- Преподавателю
- География
- Рабочая программа краеведческого кружка
Рабочая программа краеведческого кружка
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Довгань Е.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская школа - гимназия»
Красногвардейского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
«Октябрьская школа - гимназия»
_____ _________________ ________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
Приказ №330 от 31 .08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
краеведческого кружка
«Азимут»
на период 2015/2016 учебный год
Составлено:
Довгань Е.В.,
учитель географии
высшей квалификационной
категории
Рассмотрено и рекомендовано Согласовано
на заседании школьного методического на заседании педагогического совета
объединения учителей школы
естественного цикла Протокол №14 от 31.08.2015 г
Протокол №1_от 25.08.2015 г.
Октябрьское , 2015
Пояснительная записка
Толерантность - это основополагающая компетентность, готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
Крым земля, которая является родиной для людей многих национальностей. Поэтому, в РК воспитание толерантности должно стать основной заботой всех участников воспитательного процесса.
Каждый день мы познаём что-то необычное и интересное, стремимся в поездки за новыми знаниями и впечатлениями, но порой забываем, что рядом находится неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись с ней, ребята сделают для себя много открытий. Данная программа является дополнением к школьным программам по географии, истории, это одна из форм краеведческой и воспитательной работы.
Краеведение - не для прошлого и о прошлом, а для будущего и о будущем. Сущность краеведения преподаваемого в школе заключается во всестороннем изучении в учебно-воспитательных целях конкретной территории родного края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.
Данная программа направлена прежде всего на расширение кругозора учащихся, их представлений об исторических событиях в той или иной степени повлиявших на жизнь полуострова, через ознакомление с многообразием Крымской топонимики. Программа нацелена на воспитание терпимого доброжелательного отношения школьников к представителям других национальностей, их историческим корням и культурным традициям, без утраты национального самосознания, уважения к истории и культуре своего народа.
Акутальность программы курса состоит в том, что сейчас назрела острая необходимость в духовно-нравственном воспитании учащихся, формировании толерантности как основополагающей компетентности, готовности и способности человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Данная программа способствует любви к своей малой Родине, краю, где человек родился и вырос. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота своей земли.
Программа сочетает в себе социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Очень важно, что через изучение топонимики, родословной ученик постигает мир и народную мудрость. Программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая республику , район, окрестности поселка, учащиеся получают необходимые сведения и знания в области географии, топонимики, истории и традиций народов , а так же практические умения и навыки и применение методов исследования. Программа может осуществлять межпредметные связи, использовать наиболее активные формы самостоятельной работы учащихся, но и стать основой для организации работы всей школы по нравственному и патриотическому воспитанию.
Программа состоит из 4 разделов:
«Край, где мы живем»
"Малая Родина - мой посёлок и его окрестности ";
"Моя родословная";
"Топонимика нашей местности".
Цель: восстановление прерванной связи времён, возвращение утраченной любви к родной земле.
Задачи:
образовательная: развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности;
развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;
воспитательная: формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села.
Методы обучения:
- Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
- Проблемный метод используется главным образом на лекции , в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
- Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
- Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Основные формы проведения занятий: мини-лекции; тренинги, интеллектуальные игры; практические занятия в группах; работа с различными источниками информации; мини-исследования; защита проектов; конференции; семинары; экскурсии.
Единицей учебного процесса является блок занятий. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится преподавателем самостоятельно.
Формы контроля за качеством образовательного процесса:
самооценка и взаимооценка знаний учащимися; тестирование; анализ творческих работ.
Формами подведения итогов: выставки; фестивали; слёты, конференци, защиты проектов.
Все занятия, модифицируя, можно "приспособить" для детей любого возраста.
Программа рассчитана на учащихся 7-9 -х классов, так как это самый пытливый, самый активный школьный народ. Формирование детей в кружок свободное, по желанию, поэтому специфика работы кружка в разнообразии деятельности.
Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Основные знания, умения:
ученик должен знать: историю республики , района, поселения в разное время, основные названия окрестностей, знаменитых людей .
должен уметь: составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.
Содержание учебной программы.
