- Преподавателю
- География
- Образовательная программа творческого объединения Истоки
Образовательная программа творческого объединения Истоки
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шпанагель И.Г. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский юношеский центр «Гармония»
Чановского района Новосибирской области
Рассмотрено и одобрено Утверждено
на заседании методического совета Директор ДЮЦ Гармония»
ДЮЦ «Гармония» Боброва Л.Г.
Протокол№
от__________
Образовательная программа
творческого объединения
Программа рассчитана на детей от
11 до 15 лет,
реализуется в течение 3 лет обучения
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории-
Шпанагель И.Г.
НСО р. п. Чаны п. Юрки
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природные особенности. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Чановской земле.
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения своего села, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю.
Направления деятельности: изучение истории села, края в процессе исследования, поиска материалов, сбора экспонатов, встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, бывшими учителями и выпускниками школы, записи воспоминаний, интервью, организации экскурсий, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях.
Цель программы: - способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего села.
Задачи:
1.Обучающие:
-реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
-разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
-восстановить прерванную связь времени;
-создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов,
-формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
2. Развивающие:
-развивать мыслительные процессы;
-развивать творческую, познавательную активность: обобщение, классификацию, умозаключение, суждение.
3.Воспитательные:
-воспитывать любовь к родной земле.
-возродить духовные ценности русского, немецкого народов;
-воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе, селе.
Предполагаемые результаты
-
приобретение учащимися знаний об истории, культуре п. Юрки и Чановского района, топонимики.
-
овладение школьниками навыками изучения истории родного края;
-
использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии);
-
пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися);
-
пополнение фондов школьного краеведческого музея работами учащихся по краеведению.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Классификация программы:
-
По функциональному назначению: образовательная.
-
По признаку направления деятельности: общеразвивающая.
-
По степени авторства: усовершенственная.
-
По тематике: интегрированная.
Принципы, лежащие в основе работы:
-
Принцип дифференцированного подхода (к каждому ребенку индивидуальный подход)
-
Принцип добровольности (зачисление в группу только по желанию)
-
Принцип доступности и последовательности.
-
Принцип использования средств краеведения в деятельности детских коллективов.
-
Принцип единство требований ко всем членам групп.
Механизм реализации программы:
Исходя из целей и задач, используются следующие методы:
-
Практические
-
рассказ педагога и рассказы детей
-
беседы
-
Дискуссии
-
Встречи с интересными людьми
-
Мини сочинения
-
Походы, экскурсии
-
Конкурсы, викторины
-
Составление презентаций Power Point
приемы:
-
организация походов, экскурсий;
-
проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
-
составление летописей, очерков об исторических событиях, по истории населенного пункта;
-
встречи с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений;
-
формирование музейных коллекций;
-
изучение методической, учебной литературы, исследований участников программы;
-
проведение конференций, смотров и конкурсов;
-
пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Формы проведения занятия
-
Индивидуальная (персонально один человек);
-
Коллективная (все члены кружка);
-
Групповая (отдельное количество человек).
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.
Что должны знать и уметь воспитанники:
-
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
-
Составлять доклады, рефераты
-
Оформлять дневник похода
-
Применять полученные знания на практике
-
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
-
Практиковаться в умении проводить экскурсии
Учебно-тематическое планирование занятий
№
п\п
Кол-во
час.
Содержание занятия
Время
Воспитательная
работа
Средства
обучения
Всего час.
Теория
Практиа
ПЕРВЫЙ ГОД. "КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ"
1
2
Введение. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Заполнение заявлений
1600- 1645
1655- 1740
Беседы с родителями.
2
2
-
2
Краеведение - наука о родном крае.
1600- 1645
1655- 1740
2
2
-
3
Красотою славится наша земля.
1600- 1645
1655- 1740
Экскурсия в природу
Рисунки, цветные иллюстрации, слайды
4
2
2
4
Чановская земля.
