Программа экологического кружка для детей 11-12 лет

             Данная программа предназначена для занятий в кружке учащихся старшего  и среднего школьного возраста в течение одного года. (144 часа в год).     Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа 45 минут, перерыв – 10 минут.   Основными формами экологической работы являются: групповые, коллективные, индивидуальные. Они предусматривают использование лекций, практических и лабораторных занятий, конференций, дидактических игр, дискуссий, бесед, экскурсий, н...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КОСТРОМЫ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОДРУЖЕСТВА»»






СОГЛАСОВАНО


Председатель

педагогического совета

МБОУ ДОД «ЦДТ «Содружество»»

_______________Л.Е. Смирнова

№ « » _________ 2014 года

УТВЕРЖДАЮ


Директор

МБОУ ДОД «ЦДТ «Содружество»»

_______________Л.Е. Смирнова

« » _________ 2014 года






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«НЭП»

Новое экологическое поколение





Срок реализации программы : 1 год

Возраст детей: 12-13 лет


Автор: Трусова Марина Николаевна

Педагог дополнительного образования

Учитель географии МБОУ СОШ №38








г. Кострома

2014 год

Содержание:


  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно - тематический план программы.

  3. Содержание изучаемого курса.

  4. Методическое обеспечение программы.

  5. Список литературы.











  1. Пояснительная записка

Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его считается формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты - решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку нужно с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

В связи с создавшейся на нашей планете критической экологической ситуацией, главная задача, стоящая перед человечеством - прекращение дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно-антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения человечества и всего живого на земном шаре.

Для решения этой проблемы главное значение имеет личная ответственность каждого человека, каждого общества, каждой страны и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно обоснованного и сформированного самосознания и экологического мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком значении этого понятия.

Формирование новой для человечества экологической культуры - трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города, района, страны и всей биосферы.

Данная программа модифицированная , разработана на основе типовой программы «Юный эколог», предназначена для занятий в кружке учащихся старшего и среднего школьного возраста в течение одного года. (162 часа в год).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа 45 минут, перерыв - 10 минут.

При составлении программы работы кружка преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования - формирование у обучающихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера, вопроса взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения - личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии. Основные острые экологические проблемы биологической, прикладной, социальной и глобальной экологии рассмотрены в ней на фоне исследования и анализа экологических обстановок, существующих в местах проживания учащихся и окрестностях.

Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении.

Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.

Особенности модифицированной программы работы кружка «Юный эколог» заключаются в том, что в ней предусматривается увеличение объема экологического содержания материала;

- расчленение перечня практических работ, экскурсий, лабораторных исследований, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающиеся практические и творческие умения учащихся;

- усиление внимания к изучению живой природы родного края, бережного отношения к ней.

Цель программы - создать условия:

- для развития у школьников понимания величайших ценностей жизни в процессе экологического образования;

- для развития интереса к исследовательской работе у учащихся;

- для формирования нравственно-личностных качеств обучающихся;

- для дальнейшей профориентации.

Задачи программы:

- состоит не только в том, чтобы сформулировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействий общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

- способствовать восстановлению у детей инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, что увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

- способствовать возбуждению интереса учащихся к решению экологических проблем и, в особенности, к изучению проблем своей местности, что вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; у учащихся возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе.

- в процессе исследовательской деятельности помочь учащимся найти возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе.

- создать условия для воспитания бережливости и аккуратности при проведении исследовательских, практических и лабораторных работ.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:


  • познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;

  • бережное отношение к природе;

  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

  • духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.

Программа реализуется через следующие формы:

Занятия кружка строятся на основе диалога с детьми с элементами игровых технологий. Во время каникул образовательная деятельность может видоизмениться (выходы на экскурсии, в краеведческий музей, массовые экологические конференции, экологические праздники, ролевые игры, выставки, викторины, экологические КВНы.). В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладеть приемами общения с товарищами. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Формы и методы проведения занятий.

При выборе форм организации учебного процесса и методов работы учитывается содержание программы, уровень развития и подготовки детей, их заинтересованность в овладении программой, материально-техническая база учреждения. Основой программы является выполнение практических, экспериментальных работ. Усвоение знаний происходит через формирование практических умений и навыков (выполнение поделок, изготовление костюмов из вторсырья и участие в конкурсах).

