• Преподавателю
  • География
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ




РАЗРАБОТАЛА:

учитель географии

Шиловской средней школы № 2

Шиловского района

Рязанской области

МАКАРОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА





Знания - это только тогда знания,

когда они приобретены

усилиями твоего мозга,

а не твоей памяти.

Л.Н. Толстой

Технология организации и проведения уроков физической

географии в классах развивающего обучения разработана

с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной

школе, с целью реализации идеи развивающего обучения,

в условиях дифференциации школьного образования, сочетания

линейно-ступенчатого и концентрического принципов

построения школьной программы по географии и появления

многочисленных авторских программ и учебников.

Технология разработана в рамках концепции образовательной

системы Л.В. Занкова и ориентирована на учащихся, обучающихся в шестом классе развивающего обучения.








I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В связи с кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества перед народным образованием стоят задачи, связанные с реализацией новых целей и ценностных ориентиров. Эти ориентиры опубликованы в законе РФ «Об образовании». В статье 14 сказано: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

С целью создания таких условий Управление образования и молодежной политики Шиловского района способствует введению новых педагогических технологий, инновационных процессов, классов разноуровневого обучения, осуществлению перехода на вариативное и другие виды обучения.

Разработанная в нашей школе концепция перехода к школе нового типа и модели ученика, соответствующей социальному заказу и ценностям современного общества, предполагает дифференцированное обучение. В начальной школе некоторые классы занимаются по программе

развивающего обучения - системе Л.В.Занкова.

Эта система реализует «прорывные» идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью:

основополагающей идеологией школы считать педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения; обучение, развитие и воспитание слить в единый процесс; решает такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развить у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.

Дети, обучающиеся по этой системе, отличаются своим учебным потенциалом от сверстников, обучающихся в традиционной начальной школе. Соблюдая преемственность школ первой и второй ступень, необходимо продолжить обучение этих ребят по данной системе.

Недостатком системы Л.В.Занкова является одно то, что разработана она им была только для начальной школы, а для учащихся других ступень такой системы нет.

Те подходы к преподаванию географии в 6-ом классе, которые сейчас существуют ни этих детей, ни учителей не могут удовлетворить. Несмотря на отсутствие целостной системы или технологии по данному направлению для учащихся второй и третьей ступень, в педагогической литературе, иногда все же, появляются отдельные наработки учителей, в основном в виде методических разработок. Переняв главные положения системы Л.В.Занкова, они используют принципы и элементы его системы, составляют задания, предполагающие активную работу мозга.

Например, Т.Е.Добрякова, учитель географии гимназии «Новоскул» г.Новгорода в своей работе «Формирование системы комплексных знаний о своей стране на уроках географии» дает методические рекомендации и задания, которые оптимально применимы в классах, обучающихся по системе Л.В.Занкова. О.В.Крылова - автор школьных учебников по географии для учащихся 6-7 классов изменила стиль написания - нетрадиционно подает материал, базирующийся на концепции развивающего обучения, дает задачи разных уровней сложности, задания на анализ, сравнение, обобщение. Есть и другие педагогические «находки», но все они помогают реализовать лишь отдельные элементы развивающего обучения. Целостной же, разработанной и апробированной технологии развивающего обучения на уроках географии в системе Л.В.Занкова для учащихся второй и третьей ступень пока нет.

Таким образом, принимая из начальной школы учащихся, занимающихся по системе Л.В.Занкова, соблюдая преемственность обучения, мне необходимо было разработать технологию, позволившую продолжить развивающее обучение в шестом и последующих классах.

Кроме того, применив элементы своей технологии в других шестых классах (занимающихся по традиционной программе), встретила неподдельный живой интерес учащихся к подобным формам работы и творческим заданиям, направленным на активизацию мысли, развитие логики и сообразительности. Учащимся интересно, хотя и трудно, применять ранее приобретённые знания в новой неординарной ситуации. Ребят захватывает дух соревнования, сотрудничества. Они начинают понимать, что необходимы знания, приобретённые не от случая к случаю, а систематические, комплексные. Обучаясь таким приёмам умственных действий как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., они учатся оценивать жизненные ситуации, проблемы и находить оптимальные пути их решения.

