Факультативный курс по геологии

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Люди, задумайтесь о том, насколько

Мы безжалостны и недальновидны

При освоении этого мира.








ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО

ГЕОЛОГИИ


Для учеников 6,7,8,9 классов.







Программа утверждена на ШМО

Учителей истории и географии

В апреле 2015 года.





Учитель географии М.В.Николаева



Снежинск









  • 2 -

Первая часть программы рассчитана на учащихся 6,7 классов и может служить основой для дальнейшего изучения географии, ботаники, зоологии, экологии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Геология" рассчитан на 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Он является началом изучения геологии в школе и служит важной основой для изучения других предметов.

Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий мир познаваем и что каждому можно прикоснуться к Земле, что все Явления природы могут быть объяснены.

Геология - фундаментальная наука, целое семейство родственных наук о строении, вещественном составе и истории формирования Земли. Современный лик Земли география не могла бы объяснить, не опираясь на геологическую основу. Геологические знания, наряду с другими науками позволяют предсказать знание основ геологии стало основной частью общего образования, одним из показателей образованности человека нашего времени. Своими теоретическими и фактическими данными геологии свидетельствуют о материальном мире, научно объясняет стихийные и катастрофические явления природы. Объясняет происхождение и эволюцию различных оболочек Земли, вплоть до тайны зарождения и развития жизни на протяжении геологических эпох.

Также данный курс способствует формированию у детей умений и навыков выполнения рисунков и схем, что учит мыслить, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, искать решения.

Цель курса "Геология" познать место, на котором живет человек, общаясь непосредственно с природой при помощи экскурсий и наблюдений.

Изучая данный курс учащиеся узнают о связи Земли с космическим пространством, влиянием космоса на многие процессы, происходящие на Земле, на живые организмы; познают уникальность нашей планеты в отличие от других планет Солнечной системы.

Вторая часть курса "Историческая геология" рассчитана тоже на 34 часа, 1 час в неделю и принадлежит к числу описательных наук, она повествует о геологической истории Земли со времени возникновения планеты, устанавливает причины образования определенных горных пород и связанных с ними полезных ископаемых. Это сложная и длительная геологическая история насыщена колоссальным числом природных явлений, событий, процессов.

Рассмотрений этих частей подводят базу под историко-геологический анализ, также уделяется значительное внимание методам фациального анализа на детском уровне 6-7 классов, является важнейшим инструментом познания физико-географических обстановок прошлого. Здесь подчеркивается, что закономерности изучения Земли, ее геологического развития выясняются при изучении и сопоставлении геологических разрезов. Достаточное время отводится описанию, дети учатся делать конкретные выводы, выбирать сознательный подход к оценке геологических данных.

Цель программы также заинтересовать проблемой, обратить внимание на необходимость дополнительных занятий по географии, которые не могут быть отражены в учебниках.







  • Жизнь природы приучает к вдумчивости,

Укрепляет нервы, воспитывает в людях

Умение видеть и жадность все объяснить.

Развивается искусство поиска, способность

Без чужой помощи делать выводы.

Надо ли доказывать, что разная природа

Приводит пытливого человека к разным

Выводам.

Д.Л.Арманд



В первом полугодии запланированы экскурсии с камеральными работами, дабы детям было легче воспринимать теоретический и практический материалы.

Во втором полугодии необходимо дать детям материал, который в дальнейшем бы подвел их к минимальным знаниям исторической геологии, изучению современной геологии.


УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА


В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ПРЕДМЕТА В ШКОЛЕ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:


  • овладение основами геологической науки;

  • формирование материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;

  • знакомство с основными направлениями геологической науки;

  • воспитание любви к Земле, природе, окружающему природному миру;

  • овладение знаниями и умениями, необходимыми для рационального использования

  • природных ресурсов и охраны окружающей среды;

  • овладение умениями применять приобретенные знания в производственной деятельности, включая правила поведения в природе, умение составлять схемы, таблицы, рисунки, умение пользоваться различными источниками информации, объясняя природные явления, оценивать природную и хозяйственную обстановку своей местности;

  • формирование необходимых умений и навыков учащихся, развитие у них логического мышления, памяти, воображения, умение создавать образ территории, стремления к постоянному развитию и самообразованию.




  • 4 -



ГЕОЛОГИЯ

VI класс

( 34 часа, 1 час в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)


ГЕОЛОГИЯ - НАУКА О ЗЕМЛЕ.

Основные ветви геологической науки. Предмет "геология". Некоторые исторические данные о г.Снежинске.

Требования к знаниям и уменияи.

Учащиеся должны знать:

  • определение геологии, закономерности развития Земли;

  • разделы геологии;

  • связи геологии с другими предметами;

  • как и почему образовался город Снежинск.

Экскурсия в археологический музей города №1.

Задачи: ознакомление с территорией нашего города с точки зрения археологии, знакомство со стоянками древних людей, знать причины образования своего города.

РАЗДЕЛ I


ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (17 ЧАСОВ)


ТЕМА № 1. ПОЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ( 2 ЧАСА).