1600- 1645
1655- 1740
Поездка в краеведческий музей
Презентация
6
4
2
5
Топонимика нашего района
1600- 1645
1655- 1740
4
2
2
6
Озеро Чаны
1600- 1645
1655- 1740
Составление буклета
Рисунки, цветные иллюстрации, слайды
4
2
2
7
Чановская земля в литературе, живописи, музыке.
1600- 1645
1655- 1740
Встреча с местным художником Чернявским Н.Т. Встреча с жительницей села «Блюдчанское» Квашниной В.Д.
Картины художника, материалы школьного музея
6
2
4
8
Наше село. Наш дом родной.
1600- 1645
1655- 1740
Встречи с участниками локальных войн.
Встречи со старожилами села.
Материалы школьного музея
10
4
6
9
Мой дом. Родословная семьи. Откуда пошёл мой род.
1600- 1645
1655- 1740
Создание родословной своей семьи
Фотографии
10
4
6
10
Родная школа. Её история и традиции
1600- 1645
1655- 1740
Экскурсия в природу
Материалы школьного музея
10
4
6
11
Я и моё село.
1600- 1645
1655- 1740
Встречи с жителями села
Презентация
10
4
6
12
От чистого истока
1600- 1645
1655- 1740
Сочинение легенд, преданий; рассказы, стихи о любви к родному краю.
Материалы школьного музея
2
-
2
13
Подводим итоги работы кружка за год.
1600- 1645
1655- 1740
2
-
2
Всего: 72часа.
72
32
40
Содержание 1 года обучения
Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты - родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.
Тема №1. Введение.
Знакомство с детьми.
Инструктаж по технике безопасности.
Заполнение заявлений
Тема №2. Краеведение - наука о родном крае.
Человек и его окружение.
Что изучает краеведение.
Источники изучения родного края.
Творческое задание - подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
Тема №3. Красотою славится наша земля.
Знакомство с природой района.
Легенды и предания.
Воспитание бережного отношения к природе.
Экскурсия в природу
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №4. Чановская земля.
Физико-географическая характеристика района.
Географическое положение.
Климат.
Растительный мир.
Животный мир.
Поездка в краеведческий музей.
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №5. Топонимика нашего района.
Наука топонимика.
Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Чановского района.
Тема №6. Озеро Чаны.
Озеро Чаны.
Современное состояние озера.
Экология.
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №7. Чановская земля в литературе, живописи, музыке.
Знакомство с литературными произведениями.
Стихи местной поэтессы Квашниной В.Д.
Работы местного художника Чернявского Н.Т.
Встречи с местными жителями.
Тема №8. Наше село. Наш дом родной.
Экскурсия в школьный музей.
История села.
Участники Великой Отечественной войны.
Орденоносцы села.
Участники локальных войн.
Центр немецкой культуры.
Встречи со старожилами села.
Разговор на тему «Ремесла и промыслы нашего края».
Встречи с участниками локальных войн.
Тема №9. Мой дом. Родословная семьи. Откуда пошёл мой род.
У меня есть своя история.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. О чём могут рассказать семейные реликвии.
Знакомство со своей родословной.
Практическое занятие «Создание родословной своей семьи»
Тема №10. Родная школа. Её история и традиции.
Гордость нашей школы.
Первые учителя школы.
Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе.
Учителя ветераны педагогического труда.
Наши школьные традиции.
Достижения нашей школы.
Оформление стенда.
Практическое занятие «Моя школа в будущем»
Тема №11. Я и моё село.
Моё село через 10 лет.
Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем. Практическое занятие «Настоящее и будущее моего села»
Тема №12. От чистого истока
Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.
Тема №13 . Подводим итоги работы кружка за год
Выступление руководителя кружка.
Выступления ребят.
Творческие отчёты.
Выставка работ учащихся.
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения
№
п\п
Кол-во
час.
Содержание занятия
Время
Воспитатель-ная работа
Средства обучения
Всего час.
