Разработка плана урока на тему: Понятие об азимуте, ориентирование на местности и по плану

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Ориентирование по плану местности. Азимут.


Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.

Задачи:

Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;

Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;

Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.

Оборудование: компас, транспортир большой, линейка, компьютер, проектор, презентация (среда POWER POINT).

Основные понятия: компас, азимут.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.

На слайде презентации записаны вопросы.



Задания на знание понятий

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений

1. Выразите численный масштаб именованным:

1 250000; 1: 1 000000;
1 1 000; 1:50;
1 25000.

2. Выразите именованный масштаб численным:

в 1 см - 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;

5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?



Задания на проверку практических навыков

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?



III. Изучение нового материала

А. Целепологание

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?



Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске (самопроверка на слайде)
Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта.

- А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.



Б. Работа в группах

- Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плануРазработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

1) по муравейнику;

2) по ветвям одиноко стоящего дерева;

3) по годичным кольцам пней;

4) по таянию снега на крышах, склонах холмов;Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плануРазработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

5) по Полярной звезде.

В. Знакомство с компасом

Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу.

Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
- Следующим этапом нашего урока будет знакомство с правилами работы с компасом. Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах. Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне горизонта расположено окно, дверь, доска, цветок?

Правила работы с компасом:Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плануРазработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

Г. Выполнение задания

- Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся).



А. - Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

-Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.


Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану


Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?

В. - Прочитайте в учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут.


Г. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Работа в парах.

Нахождение азимута по плану:Разработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

1. Определить направление на север.

2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.


3.


Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.

5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке



Д. - Определите значение азимута с помощью транспортира.

Е.- Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).

В
. Задание 1 (по топографическому плану)

Работа в группах, по алгоритмуРазработка плана урока на тему:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану

- Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?



- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)

- Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по данному азимуту с помощью компаса.



lV. Задание 2. (закрепление нового материала)

- определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом, представьте последовательность работы группы.



VII. Домашнее задание

- § 7, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.



VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу на уроке).



  1. Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала?


  2. Трудно ли вам было работать в группе?


  3. Где было легче работать в группе или в паре?



© 2010-2020