Цель технологии: реализовать идею развивающего обучения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся

систему комплексных географических знаний и, с учетом предметной специфики,

учебно-логические умения, необходимые для их приобретения:

умение наблюдать;

умение выделять главное;

умение находить связи и зависимости;

умение выявлять закономерности;

умение систематизировать;

умение определять и объяснять понятия;

и др.

географическую культуру,

мышление и связанные с ними

приемы умственных действий:

анализ,

синтез,

сравнение,

абстрагирование,

обобщение

умение работать с понятиями:

находить существенные и несущественные признаки;

обобщать;

классифицировать;

проводить аналогии и т.д.

II. Развить

познавательный интерес, включив учащихся в исследовательскую работу;

речевую деятельность ученика,

общие и специальные способности:

самостоятельность,

сотрудничество,

творческие силы.

Новизна технологии заключается в нетрадиционной подаче учебного материала, своеобразном подборе, сочетании способов, методов, форм, приемов, средств обучения и усвоения учащимися знаний, разработке и использовании разнообразных вопросов, заданий для проверки знаний, сформированности учебно-логических умений и приемов мыслительной деятельности, базирующихся на концепции развивающего обучения системы Л.В. Занкова.

Изучив систему Л.В. Занкова по учебным пособиям И. И. Аргинской, Н.Я. Дмитриевой, А.В. Поляковой, З.И. Романовской «Обучаем по системе Л.В.Занкова. 1-ый, 2-ой, 3-ий годы обучения», сборнику материалов под редакцией В.С. Гиринович, Г.А.Ткачева «Реализация идей развивающего обучения Л.В.Занкова в основной школе. 5-9 классы», я усвоила психологические механизмы развивающего обучения, теоретическую основу, суть системы Л.В. Занкова, принципы и приемы, разработанные им.

Из методических пособий Н.Ф. Талызиной «Формирование познавательной деятельности младших школьников» и « Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии» под редакцией И. И. Бариновой и Т.П. Герасимовой я выбрала некоторые способы, приемы и методы активного усвоения знаний учащимися.

Из учебника О. В. Крыловой «Физическая география (6 класс)» переняла форму подачи учебного материала нетрадиционным способом.

Подбирая и составляя вопросы, задания творческого характера, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на различных этапах урока (при изучении нового, закреплении, проверке знаний и умений) я использовала книги:

О.А. Перусюк, М.С. Смирнова

«Сборник вопросов и заданий по географии». Москва «Новая школа». 1994 г.

Н. Н. Ладилова

«Дидактические материалы по физической географии». Москва «Просвещение». 1998 г.

Г. П. Субботин

«Задачник по географии: 500 заданий, тестов, вопросов». Москва «Аквариум». 1997 г.

В. Б. Пятунин

«Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы». Москва «Дрофа» 1996 г

Н. Н. Петрова

«Тесты по географии. 6-10 классы». Москва «Дрофа» 1997 г.

О.В. Крылова

«Материки и океаны», учебник для 7 класса ОУ. М. «Просвещение», 1999 г.

Сост. И.И. Баринова («География в школе. Библиотека журнала». Выпуск 3)

«Современный урок географии» (Метод. разработки уроков) М. Школьная Пресса, 2000 г.

Ред.-сост. И.И. Баринова («География в школе. Библиотека журнала». Выпуск 10)

«Современный урок географии», часть 2 (Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения) М. Школьная Пресса, 2004 г.

При разработке некоторых уроков использовала статьи из методического журнала «География в школе» и приложения к газете «Первое сентября» - «География».

Задания из методического пособия О.В. Крыловой «Контрольные работы по начальному курсу физической географии (6 класс)» Москва, НПО «Образование» 1997 г. помогают мне проверить не только уровень усвоения географических знаний, но и уровень развития приемов мыслительной деятельности учащихся.

