и интенсивно обновляется. Школа готовит учащихся
к активной познавательной деятельности, позволяющей
обеспечивать личностный интеллектуальный рост, обо-
гащать имеющиеся знания, применять их в новых си-
туациях. Современный этап развития общеобразова-
тельной школы связан, прежде всего, с необходимостью
решения проблемы повышения познавательной актив-
ности и творческого потенциала учащихся. Решение
этой проблемы тесно связано с формированием положи-
тельной мотивации учащихся по отношению к их учеб-
но-познавательной деятельности, к изучаемым пред-
метам [1,2].
Большое внимание может уделяется проблеме исполь-
зования литературных произведений как средства фор-
мирования положительной мотивации учебно-познава-
тельной деятельности школьников в процессе изучения
географии.
В процессе изучения географии школьники познают
окружающий мир в разных формах и видах деятель-
ности: практически и теоретически, рационально и эмо-
ционально. Опыт эмоционально-ценностного отношения
к миру, к деятельности требует особого внимания учителя.
Это очень сложный и многоплановый компонент содер-
жания. Он определяет формирование у школьников изби-
рательного отношения к окружающей действительности,
способностей оценивать события и процессы, проис-
ходящие в природе и обществе, стимулирует формиро-
вание активной жизненной позиции. В состав этого важ-
ного компонента содержания также входят такие аспекты
мировоззрения как убеждения, идеи, нравственные прин-
ципы, то есть идеологические обобщения более кон-
кретных научных географических знаний [5,8].
Мир народных загадок удивителен, ведь предметом
народной поэзии становился любой объект или явление
окружающей жизни. Пословицы чутко улавливают своео-
бразие природы, быта и жизненного уклада народа.
Природные условия территории всегда имели большое
значение для проживающего на ней населения, часто яв-
лялись основой происхождения национальных обычаев,
особенностей быта (типов жилищ, видов одежды, спо-
собов и средств передвижения) и занятий населения.
И в ряде пословиц и поговорок их житейский, практи-
ческий смысл оказывается передан посредством опи-
сания характерных черт природы конкретной территории,
что и позволяет привлечь их на отдельных уроках гео-
графии [7,9].
В курсе географии материков учащиеся неодно-
кратно встречаются с характеристикой влажных эквато-
риальных лесов: при изучении Африки говорят о гилеях.
Южной Америки - о сельве и, наконец, при изучении
Евразии - о джунглях. К моменту окончания третьей
четверти они в целом четко представляют себе природную
зону влажных экваториальных лесов, что позволяет пред-
ложить иной взгляд на природу азиатских джунглей -
глазами живущих там людей. «Только пальмы не теряют
листьев». (Индийская). «Лиана взбирается ввысь только
благодаря деревьям». (Вьетнамская). «Дернешь лиану -
взбудоражишь весь лес». (Вьетнамская).
Пословицы и поговорки нужно рассматривать в тесной
связи друг с другом. Подобное изучение обнаруживает не-
которые отличительные черты пословиц от поговорок, од-
нако вполне бесспорную и определенную границу между
ними установить почти невозможно [3].
5. Педагогика общеобразовательной школы 83
В пословицах ярко отражена хозяйственная деятель-
ность населения, и разумное включение их в рассказ
учителя может заметно его обогатить. Так, пословицы
монгольского народа прежде всего повествуют о ското-
водстве: «Счастье мужчины - беспредельная степь».
«Без травы нет скота, без скота нет пищи». «Из 360 за-
нятий самое почетное - земледелие». (Китайская).
«Прежде подумай о рисе - затем обо всем остальном»;
«Все будет, коли рис есть».
Настоящая сокровищница мудрости - пословицы
вьетнамского народа, и из всего их многообразия можно
составить интересную для учителя географии подборку.
Фольклор необычайно ярко показывает значение куль-
туры риса для страны: «За одну чашку риса трижды обе-
жишь поле». «Глубокая пахота - хороший рис». «По-
пасть, как мышь в кувшин с рисом». «При лишних деньгах
рис гниет». «Рассыпал корзину риса - дополна ее не со-
берешь». «Рис молотить болен, ком молотить здоров»
(ком - хрустящий жареный рис).
