Портфолио как средство самооценки достижения

Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [2, с8] Решение...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №50 г.НИЖНИЙ НОВГОРОД








Л.Д.Перепечина

«Портфель ученика» как средство оценки учебных достижений школьников в курсе географии 7 класса


(квалификационная работа учителя географии МОУ гимназии №50)



Научный руководитель:

Г.А.Игнатьева к.п.н., доцент

зав.кафедрой педагогики

и образовательных технологий НИРО








Нижний Новгород

2005

«Портфель ученика» как средство оценки учебных достижений

школьников в курсе географии 7 класса


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Введение

3

Глава I

Дидактические основы диагностики образовательной деятельности учащихся

6

1.1. Современные подходы к контролю и оцениванию образовательных результатов школьников

6

1.2. Инновации в системе оценки учебных достижений

9

1.3. Самооценка результатов обучения

11

Глава II

Технология оценки учебных достижений школьников на примере курса географии 7-го класса

15

2.1. «Портфель ученика» как альтернативная форма оценки.

15

2.2. Модель учебного процесса, ориентированного на формирование оценочной самостоятельности школьников при изучении географии 7-го класса

20

2.3. Диагностика оценочной самостоятельности школьников.

28

2.4. Педагогический эксперимент и его итоги.

32

Заключение

35

Список литературы

37

Приложения

39




ВВЕДЕНИЕ

Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [2, с8]

Решение этой задачи связано, с одной стороны, с гуманизацией, «очеловечиванием» школьного пространства, ориентированием его не на некий искусственно сконструированный эталон, а на индивидуальные особенности каждого школьника как реально действующего субъекта. С другой стороны, усиливается тенденция к объективизации «тех знаний и умений, которые могут быть полезными учащимся в будущем, а также умения самостоятельно приобретать знания, необходимые для современной адаптации в современном мире» [12, с.2].

Методика преподавания географии сегодня располагает целым арсеналом методических приемов и способов проверки знаний и умений учащихся. Однако их применение не всегда обеспечивает индивидуальный подход в обучении, позволяет оценить знания и умения ученика с точки зрения его успешности в жизни, способности решать не только академические, но и социальные проблемы. Возникает закономерный вопрос: «Как должна измениться система оценивания в школе, чтобы его вектор сместился от оценки абстрактного учебного результата к оценке реальных востребованных обществом учебных достижений школьника?

Поставленная проблема определила цель данной работы - выявить методические условия организации системы оценивания учебных достижений школьников в процессе изучения географии 7-го класса на основе инновационной модели учета и оценки достижений учащихся «Портфель ученика».

Реализация цели осуществлялась через решение следующих задач:

  1. Изучить современные подходы к диагностике образовательных достижений школьников.

  2. Оценить преимущества и недостатки разных типов «портфелей ученика» с точки зрения эффективности их применения в процессе изучения географии.

  3. Разработать структуру «портфеля учебных достижений» и процедуру его составления по курсу географии 7-го класса.

  4. Подобрать критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Наше исследование проводилось в направлении подтверждения следующей гипотезы: Если организовать систему оценивания и учета достижений учащихся, построенную на основе модели «портфель ученика» то это способствует:

  • повышению объективно существующего уровня владения предметными знаниями, умениями и навыками.

  • повышению интереса к предмету;

  • формированию адекватной самооценки учащихся;

  • формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать;

В соответствии с замыслом проведенного исследования данная работа структурирована следующим образом:

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, гипотеза квалификационной работы.

В первой главе рассматриваются современные инновационные подходы к диагностике образовательных результатов школьников, учету и оценке учебных достижений, сочетанию оценки и самооценки.

Вторая глава содержит описание технологии учета и оценки учебных достижений «портфель ученика» на примере курса географии 7-го класса.

В заключении обобщаются результаты, подводятся итоги, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей работы, связанной с разработкой целостной системы учета и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе изучения географии.

Результаты диагностики показателей обозначенных в гипотезе исследования, включены в приложения к работе.

Ход и результаты проведенной работы обсуждались на заседаниях педагогического совета школы от 14 ноября 2004 протокол № 11 , на заседании методического объединения учителей географии и методологическом семинаре кафедры педагогики и образовательных технологий НИРО от 19.05.2004, протокол №5.




Глава 1. Дидактические основы диагностики образовательной

деятельности учащихся

  1. Современные подходы к контролю и оцениванию образовательных

результатов школьников

Контроль и оценивание являются основными видами образовательной диагностики - процесса определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога. В обучении применяют следующие виды контроля:

  • предварительный - имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года или перед изучением новых разделов;

  • текущий - систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях;

  • повторный - проверка знаний параллельно с изучением нового материала;

  • периодический - осуществляется по целому разделу учебного курса с целью диагностирования качества усвоения учащимися структурных основ и взаимосвязей изученного раздела;

  • итоговый - комплексная проверка образовательных результатов.

В зависимости от содержания и методов контроля, т.е. того, что именно и как контролируется, выделяют традиционный (предметно-ориентированный) и инновационный (личностно-ориентированный) подходы к контролю обучения.

Таблица 1.

Подходы к содержанию и методам контроля обучения

Параметры сравнения

Предметно-ориентированный

Личностно-ориентированный

Цель обучения

Передача знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации человека в обществе

Самореализация учащегося по отношению к предметным областям

Объект контроля

Знания, умения и навыки

Учебные достижения учащегося

Эталон для оценивания

Внешние образовательные стандарты

Личностный потенциал учащегося

Способ оценки

Сравнение образовательных результатов ученика с эталоном

Сравнение достижений учащегося с актуальным уровнем

Методы контроля

Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены

Анкетирование, тестирование, комплексные проекты, творческие работы и т.д.

Форма оценки

Отметки, рейтинг

Качественные характеристики, описывающие степень образовательных приращений учащегося.

Традиционный контроль обучения служит для проверки степени усвоения предметных знаний, умений и навыков. Личностно-ориентированный контроль обучения на выявление учебных достижений школьников и установление их образовательных приращений по отношению к актуальному уровню развития.

Система средств личностно-ориентированной образовательной диагностики, по мнению С.Г.Абрамовой, С.Н.Рягина, Г.В.Репкиной, Т.И.Шамовой, А.В.Хуторского, И.С.Якиманской [4;21;22;26;27;28]и др. должна включать:

  • средства психологической диагностики сформированности базовых интеллектуальных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация);

  • традиционные средства контроля усвоения предметных знаний, умений и навыков;

  • основанные на предметном материале средства выявления и оценки учебных достижений.

Мы считаем, что технология учета и оценки учебных достижений школьников «Портфель ученика» включает комплекс диагностических средств, относящихся ко второй и третий группе из вышеназванной системы средств личностно-ориентированной образовательной диагностики.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего образовательного процесса. В личностно-ориентированном образовательном процессе контрольными ориентирами являются стиль и темп усвоения учебного материала, способность к самоорганизации, уровень творческих достижений ученика. Для оценки знаний, умений и творческих способностей, достигаемых учеником по конкретному предмету, В.И.Андреев[5, с.41] предлагает применить критерии, приведенные в Таблице 2.

