Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»

Урок проводится как обобщающее повторение при изучении темы Природные зоны России. Включает в себя разнообразные методы и приемы работы: групповая, индивидуальная, с опорными схемами, интерактивной доской. таблицами, иллюстрациями, дополнительной информацией при подготовке к занятию. Немаловажную роль для повышения интереса к предмету играет игровой момент - по незаконченной схеме определить свою ПЗ, дорисовать ее и подготовить защиту. В каждой Природно-Хозяйственной зоне уделяется большое внима...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Обобщающий интегрированный урок

математики и географии в 6-м классе

по теме «Масштаб»

Учитель математики: Клименко Ольга Алексеевна

Учитель географии: Солоненкова Людмила Валентиновна

ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И.Цветаевой

Цели урока:

  1. систематизировать и закрепить понятие масштаба;

  2. закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты;

  3. развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке;

  4. развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей;

Оборудование:

  1. экран, мультимедийный проектор (или интерактивная доска);

  2. политическая карта мира, карта России;

  3. рабочие листы с заданиями;

  4. рулетки (сантиметры).

Приложение:

  1. презентация «Масштаб»;

Учебники:

  1. Виленкин Н. Я. и др. Математика. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2007.

  2. Герасимова Т. П. Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Ход урока:

I. Организация начала урока

Учитель математики:

(СЛАЙД 2)

Сегодня мы проведем необычный урок - интегрированный урок математики и географии по теме: «Масштаб».

На прошлых уроках вы познакомились с понятиями отношения и масштаба. В начале урока проверим, как вы усвоили учебный материал. А затем вспомним, как вводится понятие масштаба в географии, и научимся решать географические задачи с использованием математических методов. В ходе урока вы выполните практическую работу по математике и по географии на рабочих листах и получите оценки по обоим предметам.

II. Актуализация знаний

Учитель географии:

  • Где впервые мы встретили понятие Масштаб?

(Ответ: В теме План и карта)

  • Как узнать отношение расстояний на плане или карте к расстояниям на местности?

(Ответ: Для этого надо знать, во сколько раз их следует уменьшить)

  • Что такое масштаб? (СЛАЙД 3) - при ответе на вопрос - по щелчку мыши на слайде появляется определение масштаба.

(Ответ: Масштаб - это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности)

  • Какие виды масштабов мы знаем? (СЛАЙД 4) - при ответах на вопросы - по щелчку мыши заполняются соответствующие ячейки таблицы.

(Ответ: Именованный, численный и линейный)

  • Заполним вместе следующую таблицу Виды масштабов (заполнить таблицу по результатам фронтальной беседы) (СЛАЙД 5) - при ответах на вопросы - по щелчку мыши заполняются соответствующие ячейки таблицы.



Виды масштабов

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Численный

Дробью

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояний циркулем

А теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий.

  • Переведите численный масштаб в именованный и наоборот (СЛАЙД 6) после решения - по щелчку мыши на слайде возникают правильные ответы.

Численный в именованный

  1. 1:1 000 (Ответ: в 1 см - 10 м)

  2. 1:75 000 000 (Ответ: в 1 см - 750 км)

Именованный в численный

  1. в 1см - 50км (Ответ: 1:5 000 000)

  2. в 1см - 200м (Ответ:1:20 000)

  • Какой из масштабов крупнее? (СЛАЙД 7)

После ответа на вопрос по щелчку мыши выделяется правильный ответ.

  1. 1:25

  2. 1:300

  3. 1:5000

В рабочих листах выполните задание № 1 и № 2.

Учитель математики:

Ребята, масштаб и его виды вы рассматривали, изучали на уроках географии.

Почему же в учебнике математики предложена такая тема?

(Ответ: Масштаб - это отношение. А отношение - одно из понятий математики)

  • Составим коллективный рассказ об отношениях при помощи вопросов: (СЛАЙД 8)

  • Что называют отношением двух чисел?

(Ответ: Отношением двух чисел называют их частное)

  • Что показывает отношение двух чисел?