Ознакомившись с рекомендациями по проведению ШТУРа - пособие под редакцией К.М. Гуревича и И.В. Дубровиной: «Психологическая коррекция умственного развития», Москва «Олимпик», 1990 г., я разработала аналогичные задания, с помощью которых отрабатываем приемы умственных действий и проверяем уровень их сформированности. Составила задания и дополнила ими упражнения, предлагаемые в книге для учителя под редакцией И.В. Дубровиной «Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками», Москва - Тула, 1993 г. Эти задания помогают сформировать такие умения как обобщение и ограничение понятий, определение родовых и видовых понятий, расположение понятий от более частных к более общим, выделение существенных и несущественных признаков, сравнение понятий, выделение общего и др.

При разработке самой технологии я использовала лекции Ю.В. Агапова и Т.В.Васильченковой, записанные мной с их слов на курсах повышения квалификации в 1999, 2003 годах и их рекомендации, опубликованные Рязанским областным институтом развития образования в методическом пособии «Технологическое обеспечение организации и проведения экспертизы педагогической деятельности в процессе аттестации работников образования» 1997 г., а также учебные пособия, изданные Рязанским государственным педагогическим университетом: «Технология игровой деятельности» и «Педагогические технологии в современной школе».

Выпуски библиотеки журнала «География в школе» (в частности №3 2000 года и выпуск №10 2004 года) помогли мне ознакомиться с требованиями к современному уроку, классификацией уроков нетрадиционной формы, оценкой и самооценкой урока, примерами отдельных уроков, технологиями обучения и технологиями в обучении.

Таким образом, разработанная мною технология была получена путем модификации (рационализации) уже существующей системы Л. В. Занкова, через комбинирование методов, приемов, форм обучения, направленных на формирование и развитие учебно-логических умений, приемов умственной деятельности с целью реализации развивающего обучения на уроках физической географии.







ТЕХНОЛОГИЯ ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ:

1. Основное средство: обучение. Обучение идет впереди развития и ориентировано на развитие ученика. Оба процесса взаимосвязаны.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Схематично это можно изобразить так:

2. В основе технологии лежат дидактические принципы системы Л.В.Занкова:

- Работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных

(ребенка надо принимать таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Все дети, если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в

своем развитии. Весь класс - это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное,

самобытное начало);

- Ведущая роль теоретических знаний

(ученики в процессе выполнения заданий ведут наблюдения, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей.

Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы);

- Обучение на более высоком уровне трудности

(преодоление определенных трудностей, доступных для ребенка, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы).

- Изучение материала более быстрым темпом

(процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одно-временно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повто- рением ранее изученного. При этом повторение ведется так, что ранее изученное вы-

ступает в иной связи с прохождением нового и сопровождается открытием в нем не-

изученных сторон и новых граней);

- Осознание процесса учения

(этот принцип обращен как бы внутрь - на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении).

Данные принципы не отменяют общеизвестных положений дидактики - сознательности, научности, доступности и т.д. - не заменяют их.

Все вышеназванные принципы в системе обучения, направленной на общее развитие действуют только в комплексе.

Важнейшим условием эффективной реализации этих дидактических принципов, продвижения детей в развитии является особая, доверительная атмосфера обучения между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу, установившиеся в ходе обучения и коллективного поиска, организуемого и направляемого учителем. На всех этапах урока работают ученики без боязни ошибиться.

3. Весь процесс обучения строится на отношениях партнерства, делового сотрудничества между учениками и учителем.

4. В соответствии с целями и задачами урока, его содержанием и методами обучения (частично-поисковым, проблемного изложения, исследовательским), на уроках применяются разнообразные средства обучения, включая технические средства, дидактические материалы, наглядные пособия и географические карты, используются возможности кабинетной системы.

5. На уроках сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные формы учебной работы.

6. Наиболее применимы следующие типы уроков:

-уроки усвоения новых знаний;

-уроки проблемного изложения знаний;

-уроки формирования знаний, умений и навыков;

-уроки применения знаний, навыков, умений;

-уроки-учебно-практические занятия;

-уроки обобщения и систематизации.