Основные способы познания окружающего нас мирового пространства.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • что дает изучение метеоритов, визуальные наблюдения Солнца, Луны;

  • что такое спектроскопия, радиоскопия, радиотелескопия;

  • космогоническая гипотеза.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в основных способах познания мира.

ТЕМА № 2. ГОРНАЯ ПОРОДА. МИНЕРАЛ (3 ЧАСА).

Начальные геологические понятия "Горная порода", "Минерал". Понятие о горных породах и минералах. Отличие горных пород и минералов по внешним признакам (составление таблиц).

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • представлять, что такое горная порода и минерал;

  • своеобразие рельефа, горных пород своей местности и причин, их обусловивших, значение особенностей рельефа своей местности для человека;

Учащиеся должны уметь:

  • различать по внешним признакам осадочные и магматические горные породы.



- 5 -

ТЕМА № 3. ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ И ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЛИ.(1 ЧАС)

Упругие свойства горных пород. Сила тяжести. Земной магнетизм. Радиоактивность Земли. Химический состав Земли.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • для чего и с помощью каких методов изучаются физические и химические свойства Земли.

ТЕМА № 4. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (1 ЧАС).

Краткий обзор геологических процессов.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • как протекает развитие Земли в борьбе эндогенных и экзогенных процессов.

ТЕМА № 5. ГОРЫ И РАВНИНЫ (1 ЧАС).

Возраст развития рельефа. Морфология горных стран. Уровни вершин некоторых горных стран.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • названия и уровни гор и равнин;

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте горы и равнины.

ТЕМА № 6. ОХРАНА НЕДР. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ЧЕЛОВЕКОМ (1 ЧАС).

Недра - это верхняя часть земной коры, в пределах которой имеются определенные запасы минеральных ресурсов используемые человеком. Минеральные ресурсы и их использование. Глобальная проблема обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • назначение использования сырьевых богатств Земли;

  • месторасположение основных запасов полезных ископаемых в нашей стране и во всем мире;

  • какие полезные ископаемые иссякнут в ближайшее время.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте месторасположение полезных ископаемых.





- 6 -


ТЕМА № 7. ЗНАКОМСТВО С МЕСТНЫМИ ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ (4 ЧАСА).

Экскурсии № 2, 3, 4, 5.

Задачи: учащиеся должны познать место в котором живут, познакомиться с породами, на которых стоит наш город, научиться отличать горные породы от минералов.

ТЕМА № 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД (2 ЧАСА).

Как различать минералы и горные породы. Работа с определителем минералов. Оборудование рабочего места. Определение отдельных отличительных признаков минералов. Работа с определителем пород. Порядок пользования определителем. Определитель минералов и пород. Словарь минеральных видов.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • порядок и закономерности определения минералов и горных пород;

  • основные минеральные виды.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные виды минералов и горных пород.

Практическая работа № 1. "Изучение и описание горных пород".

Задачи: ознакомление учащихся с породами , на которых стоит наш город, познать отличия минералов от горных пород.

ТЕМА № 9. ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (2 ЧАСА).

Формирование геологического музея своими силами. Выставка горных пород и минералов, на которых стоит наш город.

РАЗДЕЛ II


ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ (16 ЧАСОВ)


ТЕМА № 1. ЗЕМЛЯ НАЧИНАЕТСЯ В КОСМОСЕ (3 ЧАСА)

Большой взрыв и его последствия. Тайны Солнца. Значение Солнца для жизни на Земле в различных представлениях ученых. Существенное влияние на возникновение и развитие жизни на Земле.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • происхождение планеты Земля;

  • развитие Земли;

  • каково значение Солнца для планеты Земля.




- 7 -

ТЕМА № 2. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ЧАСА)

Строение Земли. Мантия. Земное ядро. Перемещение литосферы. Взгляды Альфреда Вегенера. Идеи дрейфа материков. Скорость движения литосферных плит. Магнитное поле Земли.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • строение Земли;

  • перемещение и скорость литосферных плит;

  • точку зрения А. Вегенера.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснить, почему Земля - магнит;

  • объяснить, как влияют магнитные бури на здоровье человека.

ТЕМА № 3. ЛИК ЗЕМЛИ (10 ЧАСОВ)

Формирование лика Земли. Существование материка Пангея и его раскол. Возникновение Тихого океана. Перемещение океана Тетис. Существование и гибель Атлантиды. Формирование крупнейшего материка земного шара. Мировой океан и его значение для жизни на земле. Кораллы. Биологические богатства Мирового океана, угроза им гибелью. Землетрясение. Лунотрясение. Вулканизм.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • как возник и сформировался Земли;

  • о формировании материков и океанов.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте расположение древних и современных материков и океанов.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: учащийся должен познать место, на котором живет человек, общаясь непосредственно с природой при помощи экскурсий и наблюдений; познание связей Земли с космическим пространством, влияние космоса на многие процессы, происходящие.








  • 8 -


ЛИТЕРАТУРА ПО ГЕОЛОГИИ.


