Доклад на научно-практическую конференцию

Главная цель географического школьного образования не просто усвоение знаний и умений, а последовательное формирование из каждого ученика личности, способного к самостоятельной продуктивной  творческой деятельности. Такую личность можно сформировать только в процессе развития и активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников  в системном подходе к организации самой творческой деятельности. Важную роль в развитии мышления и познавательного интереса учащихся к изучению физическо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход как основа качественного образования.


Л.Н. Кудинова,

КГУ «Средняя школа №3»,

зам. директора по УВР, учитель географии.


Важнейшая задача цивилизации -

научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Курс физической географии Казахстана имеет особое значение в системе школьного географического образования. Во-первых, при изучении этого курса у учащихся происходит углубление и систематизация физико-географических знаний на более высоком научном уровне, во-вторых, экологическая направленность и ресурсный подход к изучению делают его опорной базой для изучения курса экономической и социальной географии Казахстана.

Главная цель географического школьного образования не просто усвоение знаний и умений, а последовательное формирование из каждого ученика личности, способного к самостоятельной продуктивной творческой деятельности. Такую личность можно сформировать только в процессе развития и активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников в системном подходе к организации самой творческой деятельности. Но надо помнить о том, что выполнять творческие задания школьники смогут лишь тогда, когда они овладели достаточным количеством знаний и умений и знают способы решения проблемных и развивающих задач.

Анализ посещенных уроков показывает, что учителя на уроках мало времени уделяют организации самостоятельной работы по заданиям частично-поискового и творческого характера, конкретизации мировоззренческих идей. Чаще всего присутствует репродуктивная деятельность, которая не направлена на развитие учащихся. На мой взгляд, сдерживающим фактором развития познавательной деятельности учащихся является тот факт, что учитель подробно руководит их работой. А ведь именно проблемное, поисковое, направляющее руководство познавательной деятельностью стимулирует учащихся к самостоятельной и продуктивной работе.

Многолетний опыт преподавательской работы позволяет мне разделить уроки на две категории или подсистемы. Это, в первую очередь, уроки преимущественно репродуктивной деятельности школьников с элементами продуктивной работы, которые характеризуются наполнением и осознанием необходимых фундаментальных географических знаний, умений и навыков с целью их дальнейшего использования в качестве базовых. Именно они позволяют обеспечить прочное усвоение знаний географической номенклатуры и основных понятий. Такие уроки чаще всего провожу в начале учебного года или в начале изучения тем.

Уроки второй подсистемы способствуют формированию у школьников продуктивных, частично-поисковых и творческих видов учебно - познавательной деятельности, умений самостоятельно учиться, применять полученные знания в новой изменяющейся ситуации, самостоятельно видеть проблему и предлагать пути ее решения. Эти уроки направлены на активное развитие личности школьника, на его успешную социализацию в обществе.

В своей работе в процессе изучения физической географии Казахстана большое внимание уделяю формированию у школьников основного понятия физической географии - понятия о природно-территориальных комплексах, охране природы и рациональном использовании природных условий и ресурсов.

Для самостоятельной работы учащихся предлагаю задания и вопросы, требующие обоснования мировоззренческих идей конкретными физико-географическими фактами. Например, докажите, что рельеф Казахстана продолжает развиваться и в настоящее время. Чем вы можете объяснить тот факт, что Муголжары относятся к низким горам? Сделайте предположение, как будет развиваться рельеф Казахстана в будущем? На основании чего вы сделали данное предположение?

Формированию мировоззренческих идей способствует исторический подход при изучении закономерностей образования, развития и современного функционирования как отдельных компонентов природы, например, земной коры, атмосферы, почв, так и природно-территориальных комплексов в целом. Например, предлагаю учащимся объяснить тот факт, что в горах Алтая добывают полезные ископаемые рудного происхождения, а в Прикаспийской низменности преимущественно осадочного: нефть, газ, соль. Задания, требующие исторического подхода для объяснения природного процесса или явления, мне кажется целесообразным ставить и в начале изучения темы в качестве проблемных заданий, нацеливающих ребят на поиск самостоятельного решения с целью активизации мыслительной деятельности.

На уроке я часто практикую использование различных видов заданий:

-на формирование и проверку знаний существенных и варьирующих признаков понятий, например: «Что такое платформа? Чем платформа отличается от плиты?»,

- на установление взаимосвязей: «Установите взаимосвязь между геологическими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»,

- на группировку существенных признаков понятий: «Назовите общие черты гор альпийской складчатости» и т.д.,

-задания на установление причинно-следственных связей: «Почему Аральское море является зоной экологического бедствия?»

Использование на уроке приведенных выше и аналогичных им заданий способствует активизации мыслительных процессов, формированию и развитию у школьников умений логически рассуждать, на основе ряда суждений высказывать умозаключения. Системное применение предлагаемых заданий практикую на всех уроках, от темы к теме, по всему курсу. Это является необходимым условием, позволяющим целенаправленно учить школьников важнейшему методу теоретического познания природы- построению умозаключений и выявлению закономерностей.

Важную роль в развитии мышления и познавательного интереса учащихся к изучению физической географии играют практические работы, выполняя которые учащиеся овладевают приемами учебной работы с картами, совершенствуют и развивают навыки комплексной характеристики природных объектов и природно-территориальных комплексов в целом.

В систему предлагаемых школьникам заданий включены задания межпредметного характера, требующие применения не только географических знаний для объяснения природных явлений, но и ранее усвоенных знаний по биологии и физике. Экспериментальная работа по формированию у школьников понятия о природном комплексе показала, что она усваивается глубже и прочнее, если систематически устанавливать межпредметные связи с биологией. Например, вспомните и объясните, как происходило усложнение строения растений в течение миллионов лет. Почему вымирали одни виды растений и возникали другие. Расскажите о влиянии четвертичного оледенения на рельеф.

Эффективность формирования понятия повышается благодаря тому, что учащиеся воспринимают знания о природном комплексе не в готовом виде, а в процессе самостоятельного и активного осмысления всей системы географических и биологических знаний. Кроме того, задания межпредметного характера разнообразят самостоятельную учебную деятельность учащихся и совершенствуют их умения в применении знаний в новых условиях. В процессе изучения происходит постепенное усложнение заданий, что обеспечивает реализацию принципа развития знаний и мышлений школьников при обучении физической географии Казахстана.

Конечно же, обучение предмету не обходится без применения тестовых заданий, которые способствуют выработке у школьников умений самостоятельно и осознанно выбирать правильные ответы и объяснять их, а также сознательно отказываться от неправильного ответа, что формирует у школьников убежденность в усваиваемых знаниях. Причем чаще всего использую задания с выбором нескольких правильных ответов, тесты на аналогию.

Например, аналогия вид=род: Талгар=пик, Бетпакдала=?

а) плато

б) пустыня

в) ущелье

г) впадина

или противоположности: Хан-Тенгри=Карагие, архей=?

а) мезозой

б) кайнозой

в) силур

г) неоген

При работе с такими тестовыми заданиями школьники учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Резюмируя все изложенное выше, хочу отметить, что учитель должен постоянно добиваться от учащихся усвоения не только знаний, но и приемов учебной работы, на основе которых формируются умения. Важным считаю формирование учебно-организационных приемов, например, выполнение домашней работы, самоконтроль, взаимопроверку и т.д. Эти приемы приучают школьников рационально использовать время и силы.

По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях каждого ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно приобретать знания.





© 2010-2022