- Преподавателю
- География
- Факультативный курс по геологии
Факультативный курс по геологии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева М.В. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Люди, задумайтесь о том, насколько
Мы безжалостны и недальновидны
При освоении этого мира.
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО
ГЕОЛОГИИ
Для учеников 6,7,8,9 классов.
Программа утверждена на ШМО
Учителей истории и географии
В апреле 2015 года.
Учитель географии М.В.Николаева
Снежинск
-
2 -
Первая часть программы рассчитана на учащихся 6,7 классов и может служить основой для дальнейшего изучения географии, ботаники, зоологии, экологии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "Геология" рассчитан на 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Он является началом изучения геологии в школе и служит важной основой для изучения других предметов.
Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий мир познаваем и что каждому можно прикоснуться к Земле, что все Явления природы могут быть объяснены.
Геология - фундаментальная наука, целое семейство родственных наук о строении, вещественном составе и истории формирования Земли. Современный лик Земли география не могла бы объяснить, не опираясь на геологическую основу. Геологические знания, наряду с другими науками позволяют предсказать знание основ геологии стало основной частью общего образования, одним из показателей образованности человека нашего времени. Своими теоретическими и фактическими данными геологии свидетельствуют о материальном мире, научно объясняет стихийные и катастрофические явления природы. Объясняет происхождение и эволюцию различных оболочек Земли, вплоть до тайны зарождения и развития жизни на протяжении геологических эпох.
Также данный курс способствует формированию у детей умений и навыков выполнения рисунков и схем, что учит мыслить, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, искать решения.
Цель курса "Геология" познать место, на котором живет человек, общаясь непосредственно с природой при помощи экскурсий и наблюдений.
Изучая данный курс учащиеся узнают о связи Земли с космическим пространством, влиянием космоса на многие процессы, происходящие на Земле, на живые организмы; познают уникальность нашей планеты в отличие от других планет Солнечной системы.
Вторая часть курса "Историческая геология" рассчитана тоже на 34 часа, 1 час в неделю и принадлежит к числу описательных наук, она повествует о геологической истории Земли со времени возникновения планеты, устанавливает причины образования определенных горных пород и связанных с ними полезных ископаемых. Это сложная и длительная геологическая история насыщена колоссальным числом природных явлений, событий, процессов.
Рассмотрений этих частей подводят базу под историко-геологический анализ, также уделяется значительное внимание методам фациального анализа на детском уровне 6-7 классов, является важнейшим инструментом познания физико-географических обстановок прошлого. Здесь подчеркивается, что закономерности изучения Земли, ее геологического развития выясняются при изучении и сопоставлении геологических разрезов. Достаточное время отводится описанию, дети учатся делать конкретные выводы, выбирать сознательный подход к оценке геологических данных.
Цель программы также заинтересовать проблемой, обратить внимание на необходимость дополнительных занятий по географии, которые не могут быть отражены в учебниках.
-
Жизнь природы приучает к вдумчивости,
Укрепляет нервы, воспитывает в людях
Умение видеть и жадность все объяснить.
Развивается искусство поиска, способность
Без чужой помощи делать выводы.
Надо ли доказывать, что разная природа
Приводит пытливого человека к разным
Выводам.
Д.Л.Арманд
В первом полугодии запланированы экскурсии с камеральными работами, дабы детям было легче воспринимать теоретический и практический материалы.
Во втором полугодии необходимо дать детям материал, который в дальнейшем бы подвел их к минимальным знаниям исторической геологии, изучению современной геологии.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ПРЕДМЕТА В ШКОЛЕ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-
овладение основами геологической науки;
-
формирование материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;
-
знакомство с основными направлениями геологической науки;
-
воспитание любви к Земле, природе, окружающему природному миру;
-
овладение знаниями и умениями, необходимыми для рационального использования
-
природных ресурсов и охраны окружающей среды;
-
овладение умениями применять приобретенные знания в производственной деятельности, включая правила поведения в природе, умение составлять схемы, таблицы, рисунки, умение пользоваться различными источниками информации, объясняя природные явления, оценивать природную и хозяйственную обстановку своей местности;
-
формирование необходимых умений и навыков учащихся, развитие у них логического мышления, памяти, воображения, умение создавать образ территории, стремления к постоянному развитию и самообразованию.
-
4 -
ГЕОЛОГИЯ
VI класс
( 34 часа, 1 час в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
ГЕОЛОГИЯ - НАУКА О ЗЕМЛЕ.
Основные ветви геологической науки. Предмет "геология". Некоторые исторические данные о г.Снежинске.
Требования к знаниям и уменияи.
Учащиеся должны знать:
-
определение геологии, закономерности развития Земли;
-
разделы геологии;
-
связи геологии с другими предметами;
-
как и почему образовался город Снежинск.
Экскурсия в археологический музей города №1.
Задачи: ознакомление с территорией нашего города с точки зрения археологии, знакомство со стоянками древних людей, знать причины образования своего города.
РАЗДЕЛ I
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (17 ЧАСОВ)
ТЕМА № 1. ПОЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ( 2 ЧАСА).