К числу наиболее сложных для усвоения тем в курсе
географии материков и океанов справедливо относят из-
учение свойств и закономерностей географической обо-
лочки. Безусловно, с помощью одних пословиц методиче-
скую задачу организации усвоения этой темы не решить, но
их привлечение позволит учащимся уяснить практический
смысл изучаемого, понять, что многие сложные законы
развития природы были давно осознаны народами и свято
соблюдались ими. Так, пословицы вполне ясно отражают
понимание естественности и неотвратимости последова-
тельной смены природных явлений, т. е. ритмичности про-
цессов, происходящих в географической оболочке [9].
«После прилива всегда бывает отлив». (Японская).
«Солнце не навек скрывается за облаками». (Ассирий-
ская).
«Ночью Солнце не появится вместо Луны». (Азер-
байджанская).
«В полночь день не загорается». (Осетинская).
«Не всегда река по одному руслу течет». (Чеченская).
Также издавна были осознаны целостность, взаимосвязь
и взаимообусловленность компонентов и явлений природы.
«Не будет воды, не будет и травы». (Таджикская).
«На небе нет туч - не пойдет дождь». (Китайская).
«Роса не дождь, но тоже полезна». (Грузинская).
«Малые ветры, собравшись воедино, образуют
тайфун». (Вьетнамская).
«Океан не пренебрегает и малыми речками». (Япон-
ская).
«Без мороза на земле не покроется льдом озеро». (Че-
ченская).
Даже наиболее сложную для усвоения географическую
закономерность - круговорот веществ - можно проил-
люстрировать несколькими пословицами:
«С ветром пришло и на ветер уйдет». (Русская) .
«И пыль может образовать горы». (Японская).
«И огромная гора из пылинок собралась». (Корейская).
«Даже море меняет место». (Осетинские).
«Не преодолеешь гору, не закрепишься на ровном
месте». (Чеченская).
Народные пословицы учат считаться с реальными воз-
можностями влияния человека на природу: «Заря зани-
мается без пения петуха» (Арабская) и с иронией отзы-
ваются о тех, кто не признает пределов такого влияния,
а порой и вмешательства: «Солнечный диск решетом
не закрыть» (Арабская); «Веером не защитить поля от
солнца» (Китайская); «Ветры дуют не так, как хотят ко-
рабли» (Арабская); «Вода чиста у истока». Пословицы
проповедуют разумное отношение к природе: «И море
разливной ложкой черпай», т. е. нет неиссякаемого в при-
роде (Дагестанская).
Пословицы используются не как основная, а как вспо-
могательная, дополняющая, иллюстрирующая часть (од-
нако чрезвычайно яркая и полезная) урока. Важно лишь
научиться самому и научить ребят видеть в народных вы-
сказываниях объективную сторону влияния природной
среды на жизнь, быт и хозяйственную деятельность на-
селения. Большой пласт разножанрового фольклор-
ного материала, введённого автором в повествование
романа, служит для представления «поэтической, эмоци-
ональной, философской, социально-психологической ин-
формации о духовной и материальной культуре народа».
В данном случае этно-эстетические элементы активно
участвуют в показе формирования национальных харак-
теров, их нравственной психологии, в передаче местного
колорита». Лиро-эпические песни узамы в дилогии со-
ставляют отдельный пласт устного народного творчества,
необходимый в произведении для воссоздания историче-
ской картины судьбы чеченского народа, они раскрывают
его внутренний мир и сознание, рассказывают о тяжелой
судьбе и испытаниях, которые выпали на его долю [4,6].
В курсе страноведения изучая влажные экватори-
альные леса, в Африке говорят о гилеях, в Южной Аме-
рике - о сельве и в Евразии - о джунглях. По окон-
чанию изучения учащиеся четко представляют влажные
экваториальные леса, что позволяет по-другому взглянуть
на природу азиатских джунглей - глазами живущих там
людей. "Только пальмы не теряют листья". (Индийская).
"Убегая от тигра, попадешь крокодилу". (Таиланд). "Дер-
нешь лиану - взбудоражишь весь лес". (Вьетнамская).