Введение. Знакомство с целью и задачами кружка (2 час)
Раздел № 1. "Край, где мы живем» "(14часов)
Родной край -Республика Крым - часть России - частица мира. Наш край в далёком прошлом. Гордость земли крымской . Знаменитые люди. . Природные жемчужины края . Я живу в Красногвардейском районе, наши знаменитые земляки.
Раздел № 2. "Малая Родина - моё поселение"(14 часов)
Октябрьское - поселение и его территория, история. Улицы моего родного поселения. Героическое прошлое моих земляков. Ветераны ВОВ, дети войны, герои -труженники.
Раздел № 3 "Моя родословная"(10 часов)
"Имя человека" … Моя родословная. История старинной фотографии моих предков. Мое семейное древо.
Раздел № 4 "Топонимика нашей местности"(10 часов)
Наука-топонимика. Топонимы республики, района, поселения. Сбор названий окрестностей нашего поселения, их происхождение, значение. Исчезнувшие с карты района названия, причины и изменения.
Подведение итогов (2часа)
Экскурсии ( 14 часов)
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(68 ЧАСОВ, 2 Ч. В НЕДЕЛЮ)
№
п/п
дата
Тема занятия
Форма проведения
Кол-во
часов
запланир.
фактич.
Раздел № 1. "Край, где мы живем» "
1
Вводное занятие. Цели и задачи.
беседа
1
2
Родной край -Республика Крым - часть России - частица мира.
Беседа (теоретический материал)
Презентация
1
3
Наш край в далёком прошлом.
Презентация
2
4
Гордость земли крымской .
Беседа,
подбор материала
2
5
Знаменитые люди.
Презентация,
сообщения, лекторий для 5-6 х классов
2
6
Природные жемчужины края
Подготовка фотовыставки, викторины для
7-х классов
2
7
Я живу в Красногвардейском районе
беседа
2
8
Знакомство с экспозициями по истории района.
экскурсия в краеведческий музей п. Красногвардейское
4
9
Наши знаменитые земляки.
Презентации, сообщения
2
Раздел № 2. "Малая Родина - моё поселение"
10
Октябрьское поселение и его территория, история образования.
Беседа
Презентация
1
11
Улицы моего родного поселения (названия, значение, происхождение)
Беседа, подбор материала, составление
презентации
2
12
Конкурс "картографов"
Составление карты поселения Октябрьское, защита проектов
2
13
Героическое прошлое моих земляков.
Беседа
Презентация
1
14
Дети войны
Сбор материала о детях войны
2
15
Депортация народов Крыма
Сбор материала о
депортированных
2
16
Круглый стол
Встреча с детьми войны, депортированными
2
17
Знакомство с материалами об учителях нашей школы.
Сбор материала, составление альбома, презентаций
2
18
Учителя-ветераны труда
Сбор материала, статья в школьную газету, организация фотовыставки
2
Раздел № 3 "Моя родословная"
19
Значение имени человека в его жизни
Беседа (теоретический материал) и игра
6-х классов
2
20
Имена в жизни нашей школы
Сбор данных об именах учеников и об интересных новых именах.
2
21
Необычные фамилии, их происхождение и значение
Сбор данных, проведение анкет, подведение итогов
2
22
Моя родословная.
Сбор данных. Выяснить, до какого колена знают родственников.
Оформление семейного древа.
2
23
История старинной фотографии моих предков
Выступления членов кружка, организация фотовыставки, проведение школьного конкурса, презентации.
2
24
Мое семейное древо.
Конкурс семейных родословных
2
25
Народы и родословные Крыма
Экскурсия в этнографический и краеведческие музеи г. Симферополя
4
Раздел № 4 "Топонимика нашей местности"
26
Наука-топонимика
Беседа, работа со словарями понятий
2
27
Топонимы республики Крым, их происхождение и значение
Сбор данных, оформление выставки плакатов, презентации
2
28
Топонимы района, посёлка, их значение и происхождение
Сбор данных, презентации
1
29
Праздники наших окрестностей
Сбор материалов
1
30
Исчезнувшие с карты района названия
Сбор данных, презентации, составление карты
2
31
Топонимы нашей местности
Составление словаря - топонимов нашей местности
2
32
Мероприятие «Наш край родной»
Пресс-конференция
1
33
Заключительное занятие
Подведение итогов
1
34
Экскурсия по Крыму
6
итого
68ч.