- Преподавателю
- География
- Программа экологического кружка для детей 11-12 лет
Программа экологического кружка для детей 11-12 лет
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трусова М.Н. |
Дата | 14.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КОСТРОМЫ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОДРУЖЕСТВА»»
СОГЛАСОВАНО
Председатель
педагогического совета
МБОУ ДОД «ЦДТ «Содружество»»
_______________Л.Е. Смирнова
№ « » _________ 2014 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДОД «ЦДТ «Содружество»»
_______________Л.Е. Смирнова
« » _________ 2014 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НЭП»
Новое экологическое поколение
Срок реализации программы : 1 год
Возраст детей: 12-13 лет
Автор: Трусова Марина Николаевна
Педагог дополнительного образования
Учитель географии МБОУ СОШ №38
г. Кострома
2014 год
Содержание:
-
Пояснительная записка.
-
Учебно - тематический план программы.
-
Содержание изучаемого курса.
-
Методическое обеспечение программы.
-
Список литературы.
-
Пояснительная записка
Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его считается формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты - решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку нужно с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
В связи с создавшейся на нашей планете критической экологической ситуацией, главная задача, стоящая перед человечеством - прекращение дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно-антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения человечества и всего живого на земном шаре.
Для решения этой проблемы главное значение имеет личная ответственность каждого человека, каждого общества, каждой страны и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно обоснованного и сформированного самосознания и экологического мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком значении этого понятия.
Формирование новой для человечества экологической культуры - трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города, района, страны и всей биосферы.
Данная программа модифицированная , разработана на основе типовой программы «Юный эколог», предназначена для занятий в кружке учащихся старшего и среднего школьного возраста в течение одного года. (162 часа в год).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа 45 минут, перерыв - 10 минут.
При составлении программы работы кружка преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования - формирование у обучающихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера, вопроса взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения - личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии. Основные острые экологические проблемы биологической, прикладной, социальной и глобальной экологии рассмотрены в ней на фоне исследования и анализа экологических обстановок, существующих в местах проживания учащихся и окрестностях.
Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении.
Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.
Особенности модифицированной программы работы кружка «Юный эколог» заключаются в том, что в ней предусматривается увеличение объема экологического содержания материала;
- расчленение перечня практических работ, экскурсий, лабораторных исследований, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающиеся практические и творческие умения учащихся;
- усиление внимания к изучению живой природы родного края, бережного отношения к ней.
Цель программы - создать условия:
- для развития у школьников понимания величайших ценностей жизни в процессе экологического образования;
- для развития интереса к исследовательской работе у учащихся;
- для формирования нравственно-личностных качеств обучающихся;
- для дальнейшей профориентации.
Задачи программы:
- состоит не только в том, чтобы сформулировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействий общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
- способствовать восстановлению у детей инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, что увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
- способствовать возбуждению интереса учащихся к решению экологических проблем и, в особенности, к изучению проблем своей местности, что вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; у учащихся возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе.
- в процессе исследовательской деятельности помочь учащимся найти возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе.
- создать условия для воспитания бережливости и аккуратности при проведении исследовательских, практических и лабораторных работ.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
-
бережное отношение к природе;
-
творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
-
самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
-
духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.
Программа реализуется через следующие формы:
Занятия кружка строятся на основе диалога с детьми с элементами игровых технологий. Во время каникул образовательная деятельность может видоизмениться (выходы на экскурсии, в краеведческий музей, массовые экологические конференции, экологические праздники, ролевые игры, выставки, викторины, экологические КВНы.). В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладеть приемами общения с товарищами. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Формы и методы проведения занятий.
При выборе форм организации учебного процесса и методов работы учитывается содержание программы, уровень развития и подготовки детей, их заинтересованность в овладении программой, материально-техническая база учреждения. Основой программы является выполнение практических, экспериментальных работ. Усвоение знаний происходит через формирование практических умений и навыков (выполнение поделок, изготовление костюмов из вторсырья и участие в конкурсах).
Проверка знаний проводится после изучения каждой темы в виде тестирования, собеседования. В процессе активизации познавательной деятельности обучающихся большую роль играют викторины, игры, загадки, ребусы, кроссворды, конкурсы.
