Урок по географии 9 класс Народы России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Народы двух языковых семей:

Урок по географии 9 класс Народы РоссииУрок по географии 9 класс Народы РоссииУрок по географии 9 класс Народы РоссииТехнологическая карта урока географии в 9 классе

Учитель: Матрашева Ирена Ивановна - МБОУ «Шашикманская средняя общеобразовательная школа» Онгудайский район с.Шашикман

Тема урока: Народы России.

Тип урока: комбинированный.

Дата проведения урока:

Формы обучения: групповая

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта мира, атласы по географии 9 класс, учебник, интернет-ресурсы

Цели: -создание условий для формирования представления о народах России;

- продолжить формирование умения работать группой самостоятельно; умение провести самооценку; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.

Задачи:

-формирование ключевых географических компетенций по этногеографии; формирование яркого, запоминающегося образа народов России;

- развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;

-развитие исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей; развитие толерантности учащихся.

Предполагаемые результаты обучения:

-личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитию, самоконтроль.

-метапредметные: при помощи информационных технологий формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний.

-предметные: объяснять понятия «этнос», «этнография», «языковая семья», «титульный народ».

Основные этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Определить тему урока

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня на уроке мы откроем еще одну страничку в книге знаний. Не бойтесь на уроке проявлять любознательность, отстаивать свою точку зрения, проявляйте творчество.

Слайд 1: Тема: Народы России.

Учащиеся садятся группами (3 гр)





Записывают тему в тетрадь

  1. Постановка учебных целей и задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Слайд2: Эпиграф: «Корни человека лежат в той почве, которая его врастила, в той среде, где он вырос…»

И.Абашидзе

-как эпиграф перекликается с темой урока?

-как жизнь других народов может касаться нас?

Запишите в тетради цели этого урока (что я хочу узнать, обсудить, чему хочу научиться)



Обсуждение вопросов



Учащиеся предлагают цели.

  1. Освоение нового материала

Обеспечение усвоения новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы. Знакомит с терминами «этнос», «этнография».

Ребята, как вы можете различить представителей разных народов.

Россия-многонациональная страна. В нашей стране проживают 182 народа.

-назовите причины пестрого национального состава?



Языку, культуре,

Быту



Россия располагается на стыке разных культурных миров.

Работа с картой атласа «Народы России».

-назовите языковые семьи, языковые группы.

-какая языковая семья преобладает?

-назовите регионы с пестрым национальным составом.

Изучение понятия «титульный народ».

-Найдите народы-миллионеры и самые малочисленные народы. Где проживают представители малых народов?

Слайд 3: В какой группе представлен народ, не имеющий национально-территориального образования в России:

А) татары, башкиры, кабардинцы

Б) осетины, карачаевцы, калмыки

В) чуваши, ингуши, казахи

2.В какой группе названы только народы европейской части России:

А) коми, чуваши, татары

Б) карелы, башкиры, буряты

В) чукчи, татары, коряки

3.Коряки, нивхи, эвены живут:

А) на Европейском Севере

Б) в Восточной Сибири

В) на Дальнем Востоке

Работают с картой атласа.









Казахи





Коми, чуваши, татары





На Дальнем Востоке

Давайте поближе познакомимся с одним из народов нашей страны: алтайцы. Это мы с вами.

На территории Алтая проживают народы двух языковых семей: индоевропейской и алтайской. Русскоязычное население в РА составляет 60%, коренные жители всего 30%.

Предками современных алтайцев являются тюрки-это скотоводческие племена, которые жили на Алтае с 6 по 10 в.н.э.Уникальными памятниками этой эпохи являются каменные бабы (фото)-древние воины установленные вдоль Чуйского тракта и в Курайской степи.

Слайд 4:

Алтайская языковая семья

Тюркская группа

Казахи алтайцы

Чуваши

татары

До начала XX века алтайские племена не имели самоназвания и не составляли единого народа. Письменность развивается с 1938 г. На основе русскоязычного алфавита.

На карте до сих пор сохранились алтайские названия рек. Приведите примеры

























Учащиеся называют реки, озера.

Выступают учащиеся с опережающим заданием:

  1. Этнические признаки и религия алтайцев

  2. Традиционные праздники и национальная кухня

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ( видеоролик о современной жизни алтайцев; праздник Эл-Ойын)

Выступления учащихся. Обсуждение сообщений

Слайд 6: самые богатые и бедные регионы России.

1гр: Выделите проблемы алтайского народа.

-Предложите решение выделенных проблем.

2 гр: С чем связано мнение, что в государственном устройстве России важную роль должно играть выделение административных единиц на основе национально-культурных особенностей?

-Какие должны быть отношения между народами в многонациональном государстве?

3 гр: Какую роль сыграло для местного населения отделение РА от Алтайского края.

-Какие плюсы и минусы для алтайского народа принесет строительство газопровода в Китай через плато Укок?

Работа в группах.

Обсуждение вопросов

Выводы записывают в тетрадь:

Современные проблемы алтайцев:

-отсутствие работы

-низкая зарплата;

-энергетическая проблема;

-разрушение исторических памятников

-сокращение численности населения

Рефлексия

Оценивают свое эмоциональное состояние

Вернемся к слайду с целями:

-На уроке мне удалось узнать…

-Как я могу использовать полученные знания…

-Какими впечатлениями я поделюсь дома с родственниками…

Описывают свое впечатление от урока

Домашнее задание

Слайд 9:

-напишите эссе «Народ, который живет рядом»

-найдите загадки, стихи, песни одного из народов России

Подведение итогов урока

Оценки за урок












МБОУ «Шашикманская средняя общеобразовательная школа»














Технологическая карта урока по теме

«Народы России» 9 класс
















Учитель: Матрашева Ирена Ивановна


2015г.


© 2010-2022