Таблица 2

Критерии контроля и оценки базовых категорий результатов обучения

Уровень оценки

Базовые категории образовательных результатов

Характеристики результатов обучения

Признаки учебной деятельности

Критерии

1

2

3

4

5

Знание - понимание и его воспроизведение. Обозначает запоминание изученного материала, его интерпретацию и воспроизведение в любой форме.

Знает суть употребляемых понятий, знает конкретные факты, законы, правила, принципы.

Определяет, обозначает, воспроизводит, перечисляет, приводит примеры, объясняет.

Полнота, глубина, систем

ность, точность

6

7

8

Умение - алгоритмическое применение. Обозначает умения (и навыки) в решении типовых задач и заданий на основе ранее усвоенных правил, законов, принципов

Применяет понятия, законы, принципы, правила в решении типовых задач и заданий.

Решает, подсчитывает, использует, объясняет

Полнота, обобщен

ность, точность, воспроизводимость, действен

ность.

9

10

Творческие способности, которые проявляет ученик при изучении предмета

Предсказывает, оценивает, применяет знания, умения в решении творческих, исследовательских задач и заданий.

Переносит, трансформирует, прогнозирует, критически оценивает, доказывает.

Перенос в новую ситуацию, оригиналь

ность, гибкость, систем

ность, критич

ность, прогностичность.


Личностно-ориентированному подходу к образовательной диагностике свойственно применение герменевтических методов анализа происходящих в учащихся изменений. Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Руководящим принципом планирования, диагностики и оценки учебных достижений учащегося является признание их субъективности.


1.2. Инновации в системе оценки учебных достижений

Проблема оценки считается одним из ключевых моментов, непосредственно влияющих на эффективность образовательного процесса. Традиционная оценка характеризуется как «субъект - объектная» система, ее отличают следующие черты:

  • дискретность - процесс оценивания как измерение конечного результата, представляет собой фиксацию в виде итоговой отметки прохождения определенных этапов в изучении предмета;

  • фрагментарность - оценка привязана к отдельной теме в рамках отдельного предмета;

  • единичность - ограниченный инструментарий оценки, применяемый в искусственно создаваемых ситуациях контроля и оценивания только по отношению к индивидуальным учебным результатам;

  • количественность - преобладание количественной составляющей оценки;

  • жесткость - детерминированность оценки директивными нормативами (стандартами, средствами оценки, временным фактором и т.д.);

  • искусственность - процедура оценивания искусственна, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых.

Таким образом, традиционная система оценки практически полностью исключает взаимодействие учителя и учащихся в процессе учета и оценивания образовательных результатов.

Инновационная система оценки заключается в разработке «субъект-субъектной» системы непрерывной оценки и самооценки посредством:

  • перехода к оцениванию процесса движения к результату;

  • признания права учащегося на ошибку (исправленная ошибка - прогресс в обучении);

  • создания инструментария оценки, исходящего из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях;

  • включения в систему оценки наряду с индивидуальными, групповых и командных результатов;

  • интеграции количественной и качественной составляющей предметной оценки;

  • акцентирования всего, что учащийся знает и умеет;

  • осуществления процедуры оценивания в естественных для обучаемого условиях;

  • включения учащегося в процесс оценивания через разные формы самооценки и взаимооценки;

  • усиления ответственности учащихся за процесс и результат обучения.

Новый подход к процессу оценивания предполагает трансформацию роли учителя от судьи и контролера к консультанту и помощнику. Процедура оценки в этом случае не прерывает взаимодействия учителя и учащихся, а является органичным продолжением их сотрудничества по освоению предметного содержания. В процессе обучения целенаправленно создаются условия для самостоятельного и сознательного отслеживания учащимися собственных учебных достижений

Модернизация образования направлена на приведение всего образовательного процесса от цели до результата в соответствие с требованиями современности. Немаловажным является учет этого результата не только в форме традиционной отметки, выставляемой в ведомости и других оценочных документах, но и в форме, позволяющей зафиксировать творческие достижения ученика. Как известно, творчество - это сугубо индивидуальная характеристика личности, относящаяся к любому виду деятельности.

Понятие «учебное достижение» значительно шире, чем понятие «учебный результат». Помимо академической успеваемости, учитывающей усвоение требуемых программой по предмету знаний и умений, учебное достижение включает в себя творческую составляющую, характеризующую личностное приращение учащегося. Условиями эффективности обучения, выстраиваемого как процесс последовательных достижений, являются:

  • Любое достижение может и должно осознаваться ребенком как положительный, значимый для него результат.

  • Осуществление достижений - это реализация естественной потребности ученика в успехе.

  • Любое достижение связано с именем человека, его совершившего.

  • Победа не бывает мелкой или крупной, она может быть замеченной или незамеченной.

  • Любой человек может делать что-то лучше других.

  • Переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, а сопереживание успеху другого - нравственную.

  • Педагогическое достижение учителя - это личностные достижения его учеников.

Обобщая вышесказанное, отмечу, что инновационный процесс оценивания ориентирован на испытывание учащимся чувства успеха и положительных эмоций от процесса обучения, предоставление каждому шанса проявить свои способности, творчество.

1.3. Самооценка результатов обучения

Оценка - часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога - обучение учащихся навыкам самооценки.

Сегодня построение оценочной самостоятельности школьников рассматривается как ключевое условие решения почти всех задач реформы образования по многим причинам. Во-первых, оценка пронизывает все сферы человеческого существования. Во-вторых, оценка - это общий предмет взаимодействия школьников, их родителей, учителей, администрации. В-третьих, освоение таких видов деятельности как контроль и оценка является основой умения учиться.

Выделяют общую самооценку, означающую самопринятие, самоуважение человека, и конкретную самооценку, т.е. признание им собственных возможностей выполнить то или иное дело. Адекватность конкретной самооценки целиком зависит от общей самооценки. Задача формирования у школьников способности адекватно оценивать свои учебные достижения требует от учителя заботы об обеих сторонах самооценки. Формирование адекватной конкретной самооценки возможно только в атмосфере доверия и взаимопринятия.

При формировании оценочной самостоятельности в сфере обучения необходимо, чтобы школьники овладевали способом оценивания, принятым в данном социуме, что, прежде всего, означает четкое осознание критериев качества своей учебной работы учащимся. Школьная специфика оценочной самостоятельности состоит в том, что требования к выполнению тех или иных видов учебных работ задаются извне. Задача школьника в процессе самооценки правильно соотнести свои внутренние требования с объективными внешними критериями. Во всей полноте задача выращивания оценочной самостоятельности решается в основной школе и связана с обеспечением «оценочной безопасности» учащихся. Примерные правила оценочной безопасности могут выглядеть таким образом:

  • Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.

  • Находить и отмечать любой успех, даже у самых слабых учащихся.

  • Ставить перед учащимися конкретные цели, сформулированные через действия учащихся и указывающие параметры конечного результата.

  • Оценка творческих проявлений учащихся должна оформляться столь же значимо, как и оценка базовых знаний, умений и навыков.

  • Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке

  • Право учащегося на выбор сложности или типа оценочного задания или вида контрольных работ. Отношение уровня притязаний и уровня достижений является для учителя средством образовательной диагностики.

Выбор форм, в которых осуществляется самооценка, осуществляется на основе следующих принципов:

  • смещение акцента на то, что учащийся знает и умеет по данной теме и данному предмету;

  • интеграция количественной и качественной оценки;

  • целенаправленность, непрерывность, систематичность процесса самооценки;

  • взаимосвязь оценки учителя, самооценки ученика и взаимооценки учащимися работы друг друга.

