Реферат Памятник дружбы и боевого братства

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятник дружбы и боевого братства

« Я видел, как коня степного

На Сену пить водил калмык,

И в Тирюльи у часового

Сиял , как дома , русский штык!

Двести лет прошло со времени Отечественной войны 1812 года…Много написано о тех событиях- о русских воинах, о храмах , построенных в их честь. Один из них- Хошеутовский хурул, расположенный на левом берегу Волги в 80 км от Астрахани.

Это - единственный сохранившийся до настоящего времени памятник исторической победе над Наполеоном , воздвигнутый в ставке калмыцкого князя Серебджаба Тюменя по проекту его брата - архитектора Батур- Убаши Тюменя , известного исследователя истории калмыцкого народа . Построен в 1814-1817 на народные средства и отчасти на средства самого нойона в честь победы в Отечественной войне 1812 года .

После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром 1 в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей - натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования , царившая в Петербурге в те дни , а также гордость за калмыцкий народ , ощущение его причастности к великой победе породили у Батур- Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку , Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный храм- памятник.

Выбор места для строительства вычисляли по приметам из астрологических книг. Во время весеннего половодья люди по селу переправляются, а сюда вода никогда не поднимается. Разрешение на возведение хурула дал Далай- лама. В указанный день , в назначенном месте начались жертвоприношения , продолжавшиеся 15 дней . Под алтарем зарыли сосуд со священными драгоценностями. Каменное здание было заложено на месте деревянного храма , в котором по возвращении с военной компании состоялось богослужение в честь воинов 2-го Калмыцкого полка , прошедших путь от Бреста до Парижа. В основании храма тибетским монахом Гован Чомбе были положены святыни буддизма . Хурул посвящался Будде в благодарность за счастливое возвращение калмыцких полков , воевавших в составе Русской армии. Но возводился он не только как калмыцкий храм : Тюмень строил здание в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года и бережно хранил в хуруле полковое знамя и древние калмыцкие знамена , бывшие с полком во всех походах. Храм сочетал элементы буддийской и православной архитектуры и был символом единства двух народов , отстоявших Россию от завоевателей в кровопролитной и судьбоносной войне.

Все когда-то впечатляло здесь «сверх меры». Хурул представлял собой целый комплекс с художественными мастерскими, где учились танкописи и рисовали танки, была богатая библиотека, доставленная из Тибета, может быть и сохранившаяся где нибудь в подземелье. Славился монастырский оркестр из цимбал, труб, кларнетов и морских раковин. Писатель Александр Дюма отметил, что, путешествуя в этих краях , едва не лишился чувств от его пронзительных звуков. Живописцы при хуруле являются авторами монументальных росписей в главном здании хурула . Останки хурула до сих пор хранят разрушающиеся фрагменты стенной живописи: выцветшие от времени фрагментарные изображения людей , птиц и цветов. Для колорита росписей характерно приглушенное сочетание голубого , зеленого , желтого и лилового с контурной обводкой рисунка. В круглом башенном входе каменного храма еще можно видеть изображение журавлей и человека , летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур. Особой выразительностью отмечено изображение танцующего монаха в длинном халате , подвязанном кушаком . Поза его исполнена живой непосредственности движения. Бритая голова непокрыта , в ухе видна серьга , скуластое лицо улыбается . В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце- один из атрибутов шамана. На плече монаха шестипалая лягушка. На которой согласно калмыцкой космогонии держится земной шар. Ее называют «золотой лягушкой», в живописных композициях калмыцких храмов ей отводилось немаловажное место… Вторая слева фигура - мужчина с умным выражением бесстрастного лица, сидящий на сложенных по калмыцки ногах. Одет он в богатый халат , расшитый драконами , на голове у него калмыцкая «хаджилга», четырехугольная шапка с красной круглой кистью на макушке . Само название народа «улан залата хальмг» дословно означает «калмык с красной кисточкой». Возможно , это портрет нойона Серебджаба Тюменя, или его брата Батыр- Убаши. На коленях изображенный придерживает двумя руками развернутый свиток , который может быть планом- проектом хурула.. Центральная третья фигура из пяти сохранившихся напоминает Белого Старца с посохом.. Сторожилы с. Речное помнят росписи и на внешней поверхности стен купольного входа . Еще в 1963 году здесь просматривалось изображение двух фигур , одетых в длиннополую монашескую одежду с повязками «оркимджи» через плечо. А в интерьере второго яруса был различим живописный фриз , изображавший жанровые сцены из жизни Цзонхавы , основоположника желтошапочного направления северного буддизма...Над куполами, по форме близкими маковкам православных церквей, устанавливалось сложное навершие, включавшее символы луны и солнца, сделанные из золоченой листовой меди. К ним прикрепляли изящно изготовленные цепочки, куда подвешивали колокольчики: раскачиваемые ветром, они издавали разнообразные звуки. Карнизы украшались резбой по дереву. Резьба поражает богатством и изысканностью и тонкостью выполнения. Замечательно что мотивы, глубина и масштабы резьбы подбирались самими мастерами (часто неграмотными) Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов , нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского хурула. Хошеутовский хурул выстроен из камня и несет в себе своеобразный синтез восточных и западноевропейских архитектурных традиций ,в нем своеобразно соединились черты русского классицизма и традиционного стиля калмыцких культовых построек. Признанным фактом является ориентация архитекторов хурула на проект Казанского собора в Петербурге, удивительно схожий с тамгой ( родовым знаком в виде стрелы и лука) калмыков - хошеутов. Священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей - знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами , которых часто ставили во главе боевого клина. Отсюда и название рода - «хош» (клин). Родовой знак изображен на каждом кирпиче хурульного комплекса. Народная молва приписывает кирпичам магическую силу. Хоть кладка и очень крепка так как основана на яичном белке сооружение год от года разрушается, кирпичи растаскивают на сувениры. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной , центральной башни (сюмэ) и двух галерей , отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями (цаца). В ансамбль также входили несколько хозяйственных построек и брусчатая ограда на кирпичных столбах. Молельня ( базилика) и главная башня - единственное что сохранилось от величественного сооружения 19 века. Вокруг храма располагались в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан . По преданию эти хурулы прикочевали еще из Джунгарии, кочевали по левобережью Волги и освящали поход Второго калмыцкого полка. В некотором отдалении находилась усадьба Тюменя. Дом был построен на манер петербургских дач- двухэтажный. С мезонином и галереями. Все строения были летом окружены зеленью садов.