  1. Аксакалова Г.П. "Факультативные занятия по географии"

  2. Викулова Н.П. "Совершенствование методики формирования картографических знаний и умений"

  3. Громов П.А. "Рисунок в обучении физической географии"

  4. Дик Н.Е. "Геология в полном курсе географии"

  5. Журнал "География в школе"

  6. Кирин Ф.Я. "География Челябинской области"

  7. Кучер Т.В. "География для любознательных"

  8. Малахов А.А. "Краткий курс общей геологии"

  9. Методические организации в помощь учителю географии.

  10. Неклюкова Н.П. "Общее землеведение"

  11. Немец Ф. "Ключ к определение минералов"

  12. Пивоварова Г.П. "По страницам занимательной географии"

  13. Судо М.М. "Современная геология"

  14. Флейшер М. "Словарь минеральных видов"

  15. Шубаев Л.П. "Общее землеведение"












  • 9 -


Все мы обязаны жизнью нашей планете -

Прекрасной и единственной Земле - матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по - детски беззащитной перед … нами, перед варваром - Человеком.

Ю.Н.Гладкий



Историческая геология принадлежит к числу описательных наук, она повествует о геологической истории Земли со времени возникновения земной горы, устанавливает причины образования определенных горных пород и связанных с ними полезных ископаемых. Рассматривая геологическое прошлое в хронологическом порядке, историческая геология помогает устанавливать закономерности развития Земли и земной коры на разных этапах геологической истории, восстанавливает эволюцию органического мира.











  • 10 -


ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ.

VII КЛАСС

( 34 ЧАСА 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)


ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ.

Основные этапы развития Земли. Геохронологическое летоисчисление.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития Земли;

- обобщенное представление о геохронологическом летоисчислении.

РАЗДЕЛ I

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ (25 ЧАСОВ).

ТЕМА № 1.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ПАЛЕОНТОЛОГИИ (2 ЧАСА)

Методы определения возраста горных пород. Возраст горных пород, относительный и изотопный. Стратиграфическая и геохронологическая шкалы. Геологическое летоисчисление. Эры и периоды. Восстановление условий образования горных пород. Фации и фациональный анализ. Геологические карты.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • о методах определение возраста пород;

  • иметь представление о геологическом летоисчислении.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с геохронологическими таблицами;

  • анализировать геологические карты.

ТЕМА № 2. ГЛАВНЫЕ ЭПОХИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЗЕМНОЙ КОРЫ (23 ЧАСА)

Докембрий и его особенности. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые. Палеозойская эра. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые. Мезозойская эра. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые. Кайнозойская эра. Продолжительность и границы, геосинклинали и платформы. Проявление складчатости. Органическая жизнь. Полезные ископаемые.

Требования к знаниям и уменияи.

Учащиеся должны знать:

  • причины месторасположения основных форм рельефа и полезных ископаемы;

  • общие сведения о главных эпохах образования;

  • причины разломов литосферных плит и зон землетрясений.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в геологических картах;

  • составлять тектоническую схему мира;

  • анализировать месторасположение тех или иных полезных ископаемых;

  • применять свои знания и умения при выполнении практических работ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 (А,Б,В,Г).

Данная работа по теме "Составление тектонической схемы мира (геосинклинальные и платформенные области докембрийского, палеозойского, мезозойского и кайнозойского возрастов) выполняется в четыре приема после теоретического изучения каждой эры.


  • 11 -

РАЗДЕЛ II


ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ *(8 ЧАСОВ)

Геологическая изученность территории России. Тектоническое районирование и рельеф России. Восточно-Европейская платформа. Области палеозойской, мезозойской и кайнозойской (альпийской) складчатости. Взаимосвязь геологического строения, рельефа и полезных ископаемых. Охрана недр и рациональное использование полезных ископаемых России.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • о взаимосвязи геологического строения, рельефа и полезных ископаемых и рационализации их использования;

  • о тектоническом районировании и рельефе России.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать геологическую карту России;

  • определять возраст форм рельефа;

  • составлять карты тектонического районирования и размещения полезных ископаемых.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2. "СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ ТЕКТОНИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ".

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: роль и значение геологии в формировании мировоззрения учащегося, каждый гражданин страны должен знать об обеспечении минерально-сырьевой базы народного хозяйства своей страны.

В курсах геологии и исторической геологии дается перспектива поездкам в города: Екатеринбург, Полевское и Северск, Ильменский заповедник, Кунгурские пещеры для наглядного изучения соответствующих тем.








- 12 -

ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ.





  1. Александров Н.И. "История родного края".

  2. Бальчуков А.Д. "Свердловск"

  3. Владимирская Е.В., Кагарламов А.У., Спасский Н.Я. "Историческая геология с основами палеонтологии".

  4. Левитес Я.М. "Общая геология".

  5. Немков Г.И., Левицкий Е.С., Гречишникова И.А. "Историческая геология".

  6. Семенов Я.П., Туринге А.П. "Самоцветы СССР".
























© 2010-2022