Вышеперечисленным принципам наиболее удовлетворяют такие формы самооценки как ученическая рефлексия, образовательная самохарактеристика, учебное портфолио (технология «Портфель ученика» относится к последней форме самооценки).[3; 6;10; 13; 24]

  1. Алгоритм ученической рефлексии

Рефлексия по предмету «география»

Ф.И._________________________класс___________________________

1. Мой самый большой успех по географии за учебный год___________

2. Моя самая большая трудность _________________________________

3. Что у меня раньше не получалось, а теперь получилось_____________

4. Над чем мне предстоит поработать в следующем году______________

2. Структура образовательной самохарактеристики.

Самооценка ученика _________________ класс_______по географии

  1. За учебный год я:

- узнал________________________________________________________

- научился_____________________________________________________

- понял________________________________________________________

2. Лучше всего в этом учебном году у меня получалось________________

3.Основные трудности я испытывал________________________________

4.Моими творческими достижениями были__________________________

5. На будущее я себе желаю_______________________________________

3. Учебное портфолио - модель аутентичного оценивания (процедуры оценивания, разработанной для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности, полученные в процессе обучения в реальных жизненных ситуациях), получающего оформление в документах трех типов:

1. Портфель достижений - коллекция работ учащегося всесторонне демонстрирующая прогресс в учебной деятельности школьника как в определенной предметной области, так и в целом по всем предметам за учебный год.

2. Портфель - отчет - собрание индивидуальных текущих работ учащегося по предмету в соответствии с планом заданным изначально учителем, имеющее целью выявление степени прохождения школьником программы обучения.

3. Портфель - самооценка - совокупность обязательных и творческих работ учащегося по разным предметам с соответствующими комментариями преподавателей, включающими оценку их выполнения с характеристикой и объяснениями

«Портфель ученика», представляемый в данной работе является интегрированным типом, соединяющим в себе черты портфеля - достижений и портфеля - отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем. «Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы и затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.

Глава II Технология оценки учебных достижений школьников

на примере курса географии 7-го класса

2.1. «Портфель ученика» как альтернативная форма оценки.

В наиболее общем понимании «Портфель ученика» представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебной деятельности школьников, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (отзывы и рецензии на различные работы, характеристики и т.п.), с целью их последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Структура «Портфеля ученика» напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Для курса географии 7-го класса эти цели формулируются следующим образом:

Основная цель курса - создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники увидели единство, определенный порядок, связь явлений, чтобы воспитывать на базе знаний убеждение в необходимости бережного отношения к природе. Планируемые результаты обучения формулируются следующим образом [19, с. 16-17]:

  1. Учащиеся должны оценивать и прогнозировать: по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем, изменения климата Земли в целом, оценивать природные условия как средства для жизни и хозяйственной деятельности людей, основные особенности природы и связи с населением и др.;

  2. Учащиеся должны объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли, движение воздушных масс, размещение месторождений полезных ископаемых, системы движений в Океане, особенности компонентов природы, различия в условиях жизни населения, особенности экологических ситуаций, основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке и др.;

  3. Учащиеся должны описывать основные источники географической информации, географическое положение объектов, существующие в природе круговороты веществ и энергии, особенности материальной и духовной культуры крупных народов континентов и др.;

  4. Учащиеся должны определять (измерять) географическую информацию по картам различного содержания, вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации;

  5. Учащиеся должны называть и (или) показывать важнейшие природные объекты материков, океанов, крупных регионов, факторы формирования климата, крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, природные ресурсы суши и океана, меры по охране природы и др.

Соответственно в «Портфеле» должны быть представлены следующие виды работ учащегося:

  1. «карта знаний» по учебному курсу

  2. контрольные, самостоятельные, практические работы, требуемые учебной программой;

  3. письменные домашние работы;

  4. прикладные географические проекты (индивидуальные и групповые); Например: Комплексное описание отдельных ландшафтов на Земле Сравнительная характеристика описанных ландшафтов. Формулировка проблемы: чем вызвано разнообразие ландшафтов Земли? Проект: Создание модели развития рельефа Земли. Проект: построение разных моделей климатов при измененных условиях (климат планеты без материков и др.) и т.д.

  5. географическое эссе, отражающее позицию учащегося по отношению к проблемным вопросам географии материков; «сформулировать основной закон географической зональности» и др.

  6. аннотации дополнительной литературы, прочитанной учащимся по темам, входящим в данный курс;

  7. наглядные пособия, настенные материалы, модели по различным темам данного курса;

  8. проверочные материалы, составленные учащимся: тесты, кроссворды, шарады, ребусы, загадки, карточки с заданиями;

  9. решение проблемных и исследовательских задач в малых группах или парах (см. Приложение 1.);

  10. работы из смежных дисциплин, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данному предмету, например сочинение «Экспедиция в поисках капитана Гранта глазами географа» или «Модели развития геосферы Земли при глобальном потеплении климата»; «Модели лесных ландшафтов материков при антропогенном влиянии» и др. [20, с. 6-9]

  11. доклады по различным темам учебного курса;

  12. лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть при изучении данного курса: формальные (узнать, научиться, получить), смысловые (понять, объяснить, установить), саморазвития (открыть, создать, построить);

  13. листы самоконтроля и самооценки учащегося по темам и разделам учебного курса.

В «Портфель ученика» может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. При оформлении окончательного варианта портфеля необходимо включить туда:

  • сопроводительное письмо с описанием целей обучения по курсу и краткой характеристикой портфеля;

  • оглавление портфеля;

  • лист самооценки с указанием своих удач и трудностей в процессе изучения данного курса или отдельных его тем и разделов.

С целью оптимизации процесса оценки «Портфелей» их содержание целесообразно разбить на следующие категории:

  • обязательные работы - требуемые учебной программой по предмету и необходимостью усвоения базовых знаний и умений;

  • поисковые работы - проекты, решения проблемных, исследовательских задач;

  • ситуативные работы - разработки наглядных пособий, настенных и дидактических материалов, решение прикладных задач;

  • описательные работы - эссе, аннотации, листы целей, листы самоконтроля и самооценки;

  • внешние материалы: отзывы и рецензии на работы, листы взаимооценки, характеристика портфеля учителем.

Примерное распределение общей оценки по категориям может выглядеть следующим образом: обязательная категория - 40% общей оценки; поисковая - 30%, ситуативная - 15%, описательная - 10%, внешняя - 5%.

Критерии оценки «Портфеля ученика» отражают: [12, с. 44]

  1. сформированность качеств, отраженных в целях обучения данному предмету;

  2. развитость коммуникативных умений: умение сотрудничать, выступать с докладом, четко и аргументировано излагать свои мысли и т.д.;

  3. сформированность оргдеятельностных умений: формулировать цели, проявлять устойчивость в их достижении, планировать деятельность, прогнозировать ее результаты, сопоставлять результаты с целями и т.д.

Итоговая оценка «Портфелей» является четырехуровневой.

