«Формирование экологической культуры у обучающихся средствами внеурочной деятельности»

                           ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ    «Формирование экологической культуры у обучающихся средствами внеурочной деятельности»   Содержание: I.Вводная часть 1.      Актуальность 2.     Цели и задачи 3.     Ожидаемые результаты.   II .  Основная часть. 1.     Ответственность человека перед грядущими поколениями 2.     Внеуро...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ



«Формирование экологической культуры у обучающихся средствами внеурочной деятельности»



Содержание:

I.Вводная часть

  1. Актуальность

  2. Цели и задачи

  3. Ожидаемые результаты.

II . Основная часть.

  1. Ответственность человека перед грядущими поколениями

  2. Внеурочная деятельность и разные формы деятельности.

III . Заключение.

IV . Источники используемой литературы.





Введение

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.


Проблема:

необходимость совершенствования системы воспитательной работы, для становления экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Цель - Выявление эффективных средств организации внеурочной деятельности с целью формирования экологической грамотности у детей .

Задачи:

  1. Найти средства и пути формирования экологической грамотности .

  2. Определить эффективные приёмы внеурочной деятельности по формированию экологической грамотности .

Ожидаемые результаты.

* понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

* формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

* осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

* освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

* развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Ожидаемые результаты.

* понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

* формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

* осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

* освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

* развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

II. Основная часть.

1. Средства и пути формирования экологической грамотности .

Современное общество все глубже осознает экологическую ответственность человека перед грядущими поколениями. К сожалению, в настоящее время многие дети приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. В этих условиях весьма важной педагогической задачей становится экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Цель которых - формирование экологической культуры учащихся, изменение потребительского отношения на созидательную деятельность, улучшение состояния окружающей среды.

Дети младшего школьного возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы) В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Всё это создает определенные условия для эффективного использования технологии развития экологической культуры (далее ТРЭК) на этом возрастном этапе.

В ФГОС прописаны следующие планируемые результаты экологического воспитания младших школьников: ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Достичь этих результатов можно не только на уроках окружающего мира, но и во

внеурочной деятельности. Занятия кружка с использованием технологии развития экологической культуры будут способствовать формированию экологических знаний у учащихся, личной ценностной позиции к потреблению, сбережению и восстановлению природы.

2. Эффективные приемы внеурочной деятельности по формированию экологической грамотности. Внеурочная деятельность включает в себя разные формы деятельности. Хочу остановиться на примере работы кружка «Почемучки» (познаем-творим-исследуем) в 1 классе. Программа данного кружка направлена не только на формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде, к себе, окружающим людям, но и носит созидательный характер. В то же время содержание программы составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.

Для реализации содержания программы важно учитывать эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности. На занятиях создавать эмоционально-положительную творческую атмосферу. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Экологически значимые знания (I этап ТРЭК- ценность потребления) учащиеся получают во время бесед «В мире растений», «Все друг другу мы нужны», «Эти удивительные цветы» и др.; показа презентаций «В гости к зимушке-зиме», «Лекарственные растения Самарской области» и др., во время поиска и отбора нужной информации. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая работа в парах. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе. во время поиска и отбора нужной информации

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая работа в парах. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных и бросовых материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, театрализованные представления. На этих занятиях ярко прослеживается II этап ТРЭК- ценность сбережения. Так, например, итоговым занятием по изучению темы «В гости к золотой осени» стало изготовление поделок из природного материала. Работа Фомичева Д. «Осеннее деревце» заняла II место в городском конкурсе. Это еще раз доказывает, что в природе нет ничего лишнего, и даже шишки могут стать замечательным украшением интерьера. Ребятам очень нравится выполнять работы из бросового материала, когда ненужные полоски цветной бумаги вдруг превращаются в замечательные цветы, а кусочек проволоки становится красивым браслетом. При выполнении таких работ у учащихся формируется бережное, ответственное отношение к природе.

Большой потенциал для формирования экологической культуры младших школьников имеет совместная деятельность с родителями. Так, при осуществлении проекта по озеленению рекреации, был создан зеленый уголок «На завалинке». Вместе с родителями первоклассники активно

участвовали в посадке комнатных растений, приносили землю, выбирали горшочки. На протяжении всего учебного года ребята ухаживают за своими «питомцами», поливают, рыхлят землю, убирают отмершие листья. Становятся исследователями, наблюдают за результатом своего труда. Я считаю, что такую деятельность можно отнести к III этапу ТРЭК-ценность восстановления. Проведение конкурсов, викторин, в доступной и интересной форме убеждает учащихся в необходимости ценностного отношения к природе, вызывает стремление действовать. Ребята становятся активными участниками экологических акций: «Покормите птиц!», «Помоги бездомным животным!», «Моя клумба» и т.д.

Результативность и целесообразность работы кружка выявляется с помощью тестирования и анкетирования учащихся и родителей, в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День птиц», «День Земли» и др., участие в школьных и городских конкурсах.

III . Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность позволяет учитывать разные интересы учащихся, охватывает тех, кто проявляет интерес к вопросам экологии. Использование ТРЭК во внеурочной деятельности способствует расширению объема интереса младших школьников к природе, формированию эколого-ценностного отношения и эколого-оправданного поведения в природе, а также повышению уровня экологической культуры в целом. Работу по данному направлению целесообразно продолжить и в следующих классах.»

IV. Список использованных источников

Нормативные документы

1 .Закон об образовании.

2..Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; Кондакова А .А .- М .: Протосвещение , 2008 .

3. Письмо Минобрнауки России от 12. 05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государствен

4. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др..М., Просвещение, 2011год. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли».

5. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.

6. Т Н. Ефимова «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как средство повышения качества реализации ФГОС 2-го поколения» Сборник научных статей «Инновации в образовании» выпуск 2, СпбАППО, 2011г.

6. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с

Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ

  2. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области



© 2010-2022