В пословицах отражена хозяйственная деятельность на-
селения, их использование обогащает рассказ. Посло-
вицы монгольского народа повествуют о скотоводстве:
"Счастье мужчины - беспредельная степь". "Без травы
нет скота, без скота нет пищи". "Из 360 занятий самое по-
четное - земледелие". (Китайская). Настоящая сокро-
вищница мудрости - пословицы вьетнамского народа, из
которых составлена подборка. Они показывают значение
риса для страны. "За чашку риса трижды обежишь поле".
"При лишних деньгах рис гниет". "Рис ест, а палочки дер-
жать не умеет". Для изучения свойств и закономерностей
географической оболочки привлекаю пословицы, для того
чтобы понять, что многие сложные законы развития при-
роды давно осознаны и народами и свято соблюдались ими.
84 Актуальные вопросы современной педагогики
Пословицы отражают понимание естественности и неот-
вратимости последовательной смены природных явлений,
происходящих в географической оболочке:
"После прилива бывает отлив" (Японская).
"Солнце не навек скрывается за облаками". (Ассирий-
ская)
"Ночью солнце не появится вместо луны".
Издавна были осознаны целостность, взаимосвязь
и обусловленность компонентов и явлений природы:
"На тучу будет и погода" (Русская).
"На небе нет туч - не пойдет дождь" (Китайская)
"Малые ветры, собравшись воедино, образуют тайфун"
(Вьетнамская).
"Океан не пренебрегает и малыми реками" (Японская).
«В том, что сова не видит днем, солнце не виновато».
(Чеченская).
«Там, где не светит солнце, земля греть не будет». (Че-
ченская).
Более сложную тему как круговорот веществ можно
проиллюстрировать пословицами: "С ветром пришло
и на ветер уйдет" (Русская). "Даже море меняет место"
(Осетинская). Народные пословицы учат считаться с ре-
альными возможностями влияния человека на природу,
и с иронией отзывается о тех, кто не признает пределов
влияния и вмешательства. Пословицы проповедают раз-
умное отношение к природе: "И море разливной ложкой
черпай", т. е. нет неиссякаемого в природе. (Дагестан-
ская). Пословицы используются не как основной мате-
риал, а как вспомогательной дополняющей частью урока.
Важно научить учащихся видеть объективную сторону
влияния природной среды на жизнь, быт и хозяйственную
деятельность населения. В своей работе вместе с уча-
щимся при изучении погоды используем народные при-
меты, подсказанные бабушками, мамами, которые служат
информационной основой для наблюдения погоды в своей
местности. Рассматривая содержания примет: "Утром
ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезнут", учащиеся
анализируют нормальный суточный ход температур воз-
духа, находят взаимосвязи и делают выводы, что эти при-
меты являются признаками ясной и солнечной погоды.
Фольклор - это удивительный мир, мир географии, от-
крытие которого происходит на школьном уроке. Урок
был и остается одной из форм учебно-воспитательной ра-
боты в школе. Урок видоизменяется, совершенствуется,
приобретает новые, свойственные времени черты - урок
мысли, общения, творчества.
Литература:
1. Бексултанова, З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повы-
шения познавательного интереса учащихся/З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев//Инноваци-
онные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук,
2015. - с. 4-6.
2. Гакаев, Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета/
Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева//Научное мнение. - 2014. - № 4 .- С.156-159.
3. Джамбекова, Т. Б. К вопросу об определении жанра чеченских пословиц и поговорок. Вестник Адыгейского го-
сударственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Выпуск № 1 / 2009. - С.19-22.
4. Джамбекова, Т. Б., Джамбеков О. А. Роль чеченского фольклора в развитии героико-исторической темы в ди-
логии Ш. Окуева «Красные цветы на снегу». Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2:
Филология и искусствоведение. 2010. № 1. с. 22-26.
5. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] /
Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. - 2015. - № 3. - с. 4-7.
6. Гакаев, Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Ча-
таева // Молодой ученый. - 2015. - № 2 (2).- С.22-25.
7. Гакаев, Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подго-
товки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Молодой ученый. - 2015. - № 2 (2).- С.31-35.
8. Гакаев, Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Ча-
таева // Школьная педагогика. - 2015. - № 2 (2).- С.22-25.
9. Крылова, О. В. Интересный урок географии / О. В. Крылова - М.: Просвещение, 1989. - 96с.__