Уровень «А» - самый высокий - всестороннее отражение основных категорий и критериев оценки, содержание свидетельствует о значительности приложенных усилий и очевидном прогрессе учащегося, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету, в оформлении ярко выражены оригинальность и изобретательность.

Уровень «В» - высокий - демонстрирует высокий уровень развития качеств, отраженных в целях обучения данному предмету, но отсутствуют элементы необязательных категорий, а также недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствует творческий элемент в оформлении портфеля.

Уровень «С» - средний - основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить лишь о сформированности базовых знаний и умений.

Уровень «D» - слабый - в «Портфеле» представлены отрывочно и бессистемно работы из разных категорий, что не позволяет ни определить прогресс в обучении, ни уровень сформированности качеств, отражающих основные цели и критерии оценки.

Опыт применения технологии «Портфель ученика» показывает, что целесообразно использовать два вида портфелей: рабочий и оценочный. В первом собираются все продукты учебной деятельности учащегося по данному курсу. Систематически (раз в четверть) учащийся производит «ревизию» своего рабочего портфеля и отбирает в оценочный портфель обязательные работы и те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают прогресс в обучении, помечая их буквой У., что значит «отобрано учащимся». Аналогичную процедуру просмотра рабочих портфелей осуществляет и учитель. Он может отобрать в дополнение к уже выбранным учащимся работы, свидетельствующие о его успехе, но неявно выраженном для него. Свой выбор учитель обозначает буквой П., «преподаватель». Степень совпадения выбора ученика и выбора учителя соответствует уровню адекватности конкретной ученической самооценки.

2.2. Модель учебного процесса, ориентированного на формирование оценочной самостоятельности школьников

при изучении географии 7-го класса

В целях формирования оценочной самостоятельности учеников основной школы мы предлагаем ориентироваться на модельный вариант проектирования и реализации учебного года в школе, работающей по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, прошедший многолетнюю апробацию в школе 1133 г. Москвы и других экспериментальных площадках МАРО.

В модельном варианте в учебном году выделяются:

  • фаза совместного проектирования и планирования учебного года;

  • фаза постановки и решения учебных задач, намеченных в курсе обучения;

  • рефлексивная фаза года [6, с. 16-17]

Рассмотрим эти фазы с точки зрения формирования оценочной самостоятельности школьников применительно к курсу географии 7-го класса.

  1. Фаза запуска «Портфеля ученика».

Основные задачи этой фазы можно сформулировать следующим образом:

  • Дать возможность учащимся определить уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего движения; сформулировать собственные цели изучения данного курса.

  • Провести коррекцию наличных знаний и умений.

  • Создать ситуацию, требующую от учеников определения границы своих знаний и выстраивания маршрута своего движения в рамках учебного курса.

Для решения этих задач можно наметить следующие этапы совместных действий учителя и учащихся:

  1. Проведение стартового проекта.

  2. Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в виде «карты знаний».

  3. Согласование с учащимися общих требований к структуре, содержанию и критериям оценки «Портфелей», разработка процедуры отбора и учета учебных достижений в течение учебного года.

Стартовый проект - построение плана-карты ландшафтов реальной территории. В шестом классе учащиеся освоили способы построения картографических изображений (построение плана местности, географической карты) и подошли к освоению понятия «ландшафт». В связи с этим стартовый проект по географии преследует две цели: выявить и оценить реальный уровень освоения картографических умений и зафиксировать границу своей компетентности.

В ходе выполнения проекта учащиеся обнаруживают, что в разных точках исследуемой территории существуют разные ландшафты. Однако они не могут еще однозначно установить причины возникновения разных типов ландшафтов на ограниченной территории. В процессе обсуждения возникают вопросы, которые ложатся затем в основу построения «карты знаний»: «Существуют ли другие ландшафты на Земле?», «Есть ли связи и какие между отдельными ландшафтами Земли?», «Что влияет на изменение ландшафтов?», «Всегда ли ландшафты были такие как сейчас?».

«Карта знаний» - схематическое изображение процесса движения учащихся в предметном материале за учебный год. Она служит средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете.

По итогам стартового проекта у класса возникает общий план того, чем им предстоит заниматься в течение года: причинами возникновения, функционирования и развития ландшафтов, внутренними связями внутри изучаемых ландшафтов, изучением их размещения по территории Земли. Этот план фиксируется в схематичном виде (Схема 1).

Составленная в совместной работе карта вывешивается в большом формате в кабинете, а соответствующие копии должны быть помещены в «Портфель ученика».

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Портфолио как средство самооценки достижения

ПОЧЕМУ?

Портфолио как средство самооценки достижения

Схема 1.

Карта изучения географии в 7-ом классе (исходный вид)

  1. Фаза освоения предметного содержания учебного года

На этом этапе происходит решение задач, поставленных на первом этапе и отраженных в «карте знаний». Изменяется общая «карта знаний», становясь более конкретный и эти изменения должны быть отражены в «портфелях учеников». Учащиеся работают над пополнением рабочих портфелей и по окончании четверти или по завершении крупной темы производят отбор материалов в оценочный портфель.

  1. Фаза демонстрации учебных достижений

Основные задачи заключительной фазы учебного года:

  • Определение количественного и качественного прироста в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года.

  • Восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика.

  • Предъявление личных достижений и достижений класса как общности.

Решение этих задач осуществляется следующим комплексом работ:

  1. Итоговая диагностика базовых знаний и умений.

  2. Предметная диагностика развивающего эффекта

  3. Уточнение и конкретизация исходной «карты знаний», определение «проблемных точек», «точек достижений» всего класса и каждого учащегося (Схема 2).

  4. Диагностика уровня сформированности оценочной самостоятельности школьников.

  5. Оформление оценочного портфеля и взаимооценка портфелей учащимися с составлением рецензий.

  6. Проверка «Портфелей» учителем.

  7. Конференция - презентация «Портфелей».

При проведении итоговых работ мы ориентировались на пособие «Методика организации и проведения контрольных работ по географии в 6-7 классах» О.В.Крыловой по следующим причинам:

  1. Рекомендуемые работы включают вопросы и задания по содержанию всей темы, что позволяет осуществить мониторинг качества усвоения и теоретических знаний и практических умений учащихся.

  2. В работах осуществляется преемственность вопросов и заданий, использование полученных знаний и умений в новом контексте.

  3. В содержании предлагаемых работ реализован принцип разноуровнего обучения. Первая из трех частей работы соответствует базовому уровню усвоения знаний и умений, а итоговая оценка складывается из суммы баллов, возрастающих по мере увеличения числа правильно выполненных заданий [13, с. 48].

Таблица 3.

Структура итоговых работ по географии для 7-го класса [14]

(по О.В.Крыловой)

Тема работы

Время проведения

Количество заданий

Общее количество заданий

1часть

2 часть

3 часть

1

Литосфера и ее строение

20-25

3

1

1

5

2

Атмосфера и климаты земли

20-25

5

2

1

8

3

Мировой океан

40-45

4

1

1

6

4

Биосфера

20-25

3

1

1

5

5

Океаны Земли

20-25

2

1

1

4

6

Африка

20-25

3

1

1

5

7

Австралия

40-45

3

1

1

5

8

Южная Америка

40-45

1

1

1

3

9

Северная Америка

40-45

3

1

1

5

10

Евразия (итоговая по всему курсу)

40-45

3

1

1

5

Диагностика развивающего эффекта в процессе изучения данного курса осуществлялась с помощью комплексных тестов (Приложение 2), направленных на выявление уровня понимания содержания изучаемого материала, осуществления рефлексии собственных действий и планирования собственной деятельности

Таблица 4.