Теория
Практикаа Практикапрактика
ВТОРОЙ ГОД. "ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"
1
2
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Летние поездки.
1600- 1645
1655- 1740
Беседы с родителями.
2
2
-
2
С чего всё начиналось
1600- 1645
1655- 1740
Экскурсия в краеведческий музей
Материалы школьного музея
2
2
-
3
Здесь пыль веков.
1600- 1645
1655- 1740
Экскурсия в краеведческий музей
Материалы школьного музея
2
2
-
4
Первые русские поселения.
1600- 1645
1655- 1740
Поездка в краеведческий музей
Презентация
10
8
2
5
Вся власть Советам!
1600- 1645
1655- 1740
Книги
2
2
-
6
У каждого своя судьба.
1600- 1645
1655- 1740
Составление буклета
Рисунки, цветные иллюстрации, слайды
4
2
2
7
Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.
1600- 1645
1655- 1740
Материалы школьного музея
6
2
4
8
Наши земляки - участники Великой Отечественной войны
1600- 1645
1655- 1740
Встречи с участниками локальных войн.
Материалы школьного музея
10
4
6
9
Я не участвую в войне, война участвует во мне.
1600- 1645
1655- 1740
Фотографии, презентация
10
4
6
10
О чём рассказали фотографии из семейного альбома.
1600- 1645
1655- 1740
Материалы школьного музея, семейные фотографии
10
4
6
11
История моего села в названиях улиц.
1600- 1645
1655- 1740
Встречи со старожилами села.
Презентация
8
4
4
12
Гордое звание - учитель.
1600- 1645
1655- 1740
Встречи с ветеранами педагогического труда
Материалы школьного музея
4
2
2
13
Подводим итоги работы кружка за год.
1600- 1645
1655- 1740
2
-
2
Всего: 72часа.
72
38
34
Содержание 2 года обучения
Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.
Тема №1. Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
Летний отдых детей.
Поездки.
Тема №2. С чего всё начиналось
Наш край в древности.
Археологические памятники на территории района.
Памятники истории вокруг нас
Тема №3. Здесь пыль веков.
Экскурсия в районный краеведческий музей
Тема №4. Первые русские поселения.
История появления на карте района первых русских деревень.
Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе.
Предметы домашнего обихода и утварь жителей села в прошлом.
Работа с архивным материалом
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №5. Вся власть Советам!
Установление советской власти в нашем районе.
Мероприятия Советской власти.
Тема №6. У каждого своя судьба.
Голод 1921-1922 годы.
Образование в 20-е - 30-е годы.
Коллективизация.
Образование нашего района.
Репрессии 30-х.
Тема №7. Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.
Наш район и село в годы войны.
Тыл фронту.
Работа с архивными источниками.
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №8. Наши земляки - участники Великой Отечественной войны
Участники Великой Отечественной войны.
Ветераны Великой Отечественной войны.
Труженики тыла.
Сбор сведений об участниках и ветеранах ВОВ.
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №9. Я не участвую в войне, война участвует во мне.
Знакомство с книгой "Памяти".
Наши земляки Герои Советского Союза.
Война в судьбе моей семьи.
Военная доблесть наших земляков.
Тема №10. О чём рассказали фотографии из семейного альбома.
Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме.
Человек и история.
История в лицах.
Тема №11. История моего села в названиях улиц.
Названия улиц нашего села.
История в названиях улиц.
Практическое занятие «Составление презентаций по теме»
Тема №12. Гордое звание - учитель.
Гордость нашей школы.
Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе.
Практическая работа по оформлению стенда.
Тема №13 . Подводим итоги работы кружка за год
Выступление руководителя кружка.
Выступления ребят.
Творческие отчёты.
Выставка работ учащихся.
Учебно-тематическое планирование 3 года обучения
№
п\п
Кол-во
час.
Содержание занятия
Время
Воспитатель-ная
работа
Средства
обучения
Всего час.
