Краеведческий кружок Уголок России

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Колодежанская основная общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области




Принято

на заседании педагогического совета

протокол №1

от «28» августа 2015г

Рассмотрено

на заседании МО



протокол №

« » _________________ 2015г.

Утверждаю:

директор школы

__________Т.В. Кичик

приказ №


« » _________________ 2015г.




Краеведческий кружок

«Уголок России»


на 2015 -2016 учебный год

Составила: Никитцова Татьяна Юрьевна, учитель географии


Программа краеведческого кружка "Уголок России"

«Любить свою Родину - значит знать её» В.Г.Белинский

Пояснительная записка

Краеведение - один из элементов географического образования в школе. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственности и патриотизма.

Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их жизнью родного села, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитывая идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Программа кружка «Уголок России» предназначена для учащихся 8-9 классов как внеурочное занятие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Программой предусматривается 35 занятий. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более продолжительное время.

Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который состоит из следующих разделов: «Введение», «Страницы истории», «Географическое положение», «Особенности природы», «Население: история и современность», «Формирование хозяйства», «Проблемы», «Творческий проект».

Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводитьопросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой, с Интернет-ресурсами. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию мышления. Предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники природы, истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне села. Важное место занимают беседы с интересными людьми, встречи.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль руководителя кружка заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, тесты).

Цель:

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубление и расширение знаний о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре.

  • Обучение учащихся методам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

Развивающие:

  • Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности

  • Развитие познавательного интереса к родному краю.

  • Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;

  • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

Принципы построения программы:

  • научность

  • доступность

  • практическая направленность

  • от простого к сложному

  • интеграция и дифференциация

Основные формы и методы:

  • Практические работы.

  • Беседы, рассказы, лекции.

  • Исследования.

  • Дискуссии.

  • Встречи с интересными людьми.

  • Походы, экскурсии.

  • Конкурсы, викторины.

  • Интервью, анкетирование.

  • Составление презентаций в программе MicrosoftOfficePowerPoint .

  • Работа с Интернет-источниками.

Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности.

  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности.

  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение учащихся находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность учащихся предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность учащихся принимать участие в природоохранной деятельности.

  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

  6. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

Учащиеся должны знать / понимать:

  • Историю образования своего села, его традиции и культуру.

  • Особенности географического положения села.

  • Замечательных людей своего села.

  • Особенности природы родного края.

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные этапы истории села, школы.

  • Определять географическое положение и границы села.

  • Называть и показывать формы рельефа, внутренние воды.

  • Систематизировать информацию о родном крае.

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Оценивать экологическую ситуацию.

  • Оформлять памятки, фотоколлажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

  • Составлять анкеты.

  • Работать с первоисточниками.

  • Составлять доклады, рефераты.

Параметры результативности исследовательской деятельности:

1.Успешность исследовательской деятельности.

2. Уровень усвоения краеведческих знаний.

3. Уровень развития коммуникативных качеств.

4. Освоение культурных форм сосуществования в социуме.

5. Сотрудничество с центрами дополнительного образования, музеями.

Основные направления деятельности:

Научная работа:
- работа в архиве;
- исследовательская работа:
- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.
Творческая работа:
- составление сценариев проведения краеведческих мероприятий и интеллектуальных игр;
- проведение заседаний, конкурсов, праздников.
Агитационная работа:
- выпуск тематических газет;
- подготовка публикаций в СМИ;
- выпуск буклетов, брошюр, создание фотоальбомов и видеозаписей.
Экологическая работа:
- исследование экологических проблем;
- практическая деятельность по охране природы (акции, марафоны и т. п.);
- участие в творческих конкурсах.
Методическая работа:
- создание пособий краеведческого характера (презентаций и др.)

- участие в научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня (школьных, муниципальных, региональных)
Краеведческая работа:
- изучение истории образования села, создания школы;
- изучение природы малой родины;
- изучение населения.

Учебно-тематический план.

Тема занятия

количество часов

Дата

проведения

теорет.

практ.

всего

Введение.

1

0

1

календарная

фактическая

I

Страницы истории.

2

3

5

II

Географическое положение.

2

2

4

III

Особенности природы.

2

5

7

IV

Население: история и современность.

2

4

6

V

Формирование хозяйства.

3

3

7

VI

Проблемы.

2

2

4

VII

Творческий проект.

2

2

Всего

14

21

35

Резерв - 0 час

Содержание программы:

Введение. Цели и задачи изучения родного края. Важность поисковой работы. Взаимосвязь истории и современности. Беседы по технике безопасности: правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, действия при чрезвычайных ситуациях в природе и в сельском поселении. Правила поведения в природе.

