Конспект урока на тему Климат и агроклиматические условия Оренбургской области

Урок географического краеведения Оренбургской области. На уроке учащиеся не только узнают новое о климате Оренбургской области, но и закрепляют навык работы с климатической картой, анализируя ее и выполняя работу на контурной карте. Учащиеся работают самостоятельно с учебником и заполняют таблицу. Закрепляют навык построения столбиковых диаграмм.
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географического краеведения по Оренбургской области.

Учитель: Аксенова В.И.. Класс: 9

Тема урока: Климат и агроклиматические условия Оренбургской области.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: урок - практикум.

Цели: создать условия формирования знаний климатических карт, научить читать таблицы для определения показателей климата,

организовать деятельность учащихся по формированию умений анализировать климатические карты, таблицы для определения показателей климата,

обеспечить условия формирования умения оценивать значимость суммарной радиации, температуры и осадков для территории Оренбургской области.

Оборудование: атлас Оренбургской области, учебник «География Оренбургской области. Природа». Учебное пособие. Чибилев А.А., Петрищев В.П. - 3-е изд. Г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005. « География Оренбургской области . Природа». Издательство: Оренбургское литературное агентство «Орлит-А», 2006.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач перед учащимися.

- На уроке должны получить знания об особенностях климата Оренбургской области. Научиться анализировать таблицы с характеристиками климата, климатическую карту. Выполнить задания на контурной карте Оренбургской области.

3. Новый материал.

-Вспомните определение понятия «климат».

Сообщение учителя о климате Оренбургской области: «Климат Оренбургской области континентальный, с жарким, сопровождающимся суховеями летом и холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Абсолютная амплитуда колебаний между крайними значениями температур велика и достигает 85°С. Зима отличается постоянством отрицательных температур и суровыми морозами. Лето солнечное и жаркое, в дневные часы, особенно в июле. Вегетационный период около 180 дней.

Характерной чертой климата области является его засушливость. Выпадающие летом осадки не успевают впитываться в почву, так как высокие температуры воздуха способствуют их быстрому испарению. Осадки на территории области распространяются неравномерно. Максимальное количество осадков выпадает на хребте Малый Накас (до 550 мм в год). Примерно 60-70% годового количества осадков приходится на теплый период, что несколько сглаживает засушливость климата.

Низкая обеспеченность оренбургских степей влагой часто приводит к засухе. За последнее столетие в северо-западных районах области сильные и средние засухи наблюдались один раз в 3-4 года. Продолжительность залегания снегового покрова составляет от 135 дней на юге до 154 дней на севере.

Глубина промерзания почвы достигает в среднем на северо-западе 70 см, в восточных районах - 1 м. Для степей Оренбуржья характерны метели, наблюдающиеся при сильном ветре и низкой температуре, которые называются буранами. Средняя дата образования устойчивого снежного покрова - 21 ноября, схода - 6 апреля. Безморозный период - 109 дней. Максимальная глубина промерзания почвы - 2 м».

-Определите положение Оренбургской области на климатической карте. В пределах какого климатического пояса она находится?

-Какие климатические факторы оказывают влияние на климат области?

-Заполните таблицу, используя учебник с. 55-61 и атлас с.10-11:

Время года

Средние температуры

Воздушные массы

Осадки

Продол-

жительность

Характерные признаки

Зима


Весна


Лето


Осень


-Объясните причины быстрого таяния снега весной в Оренбургской области. К каким последствиям это приводит?

-По климатической карте Оренбургской области установите возвышенности с повышенным количество осадков.

3. Практическая работа с контурными картами Оренбургской области.

-Нанесите основные показатели климата (среднюю температуру января, июля, годовое количество осадков, основные направления движения воздушных масс).

4. Изучение нового материала об агроклиматических ресурсах Оренбургской области.

-Сообщение учителя: «Низкая влагообеспеченность степей нередко приводит к засухе. За последние 100 лет в С-З части области наблюдались 1 раз в 3-4 года средние и сильные засухи, а на юге 1 раз в 2-3 года.
Длительность залегания снежного покрова колеблется от 135 дней на Ю до 154 дней на С. Касательно снежного покрова, средняя из наибольших декадных высот составляет от 60 до 20 см, снижаясь с С на Ю.
Глубина промерзания земли составляет на С-З 70 см, на В - 1 м.
В степях Оренбургской области наблюдаются сильные метели, особенно при сильном ветре и низкой температуре. Они называются буранами.

-Откройте почвенную карту Оренбургской области (с. 15). Какой тип почв преобладает?

«Поскольку область расположена в лесостепной и степной зонах, ей свойственны богатые почвенные ресурсы, благоприятные для возделывания зерновых и технических культур. Поэтому все черноземные степи распаханы, под пашней находится 51% всей территории.

Распаханность - самая высокая в РФ. Леса области занимают немного - 4 % территории, включая известный Бузулукский бор.
В структуре пахотных угодий черноземы занимают 79%, подтип темно-каштановых почв - 16%, серые лесные почвы - 4% площади области. Особенно острым является вопрос борьбы с водной и ветровой эрозией, поскольку сохранение почвенного покрова приводит к повышению урожайности. Однако в последнее время создание защитных лесонасаждений резко сократилось».

-Постройте столбиковую диаграмму «Структура пахотных угодий».

5. Закрепление.

-Какие черты климата Оренбургской области благоприятны для человека?

-Какие черты климата Оренбургской области являются неблагоприятными?

(Если учащихся не полностью сформулировали ответ, следует обратить их внимание на текст учебника (с.62.)

6. Итог урока.

- Какие особенности климата в нашей области вы можете назвать?

7.Домашнее задание: учить §6,7.

8. Рефлексия.




© 2010-2022