(Ответ: Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго)

  • Как иначе можно записать отношение 1 : 100 и что оно показывает?

(Ответ: Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»; оно показывает, что первое число составляет Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны» часть от второго числа или что первое число в 100 раз меньше, чем второе)

  • Что показывает отношение 1000 : 1?

(Ответ: Это отношение показывает, что первое число в 1000 раз больше второго)

  • Как найти отношение 200 м к 4 см?

(Ответ: Надо выразить величины в одной и той же единице измерения)

  • Выразите в см: 450 м; 5 км;

(Ответ: 450 м = 45 000 см; 5 км = 500 000 см)

III. Практическая часть

Учитель математики:

В рабочих листах выполняем задание № 3. (Работа по вариантам - перевод полученного расстояния на карте России в действительные расстояния на земле). Записываем ход решения и ответ.

(СЛАЙД 9)

Минутка зрительной гимнастики

Учитель географии:

И ещё одна задача:

Тоже на карте, перенеситесь в западное полушарие! Обратите внимание, что первая и вторая карта имеют разный масштаб!

(СЛАЙД 10)

Учитель математики:

В каких отраслях хозяйства, бытовых ситуациях людям приходится сталкиваться с масштабами? Давайте подумаем, где необходимо его применение?

(СЛАЙДЫ 10-15)

Учитель географии раздает рулетки или сантиметры, а учитель математики в это время ставит новую задачу: измерить свою рабочую парту и с помощью масштаба изобразить ее на рабочем листе (задание № 4-а). Задание № 4-б - (СЛАЙД 16) - построение чертежа в масштабе 1:200 флигеля усадьбы Голицыных.

IV. Закрепление.

(СЛАЙД 17) Задача. Объяснение учителя математики как решается задача с помощью понятия «отношение». Масштаб 1: 1 000 000. Чему равно расстояние на земле, если на карте оно равно 2 см? Составляется пропорция.

(СЛАЙД 18) Решение задач в рабочих листах - задание № 5.

V. Подведение итогов. Сбор рабочих листов. Просмотр видео-ролика (фрагмент мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»).

Домашнее задание.

Построить план своей комнаты вместе с имеющейся там мебелью в масштабе 1 : 20.

Все вычисления произвести в рабочей тетради по математике.

(СЛАЙД 19) «Спасибо за урок!»

Приложение

Вариант 1. Ф.И.______________________________________ класс________________

1. Перевести масштаб

Численный в именованный . Именованный в численный

1 : 2000

В 1 см - 200 м

1 : 10 000 000

В 1 см - 750 км

2. Определить в каком масштабе карта более подробная?

а) 1 : 25 б) 1 : 300 в) 1 : 50000

Ответ :_______________

3. Определить по карте расстояние

а) Москва - Санкт-Петербург б) Вашингтон - Сан-Франциско

Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»

Ответ : а)______________________________ б)______________________________

4.

Масштаб 1 : 20

Масштаб 1 : 100

ширина

ширина

длина

длина

5. Решить задачу с помощью пропорции

Масштаб карты 1 : 20 000 000. Найдите расстояние между городами, если на карте оно соответствует отрезку 3,25 см

Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»

Ответ : ______________________

Вариант 2. Ф.И.______________________________________ класс________________

1. Перевести масштаб

Численный в именованный . Именованный в численный

1 : 10 000

в 1см - 10 м

1 : 750 00

В 1 см - 50 км

2. Определить в каком масштабе карта более подробная?

а) 1: 50 б) 1 : 3000 в) 1 : 25000

Ответ :_______________

3. Определить по карте расстояние

а) Сантьяго - Рио-де-Жанейро б) Москва - Смоленск

Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»

Ответ : а)______________________________ б)______________________________



4.

Масштаб 1 : 20

Масштаб 1 : 100

ширина

ширина

длина

длина

5. Решить задачу с помощью пропорции

Масштаб карты 1 : 20 000 000. Расстояние между городами на карте 650км. Найдите длину соответствующего отрезка на карте.

Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»Урок по географии и биологии в 8 классе «Природные зоны»

Ответ : ______________________

© 2010-2022