- Преподавателю
- География
- Воздействие человека на природные комплексы
Воздействие человека на природные комплексы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джанаева З.Т. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Воздействие человека на природный комплекс.
Цели и задачи:
-
дать представление о природном комплексе
-
показать, актуальность проблемы окружающей среды;
-
формировать ценностные экологические ориентации
-
познакомить учащихся с изменениями природных комплексов, особенностями, причинами и последствиями этих изменений;
-
рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.
Средства обучения: Интерактивная доска; презентация, учебники.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы: рассказ, беседа, наблюдение.
Тип урока: урок - дискуссия.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, метод эвристической
беседы.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Описание
использованных
педагогических технологий
I
Организационный момент.
II
Вступительное слово учителя:
Посмотрите на интерактивную доску, что вы можете сказать об этих картинках, чем они отличаются?
Как по-вашему называется тема сегодняшнего урока?
Учитель объявляет тему урока, на интерактивной доске появляется название темы: «Природный комплекс», «Воздействие человека на природный комплекс»
Вероятный ответ учащихся:
Природа не измененная и природа, измененная человеком.
Вероятный ответ учащихся:
«Изменение природы человеком»
III
Изучение нового материала
Вспомните какие внешние оболочки Земли мы изучали в течение этого года.
По ходу того как дети называют оболочки Земли на интерактивной доске появляются фигуры с названиями оболочек. После чего фигуры объединяются и всплывает надпись: «Географическая оболочка».
Учитель: Внешние оболочки Земли находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют единую «Географическую оболочку»
На интерактивной доске появляется новый термин:
«Природный комплекс».
В переводе с латинского слово «комплекс» означает «сочетание». То есть «природный комплекс - это сочетание природных элементов, то есть компонентов природы: воды, воздуха, горных пород, растений и животных. Где бы мы ни были нас везде окружают природные комплексы не похожие друг на друга.
Вспомним природные зоны Земли:
На экране появляются две картинки: «влажный экваториальный лес» и «пустыня».
Являются ли природные зоны природными комплексами? Назовите еще природные комплексы.
Природные зоны - это достаточно крупные природные комплексы. Кто мне назовет менее крупные природные комплексы.
Назовите теперь более крупные природные комплексы чем природные зоны
А кто мне назовет самый крупный природный комплекс на Земле.
При затруднении учащихся ответить учитель просит посмотреть на схему: «географическая оболочка» в тетрадях.
Учитель: Человек в своей хозяйственной деятельности, не может не изменять природу.
Но с изменением одного компонента природного комплекса меняются и все остальное. Человек должен предвидеть все результаты своей деятельности по преобразованию природы и знать, к чему они приведут, так как неправильное воздействие на природу подчас помимо нужных результатов приносит нежелательные изменения.
Например:
Зайцы наносили вред саду. Для защиты от них сад обнесли изгородью, но вскоре сад погиб. Почему?
Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель задает вопросы: Является ли сад природным комплексом? Из каких компонентов он состоит? Какие животные останутся жить в саду после того, как его обнесут изгородью? Как они повлияют на сад?
Общий вывод: за изгородь сада не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи; огражденные от них, расплодились мыши: они погубили молодые насаждения.
Организация самостоятельной работы с учебником. Представьте себе, что на большой площади вырубили лес. Что произойдет? Составление схемы на интерактивной доске:
Вырубка леса
↓
Улетят птицы
↓
Погибнут лесные звери
↓
Уменьшится поступление кислорода в атмосферу
↓
Будет меньше поглощаться из нее углекислого газа
↓
Усилится рост оврагов
↓
Понизится уровень грунтовых вод
↓
Реки мелеют
А теперь рассмотрим другой пример, что произойдет, если на реке возвести плотину, выше которой образуется водохранилище.
Составление схемы на интерактивной доске.
Платина на реке
↓
Образуется водохранилище
↓
Повышение уровня воды в реке
↓
Повышение уровня грунтовых вод
↓
Заболачивание местности
Гидросфера, атмосфера, земная кора и биосфера.
Дети причерчивают схему в тетради.
Определяют природные зоны и называют их компоненты.
Вероятные ответы учащихся:
Тундра, саванна, степь и др.
Вероятные ответы учащихся:
Озеро, луг, овраг, небольшое болото и др.
Вероятные ответы учащихся:
Материки, океаны.
Географическая оболочка
Учащиеся решают проблемное задание под руководством учителя, высказывают различные гипотезы.
Составляют схему в тетрадях, а затем на интерактивной доске.
Составляют схему в тетрадях, а затем на интерактивной доске.
Использование информационно-коммуникационных технологий:
1) Интерактивная доска
2) Мультимедийная презентация созданная в программе POWER Point
3)Слайды, заготовленные в программе блокнот MimioStudio)
Решение проблемного задания
Использование информационно-коммуникационных технологий:
Дети заполняют шаблон заранее заготовленной схемы на интерактивной доске с помощью программы блокнот MimioStudio
IV
Закрепление
Составление схемы на интерактивной доске:
Воздействие человека на природу«Положительное и отрицательное воздействие человека на природу»
-
+
Учащиеся выходят по очереди и записывают в схему пример положительного или отрицательного воздействия человека на природный комплекс на выбор.
Дифференцированный подход в обучении: учащиеся сами выбирают сколько и каких примеров (положительных или отрицательных) записать в схеме.
V
Рефлексия
Какие чувства вы испытали на уроке?
Что нам дает природа?
Почему мы должны беречь и охранять ее?
Какую пользу каждый из вас может оказать природе?
Ответы учащихся:
Продукты питания, одежду, строительные материалы и др.
Сажать деревья, не ломать ветки, не оставлять мусор на природе после походов.
VI
Домашнее задание п.47,48
Нарисовать природный комплекс на выбор: а) не измененный человеком б) измененный человеком
Записывают домашнее задание.