Центральная часть хурула осталась не разрушенной может быть благодаря особому рецепту, в котором использовалось для замеса кислое молоко, отчего со временем раствор становился только крепче, как монолит

На боковую стену храма укреплен памятный щит , на котором храм обозначался как памятник истории и культуры 19 века.

В 1812 году именно из из села Тюменевка начал свой путь 2-й Калмыцкий кавалерийский полк .Надо отметить , что калмыки - потомки воинственных ойратов- славились как бесстрашные и ловкие воины , прекрасные кавалеристы. Они служили надежной охраной южных границ России и неоднократно участвовали в ее военных походах, показывая образцы мужества и воинского искусства. Тюмень Джиргалан собрал под своими знаменами лучших людей , обеспечил их обмундированием вооружил и дал в командиры своего старшего сына Серебджаба Тюменя. . .В числе передовых частей русского войска калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции После крупного сражения под Пружанами командир корпуса командир Ламберг докладывал командованию «…в сем деле казаки отличились, но особенно калмыки…».

Овеянные славой, возвращались в родные степи конники Серебджаба. Газета Восточные известия» писала, что подвиги калмыков в битвах за «свободу, независимость и благосостояние Европы» восхищали просвещенный запад, что многие «нижние чины украшены знаками отличия, а некоторые имеют по два и по три даже других держав». Все офицеры полка в знак отличия получили серебряные эполеты. Сам командир был произведен в полковники, удостоен многих боевых орденов.

. Вся история сооружения этого храма пронизана идеей интернационализма, и является ярким примером сплетения судеб братских народов , русского и калмыцкого.

На протяжении всего 20 века хурул по назначению не использовался и не реставрировался..В тридцатые годы его приспособили под клуб , в пятидесятые под - под зерносклад. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник- с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб. Потом храм забросили , сюда заходили все кому не лень. Воры разбирали крышу, поскольку она из меди. Но нашлась православная женщина из старообрядцев жительница села Речное Валентина Константиновна Тихонова, которая на протяжении нескольких десятков лет по своей инициативе охраняет храм. Благодаря стараниям Валентины Константиновны сложилось другое отношение к храму. По сложившейся традиции здесь останавливается свадебный кортеж, и местные русские парни приводят сюда невест. Побывали в Речном принцесса из Китая, соотечественники из США, Германии, Франции и других стран. Приезжали из Би-би-си, английской телекомпании.

Известно, что Владимир Ульянов заезжал сюда с молодой супругой Надеждой Крупской, чтобы показать ей памятные места своих предков. Приезжали сюда школьники из Элисты: пропололи сорняки вокруг хурула, убрали мусор.

В декабре 1995 года хурулу была присвоена категория памятника федерального значения. В 2003 году ученые ЮНЕСКО занесли Хошеутовский хурул в список «исчезающих культурных памятников общемирового значения..

В середине октября 2009 года начались работы по восстановлению и реставрации хурула, окончание намечено на 2012 год. Работу производит Московская строительная фирма совместно с астраханскими строителями, также местные жители. Реставрация ведется под четким руководством местной религиозной организации «Община буддистов» с. Заволжское. Председатель общины Сидарук Надежда Бембяшевна

Вторым этапом, как планируется , будет реставрация внутренних стен. Что касается галерей хурульного комплекса , то вопрос открыт . поскольку на их месте в 40-е годы прошлого века построили дома для переселенцев из Румынии- липован, староверов, бежавших когда то из России

Какова дальнейшая судьба хурула? Многих людей волнует этот вопрос.

Среди предлагаемых вариантов - действующий храм, музей старинного оружия, филиал музея- заповедника Наиболее адекватным демократическому духу времени видится создание на базе Хошеутовского хурула музея- храма, ориентированного на культурное обслуживание населения и принятия экскурсантов, а также на проведение служб в дни буддийских праздников и приеме населения.

Но уже сейчас Хошеутовский хурул включен в туристический маршрут «Кочевые народы» и вызывает большой интерес у туристов.

.В Москве был построен Храм Христа Спасителя, который был тоже построен во славу воинов , защищавших страну в Отечественной войне 1812 года. На стенах уже возрожденного храма можно прочесть имена тех , кто отдал свои жизни на ратном поле, тех, кто отличился в сражениях, среди них имя командира 1-го Калмыцкого полка князя Тюменя , награжденного орденом Святого Георгия 4-й степени. Храм Христа Спасителя был взорван, но все же восстановлен как символ возрождающейся России, это событие дарит надежду на то , что Хошеутовский храм станет символом возрождающейся Калмыкии..


Реферат Памятник дружбы и боевого братства

Валентина Константиновна Тихонова охраняет хурул уже несколько десятилетий по своей инициативе. ( третья слева)

© 2010-2022