Для организации программы используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод - рассказ, беседа, организация наблюдений, иллюстрация, демонстрация, упражнения, сообщения, которые нацелены на создание условий для развития таких способностей: слушать, видеть, запомнить, наблюдать, анализировать; лекции - изложение нового материала.
Исследовательско-поисковый метод - обучение поискам самостоятельного решения замыслов в опытнической работе. Этот метод направлен на развитие мышления, целеустремленности.
Наглядный метод - демонстрация коллекций, таблиц, схем, презентаций. Учащиеся очень хорошо воспринимают наглядно - демонстративный материал, т.к. идет активизация процесса восприятия;
Практический метод - упражнение, практическая работа выполняется для закрепления полученных знаний.
Игровой метод - помогает организовать досуг, развивает активность мышления, помогает увеличить работоспособность детей, снимает напряжение и усталость. Включение подвижных игр способствует сохранению здоровья обучающихся и повышает их интерес к занятиям в кружковом объединении.
Метод развития творческих способностей - создание проблемных ситуаций, творческие задания.
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности - создание ситуации успеха, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности, постановка перспектив.
Работа с литературой развивает умение внимательного чтения, запоминания терминов, выделение главного в тексте, помогает хорошо ориентироваться в оглавлении, рисунках, схемах, таблицах. При подготовке к празднику, конкурсу, викторине дети самостоятельно знакомятся с тематической литературой.
Программа предлагает эффективные методы образовательно - воспитательной работы с детьми: беседы, игры, конкурсы, викторины, выставки, экскурсии в природу.
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала, применяется при сообщении фактов, примеров, описании событий, явлений. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, презентаций, видеороликов, фотодокументов.
Беседа - диалог, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.
Одна из форм проведения занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность не только собирать природный материал, наблюдать красоту родного края, но и обогащают детей знаниями по охране растений редких и исчезающих видов, по их восстановлению; прививают практические навыки в деле сбережения природных богатств. При проведении экскурсий обращается внимание детей на памятники природы родного края, приводятся примеры рационального и нерационального природоиспользования, даются навыки поведения в природе. Все это воспитывает бережное отношение к природе, способствует формированию правильных взглядов на использование природных ресурсов, экономическому мышлению, воспитанию любви к Родине.
Занятия по данной программе включают разнообразные игры: творческие, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, направленные на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, эстетического вкуса, экологической культуры. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей.
Конкурсы, викторины и выставки помогают довести работу до конца с наилучшим результатом, учат детей анализу и самоанализу.
Формы организации занятий
Основными формами экологической работы являются: групповые, коллективные, индивидуальные. Они предусматривают использование лекций, практических и лабораторных занятий, конференций, дидактических игр, дискуссий, бесед, экскурсий, наблюдений.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовлетворения, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность в получении новых знаний и умений.
В учебно-воспитательном процессе обязательным компонентом являются экскурсии в естественные и искусственные экосистемы, краеведческие музеи, промышленные предприятия. Важную роль играют и воспитательные мероприятия, выставки, конкурсы, защиты исследовательских работ и проектов.
Способы отслеживания и контроля результатов образовательного процесса.
Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, тематические игры. Контроль знаний, умений и навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки, сканворды.
Контроль знаний и умений должен быть направлен на оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. Контроль результатов усвоения материалов проводится в несколько этапов.
Первый - предварительный. Осуществляется при работе с целью выявить уже имеющиеся знания, умения, навыки обучающихся.
Второй - промежуточный. Отслеживание результатов в процессе обучения путем бесед с обучающимися. Периодичный контроль осуществляется в итоговом занятии после изучения темы в виде конкурса, викторины.
Третий - итоговый. Проводится по окончанию курса обучения. Может быть в виде самостоятельной работы, викторины, конкурса.
Контроль знаний приучает детей к самоконтролю и оценке своих знаний.
-
Учебно-тематический план.
№ занятия
Тема занятия
Содержание темы
Всего часов по теме
Теория
(часов)
Практика
(часов)
1.
