Воздействие человека на природные комплексы

Урок географии в 6 классе на тему: "Природный комплекс" "Воздействие человека на природный комплекс".  Цели и задачи: дать представление о природном комплексе показать, актуальность проблемы окружающей среды; формировать ценностные экологические ориентации познакомить учащихся с изменениями природных комплексов, особенностями, причинами и последствиями этих изменений; рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей  средой, приводя положительные и отрицательные примеры это...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воздействие человека на природные комплексыВоздействие человека на природные комплексыТема урока: Воздействие человека на природный комплекс.

Цели и задачи:

  • дать представление о природном комплексе

  • показать, актуальность проблемы окружающей среды;

  • формировать ценностные экологические ориентации

  • познакомить учащихся с изменениями природных комплексов, особенностями, причинами и последствиями этих изменений;

  • рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.

Средства обучения: Интерактивная доска; презентация, учебники.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы: рассказ, беседа, наблюдение.

Тип урока: урок - дискуссия.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, метод эвристической

беседы.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Описание

использованных

педагогических технологий

I

Организационный момент.

II

Вступительное слово учителя:

Посмотрите на интерактивную доску, что вы можете сказать об этих картинках, чем они отличаются?

Как по-вашему называется тема сегодняшнего урока?

Учитель объявляет тему урока, на интерактивной доске появляется название темы: «Природный комплекс», «Воздействие человека на природный комплекс»

Вероятный ответ учащихся:

Природа не измененная и природа, измененная человеком.

Вероятный ответ учащихся:

«Изменение природы человеком»


III

Изучение нового материала

Вспомните какие внешние оболочки Земли мы изучали в течение этого года.

По ходу того как дети называют оболочки Земли на интерактивной доске появляются фигуры с названиями оболочек. После чего фигуры объединяются и всплывает надпись: «Географическая оболочка».

Учитель: Внешние оболочки Земли находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют единую «Географическую оболочку»

На интерактивной доске появляется новый термин:

«Природный комплекс».

В переводе с латинского слово «комплекс» означает «сочетание». То есть «природный комплекс - это сочетание природных элементов, то есть компонентов природы: воды, воздуха, горных пород, растений и животных. Где бы мы ни были нас везде окружают природные комплексы не похожие друг на друга.

Вспомним природные зоны Земли:

На экране появляются две картинки: «влажный экваториальный лес» и «пустыня».

Являются ли природные зоны природными комплексами? Назовите еще природные комплексы.

Природные зоны - это достаточно крупные природные комплексы. Кто мне назовет менее крупные природные комплексы.

Назовите теперь более крупные природные комплексы чем природные зоны

А кто мне назовет самый крупный природный комплекс на Земле.

При затруднении учащихся ответить учитель просит посмотреть на схему: «географическая оболочка» в тетрадях.

Учитель: Человек в своей хозяйственной деятельности, не может не изменять природу.

Но с изменением одного компонента природного комплекса меняются и все остальное. Человек должен предвидеть все результаты своей деятельности по преобразованию природы и знать, к чему они приведут, так как неправильное воздействие на природу подчас помимо нужных результатов приносит нежелательные изменения.

Например:

Зайцы наносили вред саду. Для защиты от них сад обнесли изгородью, но вскоре сад погиб. Почему?

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель задает вопросы: Является ли сад природным комплексом? Из каких компонентов он состоит? Какие животные останутся жить в саду после того, как его обнесут изгородью? Как они повлияют на сад?

Общий вывод: за изгородь сада не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи; огражденные от них, расплодились мыши: они погубили молодые насаждения.

Организация самостоятельной работы с учебником. Представьте себе, что на большой площади вырубили лес. Что произойдет? Составление схемы на интерактивной доске:

Вырубка леса

Улетят птицы

Погибнут лесные звери

Уменьшится поступление кислорода в атмосферу

Будет меньше поглощаться из нее углекислого газа

Усилится рост оврагов

Понизится уровень грунтовых вод

Реки мелеют

А теперь рассмотрим другой пример, что произойдет, если на реке возвести плотину, выше которой образуется водохранилище.

Составление схемы на интерактивной доске.

Платина на реке

Образуется водохранилище

Повышение уровня воды в реке

Повышение уровня грунтовых вод

Заболачивание местности

Гидросфера, атмосфера, земная кора и биосфера.

Дети причерчивают схему в тетради.









Определяют природные зоны и называют их компоненты.



Вероятные ответы учащихся:

Тундра, саванна, степь и др.

Вероятные ответы учащихся:

Озеро, луг, овраг, небольшое болото и др.

Вероятные ответы учащихся:

Материки, океаны.

Географическая оболочка









Учащиеся решают проблемное задание под руководством учителя, высказывают различные гипотезы.











Составляют схему в тетрадях, а затем на интерактивной доске.









Составляют схему в тетрадях, а затем на интерактивной доске.





Использование информационно-коммуникационных технологий:

1) Интерактивная доска

2) Мультимедийная презентация созданная в программе POWER Point

3)Слайды, заготовленные в программе блокнот MimioStudio)























Решение проблемного задания









Использование информационно-коммуникационных технологий:

Дети заполняют шаблон заранее заготовленной схемы на интерактивной доске с помощью программы блокнот MimioStudio

IV

Закрепление

Составление схемы на интерактивной доске:

Воздействие человека на природу«Положительное и отрицательное воздействие человека на природу»



-

+



Учащиеся выходят по очереди и записывают в схему пример положительного или отрицательного воздействия человека на природный комплекс на выбор.

Дифференцированный подход в обучении: учащиеся сами выбирают сколько и каких примеров (положительных или отрицательных) записать в схеме.

V

Рефлексия

Какие чувства вы испытали на уроке?

Что нам дает природа?

Почему мы должны беречь и охранять ее?

Какую пользу каждый из вас может оказать природе?

Ответы учащихся:

Продукты питания, одежду, строительные материалы и др.

Сажать деревья, не ломать ветки, не оставлять мусор на природе после походов.

VI

Домашнее задание п.47,48

Нарисовать природный комплекс на выбор: а) не измененный человеком б) измененный человеком

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022