Проверка знаний проводится после изучения каждой темы в виде тестирования, собеседования. В процессе активизации познавательной деятельности обучающихся большую роль играют викторины, игры, загадки, ребусы, кроссворды, конкурсы.

Для организации программы используются следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод - рассказ, беседа, организация наблюдений, иллюстрация, демонстрация, упражнения, сообщения, которые нацелены на создание условий для развития таких способностей: слушать, видеть, запомнить, наблюдать, анализировать; лекции - изложение нового материала.

Исследовательско-поисковый метод - обучение поискам самостоятельного решения замыслов в опытнической работе. Этот метод направлен на развитие мышления, целеустремленности.

Наглядный метод - демонстрация коллекций, таблиц, схем, презентаций. Учащиеся очень хорошо воспринимают наглядно - демонстративный материал, т.к. идет активизация процесса восприятия;

Практический метод - упражнение, практическая работа выполняется для закрепления полученных знаний.

Игровой метод - помогает организовать досуг, развивает активность мышления, помогает увеличить работоспособность детей, снимает напряжение и усталость. Включение подвижных игр способствует сохранению здоровья обучающихся и повышает их интерес к занятиям в кружковом объединении.

Метод развития творческих способностей - создание проблемных ситуаций, творческие задания.

Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности - создание ситуации успеха, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности, постановка перспектив.

Работа с литературой развивает умение внимательного чтения, запоминания терминов, выделение главного в тексте, помогает хорошо ориентироваться в оглавлении, рисунках, схемах, таблицах. При подготовке к празднику, конкурсу, викторине дети самостоятельно знакомятся с тематической литературой.

Программа предлагает эффективные методы образовательно - воспитательной работы с детьми: беседы, игры, конкурсы, викторины, выставки, экскурсии в природу.

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала, применяется при сообщении фактов, примеров, описании событий, явлений. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, презентаций, видеороликов, фотодокументов.

Беседа - диалог, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Одна из форм проведения занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность не только собирать природный материал, наблюдать красоту родного края, но и обогащают детей знаниями по охране растений редких и исчезающих видов, по их восстановлению; прививают практические навыки в деле сбережения природных богатств. При проведении экскурсий обращается внимание детей на памятники природы родного края, приводятся примеры рационального и нерационального природоиспользования, даются навыки поведения в природе. Все это воспитывает бережное отношение к природе, способствует формированию правильных взглядов на использование природных ресурсов, экономическому мышлению, воспитанию любви к Родине.

Занятия по данной программе включают разнообразные игры: творческие, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, направленные на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, эстетического вкуса, экологической культуры. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей.

Конкурсы, викторины и выставки помогают довести работу до конца с наилучшим результатом, учат детей анализу и самоанализу.

Формы организации занятий

Основными формами экологической работы являются: групповые, коллективные, индивидуальные. Они предусматривают использование лекций, практических и лабораторных занятий, конференций, дидактических игр, дискуссий, бесед, экскурсий, наблюдений.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовлетворения, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность в получении новых знаний и умений.

В учебно-воспитательном процессе обязательным компонентом являются экскурсии в естественные и искусственные экосистемы, краеведческие музеи, промышленные предприятия. Важную роль играют и воспитательные мероприятия, выставки, конкурсы, защиты исследовательских работ и проектов.

Способы отслеживания и контроля результатов образовательного процесса.

Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, тематические игры. Контроль знаний, умений и навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки, сканворды.

Контроль знаний и умений должен быть направлен на оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. Контроль результатов усвоения материалов проводится в несколько этапов.

Первый - предварительный. Осуществляется при работе с целью выявить уже имеющиеся знания, умения, навыки обучающихся.

Второй - промежуточный. Отслеживание результатов в процессе обучения путем бесед с обучающимися. Периодичный контроль осуществляется в итоговом занятии после изучения темы в виде конкурса, викторины.

Третий - итоговый. Проводится по окончанию курса обучения. Может быть в виде самостоятельной работы, викторины, конкурса.

Контроль знаний приучает детей к самоконтролю и оценке своих знаний.