Оценочная матрица (по Колесниковой И.А.) [9, с. 41-48]

Показатели усвоения содержания

Уровни проявления показателей усвоения

1

2

3

4

Знания (понимание содержания)

Непонима

ние, существен

ное искажение смысла

Смысло

вая ценность содержа

ния представ

лена в основном верно

Полное, глубинное понимание смысла содержания на уровне, предложенном автором задания

Наличие собствен

ной обоснованной трактовки проблемы в ответ на предложенную



4

8

12

16

Прием рефлексии

Не умеет и не пытается оценить своего отношения и свои действия к чему - либо

Выявление рефлексии на процесс собствен

ного анализа условия задачи (пытается обосновать свое мнение)

Осмысление своих действий, выяснение их основания (вскрывает причины и основания своих трудностей)

Осознает, описывает и оценивает свой собственный способ действий и свои собственные возможности в решении задачи

3

6

9

12

Прием планирования

Не умеет и не пытается разработать способ получения конечного результата

Планирует пути достижения цели без их обоснования

Выявляет и фиксирует существен

ные отношения и их особенности с обоснованием функций и их связей

Осознает состав действия, опирается на принцип построения способов действия.

3

6

9

12

Примеры комплексных заданий см. в приложении №2.

Факторы, определяющие возникновение и развитие ландшафтов Земли

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Л1

Л2

?

Планетарно-космические

Тектонические

Климатические

Портфолио как средство самооценки достижения

Л3

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Исходная ситуация на начало учебного годаПортфолио как средство самооценки достижения

Основной географический закон (закон географической зональности)

Портфолио как средство самооценки достижения

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Рельефообразующие процессы

Процессы Мирового океана

Факторы, нарушающие основной географический закон

Ландшафты крупных территорийПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения


Схема 2. Конечный вариант «карты знаний»

Диагностика уровня сформированности оценочной самостоятельности школьников будет рассмотрена в третьем параграфе данной главы, а мы остановимся на оформлении «Портфеля ученика», его самооценке и взаимооценке.

Перед тем как учащиеся возьмут «Портфели» друг друга на взаимооценку, они составляют лист самооценки по следующей схеме:

Самооценка Ф.И,___________________класс_____

  1. В процессе изучения географии материков и океанов я:

    • Узнал____________________________________________

    • Научился___________________________________

    • Понял______________________________________

  2. Мои «точки достижений» на «карте знаний»__________________________________________________________

  3. Мои проблемные точки на «карте знаний»_________________________________________________________

  4. Мои трудности в процессе изучения данного курса____________________________________________________________

  5. Пути их преодоления____________________________________________

  6. Мои личностные приращения:

  • В знаниях по предмету_________________________

  • В моих творческих способностях_________________

  • В умении осознавать себя_______________________

  1. Мой прогноз на будущее__________________________________________

Лист взаимооценки

Ф.И. рецензента________________________________________________

Ф.И. рецензируемого____________________________________________

1. Я считаю, что (мнение о «Портфеле»: состав, содержание, оформление)…

2. Особенно удачным, на мой взгляд, является …

3. В то же время, мне кажется, что (основные замечания) …

4. На будущее я бы посоветовал (рекомендации) …

На презентации «Портфелей» ученик делает небольшое сообщение, в котором показывает свое продвижение в предмете, в оригинальной форме представляя те виды работ, которые он считает наиболее удачными. Если учащиеся считают, что достигли наибольшего успеха при совместной работе в группе, то на презентации можно сделать и групповое выступление. В ходе презентации жюри, состоящее из представителей родительского комитета и других учителей, работающих в данном классе, составляет рейтинг «Портфелей» по принципу максимального эффекта учебных достижений по предмету за этот учебный год и выбирает трех победителей.

2.3. Диагностика оценочной самостоятельности школьников

Оценочная самостоятельность, которая воспитывается средствами школьного обучения, включает две составляющие: ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы, принимаемые в ходе коллективного обсуждения, и владение способом оценивания, принятым в данном социуме.

Предметная диагностика уровня сформированности оценочной самостоятельности основана на выявлении следующих параметров:

  • Психологической готовности и потребности ученика в осуществлении самостоятельной контрольно-оценочной деятельности (методика «Разноцветные поправки» и «Самоконтроль по собственной инициативе» А.К.Марковой).

  • Способность к взаимоконтролю и взаимооценке (прием «Рецензирование ответа ученика»).

  • Адекватность самооценки (методика «Исследование адекватности самооценки учащихся» А.В.Захаровой).

  • Способность к содержательной рефлексии - поиску и рассмотрению существенных оснований собственных действий (прием «Анализ учебного затруднения).

Контрольно-диагностические задания по выявлению потребности в самоконтроле и его преобладающей формы (пооперационный., итоговый, отсроченный).

«Разноцветные поправки»

  1. Учитель предлагает учащимся текст «Воздействие человека на литосферу» (Приложение 3) для изложения.

  2. После прослушивания текста учащиеся пишут изложение.

  3. Затем учитель еще раз читает текст и просит учеников сделать поправки в изложениях синим цветом, предупредив, что это не скажется на отметке.

  4. Ученики сдают работы учителю.

  5. На следующем уроке ученики получают работы и им предлагают улучшить свой результат, но на этот раз работать зелеными чернилами.

  6. Ученики сдают работу учителю, работы оцениваются с учетом поправок.

Критерии оценки и показатели подсчета:

  • 0 - учащиеся не сделали поправок;

  • 1 - поправки сделаны только в процессе написания изложения;

  • 2 - поправки синим цветом сразу после завершения работы;

  • 3 - поправки зеленым цветом.

0 - у учащегося не сформирована потребность в самоконтроле;

1 - у учащегося преобладает пооперационный контроль;

2 - преобладает итоговый контроль;

3 - преобладает отсроченный самоконтроль.

«Самоконтроль по собственной инициативе»

  1. Учащиеся получают задание для письменного выполнения.

  2. Учащиеся выполняют задание и сдают работы учителю на проверку.

  3. Учитель копирует работы и выдает учащимся на следующем уроке с просьбой проверить работу.

  4. Учитель оценивает работы с учетом их проверки.

Критерии оценки на основе сопоставления поправок учащихся с копией их первоначального ответа:

  • Поправки сделаны по ходу работы (пооперационный, итоговый самоконтроль);

  • Поправки сделаны на следующем уроке (отсроченный самоконтроль);

  • Поправок нет (нет потребности в самоконтроле).

Контрольно-диагностические задания по выявлению способности к взаимоконтролю и взаимооценке.

«Рецензирование ответа ученика»

  1. Учитель вызывает одного ученика к доске для устного ответа.

  2. Остальные ученики получают задание в группах разработать эталон ответа и критерии его содержательной оценки, пока вызванный ученик готовится к ответу.

  3. Во время ответа ученика каждый учащийся делает пометки для рецензирования его ответа.

