Рабочая программа по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация «Общеобразовательная школа

«Азъ Буки Веди»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО



________________

Протокол № _____

«____»_______201___г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________



«____»_______201___г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы



__________________



«____»_______201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





предмета «География»

для 6 класса

на 2015/2016 учебный год

Срок реализации 1 год

Составитель:

Иваненко Евгений Анатольевич.

г. Симферополь

2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».

Общая характеристика учебного курса


Цель: формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).

Задачи:

- овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях , также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;

- формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний;

- развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;

- применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Содержание курса представляет собой базовое звено в системе неприрывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



Ценностные ориентиры содержания учебного курса

После прохождения курса учащиеся смогут:

- знать и объяснять изученные понятия, объяснять географические явления природы, знать географические особенности своей Малой Родины;

- ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы;

- пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой; предсказывать погоду;

- наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;

- уметь работать с различными источниками географической информации;

- уметь применять полученные знания и умения на практике.



Планируемые результаты

Предметные

1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2. Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

3. Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности.

4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.

5. Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию.

6. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

7. Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

9. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

10. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков.

11. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Научиться

1. Работать с различными источниками географической информации и приборами.

2. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.

3. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

4. Строить простые планы местности.

5. Создавать простейшие географические карты различного содержания.

6. Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7. Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

8. Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ.

9. Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

10. Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.



Метапредметные результаты

1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.

4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности.

5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.

9. Умение работать в группе - эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов.

10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Личностные результаты

1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира.

3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание рабочей программы


Гидросфера - водная оболочка Земли (12 часов).

Гидросфера - водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направление морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органически ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли (13 часов).

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Атмосфера Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние Температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на Жизнь и деятельность человека

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера - живая оболочка Земли (3 часа).

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка (5 часов).

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Календарно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

Природа Земли и человек

Гидросфера - водная оболочка Земли

Состав и строение гидросферы. Мировой океан. Воды океана. Реки Земли. Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Гидросфера и человек.


11


Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Вода в атмосфере. Атмосферные осадки. Погода и климат. Наблюдения за погодой. Карты погоды. Атмосфера и человек.

10


Биосфера - живая оболочка Земли

Биосфера - земная оболочка. Почва. Биосфера - сфера жизни.

3


Географическая оболочка Земли

Природные зоны Земли. Культурные ландшафты. Влияние человека на ландшафт.

6


30 часов

Итого: 35 часов, 5 часов из них - резервное время

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2011.

- Программа (МОДУЛЬ):Программа по географии. Омск - 2008.

- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

УМК:

  • География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

  • В. В. Николина География. Мой тренажёр. (рабочая тетрадь)

  • В. В. Николина. География. Поурочные разработки. - 5 - 6 классы (пособие для учителя).

МОДУЛЬ:

- Программа по географии. Омск - 2008.

- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

  1. География Калачинского района, учебное пособие под ред. Л. Плащенко, Калачинск - 2007,100с.

  2. География Омской области География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. - Омск: Министерство образования Омской области, 2008. - 280с.

  3. Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. - Омск: 2002..

Оснащение кабинета:

- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.

- Электронная метеостанция.

- Компьютер.

- Мультимедиа - проектор.

- Оборудование для спутниковой навигации (GPS - навигатор)

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.

Интернет - сайты:

- pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

- it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

- rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;

- uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

- uchportal.ru/ - учительский портал;

- festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области

© 2010-2022