1.Страницы истории. История села. Происхождение названия.

Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края. История возникновения села.

Лекция, изучение материалов из письменных источников

Знакомство с историей возникновения школы. Школа вчера, сегодня, завтра.

Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями, встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Оформление альбомов, стендов, папок.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Практическое занятие. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Создание фонотеки воспоминаний. Уход за братским захоронением.

II. Географическое положение. Характеристика географического положения. Границы, площадь села.

Практика:

1. Определение географического положения села.

2. Встреча с Главой «Колодежанский сельсовет»

III.Особенности природы. Природно-климатические и ландшафтные условия в районе села Колодежное. Формы рельефа. Полезные ископаемые в районе села: песок, глина. Внутренние воды: река Дон, грунтовые воды. Природная зона, особенности почв, растительного и животного мира. Виды, занесённые в Красную книгу. Природные ресурсы.

Краткое описание геологического объекта:
Одним из важнейших исторических памятников села Колодежное, конечно же, является водяная мельница. Появилась она в начале 18 века. Приводилась в движение мельница водой родника, который бьет из-под горы до настоящего времени; причем мощность родника такая, что водной массы хватало приводить в движение жернова без дополнительного водоема. Старинное название родника - кладезь, колодезь. От этого слова и произошло название села-Колодежное. Но задолго до основания села, еще в 15-16 веках родник был хорошо известен проезжим станицам, т.е. казачьим разъездам, в обязанности которых входило обнаруживать появление кочевников в крае. Вкусная родниковая вода привлекала к себе как степных кочевников, так и дозорных казаков. Много бурь, ветров, неожиданных поворотов истории коснулись прозрачных вод родника, берега которого остались невольными свидетелями прошедших эпох. И это ставит родник в один ряд с такими памятниками истории, как каменные идолы и курганы. Заметную роль в жизни села играет родник и водяная мельница и сегодня. Со всех сторон едут к нам люди посмотреть мельницу и попить вкусной ключевой воды.

Широта: 50.63 Долгота: 39.88 (градусы)

Практика:

1.Характеристика реки Дон, измерение скорости течения, ширины реки.

2.Поход. Изучение горных пород, остатков поселения.

3.Хозяйственная оценка природных условий.

4. Экскурсия.

IV. Население: история и современность. Численность, этнический и религиозный состав, тип воспроизводства. Трудовые ресурсы. Основные демографические процессы.

Наши земляки - участники Великой Отечественной войны. Условия труда и быта. Вклад жителей села в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Отдельные судьбы выпускников Колодежанской ООШ: военнослужащие, погибшие или раненные в горячих точках, выпускники - врачи, инженеры, учителя.

Знакомство с биографиями земляков, именами которых названы улицы .

Учителя школы - отличники народного просвещения.

Практика:

1.Составление анкет, встречи с интересными людьми, интервьирование.

2.Выпуск газет «Знаменитые люди нашего села».

V. Формирование хозяйства. Экономическое и социально-политическое развитие села. Социально-культурное развитие села.

Практика:

Экскурсии.

VI. Проблемы. Социально-экономический и культурный уровень жизни жителей села. Безработица. Экологические проблемы. Можно ли пить воду из реки Дон? Осенние и весенние пожары.

Практика:

1.Анализ воды из реки Дон.

2.Оформление памяток, листовок, аншлагов «Берегите природу!»

3.Участие в акциях по очистке берегов реки, села от пластика.

VII. Творческий проект.

Практика:

Выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной учащимися.

Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Подготовка презентации. Защита проекта.

Отчёт кружка как итог и реклама кружка.

Техническое оснащение программы:

1.Типовое здание школы.

2.Компьютер, принтер, сканер.

3.Цифровой фотоаппарат.

4.Медиапроектор.

5.Экран переносной.

Необходимая материальная база:

1.Инструменты для проведения исследовательской деятельности .

2.Расходные материалы (бумага, катриджи и др.).

Воспитательные мероприятия:

конкурсы и игры;

коллективные творческие дела;

внеклассные мероприятия.

Работа с родителями:

  • анкетирование «Ваше мнение об организации и проведении кружка»;

  • посещение занятий родителями;

  • участие в опросах, проводимых учащимися, по сбору информации;

  • «Дни открытых дверей»;

  • индивидуальные беседы.

Документы и материалы,
с учетом которых составлена программа:

Конституция РФ.

Конвенция ООН «О правах ребенка».

Закон об образовании.

Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ.

Программа развития воспитания в системе образования России на 2005 - 2010 гг.


© 2010-2022