7. Независимо от выбранного типа урока, урок имеет основные черты:

  • Тема каждого урока рассматривается как система.

  • Ход познания - "от ученика".

  • Основная функция учителя: организовывать, направлять и корректировать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Принцип системности вполне доступен учащимся 6-го класса. Но для этого необходимо правильное моделирование урока. Один из приемов моделирования такого урока - разработка логического конспекта, отражающего алгоритм поиска проблемной организации изучаемого материала. В связи с этим создается новая структура организации и проведения урока.

Деятельность учащихся носит преобразующий характер: учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Коллективный поиск направляется учителем посредством системы последовательных, взаимосвязанных вопросов, побуждающих самостоятельную мысль учеников и вызывающих заинтересованность. Вопросы такого рода позволяют приобрести знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблемы, поиска правильного решения. Логическая связь вопросов учит школьников выражать мысль в доказательной форме, выяснять причинно-следственные связи, превращать знания в убеждения, развивает умение общаться, отстаивать свою позицию, умение слушать и слышать, сотрудничать. Создаваемые педагогические ситуации общения на уроке, позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Путь достижения истины стимулирует ребят к работе, высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий. Постепенно происходит переход от фронтальной беседы к различным видам диалога.

8. Мотивационная деятельность ребенка - познавательный интерес.

Познавательный интерес развивается в процессе исследовательской работы:

а) наблюдений и анализа данных экскурсий;

б) систематических наблюдений за погодой;

в) самостоятельном поиске и добывании знаний в ходе практических и

самостоятельных работ с использованием различных источников знаний: карт

атласа, статистических данных, дополнительной научно-популярной литературы.

Проводимые экскурсии, наблюдения и обмен впечатлениями о них не являются дополнением к познанию в классе, им отводится время и до и после уроков. Они могут занимать от 10 минут до целого часа, как на самом уроке, так и вне его. Иногда прерываем урок, идя навстречу желанию детей понаблюдать из окна класса интересное, но скоропроходящее явление природы - первый снег, снежную крупу, радугу, ливень и т.п. Коллективное посещение реки во время ледохода, половодья, осеннего разлива, ледостава помогает наглядно сформировать понятия, установить время, определить и объяснить причины явлений. В процессе проведения практических работ на местности формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности. Предварительная подготовка к проведению этого вида практических работ осуществляется в классе, сама работа выполняется только на местности. Наблюдение за погодой начинается с посещения местной метеорологической станции и знакомства с имеющимися в школе приборами, фиксирующими изменение погоды. Данные заносят ежедневно в календарь погоды. Далее идет практическая обработка результатов наблюдений: составление графика изменения температур в течение суток или недели, построение диаграммы облачности и осадков, вычерчивание «розы ветров». Систематическое наблюдение за

погодой, анализ данных ее составляющих способствуют развитию способности анализировать и прогнозировать. Таким образом, источником знаний становится сама жизнь.

В ходе практических и самостоятельных работ учащиеся самостоятельно приобретают знания из других разных источников. На уроках часто используем текст учебника и дополнительный материал (детские журналы, газеты, энциклопедии и др.). Краткие и лаконичные тексты, с которыми ученики работают на уроках и дома, помогают им приобрести разнообразные и достаточно глубокие знания. Учащиеся выбирают главное, отвечают на поставленные вопросы, составляют описания, характеристики. Работая с географическими картами и статистическими данными, учащиеся приобретают умение анализировать, сравнивать делать выводы и др.

Практические и самостоятельные работы проводятся тренировочного, закрепляющего характера и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программе. Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.

9. Результаты зависят от наследственных и средовых факторов.

Оценивается не только конечный результат, но и способ деятельности ученика. Поощряется стремление находить свой способ работы, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

10. Проверка и оценка усвоения материала и развития умственных действий являются важной составной частью процесса обучения и данной технологии. Контроль провожу начальный, текущий и итоговый.