Вводное занятие
- структура кружка, знакомство с планом работы.
- инструктаж по ТБ.
4
4
2.
История экологии
- понятие «экология»
- великие экологи прошлого:
К. Линней, Ж.Б.Ламарк, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.
8
8
3.
Понятие экологического равновесия.
- обратимые изменения в экосистеме;
- экологические сукцессии;
8
4
2ч
(составление горизонтальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии)
2ч
(составление вертикальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии)
4.
Факторы среды. Общие закономерности их действия на организм.
- факторы среды;
- воздействие факторов среды на живой организм;
8
4
4ч
(составление таблицы
«Воздействие факторов среды на живой организм»
5.
Материальная и духовная культура в социоприродной экосистеме.
- основные части культуры;
- биологическое и культурное разнообразие;
- роль современной материальной культуры в социоприродной экосистеме;
- формы воспроизводства духовной культуры;
- нарушение информационного обмена между природой и обществом;
12
8
4ч
(выявление нарушений информационного обмена между природой и обществом)
6.
Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)
- загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов;
- загрязнение пестицидами и их остатками;
- загрязнение почвы тяжёлыми металлами;
- загрязнение почвы и продуктов питания нитратами;
8
4
4ч
(составление плана по уменьшению загрязнений сельскохозяйственных экосистем)
7.
Городские и промышленные экосистемы.
- общая характеристика городских экосистем;
- способы уменьшения вреда от химических загрязнений;
- очистные сооружения;
- экология автомобильного транспорта;
- растения в городе;
10
8
2ч
(разработка программы
«Правильная утилизация отходов»)
8.
Квартира как экосистема.
- автотрофы в квартире;
- фауна квартиры;
- загрязнение атмосферы квартиры;
- энергосбережение и ресурсосбережение в квартире;
- проблема отходов;
12
8
2ч
(посадка комнатных растений в кабинете)
2ч
(разработка плана по правильной утилизации отходов)
9.
Отходы в доходы
- демонстрация возможных вариантов вторичного использования бытовых отходов (пластик, жестяные банки, бумага, пластмасса и т.д.);
- сбор необходимого материала;
- наброски будущей продукции (поделки, костюмы);
12
4
8ч
10.
Вторая жизнь пластика, жести, бумаги, пластмассы.
- изготовление поделок;
- изготовление костюмов;
40
40ч
(работа с материалом)
11.
Организация выставки.
Показ мод.
- подготовка к выставке;
- подготовка к показу мод (показ мод);
10
4ч.
6ч.
12.
Общие вопросы охраны природы.
- охрана природы Костромской области и рациональное природопользование;
- охрана экосистем. Особо охраняемые территории КО;
- экологический мониторинг, подготовка реферата
«Город и бытовой мусор»
«Я верю в человека»
10
6
2ч
(составление таблицы)
2ч
(составление графика, подготовка рефератов)
13.
Заключение
- отчёт о проделанной работе;
- чаепитие;
2
2ч
Итого:
144 ч.
58 ч.
86 ч.
-
Содержание изучаемого курса.
№ занятия
Тема занятия
теория
практика
1.
Тема 1.
Вводное занятие. Структура кружка, знакомство с планом работы.
2
2.
Инструктаж по ТБ
2
3.
Тема 2.
История экологии. Понятие «экология»
2
4.
Понятие «экология»
2
5.
Великие экологи прошлого: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.
2
6.
Великие экологи прошлого: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.
2
7.
Тема 3.
Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в экосистеме.
2
8.
Экологические сукцессии.
2
9.
Составление горизонтальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии
2
10.
Составление вертикальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии
2
11.
Тема 4.
Факторы среды. Общие закономерности их действия на организм.
2
12.
Воздействие факторов среды на живой организм.
2
13.
Составление таблицы «Воздействие факторов среды на живой организм»
2
14.
Составление таблицы «Воздействие факторов среды на живой организм»
2
15.
Тема 5.
Материальная и духовная культура в социоприродной экосистеме. Основные части культуры.
2
16.
Биологическое и культурное разнообразие.
2
17.
Роль современной материальной культуры в социоприродной экосистеме.
2
18.
