• Преподавателю
  • География
  • Урок по географии на тему: Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы (9 класс)

Урок по географии на тему: Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о становлении экономической географии как науки, об особенностях экономико-географического положения Казахстана, природных условиях и ресурсах Казахстана. Показать классификацию природных ресурсов. Помочь понять значение географического положения для развития экономики, значение природно-ресурсного потенциала Казахстана для его развития как современного индустриального государства.

2. Развивать навыки работы с различными источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа источников информации.

3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе, к своей стране.

Оборудование: учебники, политическая карта мира, физическая карта Казахстана.

Используемая литература: В.В. Усиков, Т.Л. Казановская, А.А. Усикова «Экономическая и социальная география Казахстана», К.Б. Ахметова «Экономическая и социальная география Казахстана», М.Ш. Ярмухамедов «Экономическая и социальная география Казахстана».

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Методы, ФОУД

I. Организа-ционный момент

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета. Напоминание правил поведения на уроке, нормы выставления отметок.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

Сегодня мы приступаем к изучению новой науки - экономическая и социальная география Казахстана.

- Как вы думаете, что мы будем изучать в этом учебном году?

(хозяйство нашей страны и её население). Чем отличается экономическая география от физической географии, которую мы изучали в течение нескольких лет?

- Тема нашего урока «Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы».

- Какова цель нашего урока?

- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке?

Фронтальная беседа.


Запись в тетради.

III. Усвоение новых знаний.

- Прежде чем мы начнём разговор непосредственно по теме нашего урока, давайте уточним, что это за наука экономическая и социальная география и как она развивалась.

Экономическая и социальная география Казахстана - это общественная наука, изучающая размещение и развитие хозяйства, расселение людей, использование ими природных условий и ресурсов в разных районах Казахстана.

Сам термин «Экономическая география» ввёл М.В. Ломоносов. Большой вклад в развитие этой науки сделал П.П. Семёнов - Тянь-Шанский. В 1897 г. он организовал I Всероссийскую перепись населения, охватившую и территорию современного Казахстана.

- Откройте учебник на стр.7, рис.1. Посмотрите структуру науки. На какие два главных раздела подразделяется наука?

(общая экономическая и социальная география и региональная экономическая и социальная география).

- К тому же, кроме физической географии, экономическая и социальная география очень тесно связана с такими науками, как история, экономика, статистика, социология и т.д.

- Становление экономической и социальной географии Казахстана происходило постепенно. Сведения о хозяйстве и населении встречались в трудах Кадырали Джалаири (начало XVIII в.) «Сборник летописей», Ш. Уалиханова, но как самостоятельная наука она появилась в 1920-е годы.

- Откройте учебник на стр.8. Какие ученные внесли вклад в развитие науки? (Б.Я. Двоскин, С.Р. Ердавлетов, М.И. Семёнов, К.Б. Ахмедова, К.Ш. Диярова)

1946г - Академия наук Казахской ССР, руководитель К.И Сатпаев.

- Откройте учебник на стр.18, рис.4 - о чём он?

(экономический потенциал: природно-ресурсный, народонаселенческий, производственный, научно-технический)

- Что вам известно о природных условиях и ресурсах?

Стр.20. Что относится к природным условиям? (рельеф, климат, режим рек и озёр, горно-геологические условия залегания гор. пор.)

- Природные условия Казахстана можно назвать неблагоприятными. Докажите почему, или докажите обратное мнение.

(резко-континентальный климат, недостаток пресной воды и т.д.)

Природные ресурсы - часть естественной природы, которую использует (может использовать) человек, для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

- Откройте учебник на стр.22, рис.5. Какая даётся классификация природным ресурсам? (по степени исчерпаемости)

- Природные условия и ресурсы будут влиять на экономику страны, а положение нашего государства, будет влиять или нет?

Посмотрите на карту мира, что вы можете сказать о положении РК?

2724,9 тыс.км2 - площадь Казахстана, 14 областей, 2 города республиканского значения (Астана, Алматы).

Длина границ - 12187 км.

16.12. 1991 г. - День независимости, 2.03.1992 г. - принятие в ООН.

Центральная Азия - политико-географический регион.

Президентская республика, унитарное государство.

Адм. тер. деление (регионы): области, районы, округа (сельс, аульн)

- Каковы основные параметры ЭГП Казахстана?

параметры

плюсы

минусы

Огромная тер-я

Богатство пр. ресурс

Большие расстояния, сложность освоения.

Центральное пол-е

Транзитное пол-е

Нет выходов к морю (внутриконтинентал)

Приграничные государства

Россия, Китай - высокоразвитые

Среднеазиатские ст,

Удалённость от мировых центров экономики

Сократическая беседа.

Запись в тетради.

Запись в тетради.

Работа с текстом учебника.

Сократическая беседа.


Работа с текстом учебника.

Запись в тетради

Работа с текстом

Учебника.

Эвристическая беседа.

Проблемный вопрос.

Запись в тетради.

Работа с текстом учебника.

Эвристическая беседа.

Работа с картой.

Запись в тетради.


Работа с таблицей, обсуждение.

IV. Закрепление

- Что такое экономическая и социальная география?

- Когда она возникла как самостоятельная наука?

- Что такое природные условия? Природные ресурсы?

- Что вы можете сказать об ЭГП Казахстана?

Фронтальный опрос.

V. Домашнее задание.

§ 2, п.2, § 3, п.4, конспект (пересказ).

Словарь понятий.

Запись в дневнике.

VI. Итог урока.

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.

- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?

- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Фронтальная беседа.


© 2010-2022