Начальный контроль включает проверку знаний и умений, сформированных в курсе природоведения (3-5 классы). На сколько прочно учащиеся усвоили первоначальные знания и умения я проверяю перед изучением каждой новой темы с помощью специально составленных мною тестов, либо выясняю в ходе беседы на уроке. Предпочтение отдаю тестированию. Оно позволяет проверить знания и умения одновременно у всех учащихся в классе сравнительно за короткое время и дает возможность проанализировать работы, сделать определенные выводы. При составлении тестов ориентируюсь на программу природоведения и текст учебника, по которому дети учились в 3-5 классах. Стараюсь тест-вопросы составлять разнообразные (простые и сложные, открытого и закрытого типа, на причинно-следственное выражение, на установление соответствия и т.д.). Тесты предполагают не только проверку знаний, но и проверку внимательности, сообразительности, воображения, умения применять знания в новой ситуации.

Например, (см. приложение № 1) на:

внимательность - тест - вопрос № 17, 29

сообразительность - 4, 6, 16, 18, 20, 22

воображение - 3

умение применять

знания в новой - 10, 11

ситуации

Проверяю и развитые формы мышления:

Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое

№ 11, 18, 27 № 1, 3, 4, 9, 10, 14, 16, № 2, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 15,

17, 20, 21, 22, 30, 31 15, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 33

Ответы анализирую, определяю тип восприятия окружающей среды:

практический;

образный;

логический.

С целью определения качества овладения программными знаниями и умениями по теме я использую систему текущих и итоговых контрольных работ (см. методические пособия: В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М. «Дрофа,1997 г. и О.В. Крылова «Контрольные работы по географии. 6 класс. М.НПО «Образование», 1997 г.), Н.П. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» М., Дрофа, 2000 г. и др. Содержание предложенных работ позволяет контролировать качество усвоения теоретических знаний учащихся (прежде всего понятий, представлений) и практических умений (способов учебной деятельности). Так выполняя некоторые задания, учащиеся используют приём абстракции, т.е. выявляют и анализируют признаки объектов и явлений географической действительности, сравнивают их; а также приём обобщения, предполагающий рассмотрение понятий (объектов и явлений) в системе других понятий. С помощью таких контрольных работ реализуются принципы развивающего обучения, в том числе и принцип разноуровневого обучения, что позволяет точнее диагностировать качество усвоения учащимися знаний и умений. Вопросы и задания группируются в три различных уровня. Вопросы 1-ого (базового) уровня направлены на воспроизведение учебной информации. Вопросы и задания 2-го (повышенного) уровня предполагают применение знаний и умений в знакомой учебной ситуации. Задания 3-го (высокого) уровня связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях.

Урок считаю эффективным, когда на нем обеспечивается оптимальное решение всего круга намеченных проблем, когда внимание школьников концентрируется на главных, ведущих целях изучаемого вопроса, пробуждается и развивается познавательный интерес, мышление, формируется потребность в знаниях.


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В КЛАССАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Основные этапы:

  1. Подбор и составление тестовых заданий для проверки знаний и умений по данной теме, сформированных в курсе природоведения.

  2. Определение целей урока, основных понятий и возможных результатов работы.

  3. Представление обучающей цели в виде нескольких последовательно - обусловленных проблем.

  4. Определение типа урока и планирование его этапов.

  5. Подбор методов, форм и приемов развивающего характера, которые позволят решить эти проблемы, достичь полного и глубокого осмысления изучаемого материала.

  6. Проектирование схемы логического конспекта урока (в дальнейшем схемоконспект).

  7. Планирование действий учителя и учащихся, развивающих различные учебно-логические умения, приемы умственных действий и умение работать с понятиями.

  8. Продумывание и подбор домашнего задания практического и развивающего характера.

  9. Определение формы контроля и проверки уровня усвоения знаний и умений. Подбор и составление развивающих заданий.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В КЛАССАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ:

  1. Проверка знаний и умений по данной теме, сформированных в курсе природоведения, с помощью тестовых заданий.