  4. У каждого ученика есть бланк, имеющий следующий вид:

Ф.И. отвечающего___________________________________

Время начала и окончания ответа________________________

Уровень трудности задания______________________________

Эталон для ответа______________________________________

Критерии оценки:

  1. Соответствие ответа заданному вопросу: а) полностью соответствует; б) не совсем соответствует, в) не соответствует.

  2. Полнота ответа: а) полный, б) не полный, в) нет ответа.

  3. Правильность ответа: а) правильный, б) не совсем правильный, в) неправильный.

  4. Основные ошибки и затруднения:

А. В знаниях по вопросу: а) знания неглубокие, неосознанные, б) отсутствуют.

Б. В терминологии: а) неверное употребление терминов, б) не владеет терминами.

В. В убедительности ответа: а) недостаточно аргументов, б) отсутствие аргументов.

Д. В качестве примеров: а) примеры не убедительны, б) примеров нет.

5. Логика изложения: а) ответ логичен, б)_ логика нарушена, в) логики нет.

6.Оформление ответа: а) работа аккуратная, высокая культура речи, б) работа неаккуратная, слабая культура речи.

Шкала перехода от содержательной оценки к отметке:

«5» - владеет знаниями и умениями в полной мере;

«4» - владеет знаниями и умениями в достаточной мере;

«3» - недостаточно владеет знаниями и умениями;

«2» - не владеет знаниями и умениями.

  1. Ученики заполняют бланки рецензий и сдают учителю.

  2. Учитель оценивает владение приемом рецензирования.

Контрольно-диагностические задания по установлению степени адекватности конкретной самооценки.

«Исследование адекватности самооценки учащихся»

  1. Учитель дает ученикам задание для письменного выполнения.

  2. После выполнения задания ученики ставят себе отметку в баллах:

«5» - полностью правильно выполненная работа;

«4» - работа выполнена с недочетами;

«3» - в работе есть ошибки;

«2» - задание не выполнено

  1. Учитель собирает работы учащихся и вычисляет степень адекватности их самооценки по формуле:

Адекватность самооценки = Самооценка / Оценка учителя

Контрольно-диагностические задания по выявлению способности к содержательной рефлексии.

«Анализ учебного затруднения»

  1. Учитель предлагает учащимся выбрать одно из трех заданий, различающихся уровнем сложности (Приложение 4).

  2. Ученики выбирают задание, предварительно проанализировав свои возможности для его выполнения, соотнеся их с уровнем притязаний.

  3. Учащиеся выполняют задание.

  4. Учитель выдает им карточки с перечислением возможных затруднений при выполнении задания.

  5. Ученики отмечают на карточке те затруднения, с которыми они столкнулись и сдают работы и карточки на проверку учителю.

  6. Учитель проверяет работы учащихся и результаты каждого ученика заносит в таблицу:

Ф.И.

Характер затруднений


Предметные (П)

Связанные с несформированностью умения учиться (У)

Связанные с неумением оценить свои трудности (О)

Петрова Оля

-

+

+

Затем учитель сам анализирует затруднения учащихся и если его результат совпадает с ученическим, то + в таблице он обводит кружком, если учитель обнаружил затруднение, не выявленное учащимся, то в таблице ставится пустой кружок.

Критерии оценки и показатели подсчета:

2 - учащийся правильно отметил свои затруднения;

1 - учащийся отметил не все затруднения, но те, что отметил выбрал правильно;

0 - учащиеся не отметили затруднений или отметили те, которые для них не существуют.

2.4. Педагогический эксперимент и его итоги

Целью педагогического эксперимента была проверка эффективности разработанной системы методических условий организации системы оценивания учебных достижений школьников в процессе изучения географии материков и океанов на основе инновационной модели учета и оценки достижений учащихся «Портфель ученика». Эксперимент проводился в три этапа. На подготовительном этапе (2001-2002 учебный год) необходимо было изучить современные подходы к диагностике образовательных достижений школьников и оценить преимущества и недостатки разных типов «портфелей» ученика с точки зрения эффективности их применения в процессе обучения географии в 7 классе. На втором этапе (2002-2003 уч. год) необходимо было разработать структуру портфеля достижений и процедуру его составления по курсу географии 7-го класса. а также подобрать критерии оценивания учебных достижений учащихся. Третий этап (2003-2004)- обучающий эксперимент были проведены уроки, на которых отрабатывалась структура по отдельным темам. Апробировать программу в целом станет возможным лишь в 2005 -2006 учебном году. На заключительном этапе вносились изменения в содержание отдельных тем, обрабатывались результаты эксперимента и подводились итоги.

Результаты обучающего эксперимента имели следующие показатели: уровень усвоения предметных знаний (тестирование и контрольные срезы); уровень сформированности предметными умениями: называть, показывать, объяснять, описывать, прогнозировать, оценивать и др.(методика комплексных заданий) и рост учащихся, овладевших мотивы учения (познавательный интерес к предмету).

Основные показатели обучающего эксперимента.

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияВ D

Здесь приняты следующие обозначения:

A- количество учащихся, овладевших учебными умениями;

B - уровень сформированности предметными умениями;

C - уровень усвоения теоретических знаний;

D - мотивы учения 9повышение интереса к предмету).

Основные показатели результатов обучающего эксперимента позволяют утверждать, что разработанная методика «Портфеля достижений» учащихся является эффективной, поскольку:

- около 70 % учащихся овладели предметными умениями по решению географических задач курса географии материков и океанов;

- изменилось количество учащихся, усвоивших учебные предметные действия

на 1-м уровне с 85% до 30% (понизилось);

на 2-м уровне с 15% до 50% (возросло);

на 3-м уровне от 0,5% до 20% (возросло);

- предметное содержание усвоено 91% 7-х (по сравнению с 57% - на старте);

- повысился и претерпел качественные изменения в положительном направлении уровень развития мотивации (14%).

В ходе обучающего эксперимента проведена оценка эффективности разработанных условий организации системы оценивания учебных достижений школьников в процессе изучения географии 7-го класса на основе инновационной модели. Таким образом, результаты педагогического эксперимента можно считать подтверждением того, что разработанная технология позволяет большинству обучаемых по ней учащихся 7 классов (как углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, так и обычного), разных типов школ самостоятельно и осмысленно выполнять учебные предметные действия по принятию и решению географической задачи (что свидетельствует о сформированности познавательного интереса к географии и обеспечивает качественные изменения в мотивации учения школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология «Портфель ученика» является эффективным способом рефлексивной работы школьника на этапе основной школы, так как она способствует формированию умений анализировать собственную учебную работу, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность при этом становится более осознанной. В ходе учета и оценки собственных достижений учащимися у них формируется ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие могут принимать родители, другие учителя, одноклассники. Эта технология позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области за определенный период.

Основными преимуществами «Портфеля ученика», с точки зрения формирования оценочной самостоятельности школьников среднего звена, являются:

  • интеграция преподавания, учения, контроля и оценивания;

  • объединение количественной и качественной оценки посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

  • сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении последнего;

  • смещение акцентов от жестких нормативов к гибким условиям альтернативной оценки;

  • близость данного способа оценки к оценке, принятой в профессиональной сфере, что позволяет раньше начать формирование профессионально значимых умений учащихся.