Основные способы познания окружающего нас мирового пространства.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
что дает изучение метеоритов, визуальные наблюдения Солнца, Луны;
-
что такое спектроскопия, радиоскопия, радиотелескопия;
-
космогоническая гипотеза.
Учащиеся должны уметь:
-
ориентироваться в основных способах познания мира.
ТЕМА № 2. ГОРНАЯ ПОРОДА. МИНЕРАЛ (3 ЧАСА).
Начальные геологические понятия "Горная порода", "Минерал". Понятие о горных породах и минералах. Отличие горных пород и минералов по внешним признакам (составление таблиц).
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
представлять, что такое горная порода и минерал;
-
своеобразие рельефа, горных пород своей местности и причин, их обусловивших, значение особенностей рельефа своей местности для человека;
Учащиеся должны уметь:
-
различать по внешним признакам осадочные и магматические горные породы.
- 5 -
ТЕМА № 3. ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ И ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЛИ.(1 ЧАС)
Упругие свойства горных пород. Сила тяжести. Земной магнетизм. Радиоактивность Земли. Химический состав Земли.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
для чего и с помощью каких методов изучаются физические и химические свойства Земли.
ТЕМА № 4. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (1 ЧАС).
Краткий обзор геологических процессов.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
как протекает развитие Земли в борьбе эндогенных и экзогенных процессов.
ТЕМА № 5. ГОРЫ И РАВНИНЫ (1 ЧАС).
Возраст развития рельефа. Морфология горных стран. Уровни вершин некоторых горных стран.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
названия и уровни гор и равнин;
Учащиеся должны уметь:
-
показывать на карте горы и равнины.
ТЕМА № 6. ОХРАНА НЕДР. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ЧЕЛОВЕКОМ (1 ЧАС).
Недра - это верхняя часть земной коры, в пределах которой имеются определенные запасы минеральных ресурсов используемые человеком. Минеральные ресурсы и их использование. Глобальная проблема обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
назначение использования сырьевых богатств Земли;
-
месторасположение основных запасов полезных ископаемых в нашей стране и во всем мире;
-
какие полезные ископаемые иссякнут в ближайшее время.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать на карте месторасположение полезных ископаемых.
- 6 -
ТЕМА № 7. ЗНАКОМСТВО С МЕСТНЫМИ ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ (4 ЧАСА).
Экскурсии № 2, 3, 4, 5.
Задачи: учащиеся должны познать место в котором живут, познакомиться с породами, на которых стоит наш город, научиться отличать горные породы от минералов.
ТЕМА № 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД (2 ЧАСА).
Как различать минералы и горные породы. Работа с определителем минералов. Оборудование рабочего места. Определение отдельных отличительных признаков минералов. Работа с определителем пород. Порядок пользования определителем. Определитель минералов и пород. Словарь минеральных видов.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
порядок и закономерности определения минералов и горных пород;
-
основные минеральные виды.
Учащиеся должны уметь:
-
определять основные виды минералов и горных пород.
Практическая работа № 1. "Изучение и описание горных пород".
Задачи: ознакомление учащихся с породами , на которых стоит наш город, познать отличия минералов от горных пород.
ТЕМА № 9. ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (2 ЧАСА).
Формирование геологического музея своими силами. Выставка горных пород и минералов, на которых стоит наш город.
РАЗДЕЛ II
ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ (16 ЧАСОВ)
ТЕМА № 1. ЗЕМЛЯ НАЧИНАЕТСЯ В КОСМОСЕ (3 ЧАСА)
Большой взрыв и его последствия. Тайны Солнца. Значение Солнца для жизни на Земле в различных представлениях ученых. Существенное влияние на возникновение и развитие жизни на Земле.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
происхождение планеты Земля;
-
развитие Земли;
-
каково значение Солнца для планеты Земля.
- 7 -
ТЕМА № 2. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ЧАСА)
Строение Земли. Мантия. Земное ядро. Перемещение литосферы. Взгляды Альфреда Вегенера. Идеи дрейфа материков. Скорость движения литосферных плит. Магнитное поле Земли.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
строение Земли;
-
перемещение и скорость литосферных плит;
-
точку зрения А. Вегенера.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснить, почему Земля - магнит;
-
объяснить, как влияют магнитные бури на здоровье человека.
ТЕМА № 3. ЛИК ЗЕМЛИ (10 ЧАСОВ)
Формирование лика Земли. Существование материка Пангея и его раскол. Возникновение Тихого океана. Перемещение океана Тетис. Существование и гибель Атлантиды. Формирование крупнейшего материка земного шара. Мировой океан и его значение для жизни на земле. Кораллы. Биологические богатства Мирового океана, угроза им гибелью. Землетрясение. Лунотрясение. Вулканизм.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-
как возник и сформировался Земли;
-
о формировании материков и океанов.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать на карте расположение древних и современных материков и океанов.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: учащийся должен познать место, на котором живет человек, общаясь непосредственно с природой при помощи экскурсий и наблюдений; познание связей Земли с космическим пространством, влияние космоса на многие процессы, происходящие.