  2. Проведение урока определенного типа, в ходе которого реализуются цели, задачи и принципы развивающего обучения, усваиваются понятия, формируются знания и умения по теме посредством различных развивающих приемов (приемов умственных действий) и умений (учебно-логических умений и умений работать с понятиями).

  3. Проверка уровня усвоения темы, основных ее положений и понятий с помощью разноуровневых заданий различных типов контроля (контрольных работ, тестов, зачетов), предполагающих применение развивающих приемов и умений.

Особым пунктом в технологии организации и проведения уроков физической географии в классах развивающего обучения является проверка (по ШТУРу) уровня сформированности учебно-логических умений, приемов умственных действий, умений работать с понятиями.

Контроль проводится начальный, текущий и итоговый.

ОРГАНИЗАЦИЯ и ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА.

( на примере темы: «Подземные воды»)

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.

Первый этап включает в себя проработку требований программы по курсу: «Природоведение» и содержания материала по данной теме в учебнике, по которому занимались учащиеся в начальной школе. Составление проверочных тестовых заданий на их основе.

Второй этап: определение целей урока.

В требованиях к уровню подготовки учащихся по теме: «Подземные воды» сказано, что учащиеся должны:

- объяснять: причины (условия) образования подземных вод;

- описывать: значение подземных вод в хозяйственной деятельности человека;

- называть: основные мероприятия по охране подземных вод.

Отсюда вытекает весь набор целей и в первую очередь обучающая.

Обучающая: Формирование знаний о подземных водах, условиях их образования, о значении подземных вод в хозяйственной деятельности человека и мероприятиях

по их охране.

Реализуя идею развивающего обучения, определяю развивающую цель, с помощью которой будет решена обучающая.

Развивающая: Продолжить работу по развитию учебно-логического умения: определять и

объяснять понятия, а также приемов умственной деятельности:

а) умение анализировать;

б) умение сравнивать;

в) прогнозировать.

В ходе приобретения знаний по теме урока учащиеся придут к выводу о трудности (невозможности) очистки подземных вод, что позволит частично реализовать и еще одну - воспитывающую цель.

Воспитывающая цель: Воспитание бережного отношения к подземным водам - главному источнику пресной воды.

Итак, главная цель - обучающая, она достигается в ходе реализации развивающей, а в результате первых двух решается и третья - воспитывающая.

Далее определяю понятия, которые необходимо сформировать (в данном случае - это «подземные воды») и с которыми необходимо познакомить («водопроницаемый слой», «водоносный слой», «водонепроницаемый слой», «водоупорный слой», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «уровень грунтовых вод»).

Предполагаю возможные результаты работы:

  • определение и объяснение понятия;

  • проведение опыта и формирование вывода;

  • знакомство с новыми понятиями и способом образования подземных вод;

  • выбор наиболее правильного решения и определение перспективы;

  • составление логического конспекта.

Далее третий этап: представляю цель в виде нескольких взаимосвязанных, последовательно - обусловленных проблем:

- сформировать понятие "подземные воды";

- выявить причины (условия) их образования;

- познакомиться с понятиями, необходимыми для понимания процесса образования подземных вод;

- выяснить значение подземных вод;

- определить мероприятия по их охране.

Четвертый этап - это определение типа урока. Тип данного урока - усвоение новых знаний.

На пятом этапе, проработав изучаемый материал, подбираю развивающие методы и формы, намечаю последовательность умственных действий, определяющие пути поиска решения каждой проблемы.

В данной теме это:

-анализ;

-сравнение;

-прогнозирование.

Наиболее рациональные методы достижения полного и глубокого осмысления изучаемого материала:

-эвристическая беседа;

-исследовательская деятельность.

На шестом этапе, проектирую схему логического конспекта (схемоконспекта). Схемоконспект представляет собой краткую запись основного содержания темы в виде последовательно-вытекающих одно из другого положений. В нем мало слов, а содержание яркое и запоминающееся. Такие схемоконспекты помогают ученикам усвоить даже самые сложные темы.

Далее определяю характер деятельности учителя и ученика на каждом этапе (фазе) рассмотрения изучаемой проблемы.

