Урок географии в 8 классе по теме Внутренние воды

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Внутренние воды России. Реки»

Цели: 1. Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах.

  1. Познакомить с новыми понятиями и номенклатурой географических названий; формировать навыки работы с картой и учебником.

  2. Воспитывать чувство прекрасного: любовь к природе, желание охранять ее, любовь к поэзии.

  3. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы проведения: - повторение,

Методы обучения: - беседа - проверка знаний и заполнение схемы,

- самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: физическая карта России, атласы, инструктивные карточки, «оценочные листы», мультимедиасредства.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Ребята, прочитайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд № 1. Гигантский ручей называют рекой,

По руслу бежит поток голубой.

Есть горные речки, есть речки долин,

Все они разных длин и глубин.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер буян.

Мы приступаем к изучению темы:

Слайд №2 «Внутренние воды России. Реки»

Учитель: Вода один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Давайте послушаем рассказ о значении воды в природе и для жизни человека.

Слайд №3. В.И.Вернадский писал: «Пресная вода как бы предназначена для жизни, и с жизнью связана она одна из всех химических элементов.»

По запасам пресной воды Россия занимает второе место в мире - 45 тыс. км3 (уступая Дании, в состав которой входит о. Гренландия, покрытая ледником). Основные источники пресной воды - внутренние воды или воды суши.

Слайд №4. ПЛАН УРОКА:

  1. Виды внутренних вод.

  2. Реки России: общая характеристика; влияние рельефа на реки; влияние климата на реки; стихийные явления, связанные с реками.

В ходе урока вам предстоит заполнить оценочные листы

«Оценка моей деятельности»

Вид работы

Составление схемы «Виды внутренних вод

Составление схемы

Работа с картой

Ответы на вопросы

Географический диктант

Оценка



Условные обозначения:

+++ - работа выполнена правильно, самостоятельно;

++ - работа выполнена правильно, но пользовался помощью;

+ - работа выполнена, но допустил ошибки

Учитель: 1. Какие виды внутренних вод вам известны? Заполните схему:

Слайд № 5.

Проверьте правильность заполнения:

В Н У Т Р Е Н Н И Е В О Д Ы

Озера Реки Болота Ледники

Подземные воды Искусственные водоемы

2.Самостоятельная работа (географический диктант)

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

Ответы: А - исток, Е - устье,

Б - речная система, Ж - бассейн,

В - река, З - русло,

Г - водораздел, И - ледник,

Д - озеро, К - приток.

Вопросы:

  1. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

  2. Место, где начинается река.

  3. Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно.

  4. Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.

  5. Река со всеми притоками и притоками притоков.

  6. Граница между бассейнами рек.

  7. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

  8. Скопление воды в природном углублении на суше.

  9. Река, впадающая в реку.

  10. Скопление пресного льда на суше.

Проверьте правильность выполнения:

1 - Е; 2 - А; 3 - З; 4 - Ж; 5 - Б; 6 - Г; 7 - В; 8 - Д; 9 - К; 10 - И.

Критерии оценки: «5» - 10 правильных ответов;

«4» - 8-9 правильных ответов;

«3» - 6-7 правильных ответов;

«2» - менее 6 правильных ответов.

Учитель: Внутренние воды тесто связаны со многими компонентами природы. Откройте учебник на стр.73 рис.41. «Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы». Какой вывод можем сделать о наличии и распространении внутренних вод в России?

Прежде всего внутренние воды связаны с рельефом и климатом.

Слайд №6. Россия - страна не только великих равнин, но и многочисленных рек, величайших речных систем. В России 2,5 млн. рек и крупных ручьев, их протяженность более 10 млн. км; 120 тысяч рек имеют длину более 10 км. Свыше 20 рек, длина которых превышает 1000 км. На каждые 10 км2 территории России приходится одна река. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма). В Курганской области более 400 рек. Большинство из них короткие. 323 реки имеют длину до 10 км, 106 - от 10 до 200 км.

Изучение нового материала (осмысление и реализация)

Инструктивная карточка №1

  1. Прочитайте текст с пометками на полях (с.73 -75)

V - Знаю

+ - Узнал новое

- - Думал иначе

! - Запомнить

  1. Проверка выполнения:

А) К бассейнам каких океанов относятся реки России?

Б) Почему большинство рек несут свои воды в Северный Ледовитый океан?

В) Почему реки России текут медленно?

Г) Назовите горные и равнинные реки.

Д) По образцу в учебнике рассчитайте падение и уклон следующих рек: 1 вар. Волги и Енисея, 2-вар.- Лены и Амура.

Справочный материал «Реки России»

Реки

Исток

Устье

Длина, км

Высота истока

Высота устья

Притоки

Амур

4440

Волга

3531

Енисей

4102

Лена

4400


Падение реки = h истока - h устья (определяем по физической карте

Уклон реки = падение реки : длина реки

Инструктивная карточка №2.

Какое влияние оказывает на реки климат? Прочитайте текст стр.76 - 77.

- Назовите основные источники питания рек?

- Какое питание имеют большинство рек России?

-Что такое режим реки? Назовите реки с весенним половодьем, с летним половодьем, с поводочным режимом.

- Когда на реках России бывает самый низкий уровень? Почему?

- Что такое ледовый режим?

Слайд №7. На контурную карту нанесите реки обозначенные цифрами.

- Какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Атлантического океана?

- Назовите самую многоводную реку России?

- По рис.48. стр. 77 определите продолжительность ледостава на реке Обь - в верховье и в низовье.

4. Стихийные явления, связанные с реками.

Реки играли важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья. Но реки не всегда приносили пользу. Они могут приносить и стихийные бедствия. Послушайте сообщение о наводнениях и ответьте на вопросы:

  1. Какие стихийные явления связаны с реками?

  2. Каковы их причины?

  3. К каким последствиям они могут привести?

  4. Назовите районы распространения наводнений.

5. Как защититься от наводнения?

Презентация «Волга - русская река»

Домашнее задание: прочитать параграф 12, на контурную карту нанести реки России.

3 этап - рефлексии

1.Построение структурно-логической схемы (на экране СЛАЙД №8 с примерной схемой)

2. Составление синквейна.

1 - воды;

2 - внутренние, разнообразные;

3. - оказывают, текут, используются;

4 - без воды нет жизни;

5 - реки.

Итог урока.

Анализ оценочных листов. Выставление оценок: 14-15 плюсов - «5»; 11-13 плюсов - «4»; 8-10 плюсов - «3»; менее 8 плюсов - «2».

«Оценка моей деятельности»

Вид работы

Составление схемы «Виды внутренних вод

Составление схемы

Работа с картой

Ответы на вопросы

Географический диктант

Оценка



Условные обозначения:

+++ - работа выполнена правильно, самостоятельно;

++ - работа выполнена правильно, но пользовался помощью;

+ - работа выполнена, но допустил ошибки


© 2010-2022