В то же время нельзя не отметить следующие проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфель ученика»:

  • требуется отведение определенного количества учебного времени на работу по формированию и анализу «Портфелей», подготовке их презентации;

  • высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности;

  • сложность в определении критериев оценки элементов состава «Портфеля», доступных для осознания и принятия учащимися;

  • трудоемкость процесса проверки и оценки «Портфелей»;

  • организационные трудности по хранению «Портфелей.

Приведенные недостатки отражают реальные трудности и противоречия во внедрении любой инновации в традиционный образовательный процесс. Вместе с тем опыт применения технологии «Портфель ученика» показывает появление у школьников потребности в самоконтроле и самооценке своих учебных результатов, развитие способности к содержательной рефлексии.





Литература

  1. Закон РФ «Об образовании». М., 1993.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002

  3. Концепция профильного обучения. // Первое сентября. №31/14.2003.

  4. Абрамова С.Г., Лебедев А.Ю., Москаленко О.В., Якиманская И.С.и др. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника. М., 1993.

  5. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития.-2-е изд.-Казань.-2000.

  6. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.:Издатель Рассказов А.И., 2004, с.228.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  8. Дорн В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. М.,1970.

  9. Игнатьева Г.А.,Волкова В.О.,Шишкина О.П. Дидактика развивающего обучения. Нижний Новгород.,1998.

  10. Игнатьева Г.А. Зачем учителю разрабатывать программы? //Педагогическое обозрение. - 2003. - №3. - с.127-130.

  11. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса IX в.- начала XX в.М.,1994.

  12. Ковалева Г.А. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. - М.: РАО, 1999..

  13. Крылова О.В. Мониторинг качества знаний по географии. - География в школе. - 2004. - №6. - С.48-55, с.48.

  14. Крылова О.В.Материки и океаны: Учеб. для 7 класса. Общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.-303с.

  15. Кузнецов А.П., Рыжаков М.В. Некоторые аспекты разработки содержания образования на старшей ступени школы// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003.- №1.-С. 11-42.

  16. Максаковский В.П. Проблемы школьного географического образования. // Известия ВГО. - 2000. - Вып.11.

  17. Максаковский В.П. Современные и перспективные проблемы школьной географии. // География в школе. - 1999. - N4.

  18. Программно методические материалы. География. 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2000.-

  19. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2000.

  20. Программы. География. (6-8 классы). По системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. М., 1998.

  21. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.Томск.,2001.

  22. Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в старшей школе// Школьные технологии. - 2003. - №2. - с. 121-126

  23. Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. География 5-10 классы:- М.,2000.

  24. Сиротин В.И. Диагностика уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового географического образования.// География в школе. - 2001. - N 1.

  25. Сиротин В.И. О введении профильного обучения на старшей ступени общего образования и месте географии в примерных учебных планах возможных профилей// География в школе. 2002.- №9. с.40 - 43.

  26. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников. М.,1999.

  27. Хуторской А.В. Современная дидактика. Спб., 2001.

  28. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

Приложение 1.

Варианты проблемных и исследовательских заданий

для обучения в сотрудничестве

  1. Представьте себя в роли картографа-климатолога НИИ «Климатологии». Ваша задача состоит в моделировании климатической карты «Распределение годовых температур на Земле» с целью выявления главной закономерности распределения температуры на Земле. Для этого ваши ассистенты собрали данные со всех метеостанций Земли о среднегодовой температуре воздуха по многолетним наблюдениям. Но собранная ими информация была впоследствии перепутана. Однако времени на пересмотр данных нет, поэтому ваша задача разобраться в перепутанных данных и составить карту.

К заданию прилагается запись среднегодовых температур различных метеостанций Земли (значения перепутаны) и карта, на которой отмечено расположение метеостанций.

Метеостанция

t

Метеостанция

t

Метеостанция

t

Метеостанция

t

№1

20

№8

0

№15

20

№22

20

№2

10

№9

10

№16

20

№23

10

№3

10

№10

20

№17

20

№24

20

№4

20

№11

20

№18

0

№25

10

№5

10

№12

0

№19

10

№26

20

№6

20

№13

10

№20

10

№27

0

№7

0

№14

10

№21

20


  1. Исследование климатических карт материков. 1 группа - Африка, 2 группа - Австралия, 3 группа - Южная Америка, 4 группа - Северная Америка, 5 группа - Евразия, 6 группа - Антарктида.

  1. Анализ хода средней температуры июля и выявление закономерности.

    • По легенде карты определите, какая изотерма обозначает среднюю температуру июля.

    • По изотерме определите среднюю температуру июля

Африка

Австралия

Южная Америка

Северная Америка

Евразия

Антарктида

На севере материка в районе Северного тропика

На севере материка в районе 15 градуса Ю.Ш.

На севере материка в районе экватора

На севере материка вдоль побережья Сев. Ледов. океана

На севере материка вдоль побережья Сев. Ледов. океана

На крайнем севере материка в районе океанов

В центральной части в районе экватора

В центральной части в районе Южного тропика

В центральной части в районе Южного тропика

В центральной части в районе 50 градуса С.Ш.

На севере материка в районе 63-65 градусов С.Ш.

Вдоль 70 градуса Ю.Ш.

На юге в районе 20 градуса Ю.Ш.

На юге в районе 30 градуса Ю.Ш.

На юге в районе 35-40 градусов Ю.Ш.

В центральной части в районе 40 градуса С.Ш.

В центральной части в районе 50 градуса С.Ш.

В центральной части материка

На крайнем юге в районе 30 градуса Ю.Ш.

На крайнем юге в районе 52 градуса Ю.Ш.

На юге в районе Северного тропика

В центральной части в районе 30 градуса С.Ш.


На крайнем юге в районе 15 градуса С.Ш.

На юге в районе Северного тропика


На крайнем юге в районе 2-10 градусов С.Ш.


  • Составьте модель хода средне температуры июля на материке, используя контур материка и красный фломастер.

  • Обоснуйте наблюдаемую вами закономерность и отразите ее в модели.

  • Определите времена года в июле на материке.

  1. Анализ хода средней температуры января и выявление закономерности.

  • По легенде карты определите, какая изотерма обозначает среднюю температуру января.

  • По изотерме определите среднюю температуру января


Африка

Австралия

Южная Америка

Северная Америка

Евразия

Антарктида

На крайнем севере материка в районе побережья Средизем. моря

На крайнем севере материка в районе побережья Арафур. моря

На крайнем севере материка в районе экватора

На крайнем севере материка вдоль побережья Сев. Ледов. океана

На крайнем севере материка вдоль побережья Сев. Ледов. океана

На крайнем севере материка в районе Антарктического пол-ва

На севере материка в районе Северного тропика

В центральной части в районе Южного тропика

В центральной части в районе Южного тропика

В центральной части в районе 52-54 градусов С.Ш.

В центральной части в районе 50 градуса С.Ш

Вдоль 70-80 градусов Ю.Ш.

В центральной части в районе экватора

На юге в районе 30 градуса Ю.Ш.

На юге в районе 45 градуса Ю.Ш.

В центральной части в районе 42-45 градусов С.Ш.

В центральной части в районе 30 градуса С.Ш.

В центральной части материка

На юге в районе 20 градуса Ю.Ш., 30 градуса Ю.Ш., Южного тропика

На крайнем юге в районе 53 градуса Ю.Ш.

В центральной части в районе 38 градуса С.Ш.