Для закрепления знаний планирую задание творческого характера (на применение знаний в новой ситуации), где учащиеся должны будут рассуждать, применяя знания, приобретенные на уроке, проанализировать предложенные варианты, выбрать правильный.

Продуктивный тип урока, использование активных методов и приемов при организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивают глубокое осмысление учебного материала на уроке, поэтому и домашнее задание часто носит практический и творческий характер. Это снижает нагрузку и повышает интерес.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА.

На последнем уроке в его заключительной части перед изучением темы: «Подземные воды» провожу тестирование учащихся на определение уровня усвоения данной темы в курсе начальной школы. Дома, проверив ответы учащихся, составляю проект урока с учетом данных проверки. Хорошо ранее усвоенный учащимися материал будет основой для получения новых знаний.

Изучение темы начинается с проблемного вопроса:

-Каждый год выпадает очень много осадков. Что происходит с водой, выпавшей на сушу?

Ребята достаточно быстро и легко дают правильный ответ: "Просачивается под землю. Часть испаряется".

Далее учитель уточняет, что на этом уроке разговор пойдет о той воде, которая просачивается под землю.

-Как мы ее можем назвать, если она находится под землей?

Учащиеся отвечают: "Подземная вода".

Учитель на доске, а ученики в тетради записывают название темы:

Подземные воды

Выделяя главные смысловые слова, учащиеся сами дают определение данного понятия, указывая на то, что эта вода находится под землей.

Тогда мы уточняем: "Что в данном случае мы понимаем под словом земля? Земля - планета? Земля - почва? В ходе беседы уточняется смысл слова "земля" и вносим изменение в определение. Учащиеся приходят к выводу, что подземные воды - это воды, находящиеся в земной коре на определенной глубине.

Далее новый проблемный вопрос:

-Какие необходимы условия для образования подземных вод?

Ребята самостоятельно называют два главных условия их образования:

1. Наличие осадков;

2. Способность горных пород пропускать воду.

Для подтверждения правильности данных ответов рекомендую ознакомиться с текстом п.1 параграфа 29 учебника.

Затем учащиеся записывают в тетради определение подземных вод и условия их образования.

Ставлю третий проблемный вопрос:

-Все ли горные породы одинаково хорошо пропускают воду?

-Можно ли с помощью имеющихся на столе приборов и веществ наглядно доказать это?

(на столе стоят стаканы -3 шт., воронки - 3 шт., фильтровальные бумажки и

вещества: глина, песок, почва, вода).

Ученики охотно демонстрируют опыты на прохождение воды через песок, глину, почву. Опытом подтверждают различную скорость просачивания воды сквозь разные вещества, обращая внимание на то, что через глину вода почти не проницает. Делают вывод, что этот слой (пласт) так и будет называться водонепроницаемый. А тот, сквозь который вода легко проницает - водопроницаемый.

В тетради учащиеся записывают это в виде схемы:

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯСлой (пласт) горных пород

Водопроницаемый Водонепроницаемый

Дальнейшая беседа ведется по изображенному на доске рисунку:

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

-Какие горные породы пропускают воду, а какие нет?

(правильно названные горные породы записывают в схему):

почва глина

суглинок гранит

трещиноватый известняк

песок

На доске по рисунку ученик стрелочкой указывает в каком направлении и до какого слоя дождевые и талые воды будут проникать в толщу земли.

-Где будет скапливаться вода?

В результате ответов ребят, в схему вносится еще одно понятие:

Водоносный слой

(водопроницаемый слой пород, содержащий воду)

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Затем записывают и понятие:

Грунтовые воды

Далее рассматривают рисунок 60 учебника стр.99

и знакомятся с понятием:

Межпластовые воды

Дается задание: Проанализируйте определения данных понятий и расположение этих вод. Сравните их.

Сначала учащиеся находят отличия: (записываем на доске)

Первый водоносный слой. 2-ой, 3-ий и т.д. водоносный слой.

Расположен между водопроницаемым и Расположен между двумя водоупорными

водоупорным слоями горных пород. слоями горных пород.