Формы воспроизводства духовной культуры.
2
19.
Выявление нарушений информационного обмена между природой и обществом.
2
20.
Выявление нарушений информационного обмена между природой и обществом.
2
21.
Тема 6.
Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)
Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов; загрязнение пестицидами и их остатками.
2
22.
Загрязнение почвы тяжёлыми металлами. Загрязнение почвы и продуктов питания нитратами.
2
23.
Составление плана по уменьшению загрязнений сельскохозяйственных экосистем.
2
24.
Составление плана по уменьшению загрязнений сельскохозяйственных экосистем.
2
25.
Тема 7.
Городские и промышленные экосистемы.
Общая характеристика городских экосистем.
2
26.
Способы уменьшения вреда от химических загрязнений.
2
27.
Очистные сооружения.
Экология автомобильного транспорта.
2
28.
Растения в городе.
2
29.
Составление плана для посадки цветковых растений на пришкольном участке. (ландшафтный дизайн)
2
30.
Тема 8
Квартира как экосистема.
2
31.
Автотрофы в квартире.
2
32.
Фауна квартиры.
2
33.
Загрязнение атмосферы квартиры.
2
34.
Энергосбережение и ресурсосбережение в квартире.
2
35.
Проблема отходов. Разработка правильной утилизации отходов.
2
36.
Тема 9
Отходы в доходы.
Демонстрация возможных вариантов вторичного использования бытовых отходов (пластик, бумага, жесть, пластмасса и т.д.)
2
37.
Демонстрация возможных вариантов вторичного использования бытовых отходов (пластик, бумага, жесть, пластмасса и т.д.)
2
38.
Сбор необходимого материала.
2
39.
Сбор необходимого материала.
2
40.
Наброски будущей продукции (поделки, костюмы)
2
41.
Наброски будущей продукции (поделки, костюмы)
2
42.
Тема 10
Вторая жизнь пластика, жести, бумаги, пластмассы…
Изготовление поделок.
2
43.
Изготовление поделок.
2
44.
Изготовление поделок.
2
45.
Изготовление поделок.
2
46.
Изготовление поделок.
2
47.
Изготовление поделок.
2
48.
Изготовление поделок.
2
49.
Изготовление поделок.
2
50.
Изготовление поделок.
2
51.
Изготовление поделок.
2
52.
Изготовление костюмов.
2
53.
Изготовление костюмов.
2
54.
Изготовление костюмов.
2
55.
Изготовление костюмов.
2
56.
Изготовление костюмов.
2
57.
Изготовление костюмов.
2
58.
Изготовление костюмов.
2
59.
Изготовление костюмов.
2
60.
Изготовление костюмов.
2
61.
Изготовление костюмов.
2
62.
Тема 11
Организация выставки, показа мод.
Подготовка к выставке.
2
63.
Подготовка к выставке.
2
64.
Подготовка костюмов к показу моды.
2
65.
Подготовка костюмов к показу моды.
2
66.
Демонстрация костюмов из бытовых отходов.
2
67.
Тема 12
Общие вопросы охраны природы.
Охрана природы Костромского края и рациональное природопользование.
2
68.
Охрана экосистем. Особо охраняемые территории Костромской области.
2
69.
Экологический мониторинг.
2
70.
Составление таблиц. Подготовка реферата «Город и бытовой мусор», «Я верю в человека».
2
71.
Составление графиков. Подготовка реферата «Город и бытовой мусор», «Я верю в человека».
2
72.
Тема 13
Заключение.
Отчёт о проделанной работе.
Чаепитие.
2
Итого:
58ч
86ч
Всего за год: 144 часа
Учебно-тематический план для индивидуальной работы
№ занятия
Тема занятия
Содержание темы
Всего часов по теме
Теория
(часов
Практика
(часов)
1.
Выбор тем для проектной деятельности.
2.
Поиск информации.
3.
Анализ и обобщение информации. Обработка результатов поиска.
4.
Оформление результатов.
5.
Защита проекта.
Предполагаемый исследовательский проект рассчитан на 1-2 учащихся 11-12 лет.
Продолжительность подготовки и защиты проекта - 36 учебных часов (1 час в неделю).