На юге в районе Северного тропика


В центральной части в районе 32 градуса С.Ш.

На крайнем юге в районе 2-10 градусов С.Ш.


На юге в районе Северного тропика


На крайнем юге в районе 15 градуса С.Ш.


  • Составьте модель хода средне температуры января на материке, используя контур материка и красный фломастер.

  • Обоснуйте наблюдаемую вами закономерность и отразите ее в модели.

  • Определите времена года в январе на материке.

Исследование проводится в течение десяти минут.

  1. Проблемная задача с противоречием. Согласно карте «Тепловые пояса Земли» Нижегородская область находится в пределах положительных среднегодовых температур. Однако, наши реки замерзают в определенный период года. Как вы объясните данное противоречие? В решении данной задачи учащиеся могут применить знания о рельефе.

Приложение 2 Комплексные задания.

1. Задание на планирование и рефлексию. Почему после темы № 1 «Литосфера и ее строение», автор учебника О.В.Крылова предлагает изучать тему№2 «Атмосфера и климаты Земли».

2. Задание на моделирование и рефлексию. Если взаимодействие природы и человека - «это двусторонний процесс, представляющий собой смену исторически обусловленных типов экологических ситуаций, направленных на гармонизацию отношений человека и природы», то согласен ли ты с предложенной учителем моделью процесса взаимодействия.

Факторы становления и развития общества

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Историко-географический

Природный

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Хозяйство:

присваивающее и производящее; традиционное и нетрадиционное

Природные условия:

климатические

геохимические

биотические

Природные ресурсы:

исчерпаемые

неисчерпаемые

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Взаимодействие природы и человека как диалектическое единство двух противоположностей: непосредственное и опосредованное воздействие природных факторов на человека и становление общества (с одной стороны) и воздействие антропогенного фактора на состояние и развитие природы (с другой стороны)

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Рациональное природопользование

Нерациональное природопользование

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Изоляция и защита от среды (жилища, одежда)

Изменение и преобразование среды

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Биологическая (внешние расовые признаки)

Внебиологическая

Портфолио как средство самооценки достиженияПортфолио как средство самооценки достижения

Адаптация человека к природной среде

(антропогенный фактор)

Схема1. Модель процесса взаимодействия природы и человека в истории общества

Приложение 3

Текст для изложения «Воздействие человека на литосферу»

Литосфера - это верхняя твердая оболочка Земли, включающая в себя земную кору и верхнюю часть мантии. В ней заключены минеральные, гидротермические, земельные ресурсы, используемые в хозяйственной и иной деятельности людей. Верхняя часть литосферы взаимодействует с другими геосферами Земли. В формировании ее свойств важную роль играет круговорот вещества и энергии в природе. Для литосферы характерны изменчивость, неоднородность, которые проявляются в виде пористости, трещиноватости, водопроницаемости горных пород.

Активная производственная деятельность людей непосредственно связана с верхней частью литосферы. Основные техногенные воздействия на литосферу проявляются в виде открытых - карьеры, разрезы, и подземных - шахты, штольни, разработок подземных ископаемых. Они приводят к различным локальным и региональным литосферным изменениям. Изменяются физико-механические свойства горных пород, происходят разуплотнения, сдвижения, обрушения, изменения температуры, проседания, техногенные отложения в виде шахтных отвалов. Например, немецкий город Цвиккау, расположенный над горными выработками опустился на 8 метров. К оседаниям поверхности литосферы приводят отборы подземных вод для орошения, вибрационное действие наземного и подземного транспорта, искусственные взрывы при проведении горных и строительных работ

Одним из критериев, позволяющих объективно судить о влиянии хозяйственной деятельности людей на литосферу, является масса твердого вещества, перемещаемого в результате техногенных и природных процессов. Производственно-хозяйственная деятельность человека привела к формированию нового и преобразованию природного вещества литосферы. Природное вещество, перемещенное и измененное в результате хозяйственной деятельности человека, называют технолитом. Технологически измененные, но не перемещенные горные породы принято называть технолититами. В особую группу выделяют искусственные образования: бетоны, полимерные материалы, металлы и сплавы и т.д. Они называются технолитоиды. Текст изложения составлен на основе статьи Л.Л. Розанова «Воздействие человека на литосферу» (География в школе. - №6. - 2004. С.28-32).

Применение методики «Разноцветные поправки» показало, что у 22% учащихся преобладает итоговый контроль, у 47 % - операционный контроль, 16% учащихся способны к отсроченному контролю и у 15% не сформированы умения самоконтроля.

Выявлено, что основной причиной недостатков самоконтроля является слабая постановка обучения учащихся самостоятельной работе по самоконтролю, сделан вывод о необходимости разработки специальных упражнений на предметном материале способствующих овладению учащимися приемами самоконтроля, систематического проведения взаимопроверок письменных и устных ответов.





Приложение 4

Задание для применения приема «Анализ учебного затруднения»

1 уровень - Расскажите, какие материки и океаны (или их части) входят в состав Северо-Американской литосферной плиты. Определите направление и скорость ее перемещения.

2 уровень - Приведите примеры горных систем Европы, которые находятся: 1) в областях современных границ плит; 2) вне областей современных границ плит.

3 уровень - Расскажите об основных направлениях перемещения Южно-Американской и Африканской литосферных плит и о явлениях, происходящих вдоль их общих границ.

Карточка возможных затруднений:

  1. Неправильно выбрал домашнее задание (переоценил, недооценил свои силы) - У.

  2. Не разобрался в теме «Литосфера и ее строение» - (П).

  3. Не умею обобщать и делать выводы - (У)

  4. Не разобрался с процессами перемещения литосферных плит - (П).

  5. Не понимаю, как определить эталон (ответ на «5»), поэтому не могу оценить правильность выполнения задания - (О).

  6. Не знаю, как охарактеризовать явления, происходящие при перемещении литосферных плит - (П).

  7. Не умею работать с картой - (П).

  8. Не умею анализировать и обобщать информацию - (У).

  9. Не знаю критериев оценки - (О).

  10. Не знаю основных положений теории литосферных плит - (П).

  11. Не поняла смысла задания - (У).

  12. Не могу правильно оформить ответ - (У).

  13. Не умею приводить примеры - (У).

  14. Не умею устанавливать пространственные соотношения между уже известными объектами и вновь изученными - (У).

По результатам применения этой методики получены следующие данные:

  • 49% учащихся обнаружили у себя преимущественно предметные учебные затруднения;

  • 19% учащихся обнаружили у себя преимущественно затруднения, связанные с несформированностью умения учиться: трудности анализа условия задачи, общеучебные трудности, трудности в анализе деятельности и осуществлении обратной связи;

  • 32% учащихся обнаружили у себя преимущественно затруднения, связанные с неумением оценить свои трудности;

  • 12 % учащихся правильно отметили все имеющиеся в их работе затруднения;

  • 67 % учащихся правильно отметили не все имеющиеся в их работе затруднения;

  • 21 % учащихся не отметили затруднений или их выбор не соответствовал действительности.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном развитии у учащихся рефлексивно-оценочного компонента учебной деятельности. Больше внимания следует уделять обучению метазнаниям и умениям учиться, сделать систематической работу учащихся по анализу собственных затруднений.

1

© 2010-2022