-
8 -
ЛИТЕРАТУРА ПО ГЕОЛОГИИ.
-
Аксакалова Г.П. "Факультативные занятия по географии"
-
Викулова Н.П. "Совершенствование методики формирования картографических знаний и умений"
-
Громов П.А. "Рисунок в обучении физической географии"
-
Дик Н.Е. "Геология в полном курсе географии"
-
Журнал "География в школе"
-
Кирин Ф.Я. "География Челябинской области"
-
Кучер Т.В. "География для любознательных"
-
Малахов А.А. "Краткий курс общей геологии"
-
Методические организации в помощь учителю географии.
-
Неклюкова Н.П. "Общее землеведение"
-
Немец Ф. "Ключ к определение минералов"
-
Пивоварова Г.П. "По страницам занимательной географии"
-
Судо М.М. "Современная геология"
-
Флейшер М. "Словарь минеральных видов"
-
Шубаев Л.П. "Общее землеведение"
-
9 -
Все мы обязаны жизнью нашей планете -
Прекрасной и единственной Земле - матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по - детски беззащитной перед … нами, перед варваром - Человеком.
Ю.Н.Гладкий
Историческая геология принадлежит к числу описательных наук, она повествует о геологической истории Земли со времени возникновения земной горы, устанавливает причины образования определенных горных пород и связанных с ними полезных ископаемых. Рассматривая геологическое прошлое в хронологическом порядке, историческая геология помогает устанавливать закономерности развития Земли и земной коры на разных этапах геологической истории, восстанавливает эволюцию органического мира.
-
10 -
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ.
VII КЛАСС
( 34 ЧАСА 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ.
Основные этапы развития Земли. Геохронологическое летоисчисление.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития Земли;
- обобщенное представление о геохронологическом летоисчислении.
РАЗДЕЛ I
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ (25 ЧАСОВ).
ТЕМА № 1.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ПАЛЕОНТОЛОГИИ (2 ЧАСА)
Методы определения возраста горных пород. Возраст горных пород, относительный и изотопный. Стратиграфическая и геохронологическая шкалы. Геологическое летоисчисление. Эры и периоды. Восстановление условий образования горных пород. Фации и фациональный анализ. Геологические карты.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
о методах определение возраста пород;
-
иметь представление о геологическом летоисчислении.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с геохронологическими таблицами;
-
анализировать геологические карты.
ТЕМА № 2. ГЛАВНЫЕ ЭПОХИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЗЕМНОЙ КОРЫ (23 ЧАСА)
Докембрий и его особенности. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые. Палеозойская эра. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые. Мезозойская эра. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые. Кайнозойская эра. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые.
Требования к знаниям и уменияи.
Учащиеся должны знать:
-
причины месторасположения основных форм рельефа и полезных ископаемы;
-
общие сведения о главных эпохах образования;
-
причины разломов литосферных плит и зон землетрясений.
Учащиеся должны уметь:
-
ориентироваться в геологических картах;
-
составлять тектоническую схему мира;
-
анализировать месторасположение тех или иных полезных ископаемых;
-
применять свои знания и умения при выполнении практических работ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 (А,Б,В,Г).
Данная работа по теме "Составление тектонической схемы мира (геосинклинальные и платформенные области докембрийского, палеозойского, мезозойского и кайнозойского возрастов) выполняется в четыре приема после теоретического изучения каждой эры.
-
11 -
РАЗДЕЛ II
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ *(8 ЧАСОВ)
Геологическая изученность территории России. Тектоническое районирование и рельеф России. Восточно-Европейская платформа. Области палеозойской, мезозойской и кайнозойской (альпийской) складчатости. Взаимосвязь геологического строения, рельефа и полезных ископаемых. Охрана недр и рациональное использование полезных ископаемых России.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-
о взаимосвязи геологического строения, рельефа и полезных ископаемых и рационализации их использования;
-
о тектоническом районировании и рельефе России.
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать геологическую карту России;
-
определять возраст форм рельефа;
-
составлять карты тектонического районирования и размещения полезных ископаемых.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2. "СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ ТЕКТОНИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ".
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: роль и значение геологии в формировании мировоззрения учащегося, каждый гражданин страны должен знать об обеспечении минерально-сырьевой базы народного хозяйства своей страны.
В курсах геологии и исторической геологии дается перспектива поездкам в города: Екатеринбург, Полевское и Северск, Ильменский заповедник, Кунгурские пещеры для наглядного изучения соответствующих тем.
- 12 -
ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ.
-
Александров Н.И. "История родного края".
-
Бальчуков А.Д. "Свердловск"
-
Владимирская Е.В., Кагарламов А.У., Спасский Н.Я. "Историческая геология с основами палеонтологии".
-
Левитес Я.М. "Общая геология".
-
Немков Г.И., Левицкий Е.С., Гречишникова И.А. "Историческая геология".
-
Семенов Я.П., Туринге А.П. "Самоцветы СССР".