  1. Учебно-тематический план.

№ занятия

Тема занятия

Содержание темы

Всего часов по теме

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1.

Вводное занятие

- структура кружка, знакомство с планом работы.

- инструктаж по ТБ.

4

4

2.

История экологии

- понятие «экология»

- великие экологи прошлого:

К. Линней, Ж.Б.Ламарк, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.

8

8

3.

Понятие экологического равновесия.

- обратимые изменения в экосистеме;

- экологические сукцессии;

8

4

(составление горизонтальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии)

(составление вертикальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии)

4.

Факторы среды. Общие закономерности их действия на организм.

- факторы среды;

- воздействие факторов среды на живой организм;

8

4

(составление таблицы

«Воздействие факторов среды на живой организм»

5.

Материальная и духовная культура в социоприродной экосистеме.

- основные части культуры;

- биологическое и культурное разнообразие;

- роль современной материальной культуры в социоприродной экосистеме;

- формы воспроизводства духовной культуры;

- нарушение информационного обмена между природой и обществом;

12

8

(выявление нарушений информационного обмена между природой и обществом)

6.

Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)

- загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов;

- загрязнение пестицидами и их остатками;

- загрязнение почвы тяжёлыми металлами;

- загрязнение почвы и продуктов питания нитратами;

8

4

(составление плана по уменьшению загрязнений сельскохозяйственных экосистем)

7.

Городские и промышленные экосистемы.

- общая характеристика городских экосистем;

- способы уменьшения вреда от химических загрязнений;

- очистные сооружения;

- экология автомобильного транспорта;

- растения в городе;

10

8

(разработка программы

«Правильная утилизация отходов»)

8.

Квартира как экосистема.

- автотрофы в квартире;

- фауна квартиры;

- загрязнение атмосферы квартиры;

- энергосбережение и ресурсосбережение в квартире;

- проблема отходов;

12

8

(посадка комнатных растений в кабинете)

(разработка плана по правильной утилизации отходов)

9.

Отходы в доходы

- демонстрация возможных вариантов вторичного использования бытовых отходов (пластик, жестяные банки, бумага, пластмасса и т.д.);

- сбор необходимого материала;

- наброски будущей продукции (поделки, костюмы);

12

4

10.

Вторая жизнь пластика, жести, бумаги, пластмассы.

- изготовление поделок;

- изготовление костюмов;

40


40ч

(работа с материалом)

11.

Организация выставки.

Показ мод.

- подготовка к выставке;

- подготовка к показу мод (показ мод);

10


4ч.

6ч.

12.

Общие вопросы охраны природы.

- охрана природы Костромской области и рациональное природопользование;

- охрана экосистем. Особо охраняемые территории КО;

- экологический мониторинг, подготовка реферата

«Город и бытовой мусор»

«Я верю в человека»

10

6

(составление таблицы)

(составление графика, подготовка рефератов)

13.

Заключение

- отчёт о проделанной работе;

- чаепитие;

2



Итого:

144 ч.

58 ч.

86 ч.










  1. Содержание изучаемого курса.


№ занятия

Тема занятия

теория

практика

1.

Тема 1.

Вводное занятие. Структура кружка, знакомство с планом работы.

2


2.

Инструктаж по ТБ

2


3.

Тема 2.

История экологии. Понятие «экология»

2


4.

Понятие «экология»

2


5.

Великие экологи прошлого: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.

2


6.

Великие экологи прошлого: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.

2


7.

Тема 3.

Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в экосистеме.

2


8.

Экологические сукцессии.

2


9.

Составление горизонтальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии


2

10.

Составление вертикальных взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии


2

11.

Тема 4.

Факторы среды. Общие закономерности их действия на организм.

2


12.

Воздействие факторов среды на живой организм.

2


13.

Составление таблицы «Воздействие факторов среды на живой организм»


2

14.

Составление таблицы «Воздействие факторов среды на живой организм»


2

15.

Тема 5.

Материальная и духовная культура в социоприродной экосистеме. Основные части культуры.

2


16.

Биологическое и культурное разнообразие.

2


17.

Роль современной материальной культуры в социоприродной экосистеме.