Теория
практика
ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЧАНОВСКОЙ
1
2
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Летние поездки.
1600- 1645
1655- 1740
Беседы с родителями.
2
2
-
2
Своими земляками гордится наш район.
1600- 1645
1655- 1740
Материалы школьного музея
6
2
4
3
Не позволяй душе лениться»
1600- 1645
1655- 1740
Материалы школьного музея
Составление презентации
10
4
6
4
Люди в белых халатах.
1600- 1645
1655- 1740
Презентация
8
4
4
5
Район в годы ВОВ
1600- 1645
1655- 1740
Презентация
8
4
4
6
Народное образование
1600- 1645
1655- 1740
Составление буклета
Материалы школьного музея, семейные фотографии
6
2
4
7
Щедрость земли в доброте рук человеческих
1600- 1645
1655- 1740
Материалы школьного музея
8
2
4
8
Знаменитые люди района
1600- 1645
1655- 1740
Встречи с участниками локальных войн.
Материалы школьного музея
6
2
4
9
Культурные и исторические достопримеча-тельности
1600- 1645
1655- 1740
Фотографии, презентация
8
2
4
10
Известные семьи района
1600- 1645
1655- 1740
Рисунки, цветные иллюстрации, слайды
4
2
2
11
Культурные традиции нашего села
1600- 1645
1655- 1740
Встречи со старожилами села.
Презентация
4
2
4
12
Подводим итоги работы кружка за год.
1600- 1645
1655- 1740
2
-
2
Всего: 72часа.
72
32
40
Содержание 3 года обучения
Задача третьего года занятий - изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими район и село, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.
Тема №1. Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
Летний отдых детей.
Поездки.
Тема №2. Своими земляками гордится район
Сбор материала о героях социалистического труда.
Орденоносцы.
Передовики производства.
Тема №3. "Не позволяй душе лениться»
Они рядом с нами: сбор информационного материала о людях разных профессий
Тема №4. Люди в белых халатах.
Известные врачи нашего района.
Сбор материала о врачах, работающих в районной больнице.
Сбор материала о врачах, работающих в с. «Блюдчанское».
Наш участковый врач.
Тема №5. Район в годы ВОВ
Уходили на фронт добровольцы
На разных подступах к Победе
У войны не женское лицо
Память хранит…
Тема №6 народное образование района.
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
Известные учителя нашего района.
Сбор материала об учителях, работающих в районе. Учителя нашей школы
Сбор материала об учителях, работающих в с. «Блюдчанское».
Тема №7. Щедрость земли в доброте рук человеческих
Восстановление народного хозяйства после войны
Реорганизация колхозов в 50-е годы.
Освоение целинных земель
Тема №8. Знаменитые люди района
Звёзды доблести ратной - Герои Советского Союза
Герои Социалистического Труда
Заслуженные работники РФ
Тема №9. Культурные и исторические достопримечательности
Тема №10. Известные семьи района
Сбор материала об известных семьях района и своего населённого пункта.
Тема №11. Культурные традиции нашего села
Тема №12. Подводим итоги работы кружка за год.
понять особенности народной культуры.
Литература:
-
Краеведческий материал: альбомы - «Здесь мой отчий дом», «В нашей школе юбилей», «Ветераны Великой Отечественной», «Передовики нашего села», «Орденоносцы села», «Твои люди, село», «Участники боевых действий Республики Чечня», «Летопись школы т. 2» и др.
-
Вырезки из газет: «Чановские вести» № 61.1995 г., №99.2002г., №93.2002г., №77.2002г.,№77.2002. и др. «Советская Сибирь» от 27.08.2000г.
-
Воспоминания.
-
«С поклоном к тебе, земля Чановская». ЦЭРИС Новосибирск. 2010
-
Интернет ресурсы
Диагностика усвоения учащимися образовательной программы
«Мы - краеведы»
(первый год обучения)