Залегает выше. Залегает ниже.

Вода относительно чистая. Вода чистая.

Уточняем признаки по которым сравнивали: местоположение, свойства воды.

Потом учащиеся определяют сходство: Оба слоя воды расположены под землей. - У них есть общее понятие: и грунтовые воды и межпластовые - это подземные воды.

Для краткого их изображения в схеме: "Слои горных пород" пронумеровываем названия слоев -

Водопроницаемый -№ 1

Водонепроницаемый (водоупорный) - № 2

Водоносный № 3

ДТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯалее в схеме между понятиями "Грунтовые" "Межпластовые"

учащиеся проставляют цифры, № 1

соответствующих слоев: № 3

2

3

2

Стрелками указывают местоположение этих вод.

Записывают определения данных понятий:

Воды первого от поверхности Воды, залегающие между

постоянного водоносного слоя. двумя водоупорными слоями.

Залегают между водопроницаемым и водонепроницаемым

слоями.

Один из учеников на доске (на рисунке) стрелками показывает, в какую сторону будет стекать вода, накопившаяся на водоупорном слое. Из курса начальной школы учащиеся вспоминают как называется место, где подземные воды выходят на поверхность. (Источник, родник).

Вывешиваю картину "Образование родника". Предлагаю ребятам сравнить рисунок на доске и на картине и ответить на вопрос:

-Какое отличие в чередовании слоев вы видите?

( На картине изображен всего один водопроницаемый слой, а на доске - несколько)

-В каком случае подземная вода будет расположена ближе к поверхности земли?

Таким образом, формируем еще одно понятие: "Уровень подземных вод".

В ходе беседы, и работая с текстом п.3 параграфа 29 учебника, говорим о значении подземных вод и определяем мероприятия по их охране.

(Выделенное - это логический схемоконспект, оформленный у учащихся в тетради)

В конце урока в качестве закрепления знаний дается задание творческого характера (на применение знаний в новой ситуации).

Демонстрирую рисунки трех колодцев.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ в классах РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

№ 1 № 2 № 3

И предлагаю ответить на вопрос: "Какой колодец вырыт правильно? Почему?".

Учащиеся, рассуждая, выбирают правильный - третий. Прогнозируют более длительное использование воды из данного колодца.







И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А :


  1. И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская «Обучаем по системе Л.В.Занкова. 1-ый год обучения». Москва, «Просвещение». 1991 и 1996 годы.

2. И.И. Аргинская, Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, А.В. Полякова, З.И.Романовская «Обучаем по системе Л.В.Занкова. 2-ой год обучения.». Москва, «Просвещение». 1993 г.

    3. Сборник материалов под редакцией В.С. Гиринович, Г.А. Ткачева «Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе, 5-9 классы»

    Москва, «Новая школа» 1996 год

    1. Н.Ф. Талызина

    «Формирование познавательной деятельности младших школьников». Москва, «Просвещение». 1988 г.

    1. «Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии» под редакцией И.И. Бариновой и Т.П. Герасимовой. Москва. «Просвещение». 1983 г.

    2. О.А. Перусюк, М.С. Смирнова

    «Сборник вопросов и заданий по географии». Москва «Новая школа». 1994г.

    1. Н.Н. Ладилова

    «Дидактические материалы по физической географии». Москва «Просвещение». 1998 г.

    1. Г.П. Субботин

    «Задачник по географии: 500 заданий, тестов, вопросов». Москва «Аквариум». 1997 г.

    1. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы».

    Москва «Дрофа» 1996 год.

    1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы». Москва «Дрофа» 1997 г.

    2. Ю.А. Конаржевский « Анализ урока». Москва. Центр «Педагогический поиск», 2000 г.

    3. В.В. Репкин, Н.В. Репкина

    «Развивающее обучение: теория и практика» Томск. «Пеленг», 1997 г.

    1. Пособие для школьных психологов: « Психологическая коррекция умственного развития учащихся». Москва. «Олимпик» 1990 г.

















    © 2010-2022