2


18.

Формы воспроизводства духовной культуры.

2


19.

Выявление нарушений информационного обмена между природой и обществом.


2

20.

Выявление нарушений информационного обмена между природой и обществом.


2

21.

Тема 6.

Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)

Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов; загрязнение пестицидами и их остатками.

2


22.

Загрязнение почвы тяжёлыми металлами. Загрязнение почвы и продуктов питания нитратами.

2


23.

Составление плана по уменьшению загрязнений сельскохозяйственных экосистем.


2

24.

Составление плана по уменьшению загрязнений сельскохозяйственных экосистем.


2

25.

Тема 7.

Городские и промышленные экосистемы.

Общая характеристика городских экосистем.

2


26.

Способы уменьшения вреда от химических загрязнений.

2


27.

Очистные сооружения.

Экология автомобильного транспорта.

2


28.

Растения в городе.

2


29.

Составление плана для посадки цветковых растений на пришкольном участке. (ландшафтный дизайн)


2

30.

Тема 8

Квартира как экосистема.

2


31.

Автотрофы в квартире.


2

32.

Фауна квартиры.

2


33.

Загрязнение атмосферы квартиры.

2


34.

Энергосбережение и ресурсосбережение в квартире.

2


35.

Проблема отходов. Разработка правильной утилизации отходов.


2

36.

Тема 9

Отходы в доходы.

Демонстрация возможных вариантов вторичного использования бытовых отходов (пластик, бумага, жесть, пластмасса и т.д.)

2


37.

Демонстрация возможных вариантов вторичного использования бытовых отходов (пластик, бумага, жесть, пластмасса и т.д.)

2


38.

Сбор необходимого материала.


2

39.

Сбор необходимого материала.


2

40.

Наброски будущей продукции (поделки, костюмы)


2

41.

Наброски будущей продукции (поделки, костюмы)


2

42.

Тема 10

Вторая жизнь пластика, жести, бумаги, пластмассы…

Изготовление поделок.


2

43.

Изготовление поделок.


2

44.

Изготовление поделок.


2

45.

Изготовление поделок.


2

46.

Изготовление поделок.


2

47.

Изготовление поделок.


2

48.

Изготовление поделок.


2

49.

Изготовление поделок.


2

50.

Изготовление поделок.


2

51.

Изготовление поделок.


2

52.

Изготовление костюмов.


2

53.

Изготовление костюмов.


2

54.

Изготовление костюмов.


2

55.

Изготовление костюмов.


2

56.

Изготовление костюмов.


2

57.

Изготовление костюмов.


2

58.

Изготовление костюмов.


2

59.

Изготовление костюмов.


2

60.

Изготовление костюмов.


2

61.

Изготовление костюмов.


2

62.

Тема 11

Организация выставки, показа мод.

Подготовка к выставке.


2

63.

Подготовка к выставке.


2

64.

Подготовка костюмов к показу моды.


2

65.

Подготовка костюмов к показу моды.


2

66.

Демонстрация костюмов из бытовых отходов.


2

67.

Тема 12

Общие вопросы охраны природы.

Охрана природы Костромского края и рациональное природопользование.

2


68.

Охрана экосистем. Особо охраняемые территории Костромской области.

2


69.

Экологический мониторинг.

2


70.

Составление таблиц. Подготовка реферата «Город и бытовой мусор», «Я верю в человека».


2

71.

Составление графиков. Подготовка реферата «Город и бытовой мусор», «Я верю в человека».


2

72.

Тема 13

Заключение.

Отчёт о проделанной работе.

Чаепитие.


2


Итого:

58ч

86ч


Всего за год: 144 часа












Учебно-тематический план для индивидуальной работы


№ занятия

Тема занятия

Содержание темы

Всего часов по теме

Теория

(часов

Практика

(часов)

1.

Выбор тем для проектной деятельности.



2.

Поиск информации.



3.

Анализ и обобщение информации. Обработка результатов поиска.



4.

Оформление результатов.



5.

Защита проекта.





Предполагаемый исследовательский проект рассчитан на 1-2 учащихся 11-12 лет.

Продолжительность подготовки и защиты проекта - 36 учебных часов (1 час в неделю).


© 2010-2022